Беседа на тему «День космонавтики» во второй младшей группе
материал (младшая группа)
Формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первымкосмонавтом Ю. А. Гагариным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_na_temu.docx | 14.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему «День космонавтики» во второй младшей группе
Образовательная : формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю . А. Гагариным.
Развивающая : расширять представления детей о профессии летчика – космонавта ,
стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.
Воспитательная : воспитать уважение к профессии летчика- космонавта , научить бережному отношению к планете Земля.
Словарь : Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос , ракета, космонавт .
Материал к беседе : изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю . А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе : Белки и Стрелки.
(Воспитатель начинает беседу ) Земля — это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем : смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.
Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна — спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса .
— А вы ребята хотели бы стать космонавтами ?
— Кто такие космонавты ?
—Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
— А что можно увидеть на небе? (звезды)
— А сколько звезд на небе? (несчетное количество)
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко) . И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство . На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек .
Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие , был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете «Восток». В этот день наша страна отмечает » День космонавтики «. Это праздник космонавтов и людей , кто участвует в создании космических ракет .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.Задачи:1. Дать знания детям о российском празднике — День космонавтики, о.
Егиазарова Светлана Сергеевна Проект «12 апреля — День космонавтики» во второй младшей группеПроект на тему: «12 апреля — День Космонавтики» во.
Цель: Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, галактиках, звездах, созвездиях. Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю. Гагарине. Развивать интерес к космон.
НОД к открытому занятию, посвященному Дню Космонавтики.
Обоснование проблемы: 1. Родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, а именно, Дню космонавтики. 2. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существован.
Конспект беседы на тему «День космонавтики» во второй младшей группеЦель: Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, галактиках, звездах, созвездиях. Дать детям предс.
конспект беседы «День космонавтики» во второй младшей группе.
Источник
Как вращаются Земля, Луна и Солнце
Луна, Земля, Солнце — три важнейших небесных тела, определяющих существование человечества. Первое поддерживает стабильность вращения нашей планеты, влияет на приливы и отливы, второе — наш родной дом, а третье обеспечивает поступление к нам тепла и света.
Размеры Солнца и Луны
Для понимания природы солнечных затмений нужно знать, во сколько раз Луна меньше Солнца. Диаметр центральной звезды нашей системы составляет 1,4 млн км, аналогичный параметр земного спутника — почти 3,5 тыс. км, разница составляет примерно 400 раз.
В то же время Луна находится ближе к Земле, почти в те же 400 раз (при нахождении этих объектов в некоторых точках относительно планеты): на расстоянии около 385 тыс. км, в то время как дистанция от нас до центра Солнечной системы равна 150 млн км.
И хотя светило расположено от нас намного дальше, чем спутник, земному наблюдателю они часто кажутся на небе равными по величине.
Это и есть объяснение солнечных затмений: спутник полностью или частично перекрывает собой Солнце.
Смена лунных фаз
В разных положениях Солнца, Земли и Луны относительно друг друга светлую часть нашего спутника мы видим по-разному.
Части, освещенные светом центральной звезды, называются лунными фазами, это:
- новолуние;
- первая четверть;
- полнолуние;
- последняя четверть.
Иногда выделяют 2 промежуточные фазы: растущую (молодую) и убывающую (стареющую) луну.
Во время новолуния спутник земному наблюдателю не виден, потому что находится между планетой и Солнцем, и к планете обращена его темная сторона, не освещенная звездой. Некоторое свечение лунного диска в этот период все же можно заметить, оно имеет характерный пепельный оттенок, который небесному телу придает солнечный свет, отраженный от Земли.
Через два дня наступает фаза растущей луны, или неомения — это первое после новолуния появление объекта на небе, когда он имеет вид узкого серпа. С каждым днем он увеличивается в размерах и через 7 суток принимает вид полукруга, появляющегося вскоре после заката на западе или юго-западе.
Относительно светила Луна в этой фазе расположена на 90° в восточном направлении, ее видно только вечером и в первой половине ночи.
Через 2 недели после начала лунного цикла наступает полнолуние: Луна расположена в противостоянии с нашей звездой, в сторону Земли обращено все ее освещенное полушарие. Она восходит в момент захода солнца, видна всю ночь и заходит на рассвете.
