НОД Солнечное творчество речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.
Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;
Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;
упражнять в составлении рассказов, используя схемы;
воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_solnechnoe_tvorchestvo.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
О.о.Коммуникация- развитие речи
в подготовительной к школе группе
на тему: «Солнечное творчество»
Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.
Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;
Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;
упражнять в составлении рассказов, используя схемы;
воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.
Беседа о дружбе;
Изучение различных эмоциональных состояний людей: радость, грусть, удивление, злость;
Знакомство с пословицами о природных явлениях;
Составление рассказов по схемам.
Ввести в активный словарь детей слова и выражения: дружба; договариваться; уступить; обидные слова; разрешить спор; состояние погоды; эмоции; мимика; чувства.
Материал к занятию:
графические карточки с изображением эмоций;
принадлежности для рисования
картинки с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер и т.д.)
для игр: клубок ниток, «карусель с лентами», зеркало;
зеркала для всех детей с наклеенным силуэтом зайчика.
Организация занятия: традиционная; дети сидят на стульях в кругу.
Звучит аудио запись песни «Если с другом вышел в путь!» муз. Шаинского
Воспитатель: Ребята, о чем поётся в этой песне?
Дети: О дружбе, о друзьях
Воспитатель: А кто такие настоящие друзья? Почему с другом не страшны ни снег, ни дождь?
Дети: Потому, что одному всегда страшно, а с другом нет. С другом всегда веселее.
Воспитатель: А настоящие друзья ссорятся или нет?
Дети: иногда ссорятся, но быстро мирятся.
Воспитатель: А вы когда – нибудь ссорились с другом? Расскажите.
Ребёнок: У меня есть друг. Его зовут Дима. Мы с ним играем, ходим друг к другу в гости. Когда мне или ему покупают игрушки, мы показываем их, даем друг другу поиграть.
Однажды я пришёл в детский сад с новой машинкой. Ко мне подошёл Саша и попросил её у меня для того, чтобы посмотреть. Дима увидел это и сказал: «Не давай ему, я твой друг, а не он» А я ответил: «Он ведь только посмотрит». Дима крикнул: «Ну тогда я с тобой не дружу», и ушёл к другим мальчикам. А я ему в ответ сказал: «Ну и ладно, найду себе нового друга». После этого мы весь день не разговаривали, и не играли вместе. На другой день Дима подошёл ко мне и сказал: «Прости меня, я вчера тебя обидел, давай мириться». И мы помирились.
(2 – 3 рассказа детей)
Воспитатель: Скажите, ребята! Если ссору вовремя не остановить, во что она может обернуться?
Дети: Дети могут подраться между собой, наговорить друг другу много обидных слов.
Воспитатель: А как можно избежать ссоры?
Дети: не говорить друг другу обидных слов, не придираться к другу по пустякам.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку, а вы внимательно её послушайте.
« В незапамятные времена жили на небе только Солнце и Луна. Жили они жили да так друг друга полюбили, что поженились. А поженившись, и дочку дождались. И назвали её Землей.
«Земля! – звала мама.
«Земля!» — звал отец.
Много-много лет Солнце и Луна жили прекрасно, но в один злосчастный день они взяли и поссорились.
— Коли ты такое горячее, брошу я тебя! – рассердилась Луна.
-А, если ты и дальше будешь холодной, я жить с тобой не буду! – ответило Солнце
-Ладно! – сказала Луна. Только дочка со мной останется.
-Нет, со мной! – возразило Солнце
-Нет, со мной! – еще раз возразила Луна
-Нет, со мной – сказало Солнце. Хочешь, чтобы она с тобой замерзла?
-А с тобой сгорела – отвечала Луна!
Никак столковаться не могут, и позвали они тогда Бога Грома и Молнии, чтобы он их спор разрешил.
Бог Грома и молнии: Пусть будет так: Солнце будет нянчить свою дочку днем, а Луна – ночью.
С тех пор так и исполняют его волю. Днем нянчиться со своей дочкой Солнышко, а ночью Луна её пестует. А когда Луне некогда, светят над Землёй её сёстры – звездочки. Все Землю любят да лелеют. Солнце согревает, Луна баюкает, звёздочки играют с ней, дождик омывает».
Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?
Дети: эта сказка о том, как поссорились Солнце и Луна
Воспитатель: А каких героев этой сказки вы запомнили?
Дети: Солнце, Луна, Земля, Бог Грома и Молнии.
Воспитатель: Как звали дочку Солнца и Луны?
Воспитатель: Почему они поссорились?
Дети: Потому, что они не смогли договориться.
Воспитатель: Кто и как разрешил спор?
Дети: Бог Грома и молнии.
