Меню

Солнце нынче как ты северянка

Борис Пастернак

Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил.
Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.
Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.05.2012. Бродский
  • 20.05.2012. Борис Пастернак
  • 15.05.2012. Рахель
  • 13.05.2012. Боратынский-финляндия
  • 07.05.2012. Пастернак.
  • 05.05.2012. Пауль Целан Меняющимся ключом

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Солнце нынче как ты северянка

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 439
  • КНИГИ 642 132
  • СЕРИИ 24 460
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 565

Свеча горела на столе

Серия «Стихи о любви»

Издательство выражает искреннюю благодарность Евгению Борисовичу Пастернаку за помощь в подготовке сборника

В оформлении обложки использована репродукция картины Густава Климта «Любовь»

© Борис Пастернак, наследники, 2017

© Оксана Сабурова, сост., вступит. ст., 2013

© ООО «Издательство АСТ», 2018

«И не кончается объятье…»

10 февраля 1890 года в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны (урожденной Кауфман) родился первенец. Сына назвали Борисом.

Детство будущего поэта прошло в атмосфере искусства. Семья жила в помещении училища Живописи, ваяния и зодчества, где Леонид Осипович преподавал. В доме у Пастернаков часто устраивались домашние концерты, велись разговоры о живописи, музыке и литературе. В гостях у них бывали большие музыканты, писатели, художники. Леонид Осипович был дружен с И. И. Левитаном, В. А.Серовым, В. Д. Поленовым, Н. Н. Ге. В 1893 году на выставке Товарищества передвижников он познакомился со Львом Толстым.

Одним из самых важных событий отрочества поэта стала встреча с А. Н. Скрябиным, которая произошла в 1903 году. Пастернаки проводили лето на даче, в имении Оболенском, рядом с Малоярославцем. Недалеко от них жили Скрябины. И было слышно, как на соседней даче кто-то сочиняет музыку.

«Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений», – вспоминал Пастернак.

Леонид Осипович свел знакомство со знаменитым композитором, и они стали дружить «домами». Хотя «музыкально лепетать» Борис начал еще до встречи со Скрябиным, именно знакомство с ним самым решительным образом повлияло на его стремление посвятить свою жизнь музыке. С 1903 года, с первых встреч со Скрябиным, Пастернак не мыслил своей жизни вне музыки. «Больше всего на свете я любил музыку, – писал Пастернак, – больше всех в ней – Скрябина».

В 1908 году Пастернак окончил гимназию – с золотой медалью. Как медалист он без вступительных экзаменов был зачислен на первый курс юридического факультета Московского университета. Выбор факультета был обусловлен по большей части тем, что занятия там были не слишком обременительными и оставалось достаточно свободного времени для занятий музыкой, которой он занимался частным образом. В 1911 году Пастернак предполагал сдавать экзамены за окончание консерваторского курса.

Читайте также:  Построение выкроек для юбки солнце

Однако этим планам не дано было осуществиться. В 1909 году Пастернак решил отказаться от музыкального поприща. Причин было много, одна из них – отсутствие у него абсолютного слуха, то есть способности узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Впрочем, занятия музыкальной импровизацией он не оставлял вплоть до 1930 года.

По совету Скрябина, Пастернак переводится с юридического факультета на философское отделение историко-филологического. Сфера его интересов – феноменология и философия истории. Он штудирует Канта, Юма и Гуссерля. К этому же времени относятся и его первые поэтические опыты. Стихотворения этого периода Пастернак никогда не включал в свои книги, и они были опубликованы по черновикам лишь 1970-е годы.

Первым удачным стихотворением Пастернак считал «Февраль. Достать чернил и плакать…». Оно было написано в 1912 году. Впоследствии поэт открывал им свой первый стихотворный цикл «Начальная пора», а потом все его сборники открывались именно этим стихотворением.

