Меню

Солнце медленно садящееся за горизонт погружает окрестности

Итоговый тест по русскому языку для 9 -10 классов

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

А2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

Те , кто попали на представление, не пожалели об этом.

В нашей семье все доверяют и пользуются зубной пастой «Жемчуг».

Я только вошел в трамвай и не успел еще оплатить проезд.

По истечению срока давности бумаги были рассекречены.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Эта книга более интересная.

На банковском счете.

А4. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.

Ск_кун, апл_дировать, пор_вну

Прик_снувшись, прозр_стать, од_ренный

Прин_ровиться, погл_щенный, неср_внимо

Расст_лить, скр_пить(листы), разв_вается флаг

А6. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква

Бе_цветный, не_дуваемый, ра_метка

Пр_давить, пр_одолевший, пр_ставка

Об_скался, вз_мать, без_дейный

З_валенный, пр_дедушка, н_литый.

А7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

На свеж_м воздух_, в бушующ_м пламен_

На высохш_й веточк_, в глубочайш_м раздумь_

В растаявш_й лужиц_, в последн_м предложени_

О жгуч_й ненавист_ , в свеж_м дыхани_

А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

Кто свет_т, тот и вид_т лучше.

Путь не открыва_тся перед тем, кто не бор_тся.

Когда люб_шь, то такие богатства открыва_шь в себе.

Скаж_шь – не ворот_шь.

А9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

А10. В каком слове пишется разделительный Ъ?

А11. В каком слове пишется -НН-?

А12. В каком ряду пишется НЕ?

За всю зиму н_ разу не потеплело.

Что бы н_ делал человек в жизни, он обязан помнить о своем долге перед родителями

На небе н_ звездочки.

Я не мог н_ заметить странного выражения ее лица.

А13. В каком предложении НЕ со словами пишется слитно?

Получили ни от чего (не)зависимый результат.

(Не)время было заниматься уборкой.

Он держится вовсе (не)уравновешенно.

Это был (не)изученный вопрос.

А14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

(Пол)дома, кишмя(кишит), микро(мир)

Стоп(кран), (авиа)конструктор, вольт(метр)

Комсомольск(на)Амуре, (пол)литра, (режиссер)ассистент

(инфра)тепловой, (пресс)конференция, (пол)часа

А15. Найдите ошибку в согласовании.

На полторы недели

С пятьюстами школьниками

За строящимся домом

А16. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

Своих детей у Степана не было, и он решил усыновить осиротевших близнецов.

Алмаз мы ценим, как за красоту, так и за исключительную твердость.

Матросы уже пообедали и группами сидят или лежат между пушек.

В русской песне глубокая грусть и неистовое веселье, хватающие за сердце стоны и бесшабашная удаль, суровость и нежность.

А17. Выделенное определение обособляется в примере:

Малаец греб двумя вместе связанными веслами.

Обескураженные неудачей мы уже не пытались возобновить поиски

Старший диспетчер троллейбусного парка Марина Кротова год назад сама была водителем.

Бойся собаки молчащей.

А18. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны

Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была

сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

А19. Определите вид придаточного предложения: «Любое успешное дело можно загубить, если делать его равнодушными руками»

В1. Укажите, в каком предложении на месте пропуска ставится тире:

1. Человек … есть украшение мира.

2. Курить … здоровью вредить.

3. Силе чувства возраст … не помеха.

4. Цветок … прекрасен, неповторим.

В2. Замените прямую речь косвенной.

«Возьми термос»,-напомнила мне сестра.

В3. Укажите вид подчинения в предложении: «Когда мы пришли, отец показал мне окуней и карпов, которых он выудил без меня».

В4. Определите стиль приведенного ниже текста.

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

Читайте также:  Бог солнца владыка мира

В5. Какое средство выразительности использовано в этом тексте?

Это была книжка для меня. Потому что она рассказывала про красоту и любовь. Про волю. Про ненависть к угнетателям. Про страшную месть врагам. Про верность, которой не страшны ни муки. Ни пытки.

1) Градация 4) Перифраз

2) Антитеза 5) Оксюморон.

В6. Укажите, в каком предложении вместо слова ЛОГИЧЕСКИЙ нужно

1) В ваших рассуждениях есть ЛОГИЧЕСКИЕ противоречия.

