Меню

Солнце гравюра с лицом

Самая известная и пугающая серия гравюр эпохи Возрождения. «Апокалипсис» 1498 года

Знаменитую серию из 15 гравюр Альбрехта Дюрера к «Откровению Иоанна Богослова», более известному как «Апокалипсис», нередко называют самым известным и пугающим произведениями Ренессанса.

Многие из изображений, вошедших в серию, к примеру «Четыре всадника Апокалипсиса», известны людям даже весьма далеким от искусства и просто потрясают мастерством исполнения с первого же взгляда.

Но какая же история предшествовала созданию «Апокалипсиса» 1498 года и чем же он столь исключителен?

К моменту начала работы над иллюстрациями (1496 год) Дюреру было всего около 25 лет и в то время он только открыл свою первую мастерскую в Нюрнберге. Считается, что к созданию серии апокалиптических гравюр мастера подтолкнуло его первое путешествие в Венецию в 1494 — 1495 годах, где он и познакомился с итальянским Ренессансом, столь значительно повлиявшим на сам стиль произведений. Однако сама историчность этого путешествия весьма спорна и возможно является не более чем красивой историей.

Несмотря на значительное количество времени, потребовавшегося на создание гравюр и печать самой книги, «Апокалипсис» не был для Дюрера работой по заказу. Столь масштабным проектом мастер занялся исключительно по собственной инициативе.

Текст немецкого издания был взят из «Кобергской Библии» 1483 года, а вся серия, вероятно, вырезана на грушевых досках и опиралась на теологические советы от Иоганнеса Пиркхаймера (отца друга Дюрера).

Кроме необычайного мастерства исполнения, изображения отличаются еще и рядом интересных особенностей:

Все гравюры подписаны монограммой Дюрера, что крайне необычно для подобных произведений того времени.

Кроме того, необычен и сам тип иллюстраций: во всю страницу на лицевой стороне и поясняющий текст на обороте, что представляет собой двойную версию изложенного (в картинках и словах), где читатель должен сравнить каждую иллюстрацию с написанным прежде, чем перейти к следующему шагу ознакомления со всем произведением.

В наше время подобная практика далеко не редкость для сказок и детских книг, но в XIV веке была совершенно удивительна, ведь перед читателем в прямом смысле открывался совершенно новый, доселе невиданный мир.

Никогда ранее видения Иоанна еще не были представлены в столь драматичном и наглядном виде.

Дюрер назвал свой апокалипсис «Большой книгой». Позже он опубликовал еще две «Большие книги»: «Жизнь Марии» и «Великие Страсти», некоторое время продававшиеся вместе как сборник.

«Апокалипсис» пользовался большой популярностью и в короткое время сделал Дюрера известным далеко за пределами своего родного города.

И совершенно не случайно.

В период политических и религиозных волнений, характеризующихся длительными ожиданиями и абсолютной неопределенностью будущего (в особенности за несколько лет до Реформации) интерес к апокалиптическим темам был необычайно велик. Публикация книги в 1498 году, одновременно на латинском и немецком языках, оказалась как никогда кстати.

В то время большая часть католической Европы с ужасом ожидала Страшного Суда, наступление которого ждали в 1500 году.

Благодаря большому тиражу несколько экземпляров книги сохранились и до наших дней, в большинстве своем в виде отдельных страниц с иллюстрациями, которые нередко продавались как самостоятельные произведения искусства, но только благодаря ним мы и сегодня можем видеть шедевры Альбрехта Дюрера созданные более 500 лет назад.

Источник

Тайны символики апокалиптической гравюры Дюрера «Четыре всадника»: Что хотел рассказать гений

Альбрехт Дюрер — живописец и гравер, которого обычно считают величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Его творчество богато религиозными произведениями, многочисленными портретами и автопортретами, и, конечно, гравюрами на меди и дереве. Интересна гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса», в котором среди изображенного хаоса и ужаса конца света есть авторский проблеск надежды.

Биография немецкого гения Возрождения

Дюрер был немецким мастером Возрождения, человеком, объявленным венецианскими художниками эпохи Возрождения лучшим художником королевства в 1506 году.

Он родился вторым сыном венгерского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего, который поселился в Нюрнберге в 1455 году, и Барбары Хольпер. Дюрер начал свое обучение рисовальщика в ювелирной мастерской своего отца. Не по годам развитые способности и исключительный талант доказывает великолепный автопортрет, написанный в 13-летнем возрасте, а также «Мадонна коронованная двумя ангелами» (выполнена в 14 лет). В 1486 году отец Дюрера организовал практику сына у художника-ксилографа Михаэля Вольгемута, портрет которого Дюрер напишет в 1516 году.

Читайте также:  Что значит солнце счастье

Автопортрет и Мадонна Дюрера

Талант, амбиции, острый и широкий интеллект Дюрера снискали ему внимание и дружбу со стороны наиболее выдающихся деятелей немецкого общества. Он стал официальным придворным художником императора Священной Римской империи Максимилиана I и его преемника Карла V, для которых Дюрер разработал ряд художественных проектов. В частности, для ратуши Нюрнберга художник написал два панно с изображением четырех апостолов с текстами Мартина Лютера, которые отдают дань уважения лютеранству.

Гравюры Дюрера

Будучи поклонником своего соотечественника Мартина Шонгауэра, Дюрер произвел революцию в гравюре, возвысив его до уровня самостоятельного вида искусства. Он расширил ее тональный и драматический диапазон и придал образам новую концептуальную основу. К 30 годам Дюрер завершил три из своих самых известных серий гравюр на религиозные темы: «Апокалипсис», «Большие страсти» и «Жизнь Богородицы».


Гравюры Дюрера

Внушительные результаты в гравюре привели к тому, что сам Максимилиан назначил Дюреру пожизненную пенсию — 100 гульденов в год, — выплачиваемую из сумм, ежегодно вносимых Нюрнбергом в императорскую казну.

В искусстве гравюры раскрывается талантливая душа Дюрера, богатая образами и тайными накопленными сокровищами сердца. Дюрер – глубокомысленнейший и величайший поэт-художник, которого только могла знать история искусства.

«Четыре всадника Апокалипсиса»

Есть в творчестве Дюрера фантастическая серия гравюр на дереве 1498 года. «Апокалипсис» Дюрера был издан в виде книги с 15 полностраничными иллюстрациями, каждая из которых обращена к странице текста. Третья гравюра из «Апокалипсиса» под названием «Четыре всадника» представляет собой драматически переработанную версию отрывка из книги Откровение (6: 1–8). частью которой является знаковая работа — «Четыре всадника Апокалипсиса». Приближающийся конец XV века породил слухи о приближающемся конце света. Поэтому все природные и климатические явления в виде комет, затмений, наводнений и эпидемий – были непременно связаны в умах народа с концом света. Сцены Апокалипсиса в «Четырех всадниках» лишь усилили преобладающее эсхатологическое настроение.


Альбрехт Дюрер Апокалипсис

Символика

На мощной гравюре Альбрехта Дюрера конца XV века изображены четыре всадника апокалипсиса (смерть, голод, война и чума). Концепция апокалипсиса проходит через писания иудаизма, христианства и ислама. В этой сцене прослеживается главный посыл — наказание Бога за грехи человечества. Многие в преддверии 15 века жили под впечатлением, что этот приговор вступил в силу. Именно поэтому, пользуясь настроением в обществе, Дюрер в период с в 1496 по 1498 годы создал 15 «апокалиптических» гравюр, которые пользовались большой популярностью. На гравюре изображены:
1. первый – лучник – это Победитель. Его победу символизирует белый цвет лошади. Однако завоевание приносит не мир, а тиранию человечества. Ужасные последствия этого греха преобладали в каждом поколении после Эдемского сада, и их можно увидеть во всех сферах общества (от правительственных кругов до семьи).
2. всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Писание говорит нам, что вторая лошадь ярко-красная. Это цвет кровопролития. Всадник владеет могучим мечом. Тирания, видимая в первом всаднике, ведет к крупномасштабной жажде господства, приносящей зло войны. Интересно, что Дюрер представляет первых двух всадников в турецких шляпах, поскольку турки были опасными вражескими захватчиками того времени.
3. третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Дюрер помещает третьего всадника и его черного коня в центр гравюры. Он размахивает весами для измерения объема еды, как если бы это было оружие. Гравюра также демонстрирует экономический дисбаланс, вызванный жадностью человека.
4. четвертый всадник – это Смерть. Четвертый всадник истощен. Он загребает свою добычу вилами. Лошадь здесь имеет бледный, ужасный цвет. «Его всадника звали Смерть». (v.8)
5. чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.
В Библии эти всадники являются по очереди. Поэтому художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.

