Игры со словом.
Автор: Илясова Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад N39», г. Краснодар.
1. Слово, его динамика, темп, интонация, как сигнал к тому или иному действию детей.
а) тихо (громко) зашагали – врассыпную, друг за другом или на месте;
б) тихо (громко) побежали;
в) сели — встали (протяжная или резкая интонация)
г) «кошачьи коготки» — показали – спрятали (растопырить пальцы рук и спрятать их в кулак); делать движения то плавно, то резко в зависимости от интонации взрослого.
2. Русские народные потешки, короткие стихи как подтекстовки к движениям детей, задающие движение, динамику, ритм и выразительность:
Радуга – дуга хлопки приподнятыми вверх руками
Не давай дождя,
Давай солнышко, радостные прыжки на двух ногах с
Колоколышко! одновременным покачиванием рук в
вперед – назад.
Из-за леса,
Из-за гор высокий шаг, руки вытянуты вперед
Едет дедушка Егор: («вожжи»)
Сам – на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках!
Гоп! Гоп! Гоп!
Тпру! прямой галоп и четкая остановка
Огуречик, огуречик острожным бегом приближаемся к мышке
Не ходи на тот конечек:
(медленнее) Там мышка живет, осторожные шаги в сторону
Тебе хвостик отгрызет! мышки догонялки
Мукомол, мукомол, дети идут по кругу, взявшись за
Ты нам зерна смолол. руки, в центре стоят «мукомол».
А теперь из муки около него – корзина с мячами
Все, что хочешь испеки.
Пышки – для мышки «мукомол» наклоняется к корзине, берет
каждой рукой по мячу
и отдает мячи детям
Сайки – для зайки
Пышки — для мышки, те дети, у кого в руках мячи, не высоко
Для ежей – отличные ритмично подбрасывают их вверх, остальные
Бублики – столичные! хлопают в ладоши
Положу через речку все стоят в кругу, взявшись за руки
То – то узкую дощечку!
Кто пройдет боковой шаг вправо по кругу
Провалится приставить левую ногу к правой и
одновременно чуть присесть
Кошка еще шаг вправо
В воду свалится, приставить левую ногу и присесть
Курица — споткнется,
Утка – скувырнется! то же
Только мышка перешла, не расцепляя рук, ведущий проводит
Всех мышат перевела! легким бегом детей через круг в воротца
(«выворачивание круга»)
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МЯЧИК В. СУСЛОВ
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
По дорожке, по тропинке,
От березы до осинке,
От осинки поворот –
Прямо к Ире (Саше)
В огород!
Играющие перекидывают мяч от одного к другому. На 2 последние строки получивший мяч отбивает его от пола (4 раза), после чего все убегают, а названный по имени водящий старается «осалить» мячом убегающих от него участников игры.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал, И перестал…
Играющие дети размещаются свободно на площадке. С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы «застывают». Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто пошевелился; тот выходит из игры. Движения могут быть использованы разные, по желанию играющих: прыжки, каталочка, веревочка и др., но обязательно на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые лучшие движения.
Стихотворение декламирует ведущий или группа ребят, не участвующих в игре. Звучит оно звонко, задорно, но очень быстро.
ПЛЕТЕНЬ БОЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА
Тень, тень
В ясный день
Петр плетет
Плетень
Три прута
Переплетает,
А на третий
Расплетает.
Тень, тень
В ясный день
Кто б допел
Плетень?
Играющие становятся в две шеренги одна за другой и берутся за руки. С начало текста идут вперед (4 шага), поднимая и опуская сцепленные руки (одно поднимание и опускание на каждую строку).
На строки 5-6 первая шеренга поднимает сцепленные руки вверх, образуя «ворота», через которые проходит вперед топающим шагом вторая шеренга. На строки 7-8 то же делает другая шеренга, становясь снова первой. На строки 9-11 все опускают руки вниз и идут вперед, не соблюдая строя (6 шагов) и свободно раскачивая руками (тряпочные куклы). С последним словом поднимают руки вверх и «бросают корпус», свободно наклоняясь, руки повисают (как веревочки), голова также свободно висит (как мячик в сетке).
Следить, чтобы не было «зажимов» в мышцах рук, спины, шеи. Игра, как и само стихотворение, имеет шутливый характер. Читать его следует неторопливо, строки 5-8 несколько акцентировано, с незначительным разделением на слоги; последние 4 строки звучат медленно.
ТОП – ТОП (из коми – пермяцкого фольклора)
Топ – топ – на конях,
Скрип – скрип – на санях
Едем к бабушке
На оладушки.