Весной 1912 года Пастернак отправляется в Германию – это его первая самостоятельная заграничная поездка. Цель путешествия – Марбург, небольшой университетский город, где в течение трех месяцев ему предстояло совершенствоваться в области философии, а заодно и проверить, действительно ли лежит к ней его душа. Оказалось, что не лежит. За время пребывания в Германии он полностью охладел к философии и расстался с ней так же решительно, как три года назад расстался с музыкой. В Марбурге произошел и другой разрыв – оборвался его платонический роман с Идой Высоцкой, в которую Пастернак был влюблен с гимназических лет.

Она была дочерью чаезаводчика Высоцкого, семья которого жила в Чудовом переулке, недалеко от Мясницкой, где находилось Училище живописи, ваяния и зодчества. Пастернаки дружили с Высоцкими, и Борис познакомился с Идой, когда та была еще подростком.

Память об этой любви оказалась долгой. Спустя годы после разрыва Пастернак обращался к Иде Высоцкой в своей лирике. Он посвятил ей знаменитый «Марбург» (1916) и одно из лучших стихотворений этого периода «Отрывок из поэмы» (1916).

В 1913 году состоялся его дебют в печати. Пять стихотворений («Февраль…», «Сегодня мы исполним грусть его…», «Сумерки», «Я в мысль глухую о себе…» и «Как бронзовой золой жаровень…») вошли в альманах «Лирика», первой книги одноименного издательства.

Альманах вышел в апреле тиражом в 300 экземпляров, а месяц спустя Пастернак окончил университет, сдав в качестве кандидатского сочинения работу о теоретической философии Когена. Примечательно, что за дипломом Пастернак так и не явился, и он до сих пор хранится в архиве Московского университета.

В конце этого же года была напечатана первая книга его стихов «Близнец в тучах». Книга осталась почти незамеченной. Немногочисленные отзывы были в основном критические. Лишь в обзорной статье Брюсова о книге Пастернака упоминалось вполне благожелательно. Чувство благодарности Брюсову Пастернак пронес через всю жизнь.

Началась Первая мировая война, и Пастернак решил записаться добровольцем, но его отговорил ненадолго приехавший с фронта Сергей Листопад, сын философа Льва Шестова. С «трезвой положительностью» он рассказал ему о войне, предупредив, что Пастернак «найдет там нечто прямо противоположное тому, что рассчитывает увидеть». Сергей Листопад погиб в первом же бою по возвращении на позиции. В Москве у него осталась невеста, Елена Виноград, которой спустя несколько лет Пастернак посвятит книгу замечательной любовной лирики «Сестра моя, жизнь». Впрочем, уже в книге «Поверх барьеров», вышедшей в 1916 году, Пастернак заявил о себе как о вполне состоявшемся поэте. Здесь впервые прозвучала поэтическая декларация, которой Пастернак следовал на протяжении всей жизни:

Читайте также:  Нет ни весны ни солнца ни счастья

Источник

Все наденут сегодня пальто…

Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил.

Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты, —
Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

«Все оденут сегодня пальто…»

4 Все оденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что я снова ненастьями запил. Засребрятся малины листы,
Запрокинувшиеся изнанкой; –
Солнце грустно сегодня, как ты,
Солнце нынче, как ты, – северянка. О восторг, когда лиственных нег
Бушеванья – похмелья акриды,
Когда легких и мороси смех
Сберегает напутствия взрыды.

Ты оденешь сегодня манто,
И за нами зальется калитка,
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

«ВСЕ ОДЕНУТ СЕГОДНЯ ПАЛЬТО…» Впервые – БвТ.

Содержание: ‘приобщение к природе рождает восторг творчества, а он облегчает любовное прощание («напутствия взрыды»)’. Образы дождя перекликаются с ненастным фоном большинства стихотворений сборника, образ запоя – с «Пиршествами».

Эмоциональная окраска подчеркнуто амбивалентна: грусть и восторг, смех и взрыды (грусть солнца и смех мороси, парадоксальное сопоставление). В обнаженности этого приема можно видеть использование стиля И. Северянина («и плач, и хохот лиры – Очам твоей души» в первом стих. «Громокипящего кубка», 1913); ср. ниже о вульгаризмах в лексике. Само имя Северянина присутствует в образе «солнце – северянка».

