Меню

Солнце караул что это такое

Праздник «Солнце Караул»

В Орловской области существует праздник под названием «Солнце Караул». Его празднуют в ночь с 11 на 12 июля. Ещё с вечера собираются шумные компании детей, подростков или взрослых. Суть этого праздника заключается в том, что в эту ночь люди веселятся, шутят, устраивают соседям или прохожим мелкие пакости, проводят время у костра. А утром – наблюдают восход солнца (хотя дожидаются его не многие), которое «играет» всеми цветами радуги. Таковы исконные традиции этого необычного праздника.

Мы побеседовали с нашими учениками и предложили им рассказать о том, как они, их родственники и знакомые празднуют Солнце Караул. Вот что нам рассказали дети:

«Вечером 11 июля у нас на улице собираются почти все соседи. Даже бабушки и дедушки. Накрывают большой стол, жарят шашлыки, поют под гармошку и под гитару. Взрослые вместе с детьми играют в догонялки и в «Выше ножки от земли». Однажды мы с братом и с дядей досидели до 3 часов утра, а потом заснули и не видели, как играет солнце.»

«Один раз я видел, как «играет солнце». Все говорят, что оно переливается всеми цветами радуги. Это не так. Всё вокруг становится блестящим, как будто золотым. Видны длинные солнечные лучи, которые будто бы поворачиваются из стороны в сторону. Это очень красиво.»

«Нас папа учил ставить стукалочку на окно. Это когда на нитку привязывают булавку и гайку. Потом вставляют булавку в окно, дёргают за нитку, и гайка стучит по стеклу.»

«У нас с подружками был смешной случай. На Солнце Караул мы перелезли через сетку-забор к моему двоюродному брату и чёрной гуашью замазали ему окно. Всё старались делать тихо и быстро, чтобы нас не заметили. Когда закончили, вздохнули с облегчением и только хотели уйти, как из-за угла дома вышел мой брат с ведром и тряпками и сказал: «Ну что ,художники, нарисовали, теперь смывайте своё творение!» Мы от неожиданности завизжали, две девочки побежали и стали через забор перелезать. Так вот одна из них зацепилась брюками за сетками и порвала их. Мы потом заплатку на штаны пришивали и смеялись. Мы столько эмоций пережили: азарт, испуг, веселье. Теперь, когда собираемся, всегда эту историю вспоминаем.»

«Один раз на Солнце Караул у нас в деревни устроили прыжки через костёр. Мы смотрели, как взрослые прыгают. Нам сказали, что надо желание загадать, потом прыгнуть, иначе не сбудется.»

А где ещё существует такой праздник? И как его празднуете Вы? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.ник

Источник

«Записки без начала». 11 июля. Солнцекараул

В ночь с 11 на 12 июля в Орловской области празднуется Солнцекараул.

Под видом ожидания восхода солнца молодёжь всю ночь занимается хулиганством: шумит, шатается по улицам, тащит на дорогу всё, что плохо лежит, возводит из всего собранного баррикады.

В основном действо это проходит в сельской местности, где нет полиции, а взрослое население сквозь пальцы глядит на подобные шалости молодых людей.

Надо отметить, что в орловской деревне нет ничего лишнего, что можно было бы вот так махом стащить на дорогу, – у всякой вещи есть свой хозяин. Поэтому даже перемещение бревна с одного места на другое по факту является его воровством и совершается оно в основном в отношении самых беззащитных жителей деревни: одиноких супругов или стариков, неспособных постоять за себя.

Почему же именно в Орловской области, да и в нескольких прилагающих районах Тульской, Калужской, Курской областей сохранился этот варварский обычай, по времени совпадающий с окончанием праздника Ивана Купалы и днём Апостолов Петра и Павла (так называемым Петровым днём)?

