Меню

Солнце исчезло за горизонтом потянуло влажным ветерком

Солнце исчезло за горизонтом потянуло влажным ветерком

54. Сложные предложения

Предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно, называются сложными.

Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца.

Сложное предложение представляет собой также единое структурное целое. В отличие от простого предложения оно строится не из слов и словосочетаний, а из синтаксических единиц, подобных по структуре простым предложениям, которые выстраиваются в составе сложного предложения по определенной схеме. Структурная цельность сложного предложения и отличает его от самостоятельных простых предложений, связанных по смыслу и следующих друг за другом: Солнце исчезло за горизонтом, и из оврага потянуло влажным ветерком.

Простые предложения могут соединяться в сложное интонацией: Ярко светит солнце, синеет безоблачное небо; интонацией и союзами, сочинительными или подчинительными, например: День уже клонился к вечеру, и тени от деревьев и домов становились чиннее.

Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными, а при помощи союзов – союзными.

Союзные, сложные предложения в зависимости от характера союзов делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложное союзное предложение.

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочиненными: Я решила стать медицинским работником, и для этого надо приобрести соответствующую квалификацию.

В сложносочиненном предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами: соединительными, разделительными, противительными.

Сочинительные союзы в сложносочиненных предложениях.

Предложения с соединительными союзами – явления, происходящие одновременно или последовательно: и; да (=и); тоже; также; ни, ни; не только, но и; не столько, сколько.

Предложения с разделительными союзами – явления, которые чередуются или одно исключает другое: то, то; не то, не то; или; либо.

Предложения с противительными союзами – одно явление противопоставляется другому: а; но; да (=но) ; однако; же; зато.

Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчиненными.

Часть предложения, находящаяся в синтаксической зависимости от другой, главной части, называется придаточной. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную часть, называется главной.

Источник

§ 51. Сложное предложение

Предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно пелое по смыслу и интонационно, называются сложными.

Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца.

Сложное предложение представляет собой также единое структурное целое. В отличие от простого предложения, оно строится не из слов и словосочетаний, а из синтаксических единиц, подобных по структуре простым предложениям, которые выстраиваются в составе сложного предложения по определённой схеме. Структурная цельность сложного предложения и отличает его от самостоятельных простых предложений, связанных по смыслу и следующих друг за другом. Например: Солнце исчезло за горизонтом, и из оврага потянуло влажным ветерком, но прохлады ещё не наступило. — Солнце исчезло за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком. Прохлады еще не наступило.

Простые предложения могут соединяться в сложное интонацией, например: Ярко светит солнце, синеет безоблачное небо, весело щебечут птицы; интонацией и союзами, сочинительными или подчинительными, например: День уже клонился к вечеру, и тени от деревьев и домов становились длиннее. Это была та свежесть, которая может быть только ранним утром.

Читайте также:  Все хорошее сравнивают солнцем

Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными, а при помощи союзов — союзными.

Союзные сложные предложения в зависимости от характера союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

1. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков (М. Горький).

2. Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы (Писарев).

3. Довольством собой не будет удовлетворён человек: он всё-таки выше этого (М. Горький).

Источник

На выполнение практической работы № 21

Раздел 8.Синтаксис и.пунктуация.

П.р. № 2. Знаки препинания в СПП

Цель:закрепление полученных знаний о СПП,совершенствование умения постановки знаков препинания в СПП, формирование умения составлять схемы СПП;

совершенствовать умение употреблять в речи различные виды СПП; совершенствование умения правописания, умения работать самостоятельно;

способствовать формированию эстетических взглядов

Задания:

1.Запишите предложения. Составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

Большую мерзлую елку, аромат которой мигом разлетелся во все уголки, втащили в гостиную.Захар долго стучал и тесал топором, чтобы приладить к ней большой крест.Когда дерево наконец подняли, оно оказалось слишком высоким.