Еще через неделю начинается фаза последней четверти: спутник имеет вид полукруга, видимого в восточной части неба во второй половине ночи и перед восходом.
Он будет постепенно уменьшаться в размерах и в последние дни примет вид тонкой буквы «С».
Все указанное справедливо для наблюдения из северного полушария Земли. В южном полушарии положения серпа и полукруга противоположные: букву «С» напоминает не убывающий, а растущий месяц.
Совсем иной вид спутник в разных фазах имеет на экваторе, там положение его освещенной части не вертикальное, а горизонтальное. Например, стареющая луна имеет вид узкой лодки, расположенной в нижней половине диска.
Для расчетов принята продолжительность каждой из 4 основных лунных фаз в 7,38 земных дней, но их фактическая длительность постоянно немного меняется из-за вытянутости орбиты спутника и непостоянства его орбитальной скорости.
Так как лунный месяц короче большинства земных (29,5 дней вместо 30 или 31), 1 раз в год в календарном месяце может случиться второе полнолуние. Это явление получило название «Голубая Луна».
Такое наименование обусловлено не изменением оттенка земного спутника, а происхождением из английского фразеологизма «Однажды при голубой луне», смысл которого можно трактовать как «После дождичка в четверг», т. е. никогда. Голубой цвет сателлит может принимать, но это явление крайне редкое и объясняется оптическим эффектом.
Орбитальные характеристики Луны, Земли и Солнца, схема взаимного вращения
Луна совершает 3 вида движений:
- вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот примерно за 27,3 земных дней;
- обращается вокруг нашей планеты по эллиптической орбите с точно таким же (27,3 суток) периодом;
- обращается вокруг Солнца в связке «Земля-Луна».
Равенство периодов собственного вращения и обращения Луны вокруг Земли объясняет, почему она всегда повернута к нам одной стороной.
Земля совершает 2 вида движения: вокруг своей оси и вокруг Солнца. В первом случае движение происходит в направлении с запада на восток, и это явление объясняет смену времени суток. На освещенной половине земного шара наблюдается день, а на обратном — ночь.
Каждый такой оборот называется сутками, он длится 23 часа 56 минут и несколько секунд, но для расчетов длительность этого периода принята равной 24 часа.
Вращение планеты вокруг Солнца происходит по эллиптической орбите, среднее расстояние от центральной звезды — около 149,6 млн км, орбитальная скорость — в среднем 29,8 км/с. При этом в перигелии (ближайшей к светилу точке) Земля движется быстрее, со скоростью более 30 км/с, а в самой удаленной позиции (афелии) — медленнее 29,3 км/с.
За время 1 полного витка вокруг Солнца планета делает 365,25 собственных оборотов — это количество дней в 1 астрономическом году. Календарный аналогичный период, в котором сутки приняты равными 24 часам, длится 365 дней, но через каждые 3 годовых срока в календарь добавляется четвертый особый — високосный, с дополнительным 366-м днем.
Солнце неподвижно относительно Земли, но оно также не стоит на месте, а вращается вокруг центра галактики, и 1 такой оборот занимает 220-230 млн лет.
За время своего существования светило успело совершить только 20 полных витков вокруг Млечного Пути.
Ученые отводят нашей звезде срок жизни от сегодняшнего дня 7 млрд лет, за которые она сделает еще примерно 30 таких оборотов.
Линейная скорость движения Солнца в пространстве — 200-220 км/с. Направление его пути называется апекс, оно перемещается в направлении созвездия Геркулес.
Кроме того, светило вращается вокруг собственной оси, ученые определили это по изменению положения пятен на нем. Передвигается оно не как твердая модель: вращение на экваторе быстрее, по направлению к полюсам движение замедляется. Это касается лишь поверхности и массы, близкой к ней.
Внутренние слои и солнечное ядро при вращении ведут себя как классическое твердое тело. Похоже вращаются газовые гиганты Сатурн и Юпитер. Один полный виток вокруг оси Солнце совершает за 25,4 земных дней, его ось не вертикальная, а наклонена на 7°.
