Меню

Солнце нагревает землю дождь дает влагу мы покидаем убежище

Глагол. Обобщение и систематизация знаний.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

1. Организационный момент.

а) Постановка темы урока.

б) Роль глаголов в речи.

2. Языковая разминка.

3. Обобщение знаний. Составление плана.

а) Значение глаголов.

б) Морфологические признаки.

в) Синтаксическая признаки.

Скачать:

Вложение Размер
organizacionnyy_moment.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

— Что вы любите больше всего?

— Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

— Что вы можете сказать о своей роли в речи?

— Что без меня предметы?

Все в действие придет.

Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились. Сделайте вывод, что будем делать сегодня на уроке?

— Будем обобщать и систематизировать знания о глаголе.

— Для чего это необходимо?

Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем: «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов 18-19 веков:

«Глагол времен — металла звон» (Г.Державин)

«Глаголом жги сердца людей!» ( А.Пушкин )

Постепенно данное слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать .

— Попробуйте догадаться, что оно означает.

Проверьте по толковому словарю.

  1. Обобщение знаний. Составление памятки.

Общее грамматическое значение глагола – это действие.

Глаголы называют различные действия. Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.

1) действия, связанные с трудовой деятельностью:

Рубить, копать, вязать, шить

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью:

Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве:

Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть

4)действия, называющие различные состояния:

Грустить, любить, болеть, спать

5) действия, называющие то, что происходит в природе:

Подморозило, светает, смеркается

  1. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом . Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти , которые не входят в основу

Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое – ть и

-ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных источниках вы можете встретить разные обозначения.

В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола.

— Какие еще суффиксы выделяются в инфинитиве?

( —а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и другие)

Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке еще оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения конечного ударного (и) образовались современные формы : печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного.

— Что нужно помнить о правописании этих глаголов? ( пишутся с ь)

Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.

  1. ставить 4 )нести 7 ) стеречь
  2. едешь 5) нарисовать 8) мечтаешь
  3. беречь 6) пасет 9) улыбаешься
  1. – Как называются глаголы, имеющие суффикс –ся (–сь) ?

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь) , называются возвратными.

— Что обозначают эти глаголы?

Глаголы с суффиксом –ся(-сь) обозначают действие, которое возвращает к себе, направлено на самого человека, на предмет.

— Чем отличается суффикс от других?

Стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.

Входит в основу слова.

Разберите по составу глаголы : собираюсь, улыбаться, кусается.

Обратите внимание на написание глаголов улыбаться, кусается. Вспомните , что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?

(Нужно определить форму глагола (3л. ) или поставить вопрос)

Работаем с сигнальными карточками. Если в слове есть ь …, если нет, то другой стороной.

Убирается, купаться, катаются, умываться, смеяться, лечится, отправляются, дожидаться, виднеется, подняться.

  1. Прочитайте следующее предложение . Какие слова пропущены?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Как определить вид глагола?

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что делал?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ? что сделает? что сделал?

Дополните схему в вашей памятке.

В.Г.Белинский, отмечая богатство и выразительность русского языка, писал : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…»

Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие .

-Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи)

— При помощи какого суффикса чаще всего образуются? ( -л-)

— Что нужно помнить об этом суффиксе при разборе глагола по составу?

( что он не входит в основу слова)

— Что обозначают глаголы в форме настоящего времени?

(Действие , которое происходит сейчас в момент речи)

— Будущего времени? ( действие, кот. произойдет после момента речи)

1) Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.

1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.

Ёж : Я спал. Похудел.

Белка: У меня было много запасов. Так хорошо себя чувствую.

Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.

Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.

спал чувствую увижу

похудел слышу припустит

2) — Прочитайте следующие записи.

— Что вы заметили?

Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.), считать(б.вр.) саженцы, дельный(пр.вр.) совет.

5) Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

В прошедшем времени по числам , а в единственном числе по родам .

— Что нужно помнить о правописании глаголов 2л. , ед числа?

(после ш пишется ь, который сохраняется и перед –ся: учишься, учишь.

1 )Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:

  1. В наш дом часто приходят гости.
  2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  3. По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
  4. В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
  5. А вы делаете зарядку по утрам?

2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?

1)стелет, бреют, 3) видите, дышат

2)скачут, лепишь 4) думаем, клеит

6) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Глаголы 1 спр. имеют окончания –ешь,-ет, — ем, — ете, — ут, -ют.

Глаголы 2 спр. имеют окончания -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят.

— Все ли глаголы подчиняются данному правилу?

Смотреть, все слышать, видеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

( относятся ко 2спр.)

Брить и стелить к 1спр.

1) На свободной строке записываете только спряжение.

