«Тест по теме «Наречие» 7 класс русский язык»
5.Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно:
а) несомненно, неумолчно, необдуманно;
б) несомненно, неумолчно, необдуманно,непременно;
в) невежливо, необдуманно, невнимательно;
г) неумолчно, несомненно, непременно.
6. Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях.
1. Солнце греет (не) по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не) интересно. 3 Он говорил (не) искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях нужно писать раздельно.
Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
В. В 1-м и 2-м случаях слитно, в 3-м –раздельно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — раздельно.
Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-ом – слитно.
Е. В 1 –м случае раздельно, во 2-м и в 3-м — слитно.
7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
…жерелье а о а о
К…мбинат о а а о
Возр…жение о о а аК…нверт а а о о8. Укажите не или ни нужно писать в словах данных предложений. 1.Темная ночь, н…где не мерцал огонек. 2.Путникам н…где было переночевать, и они построили шалаш. Выберите правильный ответ.
А. В обоих случаях не.
Б. В обоих случаях ни.
В. В 1-м случае нн, во 2-ом — ни.
Г. В 1-м случае ни, во 2-м — не
9. Какую букву нужно вставить? Задание аналогично заданию№ 7.
а) б) в) г)
справ… а а о оизредк… а а о оналев… о о а азатемн… а о о а
10 НН или н?? Задание, аналогичное заданию №7:
а) б) в) г)
Тума..о нн нн н нМысле…о н нн нн н
Неслыха…о н нн н ннМедле…о нн нн н н11. Какую букву нужно вставить О или Е? Задание, аналогичное №7:
а) б) в) г)
вообщ… о е о е
ещ… о е е о
свеж… е о о е
тягуч… о е е о
12. Как нужно писать данные наречия – слитно, раздельно или через дефис? Найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания о правописании соответствуют правописанию данных наречий:
а) б) в) г)
(кое)куда через дефис разд. разд. через дефис
Мало(помалу) разд. через дефис слитно через дефис
(за)границу слитно разд. слитно разд.
Бок (о) бок разд разд. через разд.
Дефис
14.Где нужно Ь? Задание, аналогичное заданию №7:
а) б) в) г)
невтерпеж… — — ь ьвскач… ь — ь —
15. Укажите, какое слово надо писать через дефис:
а) (в)двоем г)(во)вторых
б) (на)двое д) (по)двое
в)(во)вторые е)(на)двоих
16. В каких предложениях выделенное слово – наречие?
А. Оратор говорил убежденно.
Б.Собрание удивленно.
В. Лица у всех были сосредоточенны.
Г, Малыш рассеянно смотрел по сторонам.
17. Укажите, в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:
а) (НЕ)(за)что благодарить;
б) работать (НЕ)(за)чем;
в) ждать (не)(от)кого.
18.Определите разряд наречия по значению.
А) Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру.(Н.Гоголь)
1) определительное 2) обстоятельственное
Б)Выкупанная дождями окрестность казалась невиданно яркой в этот солнечный день.(К,Федин)
1) определительное 2) обстоятельственное
Ответы к заданиям: 1 Б, В; 2 б; 3 А; 4 в; 5 г; 6 А; 7 г; 8 Г; 9 б; 10 б; 11 б; 12 б; 13 г; 14 а; 15 г; 16 А, Г; 17 б;18 А)-2, Б)-1.
Оценки: за 20 -21 правильных ответов –«5»; за 16 – 19 –«4»; за 12 – 15 — «3»; за 8 – 11 — «2»
000b193e-280c70d8
Размер файла: 19 kB Загрузок: 29
Источник
Как нужно писать «не» с наречиями в словах данных предложений? 1.Солнце греет (не)по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не)интересно. 3. Он говорил (не)искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях нужно писать раздельно.
Б. Во всех случаях надо писать слитно.
В. В 1 и во 2 случаях слитно, в 3 — раздельно.
Г. В 1 случае слитно, в 2 и 3 раздельно
2 Н.ф- табун, нариц; неодуш, м.р., 2-е скл., в ед. ч.