2. Прочитайте первое предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

3.Прочитайте второе предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

4.Прочитайте последнее предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

Мы ехали берегом реки на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу. На одной из станций мы соблазнились чудесною лунною ночью, поэтому и легли на берегу, устроив себе постели в лодках. Ночью мне показалось, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь ещё более побелела. Кругом стоял иней, который покрыл и мою подушку. Именно это его прикосновение и показалось мне таким горячим. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник, приподняв шкуры, которыми он был покрыт. Весь он казался белым привидением. Когда лодка под ним колыхнулась на воде послышался звон. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забеги», еще тонкие, ломавшиеся и звеневшие, как хрусталь.

6.Выпишите СПП с придаточным изъяснительным (1 вар.)/ определительным (2 вар.), составьте схемы предложений, подчеркните грамматические основы.

7.Найдите в тексте предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка; запишите исправленный вариант.

8.Прочитайте выделенное предложение. Переделайте его из простого в сложное. Определите вид придаточной части, составьте схему.

Читайте также:  Как заклеить окна газетой от солнца

9. Свяжите части предложений, подходящие друг другу по смыслу. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли

2.Деревья почтительно расступились…чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе.

3. Снег набился в глубокие морщины коры…поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

4. И дышалось возле дуба как-то особенно легко… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

— Прочитайте получившиеся предложения (обучающиеся читают предложения)

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 22

Раздел 8.Синтаксис и.пунктуация.

П.р. № 3. Знаки препинания в БСП

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 23

Раздел 8.Синтаксис и.пунктуация.

П.р. № 4. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

Цель: систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста.

Задания:

1.Постановка запятой в сложных предложениях с соединительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?

Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны.
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны.

Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.

Источник

Презентация по русскому языку «Бессоюзные предложения и знаки препинания при них».

Презентация содержит различные виды работ по повторению «Бессоюзных предложений». Найти верное утверждение, написать мини-изложение по предложенному тексту, расставить знаки препинания.

Презентация создана для обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся о БСП.

Цель урока: Усовершенствовать пунктуационные навыки по данной теме, уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык конструирования бессоюзного сложного предложения из ССП, СПП и простых предложений, навык постановки знаков препинания в БСП

Читайте также:  Точка пересечения оси вращения солнца с небесной сферой это

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку «Бессоюзные предложения и знаки препинания при них».»

Бессоюзные предложения и знаки препинания при них

Учитель русского языка и литературы МКОУ Землянской СОШ с УИОП

  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.
  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией.
  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом.
  • Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Пришла осенняя пора. Дует резкий холодный ветер, обрывая последние жёлтые листья с деревьев. В тёплые края улетают ласточки, стрижи, гуси. Всё реже греет солнышко. Красная рябинка волнуется на тропинке.

Передать содержание текста одним предложением, соответствующим данной схеме, употребляя глаголы, характеризующие краски осени.

Пришла осенняя пора: дует резкий холодный ветер, обрывая последние жёлтые листья с деревьев; в тёплые края улетают ласточки, стрижи, гуси; всё реже греет солнышко; красная рябинка волнуется на тропинке.

1. Продолжить начатые предложения так, чтобы получились БСП:

а) с запятой и точкой с запятой.

Закат уже начал темнеть; … .

2 . Записать и выяснить смысловые отношения между простыми предложениями.

  • Солнце ещё не всходилобыло раннее утро.
  • Раннее утро солнце ещё не всходило.
  • Надо вставатьсветает.
  • Солнце вышло из-за горизонта из оврага потянуло влажным ветерком.

3. Допишите, образуя БСП:

А. Нас охватило чувство страха… (причина)

Б. Я давно написал другу письмо… (противопоставление)

В. Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

Прекрасны в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нём, верили, что всё будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.

Прекрасны в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина — он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в узел обороны: в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов, колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нём, верили: всё будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.

Составить бессоюзные предложения со всеми знаками препинания.

Составить бессоюзные предложения со всеми знаками препинания.

  • Учебник: Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский . – М.: Просвещение, 2013.
  • Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
  • Интернет-ресурсы.

Источник

Adblock
detector