Источник
Игра-викторина «Космическое путешествие» (1-4 классы)
Игра – викторина для учащихся 1-4 класса
Подготовила Евлашова В.М.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО Дворец творчества детей молодежи
Цель: познакомить детей с днем космонавтики.
Задачи:
1.Расширить представления детей о космонавтике.
2.Формировать чувства патриотизма и гражданственности.
3.Развить творческие способности учащихся, внимания, память, ловкость,
смекалку путём использования игровых элементов.
4.Организовать соревновательную деятельность между командами, создать
активное взаимодействие учащихся в команде, способствовать сплочению
Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки,
листы бумаги, карточки с заданиями, конструктор, звездочки, медальки для
Форма: игра-викторина, соревнование.
Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рады приветствовать вас! А вы знаете какой праздник будет отмечать весь мир? Верно. День авиации и космонавтики.
— Сейчас мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство.
С глубокой древности таинственный, загадочный мир планет и звезд манил к себе внимание людей. В наше время люди знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Когда наши предки начали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, опирающейся на гигантского слона, важно стоящего на панцире огромной черепахи. Эта черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. (Демонстрация изображения)
С тех пор прошли тысячи лет. Люди начали строить корабли и,
совершать кругосветные путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что земля не плоская, а шарообразная.
Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель (IV век до н. э.)
первым доказал, что Земля круглая. Наблюдая за Луной он заметил, что тень от Земли падающая на ее всегда круглая. И только шар отбрасывает круглую тень. Кроме того, он заметил, что корабли, уплывающие вдаль, всегда скрываются за горизонтом.
Другой великий астроном Николай Коперник доказал, что Земля находится в космосе и вращается вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за 365 дней.
Спустя много лет люди научились строить летательные аппараты, воздушные шары, дирижабли, самолёты и
стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не
остановились на достигнутом, их манил космос.
— Ребята, что такое космонавтика? (ответы детей)
Космонавтика — совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства и внеземных объектов.
— Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)
Правильно Юрий Алексеевич Гагарин . 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР — Юрий Алексеевич Гагарин (портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на
лету. В 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение
авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище.
Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не
любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека,
пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли:
«Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человек, проложившего дорогу к звездам.
Поэтому именно 12 апреля мы празднуем ‹‹День космонавтики››.
Этому празднику посвящается наше мероприятие.
-Сейчас вы разделитесь на две команды будете соревноваться в смелости,
ловкости, сноровке и смекалки. За победы в конкурсных заданиях вы
будите получать звёзды, в конце мероприятия мы подведём итоги и наградим
команды. (образование команд)
Задание №1. Разминка.
Задача — придумать название и девиз команды.
— Ребята, а вы знаете, что такое ‹‹космос››? (ответы детей)
В целом космос – пространство, которое простирается бесконечно во все
стороны, включая в себя галактики и звезды, черные дыры и планеты,
космическую пыль и другие объекты.
-Сегодня мы совершим путешествие в космическое пространство. Но для
этого нам понадобиться ракета.
Задание №2. Строение ракеты.
Командам даётся конструктор. Задача — собрать ракету и дать ей название («Апполон», «Восток», «Союз», «Мир», . ).
-Наши ракеты готовы, нам нужен капитан. Выбираем капитана.
-А сейчас я вам расскажу интересные факты.
Ну а сейчас можно отправляться. В добрый путь!
Остановка №1. Марс.
Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики. Марс — четвертая от Солнца. По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности
планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на
полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта
множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек.
— Посмотрите нам оставили письмо на этой планете! Только оно
зашифровано.
Задание №3. Зашифрованное письмо.
Задача команды расшифровать письмо.
Командам выдаются письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо.
(Помогите! У нас авария! Наш корабль потерпел крушение на планете
Меркурий.)
— Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Меркурии. А
чтоб попасть на него и помочь команде, нам надо ответить на вопросы.
Задание №4. Вопросы.
Задача – ответить на вопрос быстрее соперника.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
Вопросы:
1.Спутник земли? (Луна)
2.Как звали человека, который совершил первый полет в космос и
благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
3.Самая маленькая и наиболее удалённая от Солнца планета? (Нептун, Плутон лишился статуса «планета»))
4.Сколько планет в солнечной системе? (8 планет)
5.Перечислите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
6.Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток — 1»)
7.Какая планета названа в честь богини любви? (Венера)
8.Назовите клички собак, летавших в космос до людей и которые
благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)
9.Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина
Терешкова)
10.Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)
— Молодцы! Продолжаем путь!