Краск-корень и основа
Нов-корень и основа
Мысль-корень и основа
Вроде так,если не забыла что это вообще
Ответ:
1)Добро не мучит,всегда учит побеждать зло и стоит выше его.
2)Многие люди обычно то злятся на вас,то они предают вас,то и вовсе скрываются от вас.
3)Давно мне не снилось,или не мне,или тебе,или же вам.
4)Вечную,несомненную истину произнесли сегодня на заседании.
5)Маленькая игла вонзилась мне в сердце.
6)Ни мама,ни папа,ни брат-это мне не позволят сделать никогда.
7)Я ел вкусный ужин:котлету,пюре и салат.
доверенное лицо-правильный ответ под буквой d
Источник
Литература для ученика
Главная > Литература
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Ученик должен знать: своеобразие наречия как части речи; его место в системе других частей речи; общие и специфические признаки наречия в сравнении с ранее изученными частями речи; правила правописания наречий.
Ученик должен уметь: опознавать наречия в словосочетании и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении; характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с существительными, прилагательными, числительными, глаголами; определять способ образования наречий; грамотно писать наречия; использовать наречия в речи как средство связи предложений в тексте.
I. Изучение нового материала.
1. По данной теме прочитайте § 37-49.
2. Разберите I блок опорного конспекта.
3. Попробуйте восстановить его по памяти, заменяя данные примеры своими.
4. Вторую часть конспекта попробуйте составить сами (тема дана в I блоке конспекта, ч. II «Степени сравнения»).
5. Рассмотрите III часть опорного конспекта, связанную с правописанием наречия. Соотнесите каждый пункт III части с § учебника – это поможет вам в выполнении тренировочных упражнений и теста.
II. Закрепление нового материала.
1. Выполните упражнения из учебника: № 170,171,175,177,179,185,186,187,188,191 * ,193,196 * ,197,201,202 * ,203,206,207,214,218,219,221,225 * ,226,231,233,238,239 * ,242,246 *
номера из рабочей тетради Г.А. Богдановой: 2,5,9,14,16,17,26,27,29,32,34,36,37,39,41,43,44,48,50 * ,49,54 (II часть).
2. Выполните тренировочный тест, ответы проверьте в конце темы.
1. Укажите неверное утверждение.
А. Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.
Б. Наречия изменяются по числам.
В. Наречия могут сочетаться с существительными.
Г. В предложении наречия бывают сказуемыми.
2. Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.
А. За правое дело сражайся смело.
Б. Сослепу я наткнулся на бурелом.
В. Издалека доносилась песня.
Г. Он нарочно испортил картину.
3. В каком предложении выделенное слово – наречие?
А. Солнце светит по-весеннему .
Б. По весеннему небу плывут облака.
4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
А. Он слушал на уроке более внимательно.
Б. Ты сделал работу лучше всех.
В. Я стараюсь писать более красивее.
Г. Мой брат рисует хуже меня.
5. Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно:
а) несомненно, неумолчно, необдуманно;
б) несомненно, неумолчно, необдуманно, непременно;
в) невежливо, необдуманно, невнимательно;
г) неумолчно, несомненно, непременно.
6. Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях. 1. Солнце греет (не)по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не)интересно. 3. Он говорил (не)искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях нужно писать раздельно.
Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
В. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м – раздельно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м – раздельно.
Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м – слитно.
Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м – слитно.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
..жерелье а о а о
к..мбинат о а а о
возр..жение о о а а
почт..льон о а а а
8. Укажите, не или ни нужно писать в словах данных предложений. 1. Темная ночь, н..где не мерцал огонек. 2. Путникам н..где было переночевать, и они построили шалаш. Выберите правильный ответ.
А. В обоих случаях не.
Б. В обоих случаях ни.
В. В 1-м случае не , во 2-м – ни .
Г. В 1-м случае ни , во 2-м – не .
9. Найдите правильный разбор наречий по составу:
а) по — весеннему , зде сь ;
б) по- весеннему , здесь ;
в) по-весен н ему , зде сь ; ;
г) по- весен нему , зде сь .
10. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 7:
досрочн.. а о а о
11. Нн или н ? Задание, аналогичное заданию 7:
тума..о нн нн н н
мысле..о н нн нн н
неслыха..о н нн н нн
медле..о нн нн н н
12. Какую букву нужно вставить: о или е ? Задание, аналогичное заданию 7:
13. Как нужно писать данные наречия – слитно, раздельно или через дефис? Найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания о правописании соответствуют правописанию данных наречий:
(кое)куда через разд. разд. через
мало(помалу) разд. через слитно через
(за)границу слитно разд. слитно разд.
бок(о)бок разд. разд. через разд.
14. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 7:
невтерпеж.. — — ь ь
15. Укажите правильный ответ.
А. Он всегда жил в доме напротив .
Б. Он всегда жил в доме напротив.
В. Он всегда жил в доме напротив.
Г. Он всегда жил в доме напротив.
16. Укажите, какое слово надо писать через дефис:
а) (в)двоем; г) (во)вторых;
б) (на)двое; д) (по)двое;
в) (во)вторые; е) (на)двоих.
17. В каких предложениях выделенное слово – наречие?
А. Оратор говорил убежденно.
Б. Собрание удивлено.
В. Лица у всех были сосредоточены.
Г. Малыш рассеянно смотрел по сторонам.
18. Укажите, в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:
а) (не)(за)что благодарить;
б) работать (не)(за)чем ;
в) ждать (не)(от)кого .
За 20 правильных ответов – «5»; за 16-19 – «4», за 12-15 – «3»; за 8-11 – «2».
III. Контрольная работа.
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев. (114 слов.)
Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце – вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы. 1
Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнет расти.
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль.
(129 слов.) (По И. Соколову – Микитову.)
Грамматическое задание (см. текст I )
В I абзаце найдите наречия, подчеркивая их как члены предложения. Надпишите над ними смысловые группы.
Графически объясните правописание наречий. Найдите предложение, соответствующее схеме
[
— , , = ] . Разберите его синтаксически.
IV. Проверь себя: ответы к тесту.
Служебные части речи.
Учащийся должен знать признаки самостоятельных частей речи и служебных; правила употребления предлогов и союзов в устной и письменной речи; правила правописания союзов и предлогов.
Учащийся должен уметь различать предлоги и союзы, правильно их писать; употреблять предлоги в словосочетаниях со связью предложного управления; пользоваться предлогами – синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений; определять роль союзов, знаки препинания при них.
I. Изучение нового материала.
1. Прочитайте внимательно § 51-65.
2. Соотнесите материал учебника с опорными конспектами.
3. Заполните конспекты, где это необходимо, своими примерами.
II. Закрепление нового материала.
1. Для закрепления нового материала, ответьте на контрольные вопросы вашего учебника, страница 133.
2. Выполните тренировочные упражнения из учебника 7-го класса:
249,250,251 * ,252,254,256,258 * ,259,260,263,264,265,269,272,276,277,278,280,282,284,287,290,291,296,297,300,301,302,
номера из тетради Г.А. Богдановой: 61,63,65,67,68,71,72,73,75,76,79,81,82,86,87,88,89,92.
3. Выполните тренировочные тесты по теме, ответы проверьте в конце темы.
1. Предлог – служебная часть речи, которая:
а) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
б) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
в) вносит различные оттенки в предложение.
2. Укажите словосочетания с производными предлогами:
а) ходить вокруг дома;
б) идти через мост;
в) двигаться вдоль дороги;
г) надпись на конверте;
д) стоять около школы;
отступать от темы.
3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.
А. Оплатите за билет
Б. Укажите на недостатки.
В. Интересуйтесь о результатах.
Г. Уверенность в победу.
Д. Поехать на трамвае.
4. Укажите словосочетания с простыми предлогами:
б) поступать наперекор всем;
в) показалось из-за туч;
г) ждать в течение суток;
д) поступать в силу обстоятельств.
5. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги.
А. Шел, не смотря по сторонам.
Б. Несмотря на занятость, он помогал другу.
В. Он оправдывался, не смотря в глаза.
Г. Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.
6. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги.
А. Стадо потянулось мимо дома.
Б. Дева глядит вокруг изумленными глазами.
В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
Г. Поперек дороги уложили бревна.
Д. Впереди шли самые стойкие.
7. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
в течени.. реки и е и е
в течени.. часа и е е е
в течени.. всей дороги и и е е
в течени.. лета и е е и
8. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 7:
благодаря решени.. я ю ю я
согласно желани.. ю ю я я
встретиться по прибыти.. и и ю ю
сообщить по окончани.. ю и и ю
9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 7:
р..зиденция е и и е
изобр..зить о а о а
ф..нтазия а о о а
За 18 правильных ответов – «5»; за 14-17 – «4»; за 10-13 – «3»; за 7-9 – «2».
1. Союз – служебная часть речи, которая:
а) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
б) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола;
в) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
2. Укажите предложения с простыми союзами.
А. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
В. Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
Г. Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
3. Найдите предложения с подчинительными союзами.
А. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Б. Он знал, что в лесу лежат росистые тени.
В. Пока я шел, край неба заалел.
Г. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.
4. Укажите предложения, в которых перед союзом и ставится запятая (знаки не расставлены).
А. Смех и песни сливались в нестройную музыку.
Б. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Туча на севере росла и захватывала запад и восток.
Г. Необыкновенно тихо было и в доме и во дворе.
5. Найдите предложения с противительными союзами.
А. Умен, пригож, да на дело негож.
Б. Ученье да труд к славе ведут.
В. Мал цветок, зато красив.
Г. Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.
6. Слитно или раздельно надо писать же ? 1. Я то(же) это сделаю. 2. Была та(же) странная тишина. 3. Я за вами на коне поскакал бы то(же). Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
В. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м – раздельно.
Г. В 1-м и во 2-м случаях раздельно, в 3-м – слитно.
7. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.
А. Что(бы) мне спеть?
Б. Он мал, за(то) удал.
В. Было холодно, при(том) моросил дождь.
8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
кла..ик с сс сс с
арти..ерия л л лл лл
За 13 правильных ответов – «5»; за 10-12 – «4»; за 7-9 – «3»; за 5-6 – «2».
III. Контрольная работа по теме.
Разберите варианты диктантов, объяснив встретившиеся вам орфограммы и пунктограммы.
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. 4 Посоветуйте так же поступить и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (125 слов.)
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. 4 Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части. (128 слов.)
Разобрать морфологически по 1 предлогу и 1 союзу.
Выполните синтаксический разбор указанного предложения.
Объясните графически встретившиеся в диктанте пунктограммы.
IV. Проверь себя.
Предлог: 1а; 2а,в,д; 3а,в,г; 4а,б,в; 5б,г; 6а,в,г; 7в; 8б; 9г.
Союз: 1а; 2а,б; 3б,в; 4б,г; 5а,в; 6в; 7б,в; 8в.
Семиклассник должен знать отличия частиц от знаменательных частей речи; сходства и отличия частиц от других служебных частей речи; роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений; знать правила правописания частиц.
Семиклассник должен уметь использовать частицы в различных стилях речи; отличать частицы от других частей речи; грамотно писать частицы.
I. Новый материал.
1. Читая § 67-78, заполните опорные конспекты.
2. Проверьте свои записи по оригиналу, находящемуся в конце темы.
3. Если вы допустили ошибки, еще раз прочитайте указанные § и ответьте на контрольные вопросы учебника (страница 153)
II. Закрепление изученного материала.
1. Выполните упражнения из учебника: 310,311,314,316,318,319,321,323,327,328,330,333,334,337,340,345,346,350,355,356,360,364,365
номера из тетради Г.А. Богдановой 96,98,100,97 * ,99 * ,103,105,106 * ,107,110 * ,111,112,115,116.
2. Решите тест, вопросы проверьте в конце темы.
1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы.
А. Бабушка говорила убедительно и просто .
