Меню

Солнце победы анализ стихотворения

Солнце победы анализ стихотворения

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Проанализируйте стихотворения А.А. Ахматовой «Победа» и «Родная земля»

Анализ стихотворения Ахматовой «Победа»
Первая часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве. «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа. Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине. Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена. Четыре долгих года он провел в «набитых смертью морях», став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, «заплакал и шапку снял моряк», вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.

Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что «победа у наших стоит дверей», и встретить ее нужно достойно. По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена. Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля»

В стихотворении речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем . В стихотворении поэтесса показала простой философский взгляд в будущее.

Говоря о Родине, поэты обычно показывают любовь к родной земле через пейзаж. У Ахматовой его нет. О земле говорится только в заглавии.

Многократные отрицания в первой строфе: не носим на груди, не сочиняем, не бередит, не кажется – и уверенность в последующей:

Для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах, — наталкивают читателя на мысль о том, что поэтесса ведет спор-диалог с кем-то. По своему жанру – это сонет.
В трех катренах звучит тема стихотворения, а в последнем двустишии (Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.)- итог.
Эпиграф (стихотворение «Не с теми я , кто бросил землю» (1922) очень важен для Ахматовой. Ключевым образом и в эпиграфе, и в стихотворении является «земля»: это и почва(пыль, грязь),это и прах(пыль, останки), это и страна, это и Родина. Образ лирической героини собирательный. Местоимение «мы» говорит о том, что она часть народа. Именно поэтому страдания лирической героини — это страдания народа (вспомним «Реквием»).

Мотив смерти звучит очень спокойно: «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею». Ахматова говорит, что в любую минуту мы можем превратиться в прах, но в то же время ведь это и смена поколений.

В этих простых финальных строках заключен высший философский смысл: не нужно говорить высокопарных слов о родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она, родная земля, является частью такого понятия как «родина».

Источник

Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий. Ахматова довольно близко переживала все беды собственного народа и всегда хранила верность родине. Верность, возможно даже, иррациональную и немного безумную.

Как известно, Ахматова много страдала от советской власти и не принимала новый порядок, который установился в стране после революции 1917 года. Тем не менее, она при наличии возможностей уехать из страны, оставалась в России. Начало новой войны стало для поэтессы очередным потрясением, которое она выражала доступным способом через свои творения.

Победа рассматривает военную тематику, исходя из позиции нелепости войны как таковой, делает акцент на глупом страдании. Тем не менее, и смысловой акцент, и средства выразительности тут также делают уклон в сторону безразличия войны по отношению к людям. Для этого Ахматова использует много согласных и тяжелых звуков, которые как бы нагнетают обстановку: грозный грохот, ветки и ждут и зовут.

Помимо этого подчеркивается обезличенность человеческой гибели, которая выглядит для войны полностью безразличным фактом. «Пречистое тело» томится в снежной пыли, моря «набитые смертью» — все эти подробности говорят о том, как война попросту сметает людей с лица земли. Война ничего не рождает кроме трупов и страданий.

Тем не менее, есть противоположность войне и эта противоположность рождает нечто совершенно иное и обратное — мир рождает новых людей. Именно этот факт и собирается поэтесса представить перед приходящей Победой: «Пусть женщины выше поднимут детей».

Безусловно, в этом есть определенный глубокий посыл, который представляет собой невероятную надежду, которая только и может быть смыслом для дальнейшего существования, существования в мире, где вообще есть война. Тем не менее, если рассмотреть схему стихотворения более, скажем так, цинично, то появляется вполне понятный смысл, который выражается в известной народной присказке: «бабы новых нарожают». Как правило, именно так цинично многие люди относятся к войне, по большей части такие, которые войну затевают, но не стремятся в этом участвовать.

Как остается действовать поэтессе в таком мире? Путь поэта является путем страданий и Ахматова следует этому пути.

Анализ 2

Композиционная структура произведения Ахматовой «Победа» выполнена в трехчастном виде. С разным количеством строк в каждой части.

Первую, самую продолжительную часть поэтесса посвящает страшной зиме военного времени, когда гибли люди в невыносимых условиях холодного времени года. Российских солдат Ахматова сравнивает со строем «дедов — морозов». Солдаты идущие в теплых шинелях, могучим своим видом вселяли надежду на победу и вызывали ощущение сходства с этим сказочным персонажем, который может дарить радость.