Воспитатель: Вспомните, с какими разными оттенками в голосе обращались Солнце и Луна к дочке (радостно, грустно, озабочено, предупредительно, сердито)
Воспитатель: Попробуйте так же позвать её сначала голосом Луны (высоким), затем голосом Солнца (низким). (Далее воспитатель показывает графические карточки с изображением эмоций, среди которых – эмоции злости)
Воспитатель: Ребята, выберите ту эмоцию, которая бывает в момент ссоры.
Дети отмечают характерные признаки этого состояния, затем упражняются в показе злости перед зеркалом.
Далее дети. Рассуждая вместе с воспитателем приходят к выводу, что рассказывая сказку определённым голосом и с определённой мимикой, можно очень хорошо отразить любое настроение персонажа)
Воспитатель: А кто из вас, ребята, хотел бы попробовать себя в роли рассказчика и героев сказки?
(Дети рассказывают сказку по ролям, воспитатель хвалит их за исполнительство)
Воспитатель: Дети, подумайте, как можно было Солнцу и Луне избежать ссоры?
Дети: можно было договориться, кто когда будет нянчить Землю, уступить друг другу.
Воспитатель: правильно, дети!
А я хочу ответить на вопрос такими словами:
«В жизни всякое бывает –
Знают это все всегда.
Рядом с радостью и счастьем
Ходят горе и беда.
Если кто-то обижает,
Спорит, ссорится порой,
Можно просто уступить –
Будет вам совет такой!
— скажите, ребята, что по вашему мнению самое главное на планете?
Дети: чтобы все дружно жили, что б было мирным небо и ярко светило солнце.
Воспитатель: Да, совершенно верно! Без солнца, без его тепла нет жизни на земле. О солнце много разных песен и стихов, загадок, пословиц, сказок. А я вам предлагаю поиграть с Солнышком.
(проводится физкультминутка «Солнечная карусель»)
В центре – «Солнышко», от него отходят лучики – желтые ленточки. Дети берутся за ленты и начинают игру.
«Солнце , солнце засветилось
Всё кругом, кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Солнце село за горой
(Дети ходят по кругу и проговаривают слова громко)
(заканчивают игру тихим голосом)
-А сейчас я хочу узнать, какие вы помните пословицы и поговорки о солнце?
У меня есть «Волшебный клубок». Условия игры такие: клубок передаёте по кругу и каждый из вас, к кому идет клубок, называет пословицу или поговорку о солнце.
А смотать клубок вы сможете, если назовете пословицы о земле, луне, звездах.
( дети сидят на ковре по кругу. Первый ребёнок берёт конец нити, называет пословицу или поговорку и передает клубок следующему и т.д.)
Дети называют пословицы:
-солнце зимой как мачеха: светит да не греет.
-солнце как печка – всех согревает;
-солнечные лучи как золотые мечи: дорогу себе пробивают;
-солнечные лучи – словно золотые вожжи, везде вхожи;
-солнечный луч тянется как золотая нитка;
-Солнце – князь Земли, Луна – княжна;
-солнышко усмехается, словно девица весной
— Месяц на небе словно золотая дужка висит;
— Звезды, как угли пылают;
— Кометы, словно мётлы, небо подметают;
— Земля – мать кормилица;
— Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь;
— Без хозяина земля – круглая сирота;
— Земля переодевается, словно человек.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много вы знаете пословиц. У меня для вас есть картинки с различными состояниями погоды. Посмотрите на них и назовите эти состояния. ( Дети рассматривают, определяют: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, холодно, тепло, жарко)
— возьмите каждый по картинке и подумайте: какие чувства вызывают состояние погоды на вашей картинке.
Дети: – радостны, хорошие, грустные, невесёлые, тоскливые, весёлые и т.д.
Воспитатель: что хочется делать, когда испытываешь такие чувства?
Дети: смеяться, петь, кричать, грустить, веселиться, скучать, улыбаться, бегать, хмуриться и т.д.
Воспитатель: я вам предлагаю составить рассказ на бумаге, используя схемы.
Будете обозначать солнце в виде круга,
цветы, спрятавшиеся от дождя – маленькими квадратами,
цветы, раскрывающиеся на солнце – большими квадратами,
Можете придумать и свои схемы.
Дети составляют рассказы схемами, звучит лирическая музыка.
Возможные варианты рассказов детей.
1. Была солнечная погода. Дети гуляли по улице, любовались цветами. Вдруг огромная туча закрыла солнце, и пошёл дождь. Дети разбежались по домам.
2. На улице шёл дождь, но дети не расстроились. Они надели сапожки, взяли зонтики и пошли гулять.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, вы в своих рассказах больше всего отразили солнечную погоду.
Чей же рассказ вам больше всего понравился?