Благодарим (2), мешаем(1), сотрешь(1), привезут(1), читаем(1), носят(2), кость, рисуете(1), злишься(2), хлещет(1), подходит(2).

2) В каком ряду оба глагола относятся к первому спряжению?

1) смеяться, дружить 3) видеть, кричать

2) брить, красить 4) купить, плакать

Морфологический разбор глагола .

Льется- (что делает?), н.ф. литься, возвратный, несов. вид, 1спр., н.вр., 3л, ед. ч., сказуемое.

Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего существительными и наречиями, образуя словосочетания.

1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.

неслись быстро неслись над морем

2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:

1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.

2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.

3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

— Оставьте в столбиках слова, относящиеся к теме.

— Узнаете ответ на вопрос « Как не нужно учить глаголы?»

какой? что делать? спряжение

время неодушевленное втор. член

склонение падеж признак предмета

подлежащее сказуемое как?

Я учу глаголы. Открываю: наш сосед…

Я пришел из школы, ( Он живет под нами)

Я учу глаголы… Не причесан, не одет-

Мне их выучить — пустяк! В тапках и пижаме.

Источник

Разберите пожалуйста. Вставте знаки препинания (запятые).
Солнце теплыми лучами нагревает землю дождь даёт влагу⁴.
На смелого собака лает а трусливого кусает⁴.
В густой траве в кустах прячется заяц⁴.
Отцвели деревья в саду белые лепестки усыпали дорожки сады⁴.
Дни идут на убыль ночи прибавляются⁴.
Это синтаксический разбор если что.

Ударение падает на букву а

мечта- проверочное слово мечт

Для меня книга — это нечто больше, чем просто связанные между собой страницы с текстом. Для меня книга — это настоящий мир, в который я могу погрузиться вместе с героями и автором. Я уже научился находить интересные повороты событий, различать стили авторов, выбирать для себя самое главное, делать выводы.

Если у меня есть проблемы, я не иду к родителям за советом. Я сильный, я справлюсь. И в этом мне помогает книга: если это психология, то автор подталкивает меня к нужным решениям. Если это художественная литература, то попадаются и такие книги, в которых герои сталкиваются с такими же ситуациями, как и у меня. Тогда я читаю, как поступили они, и как нужно поступить мне. И. делаю выводы.

Книга никогда не предаст, никогда не обидит, всегда поможет. Для меня книга — это друг и советчик, на которого я могу положиться в любое время!

Источник

» Глагол»

Содержимое публикации

Укажи глаголы настоящего времени:

Укажи глаголы неопределённой формы:

Укажи глаголы 1 лица:

Укажи глаголы I спряжения:

Укажи глаголы с ь перед — СЯ:

Укажи глаголы с окончанием — ут (- ют) в 3-ем лице множ. числа:

Укажи глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени:

Укажи глаголы с «е» в окончании:

Укажи предложения с глаголом 2 лица единственного числа:

В наш дом часто приходят гости.

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.

В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.

А вы делаете зарядку по утрам?

Высоко в небе плывут облака.

Укажи предложения с однородными сказуемыми:

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Медведь питается плодами, почками, мясом.

В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов.

Зубы у белки то стираются, то опять подрастают.

Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами луга.

Свет солнца проникал сквозь листву, кусты и травы.

Укажи глаголы прошедшего времени:

Укажи глаголы неопределённой формы:

Укажи глаголы 3 лица:

Укажи глаголы II спряжения:

Укажи глаголы с ь перед — СЯ:

Укажи глаголы с окончанием — ат (- ят) в 3-ем лице множ. числа:

Укажи глаголы 2 лица множественного числа:

Укажи глаголы с «и» в окончании:

Укажи предложения с глаголами 1 лица множественного числа:

С полей и огородов люди получают урожай.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Дома не люблю сидеть, люблю ходить, люблю глядеть.

Моем, моем трубочиста, чисто — чисто…

На коньках начнём кататься здесь на звонком льду.

Над морем стоит сильный туман.

Укажи предложения с однородными сказуемыми:

Солнце нагревает землю, дождь даёт влагу.

Ветер крутиться в верхушках деревьев, срывает листья.

И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО СОЛНЕЧНОЕ! »

Всероссийский конкурс эссе, презентаций и исследовательских работ к Дню России «Край родной: известный и неизвестный »

Международный творческий конкурс для педагогов «МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источник

тест 4 класс русский язык

Тестовые задания по русскому языку (система Л.В. Занкова) 4 класс.

