Меню

Солнце казалось мне тускло лучи его меня не грели почему запятая

Глу- мление. Лермонтов. Герой нашего времени.

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал
окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза. Отвязав лошадь, я
шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне
тускло, лучи его меня не грели.
Не доезжая слободки, я повернул направо по ущелью. Вид человека был бы
мне тягостен: я хотел быть один. Бросив поводья и опустив голову на грудь, я
ехал долго, наконец очутился в месте, мне вовсе не знакомом; я повернул коня
назад и стал отыскивать дорогу; уж солнце садилось, когда я подъехал к
Кисловодску, измученный, на измученной лошади.
Лакей мой сказал мне, что заходил Вернер, и подал мне две записки: одну
от него, другую. от Веры.
Я распечатал первую, она была следующего содержания:
«Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из
груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только
комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но
ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать
спокойно. если можете. Прощайте. »
Я долго не решался открыть вторую записку. Что могла она мне
писать. Тяжелое предчувствие волновало мою душу.
Вот оно, это письмо, которого каждое слово неизгладимо врезалось в моей
памяти:
«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда больше не увидимся.
Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу
было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое
сердце покорилось снова знакомому голосу. ты не будешь презирать меня за
это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана
сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя
любит. Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы
всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник
радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и
однообразна. Я это поняла сначала. Но ты был несчастлив, и я пожертвовала
собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты
поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с
тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. и убедилась,
что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с
душой моей: она потемнела, но не угасла.
Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не
буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои
слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого
презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в
твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое
и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть
непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло
не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства,
никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может
быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается
уверить себя в противном.
Теперь я должна тебе объяснить причину моего поспешного отъезда; она
тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня.
Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с
Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и
пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты
нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с
ума. но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив:
невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по
комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала.
верно, я ему сказала, что я тебя люблю. Помню только, что под конец нашего
разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел
закладывать карету. Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего
возврата. Но ты жив, ты не можешь умереть. Карета почти готова.
Прощай, прощай. Я погибла, — но что за нужда. Если б я могла быть
уверена, что ты всегда меня будешь помнить, — не говорю уж любить, — нет,
только помнить. Прощай; идут. я должна спрятать письмо.
Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты
должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете. »
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого
водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно
погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по
каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче .

Читайте также:  Пусть всегда будет солнце хор попова

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.03.2010. Глу- мление. Лермонтов. Герой нашего времени.
  • 13.03.2010. ГЛуПость. Читательский дневник.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

помогите пожалуйста с тестом по литературе на тему «Произведение М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»»

1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает
хронологический порядок построения «Героя…»?

А) дает
возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;

Б) стремление
к оригинальности;

В) для того
чтобы пробудить интерес читателя к герою;

Г)
постепенное—от «внешнего к внутреннему»- раскрытие характера главного героя;

2. Почему описание внешности, портрет Печорина
дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем? Он:

А) не
наблюдателен

Б) не способен
к обобщениям

В) не мог быть
объективен в описании Печорина

Г) слишком
прост, не может понять Печорина. Так как тот—человек другого круга

3. С какой целью введены в роман пейзажные
зарисовки? «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели. » «Солнце едва
выказалось из-за зеленых вершин,и слияние первой теплоты его лучей с умирающей
прохладой ночи наводило на чувства какое-то сладкое томление…»

А) изображение
красоты Кавказа

Б) углубление
характеристики героя

В) изменение
душевного состояния героя

Г) плавное
развитие сюжета

4.Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с
мотивами и темами твор чества А. С. Пушкина
А)мотив одиночества;

Источник

Урок русского языка в 9-ом классе

Урок русского языка в 9-ом классе

Тема: Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.

Цель: обобщить знания по данной теме; понять роль БСП в художественном тексте.

Задачи: провести исследовательскую работу, связанную с анализом текста.

Урок обобщения и систематизации знаний по данной теме.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Анализ текста.

Нет, не гибнет в жизни большой

Все, что на сердце твое откликается.

Живи беспокойно, живи с маятой:

С доброты человек начинается.

Читайте также:  Как восстановить зрение с помощью солнца

Беседа по вопросам:

— Все ли слова знакомы и понятны?

— Сформулировать главную мысль стихотворной строфы (с доброты человек начинается). — Подберите синонимы к слову ДОБРОТА (добродушие, незлобивость, добросердечность. отзывчивость, душевность., сострадание, милосердие)

— Какой смысл заключен с слове ДОБРОТА (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

— объяснить правописание выделенных букв, назвать орфограммы.

— слова, какой части речи преобладают в эпиграфе? Какую роль они играют в тексте?

— найдите сложное бессоюзное предложение.

— определите стиль данного текста.

Сегодня на уроке речь пойдет о сложных бесcоюзных предложениях. Мы вспомним, все, что знаем о сложных бессоюзных предложениях, понять роль БСП в художественном тексте.

4. Работа в группах (каждая группа получает теоретическое задание).

— Какие сложные предложения называются бессоюзными? Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? (1-ая группа)

А) Записать предложения. Расставить знаки препинания. Объяснить постановку знаков препинания.