Вторая часть состоит из пяти строк, которые посвящены обобщенному образу моряка. Через стихотворные строки передается тяжелая история жизни военного, который смог выдержать годы страшной войны. Ахматова очень реалистично изображает всю картину жизни человека, который изо дня в день сталкивался с унесенными жизнями и смерть для этого человека становится нормой.

Читайте также:  Дистанционное обучение солнце свет

Заключительная часть имеет торжественный призыв встретить победу. Военным удалось спасти тысячи детей от тысячи смертей.

Основной тематикой стихотворения становится развитие войны, начало которой сопровождается грозным грохотом. Путь к победе лежит через горе, страдания и тысячи смертей невинных солдат, которые ценой собственной жизни дарят свободу новым поколениям.

Во время чтения стихотворения проявляется тема патриотизма, доблести и отваги солдат. Идейная составляющая достаточно проста, через неё Ахматова передает весь ужас военных действий. Поэтесса превозносит солдата русской армии и увековечивает его подвиг.

Ахматова насыщает произведение множеством средств художественной выразительности. С первых строк начинаются эпитеты («грозном грохоте», «родные березы»), олицетворение (березы ждут и зовут). Образ березы у Ахматовой связан с родным краем, который всегда помнит и ждет. В стихотворении это дерево становится своеобразным мостиком воспоминаний, который тянется с поля сражений на мирную землю родной стороны. Образ маяка вводит в стихотворение надежду на победу и скорое завершение войны. Произведение выполнено с применением перекрестной рифмы АВАВ («дело — тело», «пыли — земли»).

Анализ стихотворения Победа по плану

Победа

Возможно вам будет интересно

Василий Андреевич Жуковский стал родоначальником темы романтизма со своим неповторимым стилем. Баллада «Людмила» написана Жуковским на основе произведения немецкого поэта Бюргера.

Произведение, входящее в состав первого авторского сборника «Золото в лазури», относится к раннему творчеству поэта и по жанру является стихотворением символической направленности.

Фет был великолепным художником слова, и великолепие его таланта проявлялось в умелом использовании самых разнообразных ритмических решений, красивейшей звукописи.

Стихотворение Упоенье — яд отравы.. написано в 1914 году молодым Есениным, который, тем не менее, в раннем возрасте начал пользоваться вниманием публики. Его стихи обретали популярность

Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

Источник

Анализ стихотворения «Победа» (Ахматова Анна)

» Славно начато славное дело

В грозном грохоте, в снежной пыли,

Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

К нам оттуда родные березы

Тянут ветки и ждут и зовут,

И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

Вспыхнул над молом первый маяк,

Других маяков предтеча,—

Заплакал и шапку снял моряк,

Что плавал в набитых смертью морях

Вдоль смерти и смерти навстречу.

Победа у наших стоит дверей…

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,—

Так мы долгожданной ответим. «

Стихотворение Анны Ахматовой «Победа» входит в цикл военной лирики. Для нее война была особенно тяжелым временем, однако она отказалась покидать Родину, Ахматова была готова разделить с народом все тяжелые испытания.

Тема произведения — патриотизм и отвага солдат, его можно разделить на три части: первая часть — описание страшной первой зимы военного времени, вторая — образ моряка и его переживания, третья — призыв встретить победу. Лирическим героем выступает весь народ. В начале стихотворения Ахматова сравнивает русских солдат с «могучими дедами-морозами», показывая, что своим грозным видом они вселяли надежду людям. Далее описывается образ моряка, его тяжелая жизнь на воде в военное время, встречи со смертью:

«Что плавал в набитых смертью морях

Вдоль смерти и смерти навстречу»

Заключительной часть имеет оптимистичный характер, она призывает людей встретить победу, которая уже «у наших стоит дверей…» Ахматова призывает встретить «желанную гостью» достойно и поднять над головами детей, ради которых сражались люди.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Смысл стихотворения состоит в том, что победа приходит к людям через горе и страдания солдат, которые отдавали жизни ради детей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96727

Источник

Леонид Хаустов. Солнце Победы

Леонид Хаустов (1920 – 1980)

Солнце Победы

Утро девятого мая
В том, сорок пятом году.
Солнце, туманы сжигая,
Встало у нас на виду.

