«Учебное пособие для учащихся 3 класса Рекомендовано Управлением образования Администрации Томской области Томск 2000 Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам . »
Есть в наших краях суходольные луга. Их используют под пастбища и сенокосы. На этих лугах тоже не растут деревья. Но стоит только людям забросить эти луга, не заниматься на них хозяйственной деятельностью, как они тут же начнут зарастать деревьями. Ветер принесет сюда семена берёзы и осины, и вскоре на месте луга окажется молодой лес, новый природный комплекс, вернее не новый, а восстановленный. Здесь когда-то раньше, до человека, был лес, его свели под пастбища, сенокосы. Значит, суходольный луг не естественный, не природный, а рукотворный комплекс живых существ.
Луг — травяной природный комплекс.
• отметь разнообразие трав на лугу заливном или суходольном, смотря где будешь на экскурсии; какие из знакомых тебе трав чаще встречаются в травостое?
• какие злаковые растения есть на наблюдаемом лугу?
• есть ли в травостое клевер, мышиный горошек, чина?
• какие высокие растения встретились (если ты не знаешь названия, возьми цветок, лист или зарисуй растение, чтобы потом определить название)?
• желательно на лугу побывать несколько раз: весной, летом, осенью и отметить смену трав: ранневесенних, позднее-весенних, летних;
• отметь разнообразие насекомых, летающих и садящихся на цветы, ползающих по цветам.
• почему на лугах не растут деревья?» • почему на лугах много насекомых?
• какая связь существует между насекомыми и растениями?
• почему на лугах много мышей?
• почему на лугах водятся лисицы?
• почему растительный и животный мир луга беднее, чем в лесу?
калужница, землеройка, колонок Фенологические наблюдения на лугу полностью растаял снег ………………..
летом начало сенокоса осенью травы потеряли зелёный цвет ………………..
Урок № 5. Экскурсия на болото В наших краях очень много болот (рассмотри карту «Природные комплексы Томской области»). Болото, как и любой природный комплекс, населено растениями и животными. Только условия для жизни растениям и животным здесь другие. Почвы на болоте торфяные, очень сырые и скудные.
Вода на болотах стоит всегда. Поэтому обычные травы, что растут на лугу, здесь расти не могут. И деревья, даже такие неприхотливые, как сосна и берёза, на болоте почти не приживаются. Проживут несколько лет, зачахнут и погибнут, засохнут на корню. Раздолье здесь только мхам, они не боятся избытка влаги. Беден здесь и животный мир. Скудная растительная пища не может прокормить не только крупных, но и мелких животных.
Растения и животные болот влаголюбивы.
• почему на болоте не растут большие деревья?
• почему на болоте не живут крупные животные?
• что произойдёт, если болото осушить?
• как происходит заболачивание местности?
• что происходит при заболачивании местности?
• рассмотри вид болота и отметь разницу и сходство с другими природными комплексами;
• рассмотри какое-либо дерево на болоте: сосну или берёзу — и определи разницу их внешнего вида в сравнении с теми, что растут в лесу;
• рассмотри кустарники, сравни их размеры с лесными кустарниками; есть ли среди них знакомые тебе, запиши в тетрадь их названия (если кустарники тебе не знакомы, узнай о них в библиотеке по определителю, а для этого зарисуй ветку с листьями);
• найди и рассмотри мох сфагнум; принеси несколько растений домой, высуши их и гербаризируй;
• попытайся увидеть животных: насекомых, птиц, других животных.
Фенологические наблюдения на болоте (перепиши эту программу в свой дневник и проведи наблюдения) летом осенью Раздел 3.
«УСЛОВИЯ ЖИЗНИ В ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСАХ»
Урок №6. Солнце — источник тепла и света Солнце — источник жизни на земле. Без солнечного тепла и света не могло бы жить ни одно живое существо, ни растение, ни животное, ни сам человек. Бее явления в живой и неживой природе происходят потому, что есть солнце. И гроза, и дождь, и ветер, и тепло, и холод, и смена времен года, весенние разливы рек и наводнения, прилеты и отлеты птиц, подготовка животных к зиме, весенний расцвет растений и осенне-зимний покой их — все это и многое другое от Солнца. Это понимали люди еще в глубокой древности.
Солнце почиталось людьми, как божество. Наши предки, древние славяне, считали Солнце богом и дали ему имя — Ярило. Более всего его почитали земледельцы, они-то как никто другой знали, как наливается и зреет хлебное зерно от горячих солнечных лучей. И они славили Солнце, устраивали в честь его праздники.
Солнце нагревает поверхность Земли неравномерно. На экваторе, то есть на равном расстоянии от полюсов, Земля получает от Солнца более всего тепла.