Читайте также:  Внешний аккумулятор зарядка от солнца

Композиция: чередуются более сложные строфы I и III (выделены стилистикой) с более простыми II и IV (выделены ритмикой). Кульминация – строфа III, выделенная риторическим восклицанием, длинным сложноподчиненным предложением и редкими словами «акриды» и «взрыды». (Именно эта кульминационная строфа была снята при переработке 1928 г.). Между начальной и конечной строфами – кольцевая перекличка: параллелизм ст. 1 – 13 и отчасти 3 – 15.

Синтаксис: членение строф на фразы – 2+2, 2+1+1, (2+2), 1+1+2, чередование двух- и трехфразовых строф.

Стиль. В строфах I и III – скопление метафор: «ненастьями запил» (очень смелая и тематически ключевая), «легких и мороси смех» (человек и природа сливаются в чувстве), «похмелья акриды», «поросли капель» и др.; метонимии (только в III строфе): «лиственных нег бушеванья», «напутствия взрыды». Акриды в ст. 10 (греч.) – съедобные насекомые, пища пророков-пустынников (Мф 3: 4; Мк 1: 6, ср. смежную реминисценцию в «Эдеме»), отсюда – символ, с одной стороны, отрешенного любовного служения, с другой – творческого «похмелья»; может быть, важно и созвучие с лат. acer «острый». «Сберегает» в ст. 12 – по-видимому, в значении «прикрывает» (метафора). Наоборот, в строфах II и IV – только сравнение с солнцем (переходящее в метафору) и метафора «затуманившегося напитка» (перекликающаяся с «похмельем» в III строфе). Зато в строфе II – необычное согласование «солнце–северянка»: олицетворенному солнцу редко приписывается женский пол – может быть, от нем. die Sonne? (В переработке 1928 г. тире исчезло и стало возможным понимание «солнце – как ты, о северянка!»). Концовочная строфа IV отмечена многозначным «зальется калитка» (зальется смехом? слезами? скрипом? песней? дождем? – самое сжатое выражение эмоциональной амбивалентности рыдания и смеха). Стилистические перебои, снижающие слог, сосредоточены в окаймляющих строфах I и IV: прозаизмы «калитка, пальто, манто» (северянинская лексика), вульгаризмы «оденут, оденешь» (вместо «наденут»). Общая доля переносных словоупотреблений – умеренная, чуть ниже трети.

Стихотворный размер – 3-ст. анапест с рифмовкой МЖМЖ. В ритмике выделяются ст. 6 и 16, редкие в этом размере пропуски метрических ударений подчеркнуты очень длинными окончаниями слов. Все стихотворение пронизано аллитерациями на приставку «за-» (означающую начало действия: это важно для темы творчества); только кульминационная III строфа выделена их отсутствием. Начальная строфа отмечена неточной женской рифмой и внутренней рифмой «оденут–заденут»; кульминационная III строфа – единственной закрытой мужской рифмой.

Переработка для «Начальной поры»:

Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил. Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой.
Солнце грустно сегодня, как ты, –
Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

Черновики переработки:

а–б)
а)
б) Все [ки] оденут сегодня пальто
Откипевшего в пихтах напитка
Прокипевшего липой напитка

«Начальная пора». Небольшая стилистическая правка. Отброшена III строфа (видимо, из-за усложненности стиля). Вероятно, тоже во избежание северянинской манерности заменено слово «манто». Столкновение трех «ты» после выброшенной строфы заставило ввести в ст. 9 подлежащее «Все…», а ему противопоставить в ст. 10 «Но и мы…». Получившийся смысл: ‘мы промокнем под дождем, но эта вдохновляющая непогода нам в радость’. О двусмысленности новой пунктуации в ст. 8 см. выше. «Наденут» в ст. 1 и 9 – исправление вульгаризма. «Кверху» в ст. 6 восстанавливает пропущенное ударение – видимо, затем, чтобы выразительнее звучал оставшийся пропуск ударения в концовочном ст. 12. (В черновике Пастернак и здесь пробовал восстановить ударение, подкрепив его сильной аллитерацией.) Также ради гладкости ритма исправлен ст. 4.

Источник

Adblock
detector