Б. Я просто ослеп от весеннего солнца.
В. В лесу и в поле душно.
Г. И в беде человек крепнет.
2. Найдите предложения с модальными частицами.
А. Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки!
Б. «Что за диковина!» — приятель отвечал.
В. Неужели ты мне не веришь?
Г. Он, не говоря ни слова, вышел.
3. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.
Б. Трудности существуют, что(бы) их одолеть.
В. Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.
Г. Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.
4. Найдите предложения, которым частица не придает положительный смысл.
А. Ветер не утихал.
Б. Я не мог не ответить на это письмо.
В. Где он только не бывал!
Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.
5. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?
А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.
Б. Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
В. Дождь не прекращался ни на час.
Г. В воздухе ни звуков, ни движения.
6. Где писать не , где ни в данных предложениях?
Н..(1) один воин н..(2) ушел с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу. Выберите правильный ответ.
А. Ни – 4,5; не – 1,2,3.
Б. Ни – 1; не – 2,3,4,5.
В. Ни – 1,4,5; не – 2,3.
Г. Ни – 1,2,4,5; не – 3.
7. В каких предложениях не – частица?
А. Трава (не)скошена.
Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.
В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.
Г. Дневник (не)был заполнен.
8. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом? 1. Мы повернули за(то) здание. 2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучался в дверь. 4. А мы(то) старались! Выберите правильный ответ:
а) 1 – союз, 2 – част., 3 – мест., 4 – мест.;
б) 1 – союз, 2 – союз, 3 – част., 4 – част.;
в) 1 – мест., 2 – союз, 3 – суф., 4 – част.;
г) 1 – суф., 2 – союз, 3 – част., 4 – част.
9. Найдите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
предв..рительный о а о а
ст..рательно а о о а
..риентация а а о о
к..рикатура а о о а
За 16 правильных ответов – «5»; за 12-15 – «4»; за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».
III. Контрольная работа: разберите варианты диктанта, объяснив встретившиеся вам орфограммы и пунктограммы.
Юннаты блокадного Ленинграда
В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.
Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбками, рыжим лисенком не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья ˇ знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.
Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте это следы рук детей несломленного Ленинграда. (130 слов.)
С. И. Ожегов – известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые – филологи ушли на фронт. 1 Ожегов тоже собирался на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, ни разу в своей жизни не пользовался им, не держал в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова – настольное пособие для людей, любящих русский язык. (132 слова.)
Найдите все служебные части речи, надпишите их названия над словами.
Выполните морфологический разбор любой частицы.
Графически объясните правописание частиц.
IV. Проверь себя.
2. Ответы на текст «Частицы».
Цель повторения: обобщение изученного в V – VII классах; обучение умению приводить в систему языковые явления.
I. Повторите теоретический материал или по §§ учебника, или по опорным конспектам к темам.
II. Рассмотрите алгоритмы правописания о-ё после шипящих и ц и правописание н и нн в словах разных частей речи, помещенных в конце методички.
III. На основе этих работ попробуйте составить свои алгоритмы на известные вам правила.
IV. Выполните тренировочные упражнения из учебника: 372,379,382,387,389,391,393,402,403,410.
V. Выполните тренировочный тест (ответы в конце темы).
Задания по орфографии
1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
ст..рожил местности о а а о
отв..рить дверь а о о а
ум..лять о помощи а а о о
нак..лоть дров а о о а
2. Укажите слова с буквой о в корне:
а) всп..минать; г) предл..гать;
б) подр..сти; д) прик..снуться;
в) заг..реть; е) з..ря.
3. Укажите слова с буквой и в приставке:
а) пр..ходить; г) пр..забавный;
б) пр..рвать; д) пр..брежный;
в) пр..встать; е) пр..следовать.
4. Укажите слова с буквой е в суффиксе:
а) гвозд..к; г) просе..вать;
б) внуч..к; д) слыш..мый;
в) танц..вать; е) выполня..мый.
5. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 1:
купаться в проруб.. и е е и
на мягкой хво.. е и е и
по первой порош.. е и и е
стоять на станци.. и е и е
6. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 1:
о свеж..м воздухе и е и е
в дремуч..м и е е и
показавш..еся солнце и е и е
разливш..еся реки е и и е
7. Укажите глаголы с буквой е в окончании:
а) гоня..т мяч; г) вытр..т пыль;
б) легко дыш..тся; д) обид..т вопросом;
в) пиш..т письмо; е) высверл..т дырку.
8. Укажите слова с буквой о после шипящей:
а) сж..гший; г) стереж..т;
б) прож..рливый; д) искаж..нный;
в) с трубач..м; е) горяч.. .
9. Укажите слова, в которых нужен ь после шипящей:
а) сыграть туш..; г) стрич.. овец;
б) желаю удач..; д) терпиш.. боль;
в) лес дремуч..; е) выйти замуж.. .
10. Укажите, где нужно писать нн :
а) ути..ый нос; г) варе..ый картофель;
б) деревя..ый стол; д) неосуше..ое болото;
в) кова..ый сундук; е) обращаться гума..о.
11. Укажите предложения, в которых не со словами пишется слитно.
А. Он (не)досмотрел пьесу до конца.
Б. У меня совсем (не)доставало сил.
В. Мы ценим (не)праздность, а труд.
Г. Речка была (не)большая, но глубокая.
12. Укажите слова с буквой и на месте пропуска:
а) н..куда спешить; г) нет н.. ягодки;
б) н..как не достать; д) думать н.. стоит;
в) н.. у кого спросить; е) н..зачем спорить.
За 26-27 правильных ответов – «5»; за 20-25 – «4»; за 14-19 – «3»; за 10-13 – «2».
VI. Выполните контрольный тест по итоговому повторению (ответы в конце темы).
1. Найдите предложение с причастным оборотом.
А. Изумительны эти растения, которые живут под снегом.
Б. Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.
В. Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно.
2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
бор..щийся за свободу ю ю я я
стел..щийся по земле ю я я ю
стро..щий дом я ю я ю
вид..щий зорко я я ю ю
3. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
составля..мый план е и е и
управля..мый капитаном е е и и
слыш..мый издалека и е е и
освеща..мый солнцем е и е и
4. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:
а) бросить – брошенный;
б) обещать – обещенный;
в) потерять – потеренный;
г) победить – побежденный;
д) разбить – разбитый.
5. Н или нн ? Задание, аналогичное заданию 2:
жаре..ые грибы нн н нн н
реше..ая задача нн н н нн
запута..ые веревки нн нн н нн
дрессирова..ая собака н н нн нн
6. Что нужно вставить: н или нн в данных предложениях? 1. На поле боя лежал ране..ый боец. 2. Ране..ая в крыло птица продолжала лететь. Выберите правильный ответ.
А. В обоих случаях нужно вставить нн .
Б. В обоих случаях нужно вставить н .
В. В 1-м случае нужно вставить н , во 2-м – нн .
Г. В 1-м случае нужно вставаить нн , во 2-м – н .
7. Укажите правильный разбор слова по составу:
а) на ход ящ ая ся ; б) на ход ящ ая ся ;
в) на ход ящ ая ся . .
8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
засе..нное поле е е я я
замеш..нное тесто а е е а
подар..нный цветок и е е и
занавеш..нное окно е а е а
9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
освещ..нный е о е о
медвеж..нок е е о о
реш..нный е о е о
10. В каких предложениях допущена ошибка?
А. Открывая книгу, из нее выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.
11. Как надо писать не со словами в данных предложениях? 1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2. Он ушел, (не)довыполнив задания. Выберите правильный ответ.
А. В 1-м случае слитно, во 2-м – раздельно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м – слитно.
В. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
12. Укажите правильный разбор слова по составу:
а) на хмур я сь ; б) на хмур я сь ;
в) на хмур я сь .
13. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
А. Он слушал на уроке более внимательно.
Б. Ты сделал работу лучше всех.
В. Я стараюсь писать более красивее.
