Глагол. Обобщение и систематизация знаний.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
1. Организационный момент.
а) Постановка темы урока.
б) Роль глаголов в речи.
2. Языковая разминка.
3. Обобщение знаний. Составление плана.
а) Значение глаголов.
б) Морфологические признаки.
в) Синтаксическая признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizacionnyy_moment.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
— Что вы любите больше всего?
— Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
— Что вы можете сказать о своей роли в речи?
— Что без меня предметы?
Все в действие придет.
Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились. Сделайте вывод, что будем делать сегодня на уроке?
— Будем обобщать и систематизировать знания о глаголе.
— Для чего это необходимо?
Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем: «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»
Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов 18-19 веков:
«Глагол времен — металла звон» (Г.Державин)
«Глаголом жги сердца людей!» ( А.Пушкин )
Постепенно данное слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной из частей речи.
В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать .
— Попробуйте догадаться, что оно означает.
Проверьте по толковому словарю.
- Обобщение знаний. Составление памятки.
Общее грамматическое значение глагола – это действие.
Глаголы называют различные действия. Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.
1) действия, связанные с трудовой деятельностью:
Рубить, копать, вязать, шить
2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью:
Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать
3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве:
Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть
4)действия, называющие различные состояния:
Грустить, любить, болеть, спать
5) действия, называющие то, что происходит в природе:
Подморозило, светает, смеркается
- Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом . Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти , которые не входят в основу
Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое – ть и
-ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных источниках вы можете встретить разные обозначения.
В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола.
— Какие еще суффиксы выделяются в инфинитиве?
( —а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и другие)
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке еще оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения конечного ударного (и) образовались современные формы : печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного.
— Что нужно помнить о правописании этих глаголов? ( пишутся с ь)
Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.
- ставить 4 )нести 7 ) стеречь
- едешь 5) нарисовать 8) мечтаешь
- беречь 6) пасет 9) улыбаешься
- – Как называются глаголы, имеющие суффикс –ся (–сь) ?
Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь) , называются возвратными.
— Что обозначают эти глаголы?
Глаголы с суффиксом –ся(-сь) обозначают действие, которое возвращает к себе, направлено на самого человека, на предмет.
— Чем отличается суффикс от других?
Стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.
Входит в основу слова.
Разберите по составу глаголы : собираюсь, улыбаться, кусается.
Обратите внимание на написание глаголов улыбаться, кусается. Вспомните , что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?
(Нужно определить форму глагола (3л. ) или поставить вопрос)
Работаем с сигнальными карточками. Если в слове есть ь …, если нет, то другой стороной.
Убирается, купаться, катаются, умываться, смеяться, лечится, отправляются, дожидаться, виднеется, подняться.
- Прочитайте следующее предложение . Какие слова пропущены?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Как определить вид глагола?
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что делал?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ? что сделает? что сделал?
Дополните схему в вашей памятке.
В.Г.Белинский, отмечая богатство и выразительность русского языка, писал : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…»
Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие .
-Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи)
— При помощи какого суффикса чаще всего образуются? ( -л-)
— Что нужно помнить об этом суффиксе при разборе глагола по составу?
( что он не входит в основу слова)
— Что обозначают глаголы в форме настоящего времени?
(Действие , которое происходит сейчас в момент речи)
— Будущего времени? ( действие, кот. произойдет после момента речи)
1) Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.
1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.
Ёж : Я спал. Похудел.
Белка: У меня было много запасов. Так хорошо себя чувствую.
Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.
Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.
спал чувствую увижу
похудел слышу припустит
2) — Прочитайте следующие записи.
— Что вы заметили?
Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.), считать(б.вр.) саженцы, дельный(пр.вр.) совет.
5) Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
В прошедшем времени по числам , а в единственном числе по родам .
— Что нужно помнить о правописании глаголов 2л. , ед числа?
(после ш пишется ь, который сохраняется и перед –ся: учишься, учишь.
1 )Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:
- В наш дом часто приходят гости.
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
- По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
- В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
- А вы делаете зарядку по утрам?
2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?
1)стелет, бреют, 3) видите, дышат
2)скачут, лепишь 4) думаем, клеит
6) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы 1 спр. имеют окончания –ешь,-ет, — ем, — ете, — ут, -ют.
Глаголы 2 спр. имеют окончания -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят.
— Все ли глаголы подчиняются данному правилу?
Смотреть, все слышать, видеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
( относятся ко 2спр.)
Брить и стелить к 1спр.
1) На свободной строке записываете только спряжение.