Остановка №2. Юпитер.
Юпитер пятая по счету планета является самой большой. В объем
Юпитера поместилось бы 1300 планет типа Земли, а масса его в 317 раз больше земной. В основном эта планета
состоит из газа, единственная твёрдая часть – каменное ядро.
— Ребята, чтобы нам отправится с Юпитера на другую планету нам придётся найти потерянные слова.
Задание №5. Найди слова, спрятанные в буквах.
Задача команд найти 6 слов в таблице, плюс бал за два дополнительных слова.
Командам раздаются карточки, на которых изображена следующая таблица.
(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)
-Продолжаем путешествие.
Остановка №3. Сатурн.
Это второй по величине газовый гигант, названный в честь античного бога земледелия. Он состоит из водорода и гелия, но на его поверхности были
обнаружены следы метана, аммиака и воды. Самая главная особенность
Сатурна — это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна — это самое
удивительное явление в Солнечной системе. Необычно то, что внутренние
кольца движутся быстрее, чем наружные.
— Ребята, наше следующие задание отгадать загадки.
Задание №6. Загадки.
Задача команды как можно больше отгадать загадок.
Учитель читает загадки, дети отгадывают.
Загадки:
1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
6.Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)
7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. (Небо)
8.Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)
-Летим дальше!
Остановка №4. Уран.
Седьмая от Солнца планета — Уран. Она самая холодная из всех –
температура опускается до -224 °С. Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов.
Удивительная особенность данного небесного тела в том, что вращается
оно, лежа на боку. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников. Целых 13 колец
вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна,
планета удерживает 27 спутников.
— Смотрите все буквы перепутаны. Вероятно, инопланетяне не знают
русского языка. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так. Чтобы получились слова.
Задание №7. Перевёртыши.
Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами.
Слова перевёртыши:
СОСОМК — космос
АНАФКСДР — скафандр
ИДОНАМУГ — гуманоид
АТИОРБ — орбита
ОНАВТКОСМ — космонавт
ЦЕОЛСН — солнце
-Молодцы, навели порядок в буквах. Летим дальше.
Остановка №5. Нептун.
Нептун окружён яркими голубыми облаками. Отличается буйством сильнейших ураганов, скорость которых часто достигает за час величины в пару
тысяч километров. Все ветры обдувают планету вдоль экватора,
навстречу ее движению.
— На этой планете мы будем разгадывать кроссворд. Ребята здесь вам надо будет немножко подумать, но кто был внимательным быстро с этим
справится.
И только после этого мы сможем полететь на Землю, домой.
Задание №8. Кроссворд.
Задача команды разгадать кроссворд.
Учитель раздаёт кроссворды, дети разгадывают.
Вопросы (по горизонтали):
Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.
1.Представляет собой каменную или металлическую глыбу, движущуюся вокруг Солнца? (Астероид)
2.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
3.Спутник Земли? (Луна)
4.Единственная планета Солнечной системы, которая вращается против часовой стрелки? (Венера)
5.Бывает искусственный и естественный? (Спутник)
6.Самая холодная планета? (Уран)
7.Небесное тело небольших (по космическим меркам) размеров, состоящая изо льда, пыли и вкраплений металла? (Комета)
8.Планета, на которой мы живём? (Земля)
-Молодцы ребята. Справились с заданием.
Остановка №6. Земля.
Единственное место в Солнечной системе, да и во всей известной
астрономам Вселенной, где существует жизнь, — это планета Земля.
Задание №9. Допиши слово.
Задача команды разгадать слова.
Учитель раздаёт карточки, дети разгадывают слова.
(1. Космос. 2.Скафандр. 3.Самолёт. 4.Космонавт.)
-Молодцы ребята! Мы справились со всеми заданиями и вернулись на Землю.
— А сейчас мы подведём итоги нашего путешествия (посчитываются балы).
Дети награждаются медалями (медаль победителя, медаль участника).
Источник