Читайте также:  Решить задачу расстояние от солнца до меркурия


Инфографика

Не очень приятный сюжет. Но Дюрер дарит людям надежду! Все небо сияет Евангелием! Есть на гравюре знак присутствия Бога. Лучи от Его нимба можно увидеть в верхнем левом углу. Ангел Господень парит над всей сценой. Левая рука практически касается меча – и это символ того, что хотя разрушение велико и размашисто, но Бог все видит. Десница ангела благословляет. Зло греха будет продолжаться до скончания веков, но Бог не оставит Своих детей.

Глядя на работу «Четыре всадника» не трудно представить тот фурор и ужас, который вызывала гравюра у современников Дюрера. В 1500 году все жили в ожидании конца света. «Четыре всадника Апокалипсиса» и сейчас поражают воображение. Кажется, что всадники вот-вот сойдут с гравюры в реальный мир и начнут сеять хаос, разрушение и гибель. Но главное – это символ надежды Дюрера.

Просто таки сенсационные находки древней Руси находят наши геологи и археологи! Это же, представьте, нашли древнее дерево в Москве! Инородные картавые историки так переживали, не слишком ли насочиняли наше прошлое, ночами наверное не спят и вот тут наши землеройки прям камень сняли с плеч. Такие гигантские блоки и египтологов всего Мира идиотами выставляют, а наших, которые так трясутся у находок какой-то древесины, вообще настоящими балбесами! Вы видите сколько от нас скрывают всего? Вы думаете никто в правительстве как нашем, так и за бугром, не знает? Не будьте наивными!

Грани Агни Йоги 1965 г. 376. (М. А. Й.). Как же быть с тем, что порождено в этом воплощении вопреки требованиям морали? Вопрос сложен. Искупить или изжить придется все, ибо причина и следствие связаны прямой нитью. Если был кому-то или чему-то нанесен ущерб, какого бы ни было свойства, придется его возместить. Карма связывает с людьми, которым было сделано что-либо хорошее или плохое. Будем считать, что встретимся снова со всеми, с кем связаны нитями. Об этих будущих встречах можно помыслить, чтобы дать взамен прошлого лучшее, что можно дать. И если сейчас крест свой несется без возмущения, ропота и недовольства, но с осознанием неизбежности кармических расчетов, то это и есть мудрое освобождение от прошлых долгов. Так же будем поступать и при будущих кармических встречах. Учитель хочет скорее вас видеть уплатившими старые долги. Также придется помыслить и о причинах ментально-астрального свойства, которые придется изживать в Тонком Мире. Они насытят своими энергиями стража Порога, и с ними придется встретиться во всей их живой, обостренной и воплотившейся в соответствующие формы силе во время борьбы. К этому будем готовить себя здесь, уже сейчас вызывая превосходство духа и осознание возможности победы его над порождениями стихий. Формула, обращенная к ним – «не боюсь вас», – будет залогом победы.

Мир Огненный ч.2, 96 Осознание Высших Сил дается не в школах, не извне, но именно живет в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Тучи человечества от забвения самого нужного. Ночь дана, как возвышение духа, но люди сказали в неведении — сон подобен смерти. Нелепо сравнивать тайну чудесную с разложением. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами. Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное.

Источник

Легендарная гравюра Фламмариона: правда или подделка?