Экваториальный пояс — самый жаркий пояс Земли. Там не бывает морозов, там нет такой зимы, как у нас, и круглый год жарко. Люди не знают, что такое снег. На экваторе не замерзают реки и озера. Растения растут, дают семена и плоды круглый год без перерыва.
Но чем дальше от экватора, тем меньше тепла получает Земля от Солнца. Следующую за экватором часть земного шара называют умеренным поясом. В умеренном поясе только летом бывает тепло, но лето не бывает таким жарким, как на экваторе. Здесь хорошо видна зависимость от Солнца всех растений и животных. Зима в этих местах холодная. Всю поверхность закрывает снег и лежит долгую зиму. Развитие растений прекращается.
Однолетние растения погибают, оставив до весны семена, а многолетние — деревья, кустарники и многие травы зимуют, сбросив листья или укрывшись под ветошью из опада и засохшей травы. Большинство животных вынуждены также приспособиться по-разному и пережить холода.
Многие насекомые зимуют в виде гусениц, упрятавшись в гнездышки, которые сами и делают, а как только приходит весеннее тепло, они выходят из своего укрытия и превращаются в бабочек. Некоторые насекомые зарываются глубоко в землю, где зимой не промерзает почва, и пережидают там в оцепенении долгую зиму. Как только не ухитряются животные, чтобы спастись от зимних холодов! Божьи коровки, например, как только солнышко станет меньше греть, собираются большими стаями и улетают на зимовку в другие края. Совсем как перелетные птицы.
А есть на Земле и холодные пояса. Зима там продолжается десять месяцев, а лето такое короткое, что только небольшое число видов растений и животных могут здесь существовать. На зиму многие животные уходят в теплые края, а растения впадают в долгий покой. Из крупных животных встречается в северных полярных странах лишь северный олень. Острыми копытами зимой разрывает он снег и достает лишайники — лакомый для него корм. Другое крупное животное Полярного круга — белый медведь. Долгой полярной ночью питается он тюленями. Медведь подкарауливает их около лунок во льду, через которые тюлени выходят на льдину подышать воздухом. А в Антарктиде, кроме пингвинов, животных нет. Пингвины выходят на сушу, где выращивают своих птенцов.
Растений в Антарктиде нет. Там ведь лед толщиной в 2 километра закрывает всю поверхность. В Антарктиде так мало солнечного тепла, что выпавший снег не успевает растаять и со временем превращается в лёд.
Влияние солнечного тепла и солнечного света мы сможем рассмотреть на примере растений. Так на открытой для солнца лужайке, травы, как правило, имеют узкие листовые пластинки, а в густом лесу наоборот, широкие. Это и понятно — на лугу нужно бороться с избытком солнечного тепла и света, поэтому растению на лугу лишняя площадь листовой поверхности совершенно ни к чему, она и воды больше испаряет. В лесу света мало, поэтому травы имеют большие листья. Солнечный свет в густом лесу на вес золота.
• почему в Антарктиде и в Арктике всегда холодно?
• почему на экваторе и зимой и летом жарко?
• почему на Земле есть несколько тепловых поясов?
• почему Земля неодинаково нагревается Солнцем?
• чем луговые травы отличаются от лесных?
Детство Саши прошло в деревне. Пение птиц ему было музыкой, цветы радовали своими красками. Его увлекало многообразие окружающей живой и неживой природы. Саше хотелось понять всё, что происходит в природе, и уже в 10 лет он пишет первую «научную» книгу — «Популярная космография».
Природа загадывала ему много загадок. И ответы искал он, наблюдая природу, читая книги. С детства Саша увлекался не только естествознанием, ботаникой, зоологией, астрономией, но учился рисованию, музыке, писал стихи. Став взрослым, он изучает книги о Солнце, о солнечно-земных связях. В это время происходит его знакомство с К.Э.Циолковским.
Солнце не всегда одинаково посылает на Землю своё тепло, бывает лето холодное и теплое, в зависимости от активности Солнца. В год «активного»
Солнца на Земле случаются холодные, или наоборот, очень теплые зимы, выпадает больше дождей или снега, чаще случаются засухи и наводнения.
Меняются и связанные с погодой растения, изменяется численность диких животных. Даже болезни среди людей усиливаются в связи с активностью Солнца. Активность Солнца повторяется каждые 11 лет. Во время « активного Солнца» на нем появляются знаменитые солнечные пятна, количество которых в это время увеличивается многократно. Последний «пик активности Солнца»
наблюдался в 1991 году. А в обычные годы небольшое число пятен на Солнце можно наблюдать почти каждый солнечный день.
Связь Солнца с явлениями в живой и неживой природе на Земле изучал А.Л.Чижевский.
• наблюдать солнечные пятна нужно в школьный телескоп, если его нет, можно наблюдать «простым глазом», пользуясь для этого засвеченной и проявленной фотопленкой. Смотреть на солнце без защиты нельзя: ничего не увидишь, а зрение испортить можно. Будь осторожен!
