Морфологический разбор имени существительного «Солнце»
Для слова «солнце» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «солнце» — имя существительное - Морфологические признаки.
- солнце (именительный падеж единственного числа)
- Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- средний род
- 2-е склонение
Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число.
- Может относится к разным членам предложения.
План разбора имени существительного
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Собственное или нарицательное
- Одушевленное или неодушевленное
- Род
- Склонение
Непостоянные признаки:
- Падеж
- Число
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор имени существительного «солнце» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одними из категорий, классификации которой поддаются все имена существительные, являются группы одушевлённых и неодушевлённых объектов. Определить свойство конкретного слова достаточно просто. Если понятие относится к живой природе, то является одушевлённым существительным, к неживой – наоборот.
Одушевлённые имена существительные
К живой природе или классу одушевлённых существительных принадлежат понятия, отвечающие на вопрос «кто?». Это не обязательно должен быть реально существующий человек или животное, данное правило распространяется и на литературных героев (русалка, Кощей), а также подходит для имён нарицательных.
Категории слов, которые пишутся с маленькой буквы, могут входить в класс одушевлённых, например: девочка, собака, папа, учительница. Чтобы правильно определить конкретное существительное, достаточно проанализировать, может ли обозначенные предмет двигаться, говорить, доступно ли с ним взаимодействие.
Неодушевлённые имена существительные
К неодушевлённым существительным относятся объекты неживой природы, отвечающие на вопрос «что?». Например: ложка, восторг, планета, тюльпан, весна. Производить действия с ними можно только в одностороннем порядке. Даже, несмотря на то, что растение способно расти и размножаться.
Грамматические особенности
Чтобы точно не ошибиться в категоризации имён существительных (у каждого из них можно определить одушевлённость, это постоянный морфологический признак), достаточно провести несложный грамматический анализ. Есть несколько правил.
- Словоформа множественных одушевлённых существительных Винительного и Родительного падежей совпадают. Примеры: вижу слонов/нет слонов, много поваров/нет поваров.
- Словоформы множественных неодушевлённых существительных Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: облака плывут/вижу облака, стулья расставлены/займите стулья.
- Словоформы одушевлённых существительных мужского рода Родительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: посмотри на папу/вижу папу, положись на друга/верю в друга.
- Словоформы неодушевлённых существительных мужского рода Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: уронил карандаш/карандаш заточен, использовал молоток/молоток на столе.
Категория существительного определяется подсознательно, достаточно всего лишь понять и запомнить принцип деления.
Источник
Неодушевленные и одушевленные имена существительные – что это такое и почему они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое»
Надо смотреть на винительный падеж множественного числа. Если совпадает с именительным – неодушевленное, если не совпадает – одушевленное.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные – это не то же самое, что «живое» и «неживое».
Неодушевленные – это такие, у которых винительный падеж множественного числа выглядит так же как именительный: есть кровати – вижу кровати, есть дома – вижу дома, есть колодцы – вижу колодцы.
Одушевленные – такие, у которых совпадения нет: есть девушки – вижу девушЕК, есть друзья – вижу друзЕЙ, есть коровы – вижу коров.
Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Как определять одушевленность и неодушевленность – план из 4 шагов
- Поставить слово во множественное число.
- Поставить в именительный падеж.
- Поставить в винительный падеж.
- Сравнить. Совпадает – неодушевленное, не совпадает – одушевленное.
Первый пример – роза.
- Множественное число: розы.
- Именительный падеж: [в саду растут кто/что?] розы.
- Винительный: [виню кого/что?] розы.
- Розы = розы. Совпадают. Неодушевленное.
Второй пример – жаба.
- Жабы.
- [Живут] жабы.
- [Виню] жаб [во всех своих бедах].
- Совпадения нет: жабы – жаб. Одушевленное.
Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»
Потому что неживое может быть одушевленным. Например, существительное «мертвец». Он не живой (потому что «мертвый», это логично). Но: «есть мертвецы – вижу мертвецов». Формы не совпадают. Вывод – это существительное одушевленное.
Неживое, но одушевленное. Вот так устоялось в языке, под влиянием религии, очевидно. Причем для «трупов» это неактуально: есть трупы – вижу трупы (неодушевленное). А с мертвецами наоборот.
То же самое с куклами: есть куклы, виню кукол – одушевленность налицо. Ребенок играет с ними как с живыми, причина, наверное, в этом.
Шары в бильярде, фигуры в шахматах, масти в картах – это все одушевленное, хоть и неживое.
По поводу микробов, бактерий и вирусов
В вузе мне говорили, что вот эти существительные могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Можно сказать: «Мыло всех микробов/бактерий/вирусов убивает» и «Мыло все микробы/бактерии/вирусы убивает».
Но мне как-то первый вариант кажется более привычным, второй странноватый.
Это всё. Читайте мою предыдущую статью про собственные и нарицательные существительные. Пишите вопросы, если есть.
Как вам картинка к статье? Специально для вас подбирал.
Источник
Одушевленные имена существительные
Одушевленные имена существительные — это слова, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленные имена существительные обладают определенным лексическим значением и морфологическими признаками, в соответствии с которыми у них можно выявить эту грамматическую категорию.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. У слов этой части речи постоянным грамматическим признаком является одушевленность или неодушевленность:
Как понять, что слово является одушевленным именем существительным?