Шло оно в дальние дали,
В каждое глянув окно.
В каждой солдатской медали
Жарко сверкнуло оно.

Что же оно озарило? —
Рваные раны земли,
Братские наши могилы,
Горе у каждой семьи,

Битый кирпич над золою
Рядом с овином пустым…
Рад я, что помнить такое
Вам не дано, молодым.

Щедрые ваши рассветы,
Гордой любви торжество —
Всё это солнце Победы,
Всё это отблеск его!

НОЧЬ НЕПОВТОРИМОЙ ТИШИНЫ

Светлая, она плывет над миром,
Ночь неповторимой тишины,
Ставшая отныне нашим пиром,
Пиром человеческой весны.

И земля вдруг стала так просторна —
Мыслью не окинешь! И в ночи,
Набухая, прорастают зёрна
И звенят подземные ключи.

Слышно всё, чем эта ночь богата:
Учащённый стук сердец людских,
И дыханье спящего солдата,
И поэта вдохновенный стих.

9 мая 1945 года

Хорошо было этому верить.
Невозможно поверить сейчас,
Что в такие знакомые двери
Я, как прежде, войду не стучась.

Это память моя повторила
Поцелуй на пылающем лбу.
Это ты мне на сон говорила
Про мою золотую судьбу…

Нелегка была наша дорога
Сквозь огонь — до заветных дверей,
Сквозь войну — до родного порога,
До сияющих глаз матерей.

Я ВЕРНУСЬ

Я калиткой не скрипну в ночи.
Я услышу, как сердце стучит.
А в окне огонёк всколыхнётся,
И навстречу мне дверь распахнётся.
Я на шее почувствую руки,
Похудевшие в годы разлуки…

…Мать у лампы прибавит огня.
Долго будет смотреть на меня.
К золотой прикоснётся нашивке
И про каждую спросит медаль.
Я узнаю на ней без ошибки
Ту же старую тёплую шаль.
Одногодков припомню своих
И её расспрошу про живых.
И хоть я побывал на войне,
А спросить будет боязно мне —
Ничего не спрошу я о той,
Сероглазой, с косой золотой.
Вечер долог, а в думах одно,
Что исполниться завтра должно.

Я стою на высоком крыльце,
А ко мне по дорожке из сада
Приближается Свет и Отрада.
И улыбка на милом лице!
А в руках её, ярко пылая,
Ветвь рябины горит, не сгорая.
Это значит, она не забыла,
Горевала, ждала и любила.
Видно, слиты навек воедино
Эта горечь и сладость рябины!

Читайте также:  Чему равна совместимость солнца

В золотой наплывающей дрёме
Хорошо мне в родительском доме.
«Ну спасибо, родная, за встречу,
Спать скорее солдата клади,
Не смотри, что пришёл издалече,
Ты пораньше меня разбуди!»

Я проснусь и зажмурюсь от света,
Будто это не осень, а лето.
Станет сразу так радостно мне:
Я увижу, как весть от любимой,
Ярко-красные кисти рябины
В синем-синем морозном окне.

В ПОТСДАМЕ

Я не был здесь в том сорок пятом,
Потом четверть века ещё….
Я ныне тут не с автоматом,
А с «лейкою» через плечо.

По парку, что строго расчерчен,
В дублёнке сибирской хожу
И в кресле, где сиживал Черчилль,
Запрет нарушая, сижу.

Снимаюсь на фоне пейзажа,
Где боги в фонтанном кругу,
О чём не мерещилось даже
На невском моём берегу.

Ты, память, вернувшись из странствий,
Всем виденным
Ныне полна,
Но меж фотографий потсдамских
Всего мне дороже одна:

На ней — будто я в сорок пятом,
Пройдя всю войну до конца,
В обнимку с советским солдатом
У Фридрихова дворца!

ПАРТА

На граните в порыве победном,
Обожжённый, побитый войной,
Фальконетовским Всадником Медным
Танк поднялся громадой стальной.

В этот ряд непременно зачислим
Нашу память боёв и тревог —
Грузовик над Дорогою жизни
И идущий в полёт «ястребок».

На Васильевском в школьном музее
В неурочной стою тишине.
В платье простеньком из бумазеи
Пятиклассница видится мне.

На стене-фотографии, карта…
На дощатый смотрю постамент,
На котором обычная парта
Возвышается, как монумент.