• постарайся найти два склона, заросшие травой: один склон, обращенный на юг, другой — на север;
• рассмотри общий вид этих склонов: высоту трав, густоту травостоя и видовой состав трав;
• определи и объясни разницу.
• почему в умеренных тепловых поясах бывает холодная зима и жаркое лето, а в холодных тепловых поясах даже летом холодно?
• бывает ли в лесах на экваторе «золотая осень»?
• почему у нас в летнюю ночь солнца нет, а тепло?
• почему зимнее солнце не греет?
• на экваторе все растения вечнозелёные, а у нас есть такие?
• почему существуют перелётные птицы и связаны ли перелёты с солнцем?
21 марта, 22 июня, 23 сентября и 22 декабря (в дни равноденствия и солнцестояния) измеряй длину тени от гномона (гномон — шест высотой метр, установленный на открытой площадке) и сравнивай длину тени.
Объясни каждый раз причину изменения длины тени.
Вместе с одноклассниками проведите «Праздник Солнца». Во время подготовки к празднику посоветуйтесь с учителями, побывайте в библиотеке, в краеведческом музее; поговорите с этнографами, составьте сценарий праздника, выберите место проведения и время праздника, распределите обязанности.
Не забудьте пригласить гостей.
Желаем успехов и удачи!
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра зоологии, экологии и генетики Кафедра геоэкологии и природопользования ЭКОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 020401 География Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2010 Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского госуниверситета УДК – ББК – Авторский знак. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан биологического факультета С.М. Дементьева 2012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ОСНОВЫ КСЕНОБИОЛОГИИ для студентов 4 курса очной формы обучения специальности БИОЭКОЛОГИЯ Обсуждено на заседании Составитель: кафедры биомедицины К.б.н, доцент _ 2012 г. _ Н.В. Костюк Протокол № _ Зав. кафедрой _. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОТ АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ) Учебное пособие для вузов Составитель Л. Д. Стахурлова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета Утверждено научно-методическим советом биолого-почвенного факультета 13 октября 2010 г., протокол №. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ В.П. ПУХЛЯНКО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ Учебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг Экспертное. »
«МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА Применение биологически активных пищевых добавок к пище в комплексном лечении больных хроническим вирусным гепатитом С Методические рекомендации Москва 2009 Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии имени академика В.Х.Василенко /Директор клиники – Академик РАМН, профессор В.Т.Ивашкин/ Утверждаю Главный гастроэнтеролог Министерства здравоохранения РФ Академик. »
«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. ГОРЬКОГО КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОЛОГИИ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Модуль № 2 Организменный и биогеоценотический уровни организации жизни Донецк 2012 УДК 57+575(075. 8) 1 Рекомендовано учным советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №6 от 30.09.2010) Рецензенты. »
«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра плодоводства МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ БИОЭКОЛОГИЯ И ПИТОМНИКОВОДСТВО ПЛОДОВЫХ КУЛЬУР для бакалавров по направлению 110500.62 Садоводство очной и заочной форм обучения факультета Плодоовощеводства и виноградарства Краснодар 2012 Составители: доктор с.х.наук. »
«Федеральное агентство по образованию РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. И.М. ГУБКИНА Кафедра промышленной экологии Н.Ю. Гречищева, В.А. Широков, Н.К. Грачева, Т.С. Смирнова РАСЧЁТ КЛАССА ОПАСНОСТИ И ОБЪЁМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ Москва 2008 УДК 502 ББК 30.69 Учебно-методическое пособие Расчёт класса опасности и объёмов образования промышленных отходов. Н.Ю. Гречищева, В.А. Широков, Н.К. Грачева, Т.С. Смирнова. — М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2008. – 46с. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ И.И.ВАСЕНЕВ Е.Н. ПАКИНА СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ АГРОЛАНДШАФТОВ И ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВЫХ АГРОЭКОСИСТЕМ Учебное пособие Москва 2008 Рецензент: профессор, доктор биологических наук Макаров О.А. Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно. »
«http://orendog.ru/kinologiya/kurs-zavodchik-samostoyatelnoe-obuchenie.html КУРС ЗАВОДЧИК(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ) Методические рекомендации разработаны к.б.н. Евгением Купляускасом, судьей РКФFCI по всем породам собак, с учетом утвержденных РКФ программ обучения специалистов-кинологов, и призваны помочь новичку получить основы знаний в области кинологии. Издание пятое, переработанное и дополненное. ВВЕДЕНИЕ В каждом деле, каким бы оно ни было, есть элемент творчества. Творить — значит. »
© 2013 www.dis.konflib.ru — «Бесплатная электронная библиотека»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник