Рецензии на книгу « Солнце мертвых » Иван Шмелев
Великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, написал эту книгу за рубежом, почти сразу после того, как выехал из Советской России, когда еще были свежи воспоминания о пережитом ужасе и горе от потери единственного сына, убитого в застенках ЧК. «Солнце мертвых» относится к тем произведениям, которые обычно читают один раз в жизни, оно наполнено не столько мыслями, сколько живыми чувствами человека страдающего от зла и несправедливости современного ему мира. Эти чувства передаются читателю, заставляют сопереживать автору, что само по себе тяжело и больно. Однако, читатель при этом, получает нечто важное, некий опыт, некое новое видение и понимание жизни. Безусловно, «Солнце мертвых» одно из самых сильных произведений литературы ХХ века.
1. Впечатление об издании. Плюсы: компактное, удобно брать с собой, читаемый шрифт. Минусы: отсутствие комментариев и подстрочников, особенно в тех случаях, когда речь идет об исторических событиях или личностях.
2. Впечатление о произведении. Всегда трудно читать воспоминания о лично пережитом опыте выживания в нечеловеческих условиях (вспоминалась книга В.Франкла «Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»), читаешь и как будто в душе образуется дыра, ужасаешься и думаешь: это написанный текст, но человек его выстрадал из себя и рассказал о таких же мучениках. Как можно было все это пережить и не сойти с ума?
Писать можно о многих мыслях, возникающих при чтении: тут и исторический аспект, и психологический, и художественный (красочные, контрастные описания природы и чувств автора), и философский (идеи об переустройстве общества и их воплощение в жизнь), можно анализировать и необыкновенно поэтический язык писателя, делающий произведение похожим на сказание, эпическую поэму и пр. Но не отступает мысль о том, насколько может быть тонка грань, отделяющая в человеке человеческое от звериного, и даже более того: насколько страшнее обычного дикого зверя человек, потерявший в себе человеческое, пожирающий подобного себе и попирающий все святое, все,чем живет человек и общество людей. Зажила ли эта страшная рана, нанесенная Гражданской войной, нашему обществу? Имеем ли мы коллективный иммунитет к Смуте или по-прежнему будем экспериментировать друг на друге, брат на брате чьи-то умопомрачительные идеи? Покажет история, для которой отдельный «маленький человек» с его жизнью и трагедией — пылинка, ничто. Но, как заметил Экзюпери в «Планете людей»: » . в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека».
Книга понравилась. Очень яркие образы людей, чудесно описан Крым, бедняги животные. Так жалко всех безвинных и виноватых! Не всегда понимала текст, перечитывала, вдумывалась. Но советую-советую-советую! Обязательно к прочтению, начиная со старших классов школы.
Конечно, было понимание, что эти года — очень страшные: голод, холод, бесприютность. Но Шмелев еще так рассказал про необъяснимую жестокость, безжалостность. Можно себе представить, как страшно было просто жить или скорее выживать. Не дай бог, как говорится.
Эта книга — дневник, каждая страница которого дышит ощущением приближающейся смерти. Иначе говоря, это жизнь на своей земле, отнятая своими же соотечественниками. Это самое страшное! Свобода, любовь, надежда, вера отняты не чужеземцем! Их отнял твой брат, у которого одна с тобой родина. Вспоминаются строки из «Времени колокольчиков» Александра Башлачёва: «Что ж теперь ходим круг да около на своём поле как подпольщики?»
Тяжело проходить сквозь описания голода и нищеты, еще тяжелее от понимания того, КТО перекрывает кислород.
Страшная и эмоционально тяжелая для прочтения книга. Жуткий голод и беспросветная пустота буквально заполняют все вокруг. Наверное, так и должна ощущаться настоящая война.
Издание компактное, прекрасного качества. Хорошая белая бумага, четкий шрифт, плотная обложка.
Купила книгу мужу, его восторгу нет предела)) Удобный формат, оригинальное оформление. Удачная покупка)
«А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву. одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. «Расход» и «Расстрел» — тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят.»
Представленное произведение — одно из самых неординарных из всего массива художественной литературы, посвященной Гражданской войне после прихода к власти большевиков. Основное его отличие от всех остальных заключается в нетипичном стиле повествования Ивана Шмелева. Этот стиль нельзя назвать достоинством произведения, так как, по моему субъективному мнению, он отчасти вредит смысловому содержанию, «замыливает» глаз и передаёт некоторые моменты таким образом, что попутно возникшие вопросы остаются без ответов. Тем не менее, именно своеобразный способ написания произведения позволяет воссоздать всю ту разруху, которая царит на Крымском полуострове, где был сломлен последний очаг сопротивления Белого движения — армия Врангеля.
Собственно, сюжет «Солнца мёртвых» посвящен жизни, а точнее выживанию простых жителей небольшого поселения в Крыму после установления режима военного коммунизма.Принятие сложных и порой неоднозначных моральных решений, разложение личности под влиянием неодолимого голода и постоянное ощущение приближающейся смерти и тщетности, бессмысленности жизни (если это можно назвать жизнью) — вот с чем знакомит читателя Шмелев. Сложно поверить, что люди действительно находились в таких невыносимых условиях и что после такого всё население страны вообще не вымерло. И всё это для наглядности то и дело сопоставляется с прекрасной, сытной жизнью «победителей», обещающих народу земли и власть, которым им так не хватало при загнивающем империализме.
На самом деле, книга далась весьма тяжело по причинам, которые я назвал ещё в самом начале. Но всё же «Солнце мёртвых» — весьма достойное произведение, которое вполне может прийтись по душе любителям соответствующих стилей написания а-ля Булгаковская «Белая гвардия».
Хотелось бы отметить компактность книги, брал её с собой в поезд, спокойно влезла в максимально загруженный чемодан. Довольна хороша для чтения, удобно держать в руках, качество текста на высоком уровне. Не совсем уместная, на мой взгляд, обложка, которая с первых же страниц намеревается загнуться. Боюсь, что прежний вид ей уже не вернуть. Фотографии прилагаются.
Книга на любителя, думаю, таких найдётся немало!
Источник
Рецензии на книгу «Солнце мертвых» Иван Шмелев
Читать это невыносимо больно. Но нужно. Что бы понимать родовую муку рождения советского человека. Что бы понимать какие человеческие качества, ценности и привычки были выхолощены как ненужные и неуместные. Чтобы понимать цену достижениям советского народа. Чтобы понимать из чего выросли новые идеалы и сложилась сегодняшняя реальность.
Это про людей, которые не подошли для селекционного отбора по формированию нового человека. Про то как они умирали. Медленно, холодно, голодно и в тяжелых раздумьях.
Это про людей, которые могли бы подойти для отбора и про то как они умирали.
Это про людей которые убивали. Их скорее всего сожрет породившая их мать-революция, но это потом. Не в этой книге.
Это про детей, которые выживут в первобытных реалиях существования и станут материалом для селекции.
Это про животных, чьими обглоданными костями укрепится почва Крыма.
Это про землю, которая перестала рожать, потому что перенасытилась человечьей кровью. Кровью тех, кто ее возделывал. Землю, которая долго будет ждать заботливые руки.
Это про растения, которые своим природным устройством не вписывались в понимание новых человеческих потребностей. Которые бросали вызов богатством своих плодов. И поэтому вырубались. Что бы не было богатых.
Это про дома, конструкции и обустройство которых были разобраны, перетасованы, растащены. Про дома, которые не уберегли своих хозяев. Которые не стали крепостями. Которые потом будут раздаваться за заслуги новым человекам, прошедшим селекцию.
Это про вещи. Ношенные, тертые, со своей историей, и которые нашли новых хозяев по всему миру, оставив прежних голыми.
Это про камни, скалы, которые не хотели обрушиться и избавить от мучений участников, виновников и свидетелей тех событий, несмотря на их мольбы.
Не было такого? Все врут календари? Так как же ему быть, если написано мало, тихо, спрятано, если писать то и некому было. Не было событий? Или поделом простым обывателям не подходящим под признаки голодных пролетариев? Против тонн текстов благополучного становления новой власти — считанные единицы трудов отмирающих неугодной части населения. Мало их было, тех кто мог написать. Кто смог исторгнуть из себя ужас пережитого, а написать хорошо в литературном смысле и того меньше. Так бы и канули события в легкомысленной человеческой памяти. «Придет время, прочтут…» Не очень то читают. Проще не помнить. И не болеть памятью.
Довольно сложно что-то написать об этой книге, очень уж впечатление противоречивое. С одной стороны, книга сильная, она цепляет, она по-настоящему страшная. С другой, я почти не совсем не могу воспринимать формат «поток сознания», ну никак. Даже если он, быть может, оправдан. Может, если бы книга была написана чуть по-другому, она бы сильнее «проникла» в меня. Но тогда это, наверное, была бы совсем другая книга.