Указанная территория издавна относится к так называемым Верховским княжествам – Новосильскому, Одоевскому, Воротынскому, Карачевскому, находящихся в верховьях Оки. Исторически эта местность является границей Полесья и дикой степи, вятичсй и степняков, Московии, Крима и Литвы. Пользуясь этим, верховские князья постоянно переходили из одного подданства к другому. Долгое время они находились в подчинении языческой Литвы и только после присоединения в начале XVI века к Москве последними на Руси приняли христианство, всего лишь 500 лет назад, поэтому здесь сохранили многие языческие традиции – «бесовской» праздник Ивана Купалы, снохачество и Солнцекараул.

Читайте также:  Укажите предложение с обособленным дополнением ленивое послеобеденное солнце

Если заглянуть в историю глубже, то можно найти там и причины этой «особости» орловцев. Как известно, русская равнина – это первая суша, показавшаяся из глубин мирового океана 500 миллионов лет назад, а средне-русская возвышенность – остатки древних 20-километровых гор, превращённых со временем водой и ветром в пологие холмы. Эти холмы не позволили леднику 15 тысяч лет назад проникнуть южнее.

Поэтому Орловщина – самый северный район, где находят стоянки первобытного человека. К тому же она, находясь на пересечении древних торговых путей из варяг в греки и из Европы в Китай, всегда была местом слияния разных языков и рас. Какие только племена ни бродили по её просторам – даки и кельты, киммерийцы и римляне, скифы и готы, кипчаки и половцы, вятичи и хазары. Здесь остановились воины Александра Македонского, здесь остановились орды Тамерлана и Гудериана.

Пути всех самозванцев сходились на Оке, оставив орловцам клички «воров» и «проломленных голов».

«У нас в Орле первое правило – чуйкой по голове и под лёд» –предупреждал Лесков.

«Орловский мужик низок ростом, глядит исподлобья», – вторил ему Тургенев.

«Деревянные люди, деревянны мысли и чувства», – сокрушался Андреев.

«Мы кочевники, любим дали», – утверждал наш земляк, композитор Осокин.

Возможно, причина живучести на Орловщине языческих традиций и обычаев в наличии Курской природной аномалии? Но именно благодаря этому и сложился здесь особый орловско-курский диалект, легший в основу современного русского литературного языка.

Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/zapiski-bez-nachala-11-iyulya-.html

© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.

Источник

Солнце караул

Есть в нашем славном городе Орле такой праздник «Солнце караул». (отмечается в ночь с 11 на 12 июля)

Изначально праздник появился в сельской местности и имел самое безобидное предназначение — выйти вечером на природу, попрыгать через костёр, потискать тёлочек (колхозное коровье стадо — не в счёт) и дождаться восхода Солнца, которое только в этот день при появлении из-за горизонта играет всеми цветами радуги (если только не будет туч).

Но, как и многие хорошие задумки в Орле — всё скатилось до форменных безобразий. Молодёжь, отмечающая праздник, воспылала ненавистью к соседям, которые вместо того чтобы праздновать, мирно дрыхли по своим хаткам. Месть была изощрённой и жестокой. Пока сосед спал — самыми любимыми развлекухами было установить стучалочку, угнать телегу и поставить её по среди дороги или, ещё лучше — утопить в реке, замазать окна хаты навозом или солидолом, подпереть дверь хаты снаружи, собрать во дворе всевозможный хозяйственный инвентарь и устроить из него баррикаду на деревенской дороге, завалить соседскую уборную.

Как результат — на следующий год не спала вся деревня, так как все караулили своё подворье и пытались не упустить возможности насолить соседу. Из года в год, наутро можно было хихикая слышать от соседа, что какие-то нелюди перевернули у него на гумне всё что можно, завалили в овраг деревянный туалет (типа сортира) пока он лично справлял там нужду, и что он с ними сделает, и какие анальные кары их постигнут в следующем году, если злодеи к нему сунутся снова.

Читайте также:  Ты взойди солнце марко поло

В итоге:
В настоящее время праздник превратился в официальную ночь анархии в городе. Уличные холодильники с напитками закрывают на замки, полиция патрулирует всю ночь. В основном веселится молодёжь 15-20 лет. Спиливают деревья и вытаскивают их на дорогу, поджигают мусорки, переворачивают машины и тд.
Утром можно увидеть погромы, завалы на дорогах и повальные пробки в городе.