Благодарим (2), мешаем(1), сотрешь(1), привезут(1), читаем(1), носят(2), кость, рисуете(1), злишься(2), хлещет(1), подходит(2).
2) В каком ряду оба глагола относятся к первому спряжению?
1) смеяться, дружить 3) видеть, кричать
2) брить, красить 4) купить, плакать
Морфологический разбор глагола .
Льется- (что делает?), н.ф. литься, возвратный, несов. вид, 1спр., н.вр., 3л, ед. ч., сказуемое.
Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего существительными и наречиями, образуя словосочетания.
1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.
неслись быстро неслись над морем
2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:
1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.
2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.
3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.
5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.
— Оставьте в столбиках слова, относящиеся к теме.
— Узнаете ответ на вопрос « Как не нужно учить глаголы?»
какой? что делать? спряжение
время неодушевленное втор. член
склонение падеж признак предмета
подлежащее сказуемое как?
Я учу глаголы. Открываю: наш сосед…
Я пришел из школы, ( Он живет под нами)
Я учу глаголы… Не причесан, не одет-
Мне их выучить — пустяк! В тапках и пижаме.
Источник
Разберите пожалуйста. Вставте знаки препинания (запятые).
Солнце теплыми лучами нагревает землю дождь даёт влагу⁴.
На смелого собака лает а трусливого кусает⁴.
В густой траве в кустах прячется заяц⁴.
Отцвели деревья в саду белые лепестки усыпали дорожки сады⁴.
Дни идут на убыль ночи прибавляются⁴.
Это синтаксический разбор если что.
Ударение падает на букву а
мечта- проверочное слово мечт
Для меня книга — это нечто больше, чем просто связанные между собой страницы с текстом. Для меня книга — это настоящий мир, в который я могу погрузиться вместе с героями и автором. Я уже научился находить интересные повороты событий, различать стили авторов, выбирать для себя самое главное, делать выводы.
Если у меня есть проблемы, я не иду к родителям за советом. Я сильный, я справлюсь. И в этом мне помогает книга: если это психология, то автор подталкивает меня к нужным решениям. Если это художественная литература, то попадаются и такие книги, в которых герои сталкиваются с такими же ситуациями, как и у меня. Тогда я читаю, как поступили они, и как нужно поступить мне. И. делаю выводы.
Книга никогда не предаст, никогда не обидит, всегда поможет. Для меня книга — это друг и советчик, на которого я могу положиться в любое время!
Источник
» Глагол»
Содержимое публикации
Укажи глаголы настоящего времени:
Укажи глаголы неопределённой формы:
Укажи глаголы 1 лица:
Укажи глаголы I спряжения:
Укажи глаголы с ь перед — СЯ:
Укажи глаголы с окончанием — ут (- ют) в 3-ем лице множ. числа:
Укажи глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени:
Укажи глаголы с «е» в окончании:
Укажи предложения с глаголом 2 лица единственного числа:
В наш дом часто приходят гости.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
А вы делаете зарядку по утрам?
Высоко в небе плывут облака.
Укажи предложения с однородными сказуемыми:
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Медведь питается плодами, почками, мясом.
В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов.
Зубы у белки то стираются, то опять подрастают.
Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами луга.
Свет солнца проникал сквозь листву, кусты и травы.
Укажи глаголы прошедшего времени:
Укажи глаголы неопределённой формы:
Укажи глаголы 3 лица:
Укажи глаголы II спряжения:
Укажи глаголы с ь перед — СЯ:
Укажи глаголы с окончанием — ат (- ят) в 3-ем лице множ. числа:
Укажи глаголы 2 лица множественного числа:
Укажи глаголы с «и» в окончании:
Укажи предложения с глаголами 1 лица множественного числа:
С полей и огородов люди получают урожай.
Руки не протянешь, с полки не достанешь.
Дома не люблю сидеть, люблю ходить, люблю глядеть.
Моем, моем трубочиста, чисто — чисто…
На коньках начнём кататься здесь на звонком льду.
Над морем стоит сильный туман.
Укажи предложения с однородными сказуемыми:
Солнце нагревает землю, дождь даёт влагу.
Ветер крутиться в верхушках деревьев, срывает листья.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.
Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.
Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО СОЛНЕЧНОЕ! »
Всероссийский конкурс эссе, презентаций и исследовательских работ к Дню России «Край родной: известный и неизвестный »
Международный творческий конкурс для педагогов «МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Источник
тест 4 класс русский язык
|
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Источник ➤ Adblockdetector |