Здесь навеки врезаются в души
Сорок первый нагрянувший год,
Парта Савичевой Танюши
И чернил фиолетовый лёд.

И такое рождается чувство
Возле тех монументов подчас,
Что бывает сильнее искусства
Просто правда сама — без прикрас.

ТРАКТОР

Старый музей деревенского быта.
Он под Берлином. Музей как музей.
Всё, что забыто и что не забыто,
Я увидал у немецких друзей.

Библия Лютера, рыцаря латы —
Отдана должная дань старине.
Был неожиданней всех экспонатов
Трактор советский, что встретился мне.

Гусениц ржою покрытые траки,
Чёрный мотор, что своё отстучал.
Чем-то на танк, побывавший в атаке,
Смахивал трактор, что сделал Урал.

Послевоенные годы на память
Сразу пришли мне, и бросило в дрожь.
Видывал: женщины жали серпами
От непогоды полёгшую рожь.

Буду теперь вспоминать неустанно
Трактор, стоящий у всех на виду,
Присланный нами немецким крестьянам
В послевоенном голодном году.

С ВЕРШИНЫ ЛЕТ

Тяжка мне невесомая винтовка
И горек дым угасшего костра.
Беззвучная идёт артподготовка,
И катится беззвучное «ура».

У ног беззвучно плюхается мина,
Безмолвный крик мой гасится во мне,
В пустой ладони — скомканная глина,
И мир в бесцветном рушится огне.

С вершины лет не то что из окопа —
Иной обзор, масштаб совсем другой:
Видна мне вся распятая Европа,
Которую спасаю подо Мгой.

ПАРУС

Когда я этим полем проезжаю,
Всегда гляжу в вагонное окно,
И с каждою минутой приближаю
Я к сердцу то, что было так давно.

Я чувствую, как жжёт меня живая,
На месте боевого рубежа,
Моих друзей-погодков огневая,
Воистину прекрасная душа.

Да, я их знал, в ком клокотала ярость,
Кто шёл без промедления на риск.
…Белеет в поле лермонтовский парус,
Солдатский треугольный обелиск.

ДВА СЕРДЦА

Суровый жребий лейтенанту выпал,
И, мучась, с прошлым оборвал он связь.
Он из войны, по сути дела, выполз,
На самодельных роликах катясь.

Своей жене не написал ни строчки.
А что писать? Всё ясно без того.
А дома в ожидании бессрочном
Она жила, не веря в смерть его.

Когда она, бывало, получала
На почте безымянный перевод,
То сердце лихорадочно стучало,
Что это — от него, что он — живёт.

И люди отыскать его сумели,
И вот к нему приехала она.
…Под ним стальные ролики блестели,
И сталью отливала седина.

Кусая губы, и смеясь и плача,
Она вбежала в горвоенкомат,
И снизу вверх — как быть могло иначе? —
Был устремлен его смятённый взгляд.

И женщина — судьбы святая милость,—
Ещё не веря счастью своему,
Безмолвно на колени опустилась
И на коленях двинулась к нему.

О БЛОКАДЕ

Когда заметят мне: «Блокада
Нам кажется подобьем ада» —
Я усмехнусь: должно быть, так.
Не гладил по головке враг.
Всего пришлось хватить… Однако,
Бывало, я от счастья плакал…

Еловый лапник, что под головой,
С подушкой схож — такой же пышно взбитый.
Сорок второй. Землянка над Невой,
А за порогом — «пятачок» открытый.
Тогда мне снилось — я опять живой.
Теперь мне снится — я опять убитый.

ЖИВЫЕ, ПОЙТЕ О НАС!

В чёрном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились… погибли…»
А поперёк —
Слова, что огнём обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»

Знаем, как в воздухе пули снуют.
Взрывы фонтанами в парке встают.
Вот захлебнулся злой пулемёт.
Флягу балтиец в руки берёт.
Море колотит о берег баркас.
Живые, пойте о нас!

Я этих слов позабыть не могу.
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
Живые, пойте о нас!
Это не просьба, это приказ!

СОЛДАТАМ

По горящей земле
Вы прошли в полный рост.
Для неё не щадили жизни.
Ваша ратная слава,
Поднявшись до звёзд,
Стала мерой любви к Отчизне.