1) Желаешь себе добра не делай другому зла. 2) Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу. 3) Добрые деяния никогда не следует откладывать всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 4) Добрый человек оставляет добрую память злой человек будет быстро забыт.

Б) Работа по карточкам.

1) Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения

Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат).

Здесь нельзя проехать… (причина).

Я взглянул на небо… (следствие).

В) Сравните предложения. Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом предложении — на его вторую часть.

Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.

1.Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека кормит – лень портит.

2. Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело – гуляй смело.

3. Если есть терпение, будет и умение.

Есть терпение – будет и умение.

4. Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.

Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

— Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие? (вторая группа)

1. Объясните знаки препинания, соотнесите со схемами предложений в опорном конспекте:

а) Гришенька ждал её два дня, потом понял: она не придет.

б) Сейчас он не заикался, не улыбался – он молча сидел и писал.

в) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.

2. Расставьте знаки самостоятельно:

а) Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.

б) Махнет рукой разведчик все двигаются вперед.

в) Солнце дымное встает будет день горячий.

г) Про себя Данилов сформулировал задачу так из доктора Белова надо сделать начальника поезда.

— В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая и точка с запятой? (третья группа)

Анализ учебного материала

І. Прочитайте предложения. Охарактеризуйте их. Определите, какая интонация является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Обоснуйте, почему в одних предложениях части разделены запятой, в других — точкой с запятой.

ІІ. Устно замените, где возможно, бессоюзные предложения со значением перечисления на сложносочинённые со значением перечисления.

Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели. 2. Через час явилась возможность ехать; метель утихла, небо прояснилось. 3. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. 4. Несколько минут продолжалось затруднительное молчание; наконец доктор прервал его, обратись к Грушницкому. 5. Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась; я вскочил, подал ей руку и довел её до кресел. 6. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. 7. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собою; человек, завёрнутый в шинель, пробежал мимо меня. 8. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз. ()
Восстановление предложений

Читайте также:  Храм бога солнца амон ра

І. Прочитайте предложения. Устно обоснуйте постановку в них знаков препинания.

ІІ. Спишите предложения, заменяя сложносочинённые предложения с союзом и бессоюзными предложениями со значением перечисления, для этого устраните союз и. Обоснуйте возможность постановки в данных предложениях точки с запятой в качестве разделяющего знака. вязный текст. В сложных предложениях выделите запятыми обособленные смысловые блоки, подчеркните их как члены предложения. Каким знаком вы разделили части сложного предложения? Выбор знака обоснуйте.

1. Грозовую тучу буря несла нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас. 2. Сухая земля и сухой песок заскрежетали по железному телу паровоза. Видимости не стало. 3. Нам теперь было трудно дышать от горячего пыльного вихря забившегося в кабину. Паровоз с воем пробивался вперёд. 4. Скорость упала до шестидесяти километров. Мы работали и смотрели вперёд как в сновидении. 5. Вдруг капля ударила по ветровому стеклу. Она сразу высохла испитая ветром. 6. Затем мгновенный синий свет вспыхнул у самых моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца. Я схватился за край инжектора, но боль уже отошла от меня.
(По А. Платонову)

– Перед вами отрывок из повести Б. Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, подчеркните в них основы.
Песчаная дорога перевалила сыпучий косогор; вот и опушка; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей.
В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью.
Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся в обгон друг за дружкой по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают, беспечные, ни усталости, ни жары; а тут четверка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются что есть мочи плетеными хвостами от гудящих оводов.

АСПИДНЫЙ – черный цвет слоистого минерала.
АСПИД – род ядовитой змеи.

– Какова тема отрывка? (Поездка в знойный летний день.)

– На сколько частей можно разделить текст? Объясните почему. (На 3 части: 1-я – глубокий бор, жара; 2-я – легкие облачка в небесной дали; 3-я – страдание лошадей от жары.)

– Какой прием, использованный автором, помогает разделить текст на три части? (Прием контраста 1-, 3-й и 2-й частей. В 1-й и 3-й – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет; во второй же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары. То есть контраст поддерживается лексическим и морфологическим уровнями.)

– В каких частях употребляются БСП? Каковы смысловые отношения между его частями? (БСП с перечислительными отношениями употребляются в 1-й и 3-й частях, бессоюзной связью со значением пояснения связаны два предложения во второй части.)

– Почему употребляются БСП? (Употребление бессоюзных предложений в 1-й и 3-й частях связано с темой художественного текста. Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору, показывают страдания измученных лошадей; в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме.)

III. Лингвистический эксперимент.

– Измените текст таким образом, чтобы части БСП стали самостоятельными простыми предложениями. Что получилось? (В тексте вместо трех развернутых БСП появилось семь простых предложений. Текст прочитывается легко, со множеством пауз, исчезла интонация монотонности, перечисления, утратилось ощущение медленного движения.)

– Мы доказали, что бессоюзная связь со значением перечисления между частями предложения в данном тексте – удачное средство описания поездки в летнюю жару, способную замедлять движение. Кроме того, БСП помогают созданию цельной картины состояния природы из отдельных деталей.

Источник

Adblock
detector