14. Как нужно писать не с наречиями в словах данных предложений? 1. Солнце греет (не)по-весеннему жарко. 2. Это мне совсем (не)интересно. 3. Он говорил (не)искренне, а фальшиво. Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях нужно писать раздельно.
Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
В. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м – раздельно.
Г. В 1-м случае – слитно, во 2-м и в3-м – раздельно.
Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м – слитно.
15. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) по – весеннему , зде сь ;
б) по – весен н ему , здесь ;
в) по –весен н ему , зде сь ;
г) по – весеннему , зде сь .
16. Как нужно писать данные наречия: слитно, раздельно или через дефис? Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно помещенные указания на правописание соответствуют правописанию данных слов:
(кое)куда через разд. разд. через
(мало)помалу разд. через через
дефис слитно дефис
(за)границу слитно разд. слитно разд.
бок(о)бок разд. разд. через разд.
17. Где нужен ь? Задание, аналогичное заданию 2:
невтерпеж.. — — ь ь
18. Укажите правильный ответ.
А. Он всегда жил в доме напротив.
Б. Он всегда жил в доме напротив.
В. Он всегда жил в доме напротив.
19. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.
А. Оплатить проезд.
Б. Укажите на недостатки.
В. Интересуйтесь о результатах.
Г. Уверенность в победу.
Д. Поехать на трамвае.
20. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги.
А. Стадо потянулось мимо дома.
Б. Дева глядит вокруг изумленными глазами.
В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
Г. Поперек дороги уложили бревна.
Д. Впереди шли самые стойкие.
21. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
в течени.. реки и е и е
в течени.. часа е и е и
в течени.. всей дороги и и е е
в течени.. лета и е е и
22. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
благодаря решени.. я ю ю я
согласно желани.. ю ю я я
встретиться по прибыти.. и и ю ю
сообщить по окончани.. ю и и ю
23. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.
А. Что(бы) мне спеть?
Б. Он мал, за(то) удал.
В. Было холодно, при(том) моросил дождь.
Г. Все так(же) , как и прежде.
24. Слитно или раздельно надо писать же в данных предложениях? 1. Я то(же) это сделаю. 2. Была та(же) странная тишина. 3. Я за вами на коне поскакал бы то(же). Выберите правильный ответ.
А. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
В. В 1-м и в 3-м случаях слитно, во 2-м – раздельно.
Г. В 1-м и во 2-м случаях раздельно, в 3-м – слитно.
25. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) ни произошло, продвигайся вперед.
Б. Трудности существуют, что(бы) их одолеть.
В. Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.
Г. Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.
26. Писать не или ни в словах данных предложений? Н..(1) один воин н..(2) ушел с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу. Выберите правильный ответ:
а) ни – 4,5; не – 1,2,3;
б) ни – 1; не – 2,3,4,5;
в) ни – 1,4,5; не – 2,3.
27. В каких предложениях не – частица?
А. Трава (не)скошена.
Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.
В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.
Г. Дневник (не)был заполнен.
28. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом? 1. Мы повернули за(то) здание. 2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучался в дверь. 4. А мы(то) старались. Выберите правильный ответ:
а) 1 – союз, 2 – част., 3 – мест., 4 – мест.;
б) 1 – союз, 2 – союз, 3 – част., 4 – част.;
в) 1 – мест., 2 – союз, 3 – суф., 4 – част.
29. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:
пр..тензия е и и е
пор..зительный а о о а
отр..зить о а о а
За 37-38 правильных ответов – «5»; за 30-36 – «4»; за 22-29 – «3»; за 14-21 – «2».
1. Тренировочный тест:
Контрольный тест по итоговому повторению:
1 б 10 а,б 19 в,г 28 в
2 а 11 б 20 а,в,г 29 г
9 в 18 б 27 а,б,г
1. Русский язык. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений, под редакцией М.Т. Баранова.
2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7-ом классе. Книга для учителя.
3. Г.А. Богданова. Русский язык 7 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.
4. Ю.С. Меженко. Опорные конспекты на уроках языка.
5. А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 7 класс.
Источник