А какие странные праздники есть у вас в городе?

Источник

Солнцекараул

Петровым днем в народе называют православный праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Он совпадает с Ярилиным днем — языческим праздником, знаменующим поворот к осени. Сегодня — середина лета. Теперь пойдет оно на убыль. На солнцекараул молодежь, да и люди постарше веселились. Готовились к празднику заранее, продумывали каверзы, но такие, чтоб весело было и не обидно. Хотя, кому как…

Вот как развлекались в Каменке. Дома в деревне в основном кирпичные, а крылечки на четырёх столбиках и с крышей — деревянные. Шутники у одного дома это крылечко вывернут, да к другому приставят. Бросали дрожжи в туалет, к утру реакция обычно приводила к впечатляющему результату.

Иной раз шутники доводили хозяев до остервенения и прямых угроз. Кому понравится, когда гайка по стеклу дзынь да дзынь, а весельчаки нитку тянут и тянут. Тут уж хозяин выскочит с топором, грозится, а молодежи от этого еще веселей. Иной раз хозяин сам начинает караулить безобразников, ляжет во дворе в телеге, крепко уснет на свежем воздушке, его с этой телегой в речку или пруд и оттащат.

У деда Симиёна из Каменки был самогонный аппарат. По тем временам — дело подсудное. Шутники этот аппарат у него стащили, да на столб, по которому провода от радио проходили, повесили, дед увидел, ошалел.

— Твою мать, — завопил, — снимите, ребята, ребя-я-тушки! Не подводите под тюрьму!

В другой деревне у мужика был «запорожец», единственный автомобиль на несколько населенных пунктов. И с такой гордостью он ездил на нем, драндычал, что до смерти надоел местным бабам. На солнцекараул они укатили эту машину и спрятали за туалет. Но не рассчитали, что яма выгребная была большая, а автомобиль тяжелый, он в эту яму и провалился. Ничего, хозяин достал, отмыл.

Говорят, что солнце в этот день действительно играет. Поднимается оно из-за горизонта, выспавшееся, горячее, а вокруг него радужные колечки так и ходят, кружатся. Чтобы увидеть это и караулили солнышко. А озорство было для веселья, чтобы не заснуть.

Дождь на Петров день сулит хороший урожай. В поле в этот день крестьянин не выходил, считалось, что нельзя тревожить зерновые, иначе они не уродятся. Всех, кто сейчас мёрзнет в своих квартирах, обнадёжим: после Петрова дня начиналась жара. Об этом говорят и пословицы. Петр и Павел жару прибавил. День убывает, а жар прибавляет. Придет Петро, будет тепло.

Источник

Солнцекараул

КРОМЫ. 11.07.2017. В ночь с 11 июля на 12 июля — Солнцекараул. То ли караулить Солнце, то ли кричать «караул». В Кромах ребята уже стали взрывать тишину после обеда. Раньше безобразничали больше, теперь кромская культура выросла. И если кто-то что-то «нахулиганит», то в пределах правил. Орловские гордятся, что они по-особому встречают Солнце. И что нигде нет такого праздника. Полистал я Интернет, и должен признать, что и туляки, и калужане, и липецкие, и воронежские, и курские жители считают, что Петров день — только у них. Это говорит об одном: об утрате общего пространства, о потере корней праздника. Хорошо, что он ещё кое-где сохраняется, локально, местами. И выродился в той же Орловщине в «погромы и хлопушки». А может, не выродился?! Почему с таким упорством именно в эту ночь пугают взрывами кромскую публику?! Стоп: в Калуге и Туле вспоминают о «колотушках». Ясно одно, что в эту ночь нужно было громко шуметь, прогонять «нечистую силу» и встречать Солнце. А встречают полновесным Хлебом-солью и первым снопом.