И сырая земля
Словно пух вам мягка,
В жизни всё вы свершили, солдаты.
Вам на мрамор надгробий
Пошли облака
И на вечную бронзу —
Закаты.

Сухо и крепко сосновая пахнет хвоя,
Время, как ветер, шумит, надо мной пролетая.
Здесь, где воронки трава оплела молодая,
В первой атаке окончилась юность моя.

Здесь мы стояли, собою прикрыв Ленинград,
Было нельзя над изрытой землёй распрямиться!
Было одно — ожиданием боя томиться,
Намертво врыться и чтобы — ни шагу назад.

Сразу узнаешь знакомые эти места.
Выйдешь на берег и у переправы отыщешь
Лодки разбитой прогнившее чёрное днище,
Ржавую каску… А как земляника густа!

Вновь предо мною военная юность моя.
Это года, о которых мы песни сложили,
Это пути, что мы в мирную жизнь проложили.
…Сухо и крепко сосновая пахнет хвоя.

1943 ГОД

Сколько улиц таких, как эта,
Где слепыми стоят дома!
Бредит утренним свежим светом
Зафанеренная полутьма.

Читайте также:  Юбка солнце со шлейфом ткань

О снарядов смертельном клёкоте
Память город мой сохранит,
Как осколков стальные когти
Искромсали его гранит!

Пролетает снаряд над крышами.
Значит, мимо. Гляжу вослед.
Шелестит он, а будет слышен
Через тридцать и сорок лет.

МОЛОДОСТЬ

Я свою вспоминаю землянку:
Лапник толстым ковром на полу,
И светильник — консервную банку,
И себя, прикорнувшим в углу.

Било в ноздри мне запахом пшённым,
Долгожданным,
горячим,
густым,
И сидел с котелком я, сражённый,
Словно пулею, сном молодым…

ДРУГУ

Было нам девятнадцать,
А тебе тридцать пять.
В этот год повидаться
Не придётся опять.

Но подумать я волен
В пору новых тревог:
Ты приехал бы, что ли,
Да советом помог.

Мнится, что далеко ты
Занят тысячей дел,
Что, как я, в эти годы
Ты слегка поседел.

Невозможно представить
Мне в ночной тишине,
Что при той переправе
Ты погиб на войне.

Сердце дружбою грея,
Сквозь года мы идём.
Если вместе стареем,
Значит, вместе живём.

БОЙ

Вижу:
на берегу
падают на бегу,
сухо гранаты рвутся.
И я до сих пор
никак не могу
от этой яви
очнуться.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

На пеньке — семья опят.
Сбились в кучу и вопят:
«Разведи костёр скорей,
Хоть немного обогрей!»
Я сказал им: «Эх, ребята,
Да какие ж вы солдаты,
Да к тому ж ещё пехота,
Если мёрзнуть неохота?»
Среди холода и тьмы
Точно так же грелись мы
Возле самой у беды
Без огня и без еды.
Грело нас всему назло
Дружбы воинской тепло.
Грелись мы спиной к спине
В чужедальней стороне
На войне.

ЛЕЙТЕНАНТЫ УХОДЯТ В ОТСТАВКУ

Нынче в клубе знамёна висят.
Отмечаем по-воински явку.
Лейтенанты, кому пятьдесят,
Из запаса уходят в отставку.

Артиллерия слово возьмёт,
И за всех она скажет, что нужно,
И мизинцем слезинку смахнёт,
Не стыдясь, медицинская служба.

К горлу катится горечи ком,
И глаза что-то щиплет нам, ибо
Наш такой молодой военком
Возглашает: «За всё вам спасибо!»

Как понятно мне это «за всё»!
Вот закрою глаза и увижу:
На себе мы комбата несём,
Оступаясь в болотную жижу.

Марш играет оркестр духовой.
Так по штату положено, значит.
И в душе, до конца молодой,
Эта громкая музыка… плачет.

Нынче в клубе знамёна висят.
Снова послан буфет на заправку.
Это дело серьёзное, брат:
Лейтенанты уходят в отставку.

СЛАВА

На войне бывало и вот так:
Ранен воин — госпиталь, мученья…
И того не ведает, чудак,
Что уже представлен к награжденью.

Трудно служба поиска идёт,
Истину годами добывает.
Верю я — награда грудь найдёт:
Слава безымянной не бывает.