Какие существительные являются одушевленными?
Одушевленность имен существительных связана с обозначением живых объектов окружающего мира. В соответствии с лексическим значением к одушевленным именам существительным отнесем слова, называющие
- людей (хозяин, подруга, няня, подмастерье);
- животных (лиса, медведь, тигр, слон, мышь);
- птиц (воробей, ворона, канарейка, попугай);
- рыб (окунь, карась, щука):
- насекомых (пчела, муха, комар, шмель).
Хотя деревья и растения считают объектами живой природы, их названия не являются одушевленными именами существительными. Так сложилось в русском языке, что признаком одушевленности обладают только те существительные, к которым можно применить грамматическую формулу:
Проверим:
- р. п. голоса (кого?) девочек — в. п. позовем (кого?) девочек
- р. п. кроны (чего?) дуб ов — в. п. видим (что?) дуб ы .
У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа:
- и. п. (что?) улиц ы пролегают — в. п. выйдут (на что?) на улиц ы
- и. п. (что?) берез ы растут — в. п. исключая (что?) берез ы .
Имеем в виду, что одушевленные существительные мужского рода имеют одинаковые окончания в форме родительного и винительного падежа единственного и множественного числа:
- р. п. указание (кого?) директор а — назначат (кого?) директор а
- р. п. совет (кого?) директор ов — вызовут (кого?) директор ов .
Несклоняемые имена существительные, которые называют животных и птиц, являются одушевленными:
Несклоняемые имена существительные, обозначающие предметы, различные объекты действительности, как правило, относятся к неодушевленным:
Неживое и категория одушевленности
Отметим, что одушевленность имен существительных — это лексико-грамматическая категория. Она может не соответствовать нашим представлениям о живом и неживом в природе.
В соответствии с грамматической формулой совпадения форм винительного и родительного падежа множественного числа к одушевленным существительным принадлежат
1 . названия предметов, похожих на человека, игрушек и механизмов:
2. мифические и сказочные существа
3. названия игральных карт и шахматных фигур
4. слова, называющие человека в переносном смысле («язык», «борода»);
5. слова «мертвец», «покойник», «утопленник», кроме «труп».
Одушевленные существительные среднего рода
В русском языке одушевленными являются существительные мужского и женского рода. Эту грамматическую категорию имеют только некоторые существительные среднего рода. К ним относятся образования с суффиксом -ищ- и ряд слов, называющих живые объекты:
Слово «народ» одушевленное существительное?
В связи с категорией одушевленности рассмотрим слово «народ», которое обозначает жителей страны. На первый взгляд, эта лексема, называющая живые объекты, в соответствии с его лексическим значением следует отнести к одушевленным существительным. Но все-таки проверим это, воспользовавшись грамматической формулой:
- и. п. народ живет, народ ы
- р. п. голос народ а , народ ов
- в. п. вижу народ , народ ы
Очевидно, что у этого существительного мужского рода совпадают формы именительного и винительного падежа единственного и множественного числа. Значит, сделаем однозначный вывод.
Аналогично неодушевленными являются существительные, которые называют живые объекты как совокупность, единое целое:
Видеоурок
Источник
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одними из категорий, классификации которой поддаются все имена существительные, являются группы одушевлённых и неодушевлённых объектов. Определить свойство конкретного слова достаточно просто. Если понятие относится к живой природе, то является одушевлённым существительным, к неживой – наоборот.
Одушевлённые имена существительные
К живой природе или классу одушевлённых существительных принадлежат понятия, отвечающие на вопрос «кто?». Это не обязательно должен быть реально существующий человек или животное, данное правило распространяется и на литературных героев (русалка, Кощей), а также подходит для имён нарицательных.
Категории слов, которые пишутся с маленькой буквы, могут входить в класс одушевлённых, например: девочка, собака, папа, учительница. Чтобы правильно определить конкретное существительное, достаточно проанализировать, может ли обозначенные предмет двигаться, говорить, доступно ли с ним взаимодействие.
Неодушевлённые имена существительные
К неодушевлённым существительным относятся объекты неживой природы, отвечающие на вопрос «что?». Например: ложка, восторг, планета, тюльпан, весна. Производить действия с ними можно только в одностороннем порядке. Даже, несмотря на то, что растение способно расти и размножаться.
Грамматические особенности
Чтобы точно не ошибиться в категоризации имён существительных (у каждого из них можно определить одушевлённость, это постоянный морфологический признак), достаточно провести несложный грамматический анализ. Есть несколько правил.
- Словоформа множественных одушевлённых существительных Винительного и Родительного падежей совпадают. Примеры: вижу слонов/нет слонов, много поваров/нет поваров.
- Словоформы множественных неодушевлённых существительных Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: облака плывут/вижу облака, стулья расставлены/займите стулья.
- Словоформы одушевлённых существительных мужского рода Родительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: посмотри на папу/вижу папу, положись на друга/верю в друга.
- Словоформы неодушевлённых существительных мужского рода Именительного и Винительного падежей совпадают. Примеры: уронил карандаш/карандаш заточен, использовал молоток/молоток на столе.
Категория существительного определяется подсознательно, достаточно всего лишь понять и запомнить принцип деления.
Источник