Мы видим происходящее глазами человека, пережившего страшное время: мучительное и жестокое рождения «новой власти», красный террор в Крыму, сопровождающийся голодом, расстрелами, множеством смертей обычных людей. Контраст жуткий. Прекрасная природа, яркое солнце. Казалось бы, вот она еда — руку протяни: в море рыба, на земле виноград, овощи, фрукты. И тут же — люди умирают с голоду, выменивают последнее на кусок паршивого хлеба, сделанного неизвестно из чего. За корову или козу — готовы убить, это теперь дороже всякого богатства. А жизнь — она ничего не стоит. Сегодня есть человек, завтра нет его. И даже похоронить некому и не на что. Свалят в овраг, а то в море выкинут. Еда, одежда, любые вещи — «излишки». Сады — вырубить, богатые дома — растащить на кусочки. Это же теперь — «народное достояние». А значит, все можно. Но не всем.
Все дни слились в один, нескончаемый. И нужно этот нескончаемый день чем-то заполнять, лучше какой-нибудь однообразной физической работой, глушить мысли. Думать нельзя, от этого жить становится совсем невыносимо. Вот отсюда и рождается этот «поток сознания». Очевидец событий просто живет, как может, стараясь полностью погрузиться в ежедневную рутину. Но мысли все же берут верх, прорываются, заставляют вспоминать, думать, искать ответ: почему все так? Да и нельзя не думать, невозможно не видеть то, что происходит вокруг каждый день. Да и другие люди, они тоже не могут не думать. Они часто приходят просто поговорить, выплеснуть что накопилось, разделить с кем-то ужас и непонимание. Даже если от этого не будет легче. Наш герой даже иногда пытается не слушать, но разве поможет? Месяц проходит за месяцем, каждый день смерть совсем рядом, то и дело забирает кого-то то голод, то свои же, бывшие друзья и соседи.
И выхода нет из этого замкнутого круга. Остается только зачерстветь, законсервироваться, забыть о том, кто ты и как-то существовать дальше. Ради чего и что же дальше? И об этом тоже лучше не думать.
«Крым тоталитарный».
А вам бывает совестно ставить низкие оценки классическим произведениям? Мне, обнаружь я свое неприятие при чтении знаменитой и всеми расхваленной книги, становится как-то не по себе. Возможно, я не понимаю что-то. Вполне может статься, ума или чувства внутреннего не хватает, чтобы проникнуться. Писатель, классик признанный, старался, душу себе рвал, а я зеваю, ничего мне не хочется.
Но нынче мне не совестно, вот нисколько. Писатель Иван Шмелев неприятен мне, более того – я чувствую, что он враждебен мне, и мне хочется от него заслониться. Начиная читать «Солнце мертвых», я ничего о нем не знала. И вот черт меня дернул после трех-четырех глав книги лезть в интернет с интересом, как же прожил жизнь сей Иван Шмелев. Прочитай я его биографию раньше, книгу бы его в руки не взяла – уж больно я брезгливая. Но дочитать, дочитать же нужно, раз взялась.
«Гордые вожди масс, воссядете вы на костях их с убийцами и ворами и, пожирая остатки прошлого, назоветесь вождями мертвых».
Лгут аннотации, обещающие читателю «одну из самых трагичных и в то же время поэтичных книг в мировой литературе XX века». Трагизм и поэтичность предполагают вовлеченность, а сама книга усиленно сопротивляется, и читать ее невыносимо вовсе не из-за «страшных» сцен (их максимум две на весь текст, и то Шолохов выше на все туловище), а из-за затянутости повествования.
Книга, по сути, – это сборник разрозненных баек о каких-то лишенных индивидуальности людях. Есть, конечно, главный герой, но он так же безлик. Кто таков? Что в прошлом было? Мечты были? Близкие были? Как в Крыму оказался? Откуда хозяйство. Шмелев пренебрегает раскрытием главного героя. Это какой-то мужчина. Возраст? Имя? Характер. Зачем? Но как, извините, можно сочувствовать картонке? Как можно сопереживать персонажу, о котором вы так ничего и не узнаете?
И вот этот плоский герой с шаблонными мыслями посещает различные локации и болтает со случайными NPC. Шмелев хотел так добиться «объема» (и свою книгу назвал «эпопеей», что показывает его амбиции), но в итоге у него нет ни одного цельного персонажа. Герои у Шмелева появляются либо с жалобами на голод, либо с проклятиями в адрес новой власти. А потом они благополучно исчезают, растворяются, словно их и не было. Спрашивается, как им можно сопереживать? С таким же успехом писатель может писать книгу о войне без внимания к участникам событий, споря с классической военной прозой (советской и иностранной). «…А зори здесь тихие», в которых место девчонок займут лишенные чувств юниты из компьютерной игры – как вам?