1. Укажи падеж и напиши окончание существительных :

1) жил в деревн… 3) вспоминал без груст…

2) упал с крыш… 4) работал на завод…

2. Укажи лицо глаголов :

1) везём 3) спишь

2) несёте 4) меняете

3 . Напиши нужную букву в окончании :

1) (он) мо…т 3) (мы) сажа…м

2) (она) суш…т 4) (ты) смотр…шь

4. Вставьте безударную гласную букву в корне слова:

Тр…вяной чай, м…розная ночь, б…льной ученик, в…селая песня.

5. Расставьте знаки препинания. Укажи знаком «+» предложения с

1) На смелого собака лает, а трусливого кусает.

2) Медведь питается плодами, почками, мясом.

3) В густой траве и в кустах заяц прячется с врагом.

6. Напиши схему каждого предложения, сверху обозначь части речи во 2 предложении:

7 . Подчеркни только главные члены предложения:

Прилетели с далёкого севера стаи болотных и водяных птиц.

8. Допиши букву «ь» со словами, в которые её нужно вставить :

9 . Вставьте «о» или «е» после шипящих в окончания имён существительных :

за туч_й под луч_м с еж_м

10. Напиши в словах нужный знак :

бур_ян ъ здоров…е

об_единение ь сер…ёзный

11. Вставьте нужную букву после шипящих согласных:

Крич….т, ж….вотное, ч….десный, щ….пальца, ш….повник, пищ….т.

12. Вставьте гласную в приставки :

п_дплыть н_дрезать п_солить

13. Вставьте , где нужно , пропущенную согласную в корне слова:

ар_омат ур_аган гал_ерея

кал_играфия один_адцать Рос_ия

14. Вставьте пропущенные буквы:

ро_кий ученик лётный экипа_

пры_ки в высоту кре_кий орешек

15. Прочитай предложение. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки .

К…рмушки для кр…л…ч…т нужно делать так, чтобы кр…л…ч…та (не) мешали

дру… другу, (не)м…гли в них (за)лезт… и (не)разбрасывали корм.

16. Допиши в глаголы «-тся» или «-ться»:

труди______ в поле надыша_____ свежим воздухом

он споткне______ о порог_ нужно задума______ над ответом

17*. Определи, какой частью речи являются подчёркнутые слова . Однажды кот подкрался к попугаю : «Сейчас тебя я, братец, попугаю ». Из-за холодных утренних рос , хлеб рос медленно.

Тестовые задания по русскому языку (система Л.В.Занкова) 4ласс.

1. Укажите падеж и напиши окончание существительных :

1) отъехал от пристан… 3) жил в сторожк…

2) в модной юбк… 4) из кустов чащ…

2. Укажите лицо глаголов:

1) роняют 3) качает

2) посылаем 4) люблю

3. Напиши нужную букву в окончании:

1) (он) шепч…т 3) (мы) рису…м

2) (ты) руб…шь 4) (оно) высыха…т

4. Вставьте безударную гласную букву в корне слова:

Маленький в…р…бей, б…льшой торт, в…сенняя песня, см…листое дерево.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите знаком «+» предложения с

1) Солнце нагревает землю дождь даёт влагу.

2) Ветер кружится в верхушках деревьев срывает листья.

3) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

6. Напиши схему каждого предложения, определи части речи во втором предложении:

7. Подчеркни только главные члены предложения:

Весной пернатые возвращаются на свои родные места и вьют гнёзда.

8. Допиши букву «ь» со словами, в которые её нужно вставить:

9. Вставьте «о» или «е» после шипящих в окончания имён существительных:

с нож_м перед смерч_м с удач_й

10. Напиши в словах нужный знак:

грозд_я ъ здоров…е

под_ёмный ь с…ёжился

11 . Вставьте нужную букву после шипящих:

Молч….т, ж….раф, ч….дак, щ….чий, маш…на, щ….вель.

12. Вставьте гласную в приставки:

п_бежал з_глянул _тлететь

13. Вставьте, где нужно , пропущенную согласную в корне слова :

ап_етит кар_икатура неак_уратный

сал_ют один_адцать экспрес_

14. Вставьте пропущенные буквы:

гря_ка моркови небольшие остро_ки

но_ка стула канцелярские скре_ки

15. Прочитай предложение. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.

(На) Крайнем Сев…ре нашей стр…ны прежде (не) росли ов…щи, а т…перь растут. Там (не) сеяли хле…, а т…перь сеют.

16. Допиши в глаголы «-тся» или «-ться»:

купа_____ в ванне нужно учи____ хорошо

он кружи_____ в воздухе смеё____ громко

17.* Определи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.

Стою на самом берегу , покой границы берегу . На то и печь , чтобы в ней пироги печь.

2019-11-12 10:29:30 — Зоя Максимовна Коробейникова
Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Читайте также:  Звезды больше земного солнца

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector