Меню

Солнце по мотивам русских сказок

Сказание о солнце по мотивам саамской сказки

Давным-давно в одной тёмной стране
Не знали люди ничего о солнце и луне.
Лишь слабое мерцание звёзд на чёрном небе…
И не было беднее тех людей на целом свете.

Над северной страной одна лишь темнота,
Не знали люди ни тепла, ни веры, ни огня.
Один лишь лютый ветер с моря дул,
Да с высоты горы был слышен странный гул.

Полнеба заслоняла, закрывала круглая гора,
А у подножия горы стоял забор уж многие века.
За тем забором дом большой, там братья жили
И никому не ведомо: какие звёзды там светили.

Их, братьев, было ровно семьдесят, они пасли оленей,
Питались мясом (так жило много поколений).
Но вежники*не знали, слыхали лишь про это,
Им было невдомёк, что солнце рядом где-то.

И вот однажды за забором они увидели оленя,
Верхом на нём сидел простой старик – мудрец.
От них исходило такое сияние, что чёрное племя
Молча смотрело, гадая, кто перед ними: мертвец?

Старик был не рад глухой тьме в их стране,
Все молча стояли, дивились длинной его бороде.
Про солнце, про месяц спросил, но в ответ – тишина.
Никто и не понял, о чём был вопрос (кругом темнота).

Не знали вежники*солнца, веками не знали луны,
Им ведомы звёзды –в чёрном небе тусклые светлячки…
А яркое солнце живёт по ту сторону круглой горы
И пешком им до солнца никогда не удастся дойти.

Слушали вежники* старца и молча дивились:
Жить в темноте они как-то смирились…
Но солнце – ведь это и радость, еда и тепло.
— Не верьте обманщику, всё это сказки и зло.

Так громко кричали вежникам* чёрные братья,
И вслед старику сыпались брань и проклятье.
— За сказки побьём старика, прогоним, побьём,
За наш чёрный цвет на земле мы умрём!

И чёрные братья вскипели, от злости чернея,
Пошли на старца, окружили его вместе с оленем.
Сник незнакомый мудрый старик, покачал головой:
Если есть за забором гора – есть земля и за горой.

И есть на земле много красок цветных,
Радостных, тёплых, светлых, родных.
А чёрная краска – неправда, обман, злая сила,
Ссоры, война, неверие… всё в тьму превратила.

Я сейчас ухожу и вернусь лишь тогда,
Кто в солнце поверит хоть раз, навсегда…
Чёрные братья хотели схватить старика,
Но олень ударил копытом, расступилась земля.

Исчезло сразу всё: белый олень, старик с бородой,
Чёрные люди ушли по вежам, а братья – домой.
И только юноша один не мог мириться с темнотой:
Куда исчез олень и старец с длинной бородой?

— Я здесь, — сказал олень. – Я жду тебя. Садись верхом.
И долго мчались над лесами ночью, темным днём.
Вдали увидел чёрный юноша седого старика,
Лицо простое, мудрое, седая по земле влачится борода.

И молвил старик: «Спасибо тебе, что поверил ты в солнце,
За веру твою я свет покажу тебе в вашем оконце».
Скажи мне, мудрец, как радость, тепло и солнце достать?
Хочу, чтоб на нашей чёрной земле была благодать.

Достанешь ты солнце, и согревать вас всех оно будет,
Лишь бы народ в это поверил, и беда вас минует.
Юноша сел на оленя и помчался домой во весь дух
Собрал в темноте он вежников* и поведал им вслух:

Будем жить мы при солнце, вере, луне и тепле,
Только нужно поверить в это и воцарится мир на земле.
Каждый из вас пусть даст мне по волоску,
Я сплету из них шкатулку и развею чёрную тьму…

Семьдесят дней и столько ж ночей трудился юноша,
И вера многих людей вплелась в шкатулку, и душа.
Пошёл он к озеру, посмотрел на небо и сказал:
Готова шкатулка моя и белому оленю её показал.

Помчались они по чёрным болотам, по чёрным лесам,
По невидимым чёрным озёрам, горам, небесам.
Вдруг вспыхнул вдали густой красный свет,
И юноша вскрикнул, увидев слепящий глаза предмет.

— Так вот оно солнце и жаром так пышет!
И юноша тянется к солнцу всё выше и выше.
А солнце горячее ярко слепит глаза
От радости, счастья катится слеза.

-Раскрой — ка шкатулку, садись на меня,
Не бойся ты солнца, рукам дело делать пора!
И вместе помчались они на горящее солнце,
Ударил рогами олень, кусок откололся и прямо на донце.

Читайте также:  Нашли планету по ту сторону солнца

Юноша сразу захлопнул шкатулку, умчался с оленем обратно.
Достиг он Тёмной страны, а олень исчез безвозвратно.
— Люди, смотрите, я солнца кусочек в шкатулке привёз,
И частицу солнца над головами тёмных людей он пронёс.

Услышав про солнце, с горы прибежали чёрные братья:
— Не смей выпускать- и стали сыпать на людей проклятья.
Схватили братья юношу, хотели утопить в болоте,
Кричали: все вы сгорите, пропадёте, умрёте.

Вежники * подняли камни с земли и бросили в братьев,
Заступились за юношу (нелёгкое это было занятие).
Шкатулка раскрылась, солнца кусочек вылетел из неё,
Ветер его подхватил и поднял над чёрной землёй.

Вмиг солнце засветило и озарило чёрный небосвод,
Поблекли звёзды, и засветился от солнца восход.
Болото, олений мох — всё стало разноцветным
Так как солнце не терпит чёрного цвета.

А чёрные братья вмиг почернели, как угольки,
Потом вспыхнули и сгорели, как светлячки.
Весь тёмный народ с юношей во главе
Сломали забор и поскакали навстречу судьбе.

Увидев яркое солнце, поклонились в пояс ему,
Расступилась земля перед ними – и появился белый олень.
Он тронул солнце рогами, оно покачнулось,
Легло на рога всех оленей, и они понесли его в Темную тьму.

… С тех пор прошла не одна тысяча лет,
И люди живут, улыбаясь, не зная многих бед.
А память о юноше живёт завистникам назло,
Как вечно солнце само, радость и большое тепло!

Источник

2.2.5. Солнце

Солнце по славянским представлениям, – огромное огненное светило. Оно – главный источник не только тепла и света, но и жизни. Неудивительно поэтому, что его обожествляли. Православные богословы пытались заменить языческих солнечных богов Иисусом Христом.

«Византийская и древнерусская гимнография, – пишет А. Л. Топорков, – уподобляла Христа “праведному солнцу”, а христианство – исходящему от него свету. Иисуса именовали также “незаходимым”, “истинным”, “разумным”, “мысленным” солнцем, а иногда и “Богом-солнцем”» (Славянская мифология. Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной и др. М., 1995. С. 361).

Как ни старались православные церковники очистить сознание русских от языческих представлений, им это не удалось до конца сделать. Не удалось им это сделать, в частности, в отношении к солнцу. Его образ сохранился не только в религиозном сознании русских, как и других славян, но также и в фольклоре. Но христиане всё-таки оставили на этом образе свой отпечаток.

У А. Л. Топоркова читаем: «В фольклоре солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстаёт в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях солнце – это лицо, око или слово Бога, либо оконце, через которое Бог смотрит на землю» (там же. С. 362).

Если к земному огню у русских было двойственное отношение – как к другу и как к врагу, то отношение к небесному огню – солнцу – всегда положительное. Это отношение сказка унаследовала от славянской мифологии. Отголоски обожествления солнца мы обнаруживаем, в частности, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра».

Двенадцатилетнего Ивана-царевича в этой сказке конюх предупреждает о том, что у него родится сестра-ведьма, которая съест своих родителей. Бедный царевич вынужден бежать из родного дома, чтобы сестра-людоедка не добралась и до него. В поисках приюта он обращается к Вертодубу и Вертогору, но они ему отказывают. Только Солнцева сестра с материнской любовью приютила Ивана-царевича:

«Долго-долго ехал; приезжает наконец к Солнцевой сестрице. Она его приняла к себе, кормила-поила, как за родным сыном ходила» (РНС. С. 185).

В образе Солнцевой сестрицы в анализируемой сказке мы застаём переход от мифизации к фееризации. От мифа в ней сохранено обожествление солнца. За этим образом скрывается само солнце. Недаром Иван-царевич, спасаясь от погони своей сестры-ведьмы, закричал Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце! Отвори оконце» (РНС. С. 187).

С другой стороны, в образе Солнцевой сестры мы видим уже не мифологический, а сказочный персонаж. Этим объясняется появление сестры у солнца, которой нет в славянской мифологии. Более того, Солнцева сестра живёт в небесном тереме. Но самое главное, что делает её сказочным персонажем, состоит в том, что в её тереме живёт Иван-царевич. Такое чудо возможно только в сказке. Только в сказке человеку можно жить рядом с солнцем и не сгореть.

Читайте также:  Холодное солнце ирена дубицкая

Как невозможно жить в одном доме с солнцем, так невозможно себе представить солнце во лбу. Между тем в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» солнце горит во лбу сыновей Ивана-царевича и его оболганной жены. Солнце здесь – символ правды, добра, красоты и т. п.

Подобная символика характерна и для наших пословиц о солнце. Таких, например:

Солнца не закроешь, а правду не скроешь; Мир освещается солнцем, а человек – знанием; При солнышке тепло, при матери добро; Солнце, как родная матушка, никогда не обидит; Придёт солнышко и к нашим окошечкам; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнышко на всех ровно светит.

В «Вакхической песне» солнце выступает у А. С. Пушкина как символ разума:

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Солнце в русском сознании – также и символ величия. Когда умер А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский воскликнул: «Солнце нашей поэзии закатилось!».

Итак, фееризация основных стихий физической природы в русских сказках имеет разнообразные формы. Она направлена на приобретение ими чудотворных свойств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Сценарий мюзикла «Краденое солнце» по мотивам сказки К. И. Чуковского

Кузнецова Бела Ивановна
Сценарий мюзикла «Краденое солнце» по мотивам сказки К. И. Чуковского

Сценарий мюзикла «Краденое солнце«

по мотивам сказки К. И. Чуковского

2. Солнце

Декорации и атрибуты:

1. Два стула, замаскированные камышами, деревьями нарисованными.

2.Пеньки для спящих зверей и птиц: зайчихи, сороки, воробья, медведя.

3. Мячики, шар для крокодила.

4. Елочки искусственные.

Ход спектакля

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!

Сейчас мы вам покажем сказку Корнея Чуковского «Краденое солнце». Садитесь поудобнее. Артисты займите свои места!

(Артисты выходят и садятся на стулья, а солнце и крокодил забегают за ширму).

Ведущий: Итак, мы начинаем!

(Начинает звучать музыка «Одинокий пастух», композитор Георге Замфир, из репертуара оркестра под управлением Джеймса Ласта).

Ведущий: Солнце легонько к земле лишь коснулось, сразу вокруг всё мгновенно проснулось. Всё ожило, зазвенело, запело, будто бы вовсе спать не хотело.

(После слов ведущего, солнце медленно поднимается, танцует, касается впереди сидящих зверей, которые по очереди просыпаются, улыбаются. Немножко потанцевав, солнце останавливается и говорит слова).

Солнце: Вот и день настал, и я дарю всем радость и тепло. Чтобы просыпалось всё вокруг, смеялось и жило.

(После слов все звери продолжают танцевать под песню: «Светит солнышко для всех…» — на первый куплет песни бегут по кругу; на припев хлопают в ладоши то в правой стороне, то в левой, подходят к солнцу, идут назад, кружатся парами, хлопают в ладоши)

Музыка меняется. Начинает звучать мелодия «Мусорной песни» (композитор Александр Усачёв). Выбегает Крокодил на четвереньках, дети увидев его убегают. Крокодил медленно поднимается, поднимая руки вверх торжествуя танцует, потом говорит слова.

Крокодил: Кто здесь смеётся, пляшет и хвостами лихо машет, крокодилу спать мешает, солнце яркое освещает. Это вы, глупышки звери! Как вы все мне надоели. Потом начинает танцевать и, обхватив Солнце руками, тащит его в свое логово.

Звери, испугавшись, обхватив лицо руками, качают головами, всхлипывают.

Ведущий: Вот беда, крокодил с неба солнце утащил.

(Звучит мелодия «Чириканье воробьёв». Воробьи вылетают и начинают танцевать – весело прыгают, машут крыльями, кружатся, клюют зёрна, летят. Чириканье заканчивается, говорят слова)

Не ходи за ворота!

Кто на улицу попал,

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал…

Выйди солнышко скорей,

Выйди солнышко скорей,

Нам без солнышко обидно,

В небе солнышко не видно…

(Обнимаются, грустят, и в это время вылетает сорока и кричит)

Горе, горе мне, горе, горе всем!

Жадный Крокодил, страшный Крокодил

Солнце утащил, Солнце утащил!

Наступила тьма, наступила тьма,

Как без солнца жить,

Как без солнца быть,

(После слов подходит обнимает воробьёв и начинают вместе грустить, плакать).

Подбегает заяц к ним и говорит: Не плачьте, не плачьте.

Потом заяц подбегает к животным и говорит: Ставайте, ставайте.

Начинает звучать песня: «Выйди, выйди солнышко…». Дети, взявшись за руки, паровозиком идут по кругу, танцуют и садятся по местам, а Сорока и воробьи остаются и говорят слова.

Выйди, выйди солнышко,

1 Воробей: Выйди побыстрей!

(Воробьи, Сорока садятся на места).

Ведущий: Здесь услышали бараны. Застучали барабаны.

(Выходят два барана с барабанами, маршируют и барабанят, на мелодию припева поют. Звучит вступление и 1-ый куплет песни «Атас» (композитор И. Матвиенко, из репертуара гр. «Любэ»).

Читайте также:  Блокатор солнца для лица

Скорей! Скорей вставай, звериный класс!

Не спите зайчики, не плачьте, белочки.

Вперед! Давай вперед, звериный класс,

Идем за солнышком сейчас!

(Бараны отходят в сторону. В центр выходят все звери и начинаю договариваться, а потом по очереди говорят свои слова):

Мышонок: Крокодила все боятся

Как нам с этаким сражаться?

Собака: Он и грозен и зубаст.

Ёж: Крокодила все боятся

Как нам с этаким сражаться?

Лягушка: Он нам солнце не отдаст!

Подбегает к ним заяц и говорит:

Ох, стыдно, стыдно, звери нам реветь!

И где же самый главный наш Медведь?

Все звери начинают звать медведя:

Эй, хватит, спать!

Ведь солнце надо выручать.

Крокодил живот набил.

Наше солнце проглотил.

(Звучит тема Медведя (пьеса «Медведь», муз. В. Ребикова).

Медведь просыпается, встает, качает головой.

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти!

Ведущий: А в Большой Реке

И в зубах его не огонь горит, —

Солнце красное, Солнце краденое.

(Медведь переваливаясь, подходит к Крокодилу и грозно произносит на фоне музыки):

Медведь: Ишь, разбойничья порода!

Цапнул Солнце с небосвода.

И с набитым животом

Завалился под кустом!

Пропадает целый свет,

А тебе и горя нет!

(Начинает звучать мелодия «Мусорной песни» (композитор Александр Усачёв).

Выходит Крокодил,танцует грозный танец: топает, наступает угрожающе то на Зайчику, то на баранов, то на Воробья, то на Сороку! Звери отступают, пугаются.

Если только захочу, и луну я проглочу!

(продолжает торжествующе танцевать).

Разорви его на части,

Вырви солнышко из пасти!

Ведущий: Не стерпел медведь,

И на злого врага,

Звучит тема Медведя. Звери окружают Крокодила. Он ругается, бросается то в одну, то в другую сторону, поднимает руки вверх, быстро наклоняется, достает кистями пол и убегает, пробежав на руках и ногах.

Звучит тема Солнца. Звери выводят Солнце, обнимаются, встают в одну линию.

Солнце: Вот и снова я с вами друзья,

Нам с вами больше грустить нельзя!

Звучит вступление к песне «Стою на полустаночке» (муз. И. Катаева, репертуара В. Толкуновой).

Ведущий: Чтоб мир всегда был солнечным,

Все: Чтоб мир всегда был солнечным,

Понятно стало нам сегодня всем.

Ведущий: Держаться вместе надо нам,

Все: Держаться вместе надо нам.

Тогда не будет никаких проблем!

Звери танцуют общий танец на мелодию и выполняют поклон.

Мюзикл по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха поступает в школу» музыка Т. Когана (Зал оформлен, как лесная полянка: кустики, цветы на полянке. У центральной стены столик, стульчики для детей-гостей Мухи.

Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха». Действующие лица:Муха-Цокотуха, скоморохи, цветы, паук, комарик, пчела, бабочка и другие насекомые. Атрибуты: монетка, самовар, стол с.

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит» Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит». Цель: Развитие физических качеств: ловкости,.

Сценарий мюзикла, посвященного празднику бабушек и мам по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Сценарий мюзикла, посвященного празднику бабушек и мам по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К. Чуковского и оперы М. Красева Сценарий составила музыкальный руководитель Дихаминджия М. В. Действующие лица: Муха-Цокотуха Коробейники и торговки Стрекоза Пчела Кузнечик.

Сценарий мюзикла по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха» Видео Муха-цокотуха Сценарий водевиля для старших дошкольников Дети цепочкой входят в зал и идут «змейкой», исполняют в хороводе русскую народную.

Сценарий праздника 8 марта «Чудесное превращение Федоры» по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей 5–7 лет В зал входит ведущая Ведущая: Добрый день, наши уважаемые гости, мы рады снова видеть вас в нашем праздничном зале. Наконец-то, после долгой.

Сценарий сказки старшей группы по К. Чуковскому «Краденое солнце» «Краденое солнце». Сценарий спектакля по мотивам сказки К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста Вед: Солнце легонько земли.

Сказка «Муха-Цокотуха» (по мотивам сказки К. И. Чуковского) Сказка «Муха – Цокотуха». (по мотивам сказки К. И. Чуковского) Действующие лица: Ведущая, Муха – Цокотуха, Стрекоза, Комар, Паук, Блошка,.

Театральная постановка по мотивам сказки «Федорино горе» К. Чуковского Дети заходят в зал, танцуют танец «Весна-красна». Садятся на свои места в зале. Ведущий (скоморох): Когда весна приходит к нам, неся.

Источник

Adblock
detector