Есть и откровенно странные моменты. Скажем, главный герой голодает, но при этом имеет живность. Да и вообще как-то много скота в книге, и это в худшие для Крыма годы, каждый второй – с коровой, с козой, с овцами, с курицами и индюшками. Я, житель городской, вот не представляю, как можно голодать, имея хозяйство. В Ленинграде в свое время даже крыс ели, и за счастье это было.
«– Люди теряют честность! Это был самый правоверный татарин. А вчера резал барашка и не дал даже головку…
Потом сообщает об ужасном человеке:
– Дядя Андрей… этот ужасный! Выпустил поросенка в сад, и вся наша картошка взрыта».
Есть и отвратительные моменты с главным героем. Скажем, у героя курицу убили, но съесть ее еще можно, мясо все-таки. Герой подбирает свою курицу и идет ее хоронить. В это время:
«Трещит плетень, глядит из-за плетня Яшка.
– Так лучше бы мне отдали!
Он прав, пожалуй. Не все ли равно теперь: земля или брюхо Яшки? Земля – лучше, земля покоит.
Я вижу его глаза, заглядывающие под камень. Идущие глаза. Когда стемнеет, я выну ее и схороню в Виноградной балке».
После такого верить Шмелеву с его сетованиями на голод не хочется. Мясо они закапывают… Боюсь вообразить, как бы он блокаду описывал. Вообще создается впечатление, что сам Шмелев голода в глаза не видел. Голод – это не отсутствие трехразового питания, знаете ли. Голод – это когда от недоедания еле ноги волочишь, потому что слабость и голова кружится; когда сил нет не то что на разговоры, а даже на мысли. А у Шмелева все здоровы, бодры, откуда-то силы по окрестностям гулять, по деревьям лазать. А если умирают, так вне текста, без подробностей.
Что касается идеологической части, то все у Шмелева, извините, топорно. И не странно, что он потом стал фашистом, работал в прогерманской газете и получал хорошие деньги, и это в разгар Второй мировой, сидя в оккупированной Франции. Высказывания автора:
«30.VI.41. Я так озарен событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной…»
«Ведь вчера был день… преп. Сергия Радонежского России покровителя. Я ждал… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался. Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены. идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, — невнятными для нас».
Если вы не поняли: нацисты у него – герои и с ними Сережа Радонежский, и жаль, что они не всех коммуняк противных поубивали. Зачем это, спросите?
Дело в том, что данная книга Шмелева на удивление тоталитарна. У Шмелева всего одна тропа – и она правильная. Свою правду он вбивает, словно молотком работает. Это вам, знаете ли, не Шолохов, у которого все виноваты и все жертвы. Шмелев еще любит обращаться к читателю с презрением, злобно тычет того носом в «жуть» и приговаривает: «Вот, полюбуйся! Ты-то счастлив, сыт, и гореть тебе в адском пламени!» Нет иной точки зрения, нет объяснения, логики происходящего. Нет рефлексии в духе: «А почему случилась революция?» У Шмелева в голове какая-то мифическая солнечная Россия, искренняя и добрая, с золотыми куполами, летными купаниями. Катайся на санках, ужинай в ресторанах, поезжай в Европу по первому желанию. И тут в этот удивительный мир ворвались какие-то неумытые орки, чего-то стали требовать. И главное (грех в глазах Шмелева) – отказались умирать за царя на полях Первой мировой! Ах, позорники! Жизни свои жалеют! Нет бы воевать и работать, а в остальное время бить поклоны в церкви. А они бунтовать стали, голод нам устроили, с «белыми» разругались!
Именно потому, что я отрицательно отношусь к любым перегибам, в т.ч. советским, я не могу принять точку зрения Шмелева. Тем более его «гуманизм» в разоблачении жестокости «красных» потом не помешал ему поддержать жестокость «коричневых». Странно-то, получается, г-н автор. Прекрасно рассудили: когда меня бьют, я кричу о несправедливости, а коли бью я, то все по чести, правильно и нравственно. Ага, ага. Лицемер вы, батенька. Почитаешь вас и похожих на вас – и поймешь внезапно, отчего Ленин интеллигенцию терпеть не мог. Вот за это желание хорошо устроиться при любой власти и злобу, вашу злобу – если не получается. Ну да бог с вами.
Прочитано в рамках «Игры в классики» (14 тур) и игры «Мужчина и женщина» (11 тур).
Источник