2 )ЛОГИЧЕСКИЕ задачи отличаются от задач-загадок тем, что в них нет попыток ввести читателя в заблуждение.

3) Это вполне ЛОГИЧЕСКИЙ поступок.

4) Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может выделяться ЛОГИЧЕСКИМ ударением

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

А2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приближаясь к дому,

1) сердце мое тревожно забилось.

2) уже начинало темнеть.

3) у ворот стоял какой-то человек.

4) Аркадий невольно ускорил шаг.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. К седьмому июлю.

2. Все бухгалтеры

4. Более сильный человек.

А4. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.

1. Р_ферат,расст_лить, разр_дить посевы

2. Зал_зать в огород, соб_рательница, ст_ральный

3. Пар_дировать по плацу, ск_чок, р_стовщичество

4. Выт_чка на платье, пор_вну, отв_рить дверь

А6. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква

1) Бе…цветный, ра…теряться, не…гибаемый

2) С…мпровизировать, пред…нфарктный, по…грать

3) Пр…остановиться, пр…вратиться, пр…граничный

4) С…хранить, в…оружить, з…граждение.

А7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) В прошедш…м времен…

2) В последн…м вагон…

3) На предыдущ…ей станци…

4) На экскурси… в музе…

А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1. Крут_тся, верт_тся шар голубой

2. Путь не открыва_тся перед тем, кто не бор_тся.

3. Когда люб_шь, то такие богатства открыва_шь в себе.

4. Скаж_шь – не ворот_шь.

А9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) Сверч…к, дириж…р, ш…в

2) Коробч…нка, трущ…ба, ш…в

3) Ш…рох, расч…ска, ж…лудь

4) Девч..нка, пч…лка, луж…к

А10. В каком слове пишется разделительный Ъ?

А11. В каком слове пишется -НН-?

1. Серебря_ая посуда

3. Кожа_ая сумка

4. Стари_ая вещь

А12. В каком ряду пишется НЕ?

1. Кругом было тихо – н_ звука.

2. Н_ холод н_ голод не пугали ее.

3. Ну как н_ порадеть родному человеку!

4. Мне н_ к чему пустые разговоры.

А13. В каком предложении НЕ со словами пишется слитно?

1. Чаши весов (не) уравновешены.

2. Вовсе (не)приятно об этом говорить.

3. В комнате было (не)убрано.

4. (Не)досмотрим — точно потеряем.

А14. Какое слово пишется слитно.

4. Сделать (кое)как

А15. Укажите словосочетание, в котором главное слово выражено числительным.

2. Первый космонавт

4. Первый из гостей

А16.Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Шел клочьями снег и уже засыпал крышу сарая и деревья.

2. Щи да каша – пища наша.

3. Не ведаю ни ветра я ни холода ни зноя.

4. Мужество необходимо как для отважных поступков так и для мышления.

А17. Выделенное определение обособляется в примере:

1. Сверкающие на солнце волны загадочно смеялись.

2. Солнце медленно садящееся за горизонт погружает окрестности в лиловый сумрак.

3. И виновата в этом была показавшаяся у горизонта красная заря.

4. Бойся собаки молчащей.

А18. Укажите вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Можно (1) конечно (2) учиться, думал я, но (3)ведь (4)и на лекциях я буду писать романы и получать «неуды».

А19. Определите вид придаточного предложения: «Я не пришел, так как плохо себя чувствовал».

В1. Укажите, в каком предложении на месте пропуска ставится тире:

1) Человек … есть украшение мира.

2) Земля … наш общий дом.

Читайте также:  Древние египетский бог солнца 4 буквы

3) Силе чувства возраст … не помеха.

4) Лес … словно терем расписной.

В2. Замените прямую речь косвенной.

«Я не хочу идти»,-проговорила Маша.

В3. Укажите вид подчинения в предложении: «И когда коляска переезжала через речку, Кирилов вдруг встрепенулся, точно его испугал плеск воды.».

В4. Определите стиль приведенного ниже текста.

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

В5. Какое средство выразительности использовано в этом тексте?

Но еще долго-долго шлепали мы вдоль длинной-предлинной деревенской улицы

по густой, пухлой, светло-серой пыли.