Как известно, представления людей о том, как устроено небо, земля и солнечная планета в течение веков сильно эволюционировали. Одним из самых известных изображений концепции, которая бытовала в поздние средние века, долгие годы считалась эта гравюра. Давайте узнаем её секреты.

Читайте также:  Сядет солнце за горой

На ней изображен некий странник (о том, что он — паломник, свидетельствует посох в его левой руке). Он долго-долго шел и добрёл до самого края земли, которая, судя по всему, плоская, потому что имеет край. Над землей, подобно стеклянному колпаку, водружено сферическое небо, под которым ходят звезды и солнце. Этот колпак явно не стеклянный, а проницаемый, потому что странник просовывает сквозь него голову. И за этим краем ему открывается удивительное! Оказывается, что планеты и кометы там, за краем Земли, ходят по каким-то своим странным орбитам, похожим на шестеренки механизмов и всякие конвейеры!

Гравюра сама по себе очень красива: это небо, звезды, солнце. Поражает фигура человека, будто разделенная надвое. Кроме того, учёные очень любили её за то, что она прекрасно иллюстрировала наивные представления человечества об астрономии.

На протяжении 20 века эта гравюра неоднократно использовалась в самых различных книгах, и астрологических, и астрономических, кочуя так бойко, что первоначальный её источник был практически утрачен (сегодня в интернетах подобное происходит практически повсеместно).

Ученым все-таки хотелось знать, что это за шикарная картинка и откуда она взялась. На основе сравнения с другими подобными изображениями небесных сфер решили, что относится она примерно к 1530-м годам и была изготовлена в Германии.

Однако исследования продолжались. Со временем искусствоведы и астрономы установили, что судя по деталям и их стилю, эта картинка «сшита», как чудовище Франкенштейна, из космологических картинок нескольких разных эпох. Самое древнее её воспроизведение нашлось в издании 1888 года » L’Atmosphere: Météorologie Populaire «, которое написал Камилль Фламмарион, баловавшийся гравировальным мастерством.

Поэтому сегодня учеными считается, что это — подделка, сделанная, возможно, именно Фламмарионом. Идею подобной иконографии он не придумал сам: разумеется, автор вдохновлялся существующими старинными изображениями, иначе бы так много людей столь долго не считали бы его работу подлинной.

Не все тут — чистая астрономия, есть и мистика. Например, колесо в небе взято из ветхозаветного Видения пророка Иезекииля — это то, что в христианстве позже станет одним из девяти чинов ангельских под названием «Престолы».

Поэтому те, кто считает, что Фламмарион (или другой публикатор 19 века) ничего не подделывал, а просто перекопировал подлинную утраченную ренессансную картинку, пытаются делать реконструкции того, как она могла выглядеть в полном виде. Например, есть такой вариант: здесь в Небесах не только эти самые Престолы, но и Тетраморф (четверное животное лев+орел+бык+человек, тоже явившееся Иезекиилю), а также сам Господь Вседержитель.

Подлинник ли это Ренессанса, или изящная игрушка эпохи историзма (верьте, скорее, во второе), но все равно, «Гравюра Фламмариона» пользуется константной популярностью. То ли нам всем хочется, как её главному герою, высунуть голову за край реального мира и увидеть непредставимое, то ли потому, что в ней много звезд, а люди обожают на них смотреть. То ли потому, что это очень гармоничное и рассудочное изображение того, что на самом деле изобразить не возможно — того, как кончается небо и насколько слоев делится космос.

Её раскрашивают в самые разнообразные цвета (первый вариант в моем тексте — лишь один из них). Изображают, разумеется, на всякой сувенирной продукции.

В общем, «Гравюра Фламмариона» — это один из редких примеров того, как доказательство подделки произведения искусства практически не уменьшило его популярности. Потому что тот, кто сфальсифицировал эту картину небес соединил вместе самые яркие и выразительные моменты старинных астрономических и астрологических картинок, и сделал такой яркий коктейль, выразительный видеоклип.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.

Источник

Adblock
detector