Читайте также:  Когда поднимается солнце над внезапно притихнувшим миром

Колотушки и взрывы петард — это как сигнал горна: пора вставать в строй и спасать хлеб, чтобы зиму встретить во всеоружии.

Не будем забывать о том, что раньше Россия была в основном крестьянской, а значит, сельскохозяйственной. Крестьяне жили за счёт земли. И, следовательно, думали, в первую очередь, об урожае. А он ещё созревает. Вернее, дозревает.

Мы писали о том, что на Купалу поливали урожай и девушек водою, вызывая таким магическим образом дожди. И купировали желания вернуться к весне. В Петров день тоже думали о созревании урожая, о свадьбах. И энергетика июля этому способствовала. Русалки портили посевы, поля нужно было охранять, наступала последняя стадия битвы за урожай. Колотили, взрывали — отгоняли нечистых от посевов. Возможно, что крестьяне и дороги возле полей перегораживали, чтобы не топтали посевы. Недаром же считается, что проехать на лошади или тем паче на машине по полю с пшеницей или рожью, — это преступление. Правда, потом такое перегораживание выродилось в перегораживание дорог в деревне, а не в поле.

ПЕРУН = ПИР ГОРОЙ?! Думаю, что нет. ПЕРУН — это ещё не мужчина, а только ПАРЕНЬ, ищущий себе ПАРУ, чтобы сПАРИться.

Крестьяне готовили и ПАРЫ’ — поля для засева озимыми.

Петров день = Перунов день. День пошёл на убыль, а жара прибывает. Торопитесь насладиться летним теплом — 2 августа Пророк Илий в речку «нассыт», и после этого купание не рекомендуется.

Ясно одно, что мы должны возродить свои праздники, чтобы с ними сверять свои мысли и заботы. Без этих праздников — мы живём неполноценной жизнью. И душе будет легче.

11.07.2017, 23:19, пгт. Кромы
*

Хранитель огня, или солнцекараул.

Василий Иванович Агошков

О, Княже, хранитель Огня, –
Начальник славянского рода!
Поставь в карауле – меня,
Чтоб Солнце стеречь для народа.

В окно я окликну коня,
Детинец под утро оставлю.
Дорогою Царской, звеня,
Зарю золотую прославлю.

Под звуки божественных струн
Холмы одолею и мары…
– «Тпру!» –
сыплет в долину Перун (*)
Гром-камни, лучи-лукозары!

На празднике всех деревень
Амурами прыгают ярки.
Петров приближается день. –
И Солнце всё ярче и ярче!

Восток озорует, ярит!
И скроет Звенигород пары:
И девушку уговорит
Сегодня настойчивый парень.

– «И замуж, – ей скажет, – беру!»
И та не промедлит с ответом. –
Напомнил Перун-Берегун
Любовной стрелой им об этом.

О, Княже, хранитель Огня
И славного рода Начальник!
И ныне зовёшь ты меня
К кострам,
на Перуновый праздник… .

1993г, ХII.2005г,
пгт.Кромы.
.
(*) Слова «князь, огонь» – одного корня (от КЪN – начало), посему у ОГНЯ сидела не женщина, а КНЯЗЬ! Он – «окно, икона, книга».
Начальник – от «начало».
Детинец= Кремль.
Царская, или Царёва дорога, шла от Болхова к Орлу, пересекала Звенигородское княжество, устремлялась к г.Кромы (восточнее) и к истоку Оки. Местами действует и до сих пор.
Перун – бог грозы, покровитель князя.
Лучи-лукозары – заря в виде лука, лучезарная.
Перунов день=Петрунов= Петров день. Оружие его – камни (любовные). Отсюда – Пётр! Парень= Пётр= Перун= Парун=Берун, поэтому «пары, беру»!
Тпру! – от Перун: тогда ПТРУ! Или Перун звучал, как Теперун=ДеБерун. Не значит ли это, что город Брянск=Прянск — это город Перуна?!
Ярит – от Перун-Ярун-Ярило.
Ярки – молодые овцы.

Источник

Adblock
detector