В6. Укажите, в каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно

1) Вчера ЦЕЛЫЙ день шел дождь.

2) Чашка упала на пол, но осталась ЦЕЛОЙ.

3) В жизни нам встречаются ЦЕЛЫЕ и противоречивые характеры.

4) Необходимо обсудить ЦЕЛЫЙ ряд в

«Выдержка из материала:

Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 9 — 10 классов. Тест состоит из 2-х блоков.

А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. Кто свет_т, тот и вид_т лучше.
  2. Путь не открыва_тся перед тем, кто не бор_тся.
  3. Когда люб_шь, то такие богатства открыва_шь в себе.
  4. Скаж_шь – не ворот_шь.

А10. В каком слове пишется разделительный Ъ?

А11. В каком слове пишется -НН-?

  1. Ветре_ый день
  2. Нечая_ый скачок
  3. Кова_ый сундук
  4. Лебеди_ая песня

А12. В каком ряду пишется НЕ?

  1. За всю зиму н_ разу не потеплело.
  2. Что бы н_ делал человек в жизни, он обязан помнить о своем долге перед родителями
  3. На небе н_ звездочки.
  4. Я не мог н_ заметить странного выражения ее лица.

А14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Пол)дома, кишмя(кишит), микро(мир)
  2. Стоп(кран), (авиа)конструктор, вольт(метр)
  3. Комсомольск(на)Амуре, (пол)литра, (режиссер)ассистент
  4. (инфра)тепловой, (пресс)конференция, (пол)часа

А15. Найдите ошибку в согласовании.

  1. На полторы недели
  2. Обоими руками
  3. С пятьюстами школьниками
  4. За строящимся домом

А19. Определите вид придаточного предложения: «Любое успешное дело можно загубить, если делать его равнодушными руками»

В1. Укажите, в каком предложении на месте пропуска ставится тире:

  1. Человек … есть украшение мира.
  2. Курить … здоровью вредить.
  3. Силе чувства возраст … не помеха.
  4. Цветок … прекрасен, неповторим.

В2. Замените прямую речь косвенной.«Возьми термос»,-напомнила мне сестра.

В3. Укажите вид подчинения в предложении: «Когда мы пришли, отец показал мне окуней и карпов, которых он выудил без меня».

В5. Какое средство выразительности использовано в этом тексте?Это была книжка для меня. Потому что она рассказывала про красоту и любовь. Про волю. Про ненависть к угнетателям. Про страшную месть врагам. Про верность, которой не страшны ни муки. Ни пытки.

А19. Определите вид придаточного предложения: «Я не пришел, так как плохо себя чувствовал».

В1. Укажите, в каком предложении на месте пропуска ставится тире:

  1. Человек … есть украшение мира.
  2. Земля … наш общий дом.
  3. Силе чувства возраст … не помеха.
  4. Лес … словно терем расписной.

В2. Замените прямую речь косвенной.«Я не хочу идти»,-проговорила Маша.

В3. Укажите вид подчинения в предложении: «И когда коляска переезжала через речку, Кирилов вдруг встрепенулся, точно его испугал плеск воды.».

Источник

Солнце медленно садящееся за горизонт погружает окрестности

Я пытаюсь пригладить их, но торчащие волосы стрекочут, словно кузнечики! Сейчас же вновь выпрямляются, и по ним мечутся искры! И в пальцы покалывает, как иглой. И над головой возникает сияние. Я вытягиваю руку вверх, и пальцы начинают светиться, словно я держу голубой факел. Мы пропитаны молнией. Вот-вот взорвёмся, осветив холодным светом мутный туман. И сладко и страшно. И дух захватывает от красоты неиспытанного и неизведанного.

Болото не радует никого: что-то такое чавкающее, мокрое, грязное. Ни присесть, ни прилечь. Хлюпь и зыбь под ногами. Рои назойливой мошкары над головой.

Но бывают другие болота — неправдоподобной, удивительной красоты. О таком я и расскажу.

С трудом продирался я ночью по раскисшей чмокающей тропе сквозь густые кусты и тростник. Хлябь становилась всё жиже и глубже. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к коряжистой иве, шатром окунувшей плакучие ветви в чёрную, как нефть, воду, и задремал. Можно и стоя спать, если приспособиться.