Дети отвечают на вопрос воспитателя.
Чтобы наше занятие надолго осталось у вас в памяти, предлагаю поиграть с солнечными зайчиками.
( Дети играют с зеркальцем, на котором наклеены силуэты зайчиков в «прятки», «догонялки»)
Источник
Солнце как печка всех согревает
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 438
- КНИГИ 642 131
- СЕРИИ 24 460
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 558
Солнце светило для всех одинаково: и для меня, и для моих обидчиков. Оно светило даже для тех, кто жил на другой стороне земли и кого я никогда не видел — только учил по географии. А наша печка согревала нас с мамой. Эта приземистая чугунная печка была в моей жизни всегда как солнце, только гораздо роднее. Откуда взялось солнце, я не знаю и до сих пор. А печку принес отец накануне того дня, когда суждено ему было исчезнуть.
Она только на вид была маленькая, а на самом деле в ней помещалось два ведра катушков. Ни в войну, ни после войны угля долгое время не было — были катушки, прессованные из угольной пыли. Горели они замечательно, только перед тем, как забрасывать в печку, катушки почему-то рекомендовалось побрызгать водой. Я брызгал их с удовольствием: зачерпну, бывало, из ведра в коридорчике кружку воды и брызгаю, раздувая щеки: фр-р-рт, п-р-р-т, п-фу!
— Да хватит брызгать, Андрюша, сколько можно!— останавливала меня мама,
когда я был совсем маленький. А когда подрос, говорила: — Брызгаешь с удовольствием, а в сарай за ними пойти — для тебя целое дело!
Конечно, целое дело — кому охота тащиться в ледяной сарай, особенно на ночь глядя, и голыми руками отковыривать их в смерзшейся куче.
Наша халупа стояла недалеко от моря. В зимнее время северный ветер «Иван» ломил неделями, дул без передышки, и было у нас одно спасенье — печка. Как любил я глядеть в ее раскрытую дверцу, когда у нас бывали дрова и в ней горели не вонючие катушки, а настоящие поленья. Боже мой, как они горели! Это был еще один мир — такой же странный, живой, манящий, невыразимо притягательный и вместе с тем такой же убийственно нелепый в своем конечном сгорании, как и тот, в котором мы жили.
Даже само слово семья всегда имело для меня, если можно так сказать, тепловое значение. Семьей всегда было для меня нечто, пронизанное общим теплом. Сначала в нашей семье все-таки появился я, а потом печка, но как бы я жил без печки. Мне это так же трудно представить, как нелегко вдруг заговорить сейчас о себе в третьем лице и свою мать Татьяну Петровну называть Таней.
. Никогда в жизни Таня не испытывала еще такого блаженства, такой сладостной пустоты, свободы и легкости во всем теле. Тане казалось, что она не в палате родильного дома, а высоко в небе идет-плывет босая по облакам, подсвеченным снизу золотом утреннего солнца, по облакам, так приятно согревающим ее босые ноги, как когда-то согревали их полузабытые летние дорожки ее детства.
Сын у Тани родился длинный и худой, как ободранный кролик,— смотреть жалко. Зато лицом новорожденный был красив удивительно: кожа гладкая, будто фарфоровая, глаза ярко-синие, волосы густые, огненно-рыжие.
— Несем кормить красивого мальчика! — так и говорили про него няньки.
Таня и ее муж Андрей еще в первые дни после женитьбы решили, что если у них родится дочь, то назовут ее Марией в честь матери Тани, а если сын — Иваном, в честь отца Андрея.
Такое было впечатление, что в тот год родились только сыновья, например, в той палате, где лежала Таня, из восьми рожениц восемь родили мальчиков. Соседки по палате называли своих сыновей Эдуардами, Валериями, Виталиями, у Тани язык не поворачивался назвать своего крошку Иваном. Так и оставался сын без имени.
Но Андрею об этом Таня не писала, потому что он уже в первой записке назвал сына Ивашкой — будто других имен на свете не было.
Все, кто лежал вместе с нею в этой палате, завидовали Тане: Андрей приходил в роддом по нескольку раз на день, подолгу стоял под окнами.
На пятый день после родов, к вечеру, Тане принесли записку: «Говорил с врачами, может быть, тебя отпустят пораньше. Крепко целую тебя и Ивана. Андрей».
Когда Тане принесли эту записку, она кормила сына.
— Иван,— прошептала она,— Иван, соскучился за нами папка!
Мальчик деловито сосал грудь и даже не скосил своих синих глаз к лицу матери.