Будет, будет нам пирог,
Блин с подмазочкой,
Будет, будет вечерок
С доброй сказочкой.
Играющие разбираются по парам – один впереди, другой сзади. Стоящий впереди протягивает руки назад, подавая их стоящему за ним. На строки 1-4 пары двигаются высоким бегом. На строки 5-6 пары поворачиваются лицом друг к другу, берутся за обе руки, кружатся на спокойном шаге. На две последние строки, не разъединяя рук, выставляют одну ногу на пятку, на носок, потом исполняют три притопа, затем то же – другой ногой.
ГОЛУБКИ (русская народная потешка из собраний Н.КОЛПАКОВОЙ)
Прилетели голубки Да воду взметывали
На зеленые лужки, Напились
Они пили, они ели, В холодке,
Возле берега сидели Унеслись
Перелетывали, По реке! Шу!
Играющие стоят врассыпную по площадке, а 2-3 – в стороне – это «ловцы». На строке 1-4 все двигаются поскоком в свободном направлении, на 5-6 строки исполняются движения «качалочки». С последним словом: «Шу!» Все разбегаются: «ловцы» догоняют «голубей». Каждый «ловец» должен осалить одного из играющих. По сигналу бег прекращается. Игра повторяется. Ловцами становятся осаленные дети.
ДОЖДИК (перевод с молдавского И.ТОКМАКОВОЙ)
Дождик, дождик – длинноножка,
Хватит бегать по дорожкам!
Солнце ходит по лугам,
Дождик хлещет по ногам.
Хворостиной,
Чередой,
Камышиной,
Лебедой,
И ореховым прутом,
И серебряным кнутом.
Играющие с мячом в руках располагаются свободно по площадке. На первые две строки все двигаются поскоком врассыпную. На строки 3-4 переходят на ходьбу, на строки 5-8 ударяют мячом об пол, по одному удару на каждую сторону. На строку 9-10 бросить мяч вверх, поймать и ударить им о пол (со словами «ореховым» -бросок вверх, со словом «кнутом» — удар о пол), на строке 12 – движения те же.
ВАСИЛЕК Л. ШИШКИНА
Чур, мой! Чур, мой! Ты, пчела, не жужжи,
Василек, голубок! Я нашла его во ржи.
Я вплету его в венок, Ты найдешь другой цветок.
Чур, мой, василек! Чур, мой, василек!
Играющие встают в обручи, разложенные свободно по полу. В стороне стоит «пчела». На строки 1-4 все прыгают в своем обруче. С жужжанием вылетает «пчела». Пробежав между обручами, она останавливается у любого обруча. Стоящий в нем произносит текст 5-8 строки. С окончанием все играющие разбегаются под звуки бубна или музыки, с концом звучания занимают любой обруч. Очутившиеся без обруча становятся «пчелой».
Солнышко, солнышко, Мы колечки соберем,
Погуляй у речки, Золоченные возьмем,
Солнышко, солнышко, Покатаем, поиграем
Раскидай колечки! И тебе назад вернем!
Играющие стоят по кругу. Один из них — в середине («солнышко»). В руках у него обруча желтого цвета. На строки 1-4 все идут вправо по кругу, «солнышко» идет противоходом, влево, раскидывая при этом обручи по получ, в разных местах круга, ближе к играющим. На стороки 5-8 стоящие рядом с обручами берут их и заводят маленькие кружки. На последнюю строку все снова выстраиваются в общий круг. Обруч кладут на пол.
С музыкой или звучанием бубна все разбегаются врассыпную и по сигналу ведущего каждое звено собирается на своем месте (у своего обруча). Выигрывает звено, которое быстро и организованно первым соберется.
ВАРИАНТ 2 (спокойная игра)
Все стоят по кругу. На строки 1-2 все идут вправо, делая 3 притопа на слово «реки», на строки 3-4 идут влево, с последним словом — также 3 притопа на строки 5-6 разбиваются по парам, берутся за обе руки, кружатся спокойным шагом, со словом «возьмем» — подают правые руки и продолжают кружение вправо. На последнюю строку, сменив руки, идут влево. Перед игрой дети условно делятся на пары. Текст читается спокойно, ласково, с интонацией вежливой просьбой.
Наша — то Ваша-то крикунья,
Наташа — то Наша- то певунья.
Совсем не то, Наша — рукодельница,
Что ваша — то! А у вас — бездельница.