Читайте также:  Блеск солнца синтаксический разбор

Проснулся я от теплоты на лице, сияния под закрытыми веками. Значит, поднялось солнце. Я открыл глаза и тихонечко охнул! Ясные солнечные лучи высветили по сторонам каждый листик, всё стало ярким, резким, гранёным. А впереди над синей водой на стройных ножках-стеблях стояли зелёные чаши из малахита! И в каждой чаше лежал розовый бутон размером в два кулака!

Может быть, я всё ещё сплю?

Вот солнце коснулось чаш-лопухов и немыслимо нежных огромных бутонов. Бутоны проснулись и… зашевелились! Наружные белые лепестки — каждый в ладонь! — раскрылись, подставив солнцу красную сердцевину цветка-лотоса. Словно нежные белые ладони, осторожно и ласково грели они на солнце прозябшие за ночь цветы, словно каждый лотос, воздев в небо тонкие руки, протягивал к солнцу свою красоту!

Медленно поднималось солнце, и словно зачарованные, словно во сне переворачивались за ним и цветы лотосов. Зелёные чаши огромных листьев, как антенны локаторов, тоже поворачивались за солнцем, ловя его живительные лучи. И лужицы тяжёлой росы внутри чаш, словно лужицы ртути, тяжело колыхались и матово переливались.

Чуть видный розовый пар курился над лотосовым болотом. Медленно, словно во сне махая белоснежными крыльями, пролетела белая цапля. Пронзённые солнцем крылья её вдруг вспыхнули и запылали.

Потянул ветерок, сморщил воду, озорно растолкал цветы. Всё огромное розовое болото зашевелилось, засуетилось, залопотало — проснулось. Очнулся и я.

Настырный комар гнусил прямо в ухо. Из-под ног, покачиваясь и переливаясь, всплывали болотные пузыри и высовывались из воды, как глаза лягушки. Да, это не сон — вокруг и под ногами болото. Но какое болото!

Бешеный ветер срывает с ледяных горных вершин тучи летучего снега. Низкое солнце зажигает их золотым огнём. И кажется, что над каждым снеговым конусом лениво колышется на ветру холодное жёлтое пламя. Белые вершины вздымаются в небо, как гигантские белые свечи с золотыми лезвиями огня. И неистовый горный сквозняк раскачивает и клонит тяжёлое пламя…

Снизу к вершинам поднимается ночь. Долины внизу уже залила тень — как чёрная густая вода. И тень эта ползёт всё выше и выше. И небо темнеет. Зато ярче и ярче разгораются свечи вершин. И жёлтое пламя летучих снегов колышется теперь уже не на дневном голубом небе, а на вечернем — глубоком и синем, как океан. Горы горят…

С туманной равнины к горам движется белый прибой облаков. Непривычно смотреть на облака сверху. Пенистые гряды взволнованных облаков накатываются на горный кряж, как на морской берег. Они уже затопили предгорья, вливаются в заливы-ущелья, окружают невысокие вершины, превращая их в острова. Облака торопятся на ночлег. Клубясь и дымясь, они упорно ползут всё выше и выше по склонам и, обессилев, откатываются назад. И тогда в зазор у чёрного кряжа видна сумрачная подоблачная глубина.

Багровое солнце медленно тонет в облачную пелену, окунается в неё с головой, и белое море пенистых облаков внизу вдруг становится красным! Словно солнце раскалило облака докрасна! И вот от чёрных гор до далёкого мутного горизонта легла красная зыбкая равнина. И теперь уже красные валы накатываются на крутые берега, красные заливы вклиниваются в ущелье, из красного моря торчат чёрные острова горных вершин.

Протыкая пелену снизу вверх, словно играющие рыбы, взлетают из красных волн чёрные грифы. Спиралью ввинчиваются они в густо-синее небо на неподвижных своих крыльях, а потом тяжело машут, направляясь к «берегу» на ночлег. Красное море колышется всё тише и тише и наконец засыпает. Тёплый живой его свет начинает потихонечку меркнуть. И вот уже снегом, морозом и льдом потянуло от потемневшей и посиневшей равнины. И уже это больше не море, а белая тундра в полярную ночь. Облачные сугробы и торосы, тёмные полыньи.

Источник

Adblock
detector