СТАРАЯ РАНА

Знать дала о себе
Огнестрельная старая рана.
Как старик на печи,
Я над ней прокряхтел до утра.
И, нащупав осколок
Под стянутой кожею шрама,
В телефонном талмуде
Больничные взял номера.

О мои доктора!
Медсанбаты мои полевые!
Как не вспомнить про вас,
Беспокойные мысли гоня?
Я воочью тогда
На войне
Убедился впервые,
Как чудовищно трудно
Солдата спасти от огня.

Если б только не вы,
Я бы так и остался калекой.
Вспомню всё — и согреюсь,
В палаточном вашем тепле.
Я увидел тогда
Этот истинный культ Человека:
Чтоб он жил,
Чтоб дышал,
Чтобы твёрдо стоял на земле!

В этот утренний час
Жизнь свою подытоживать рано.
За раскрытым окном
Расступается синяя мгла.
Как ни странно — но факт:
Я люблю тебя, старая рана,
Ты мешаешь мне спать,
Но по жизни идти помогла!

В БОЛЬНИЦЕ

Эй вы, сони-лежебоки,
Почему я с вами тут?
На ремонте я, как в доке,
Что больницею зовут.

Я в линкоры не прошусь —
Не таков характер.
Так и быть уж, соглашусь
На торпедный катер.

Катер — весь порыв, гроза,
Пушка да торпеда,
Да с прищуринкой глаза,
Да ещё — победа!

МЕЛЬНИЧНЫЙ РУЧЕЙ

Помню отдых у пехоты
В тихом Мельничном Ручье.
На сапёрные работы
Шли с лопатой на плече.
От дороги в отдаленье,
Средь зелёной тишины,
Жило наше отделенье,
Отдыхая… для войны.
Лес манил, где под кустами
Нами вырыт капонир,
Где малину ешь горстями,
Так, как будто в мире — мир…
Мне сейчас напишут справку,
Предписание врачей,
И поеду на поправку
Снова в Мельничный Ручей.
Шарф возьму для утепленья
Да гражданское пальто.
Снова будет отделенье,
Но — больничное, не то.
Снова выйду на полянку,
Где ходил я молодой,
Отыскать бы ту землянку,
Пусть хоть полную водой.

ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ

Как там отделенье наше
На четвёртом этаже?
Всё воюет тетя Паша
Иль на пенсии уже?

Кто за Зиночкой без толку
Ударяет, как всегда?
Кто уходит в самоволку,
Как в курсантские года?

Кто там держит оборону
От болезней всех, как гвоздь?
Кто там просит ноксирону?
Кто там сутки спит насквозь?

Кто слезой скупой ответит
На письмо, когда придёт?
Кто один на целом свете —
Никого уже не ждёт?

Не уходит в отдаленье
Братства воинского свет.
Это слово — отделенье —
Я люблю с военных лет.

СОЛДАТСКАЯ СУДЬБА

Так почему дано мне долго жить
И, в общем, одиноко встретить старость?
Сказать об этом могут блиндажи,
Где молодость ровесников осталась.

За то, что вместе с вами не убит я,
Теперь морщин мне не стереть со лба.
Есть тайна тайн, не ждущая открытья.
А имя ей — солдатская судьба.

УДАРНАЯ ВОЛНА

Моё вниманье приковал невольно
Когда-то созывавший на урок
Детей в далёкой Хиросиме школьный
Чудовищно оплавленный звонок.

Нет, он своё не отслужил, и ныне
В нём, не смолкая ни на миг, звенят
Колокола тревожные Хатыни
И Бухенвальда яростный набат.

Хотел бы я сегодня на рассвете,
Когда душа сжимается в тоске,
Идти по настороженной планете,
Держа звонок обугленный в руке.

ВЕРЮ В РОССИЮ

Густой синевой на морозе
Полночное небо горит.
Мерцая, по азбуке Морзе
Звезда со звездой говорит.

Россия! Отыщешь ли краше
Твоих городов и равнин?
К лицу тебе, матери нашей,
Бетонные гребни плотин.

Как в годы мои фронтовые,
Созвездия в небе горят,
И снова я верю в Россию,
Как всё повидавший солдат.

Цитируется по: Оставляю вам стихи. Стихотворения я поэмы. Лениздат. 1982.

Источник

Adblock
detector