Играющие становятся в 2 шеренги — одна напротив другой и образуют «плетень», т.е. Берутся за руки с теми, кто стоит через одного. На строки 1-4 первая шеренга идет ко второй шеренге, которая стоит на месте. На слово «ваша — то» — исполняются 3 притопа на месте. На строку 5-ю — шаг с притопом на месте, на стр. 6-ю — пружинка с выставлением ноги вперед и разведением рук в стороны, на стр. 7-ю — выставление поочередно ного на носок, на стр. 8-ю — кружатся топающим шагом.
На повтороение текста исполняет вторая шеренга. Игра носит характер шутливого соревнования играющих, в котором одна шеренга противопоставляется другой. Интонационно стихотворение звучит по — разному.
В заключение можно провести пляску, к которой принимает участие сначала одна шеренга, потом дркгая в виде русского перепляса.
Источник
Солнце ходит по лугам дождик хлещет по ногам токмакова
Комната красочно украшена цветами
Действующие лица: Дождик, Лилия, Мальвы, Настурции, Бархатцы, Майоры, Петуньи, Золотоцветы, Вьюночек, Георгины, Колокольчики, Ромашка, Маки, Ландыш, Фиалка, Гвоздика, Василек, Одуванчик, Незабудка.
Под музыку «Вальса цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» в зал входят участники праздника в шапочках-цветах.
Ведущий. Сегодня мы проводим праздник цветов. Будем петь, танцевать, веселиться. Вы познакомитесь с полевыми, луговыми, садовыми и лесными цветами. Они украшают нашу жизнь. Весной в лесу, в поле, на лугу появляются подснежники, ландыши, тюльпаны, ирисы. Летом — маки, колокольчики, васильки, ромашки, незабудки. В саду — пионы, гвоздики, розы. Осенью нас радуют астры, гладиолусы, георгины, петуньи.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд,
Цветы, цветы, цветы повсюду
Веселым пламенем горят.
Вбегает Дождик (мальчик с лейкой).
Давай пройдемся медленно по кругу
И «здравствуй» скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Цветы (обращаются к Дождику).
Дождик, дождик, пуще
По лугам цветущим.
Потянулся к солнцу
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Будь же осторожен,
Ведущий. Ребята, я думаю, вы знаете цветы. Угадайте, кто это?
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Гвоздика
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
«До утра! До новой встречи!»—
И погаснет огонек.
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал—
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
И сделали цветок’.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки.
Я девочка-ромашка,
Белый, как бумажка,
Солнце в серединке
И горят росинки
Цветики степные, .
Что глядите на меня
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Все цветы исполняют песню «Василек».
Мой любимый цветок.
Скоро ль, ты мне скажи,
Засинеешь во ржи?
Ведущий. А это кто?
Одуванчик.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок—
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь—
И весь он разлетится.
Зелен, зелен луг-
Все цветет вокруг,
Раз пришла она-
Белый клевер лег.
А за ним подряд
Ведущий. Помогите отгадать, кто это:
Голова на ножке
И в голове — горошки. (Маки.)
Исполняется песня-хоровод «Вот какие маки».
Дети изображают клумбу.
Запах душистый плывет по двору,
Это цветы расцвели поутру.
Здесь на рассвете сам дождик ходил,
Лилию белую он разбудил
Входит Дождик. Лилия медленно под музыку подымается и исполняет одиночный танец.
Чисто умылись мальвы в росе,
Круглы и розовы личики все.
Мальвы исполняют соответствующие движения.
Ниже под ними настурций огни.
Очень уж мне приглянулись они. (Кланяются.)
Рыженьких бархатцев просто не счесть.
Гордо майоры им отдали честь.
(Майоры приветствуют бархатцев.)
Нежных петуний красуется ряд,
(Показывает на них.)
Золотоцветы в сторонке стоят.
(Они машут руками.)
Синий вьюночек взобрался на тын,
Смотрит на пышный наряд георгин.
(Георгины кивают ему головками.)
Он пригласить их на танец готов—
Праздник сегодня у наших цветов
. (Исполняют танец «Полька-енька».)
Пчелка сыграет на флейте сейчас,
Шмель прилетит, принесет контрабас.
Спляшет с настурцией золотоцвет
Танец, красивей которого нет.
Бархатец весело им подмигнет,
(Бархатец исполняет танец.)
Лилия в паре с майором для вас
Тоже станцует под музыку вальс.
Дождик, дождик — длинноножка,
Хватит бегать по дорожкам’.
Солнце ходит по лугами
Дождик хлещет по ногам,
И ореховым прутом,
И серебряным кнутом.
(Дождик прутиком хлещет всех по ногам.)
И любку не рвите—
Не делайте палку
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Вновь звучит «Вальс цветов». Цветы уходят с этой песней.
Источник