Таню выписали из роддома первого декабря. На дворе стоял такой лютый холод, что встречавший ее Андрей взял конверт с сыном к себе под пальто. Вдоль по сумрачным заснеженным улицам скользили струистые гребешки поземки. Ветер бросал в лицо снежную крупу, стегал Таню по ногам, а ноги у нее — в хлопчатобумажных тонких чулках.
— Креще-е-е-ние! — жмурясь от ветра, крикнул Андрей.
— Ивану, говорю,— приблизил он вплотную к Тане свое счастливое лицо,— Ивану нашему первое боевое крещение!
Говорить было трудно, и за всю дорогу они ничего больше не сказали друг другу. Андрей и Таня снимали небольшую комнатку недалеко от моря. Это была хорошая комната, только отапливаться приходилось керосинкой.
— Вот мы и дома! — Андрей толкнул плечом калитку в воротах, и они вошли в узкий каменистый дворик,— Подержи! — он передал сына Тане и стал открывать висячий замок.
Когда распахнул дверь, в лицо ударило гарью: по комнате густо кружились хлопья сажи.
—Проклятая!— Андрей кинулся прикручивать взбесившуюся керосинку.— Проклятая! Целый день топил! Тепло вам собирал! — отчаянно тряся кулаками, он выскочил во дворик.— Может, и окно открыть?
— Не надо. Так вытянет. Подержи.— Таня подала ему сына и вошла в комнату.
Она навела в комнатке порядок, закрыла дверь, но все тепло ушло, а запах горелого фитиля и копоти остался.
— Чего же ты про люльку молчал? — хитро сощурившись, спросила Таня, когда Андрей с сыном вошли б комнату.— Сюрприз?
— Хотел сюрприз. Не получилось сюрприза. Половина голубая, а половина — железо ржавое. Я же самое главное не рассказал. Начал ее красить позавчера, и вдруг свет погас. Думаю, завтра приду с работы — докрашу. Назавтра пришел домой, открыл дверь — банка с краской на полу валяется. Краска в стеклянной пол-литровой банке была. Валяется банка, и краска вся засохла. Еле отодрал ее от пола, видишь пятно.
— Ничего. Очень хорошая кроватка. Очень хорошая! Неужели сам сделал?
— Сам. Кто же еще? Завтра мне в одном месте печку обещали. А дров я уже запас на целый год. И напилил, и наколол, завтра покажу. Но главное — достал целую машину катушков, ты представляешь — полный сарай! Я даже не ожидал, что на заводе мне столько выпишут, так пойдут навстречу!
— Ой, как здорово! Нам на две зимы хватит. С печкой да с полным сараем топки здесь будет настоящий рай!
Таня снова зажгла керосинку. Спящий сын лежал поперек родительской кровати.
— Какой красивый! — наклонился над ним Андрей.
— Весь в тебя. Ты хоть ел сегодня что-нибудь?
— Кажется! — передразнила Таня.— И шкафчик пустой! Эх ты!
— Я сейчас сбегаю! — с готовностью накинул пальто Андрей.— Одну минуту!
Она не успела ничего ответить, как дверь за Андреем захлопнулась. Огонек в керосинке качнулся и едва не погас.
«Теперь их не добелишься. — глядя на безнадежно закопченные потолок и стены, подумала Таня.— Я, говорили, до года кричала как резаная, а сын все спит да спит. »
Ребенок лежал беззвучный, как кукла, только у самого его личика едва приметно светлел пар.
— Ты весь гастроном скупил! — всплеснула руками Таня, когда в комнату с ворохом кульков ввалился Андрей.
— Хоть по коммерческим цепам, да зато все пока есть, А как же, мать, праздновать так праздновать!
И Таня и Андрей на минуту смутились оттого, что он назвал ее «мать». Обоих охватило такое чувство, как будто они женаты давным-давно и уже им впору ждать внуков.
— И вино купил! Ну, Андрюшка,-—приподнявшись на цыпочки, она чмокнула его в холодную щеку и прижалась лицом к его плечу, благодаря за их общее смущение, за это слово «мать», в котором мелькнул образ их будущей счастливой жизни и верности друг другу.
— Какой же без вина праздник! — дуя на замерзшие руки, улыбался Андрей.— А у нас тем более — и встреча, и проводы. Вообще. — смутился Андрей.— Меня призвали.
Таня сразу так ослабела, что опустилась на кровать рядом с сыном.
— Андрюша. Господи! Как же так? Как же так! Господи! — замирая от страха, зашептала Таня, все еще надеясь, что он сейчас успокоит ее, разуверит, скажет, что война, о которой она вот уже пять месяцев слышала изо дня в день, несчастье вообще, а не ее собственное. «Господи, ведь года не прошло, как мы поженились, как же нам расстаться? Разве мыслимо это, разве возможно?» — А как же мы.
Источник