Меню

Солнце поднималось выше трава под его лучами уже достаточно обсохла

Солнце поднималось выше трава под его лучами уже достаточно обсохла

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Источник

Тест по русскому языку по теме «Сложные предложения»

9 класс Сложное предложение

А) сложносочиненные предложения;

Б) сложноподчиненные предложения;

В) бессоюзные сложные предложения.

Солнце поднималось выше, трава под его лучами уже достаточно обсохла .

Тучки на небе становились все темнее, и вскоре разразился сильный дождь, заливший всю окрестность .

Мы спустились на глубину лесной впадины, в низине которой расположился древнейший храм.

Ночью доходило до семи градусов мороза, а днем таяло на солнце.

Не пугайся зимы – весна придет.

Наступили теплые летние деньки, солнце прогрело землю и воду.

В лесу том, где растут раскидистые ели, растут хорошие грибы.

Все весело шли в гору и радостно напевали знакомые всем песни.

Если сон приснится с четверга на пятницу, исполнится на яву.

Победа времени над пространством – радость победы над книгой.

Номер материала: ДБ-217687

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок

Время чтения: 2 минуты

Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Солнце поднималось выше трава под его лучами уже достаточно обсохла

Учебный год близится к концу. Наступает самая горячая пора — подведение итогов. Как обычно, составляем тексты контрольных диктантов по всем параллелям. Сделать это непросто. Предлагаем годовые контрольные диктанты для 5-11 классов. Практически все тексты соответствуют весенне-летней тематике. К ним предлагаются различные грамматические задания.

5 класс

Ласточки

Ещё в детстве я очень любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек.

Спрячешься в жаркий день в высокой ржи или на берегу реки в душистой траве посреди луга, глядишь на голубое летнее небо. По нему тихо плывут пушистые белые облака. Высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые ласточки. Со звонким свистом проносятся острокрылые стрижи.

Качаются над головой золотые и белые луговые цветы. Порхают бабочки, трепещут прозрачными крылышками лёгкие стрекозы, стрекочут кузнечики. А по зелёным стеблям растений ползают красные и жёлтые с чёрными крапинками маленькие жучки – божьи коровки. У самых корней растений пробегают по тропинкам хлопотливые муравьи. (96 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор: Высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые ласточки. (1 вариант). Качаются над головой золотые и белые луговые цветы. (2 вариант).

2. Обозначьте морфемы в словах: качаются, хлопотливые, крылышками (1 вариант); проносятся, тропинкам, пушистые (2 вариант).

3. Произведите морфологический разбор глагола: любил (1 вариант); глядишь (2 вариант).

5 класс

Одуванчики

Солнце ушло в чёрные глухие тучи, и пятый день беспрерывно лили дожди. Было холодно, как осенью.

Одуванчики прикрылись своими длинными и узкими листьями. Они стояли прямо, словно в пальто с поднятым воротником. Они раскачивались ветром, были в ужасном настроении. И вдруг сегодня во время дождя сквозь синюю тучу пробилось яркое летнее солнце, и одуванчики обнажили свои косматые головы.

Поляна сразу стала радостной, праздничной. На жёлтые цветы полетели пчёлы, осы, шмели. Захаживали в гости жучки, паучки, божьи коровки.

Золотые одуванчики живут сейчас в высокой траве под солнцем и успеют ещё увидеть много хорошего. (92 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: На жёлтые цветы полетели пчёлы, осы, шмели. (1 вариант); Одуванчики прикрылись своими длинными и узкими листьями. (2 вариант).

2. Укажите морфемы в словах: полетели, радостной, воротником (1 вариант; раскачивались, праздничной, листьями (2 вариант).

3. Произведите морфологический разбор существительных: под солнцем (1 вариант); в пальто (2 вариант).

5 класс

За грибами

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзина. Можно собираться домой. (97 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слов: тополя (1 вариант); с грибами (2 вариант).

2. Выпишите из текста 2 глагола по схеме ⌐∩^□^ (1 вариант); ⌐∩^□ (2 вариант).

3. Определите способ образования прилагательных: в осиннике (1 вариант); летнее (2 вариант).

4. Сделайте фонетический разбор слов: березка (1 вариант); гриб (2 вариант).

5. Подчеркните члены предложения и обозначьте части речи, дайте характеристику, нарисуйте схему: Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. (1 вариант); Живёт он в высоком осиннике и не прячется. (2 вариант).

5 класс

Лесное половодье

Лесных зверей половодье гонит на высокие места. Мыши спасаются на ветках и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья. Зайцы спасаются бегством или собираются большими группами на бугорках, которые ещё не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удаётся переждать половодье.

Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.

Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи. (По В. Пескову.)

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложения: Мыши спасаются на ветках и в птичьих гнездах. (I вариант); Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи. (II вариант).

2. Выполните разбор по составу слов: забираются, появление, ушастых (I вариант); расстилается, для спасения, высокие (II вариант).

3. Сделайте морфологический разбор глагола: гонит (I вариант) и замечаешь (II вариант).

5 класс

Утро – чудесная пора

Над равниной расстилается туман. Солнце освещает верхушки деревьев. Зелень елей и берёз становится алой. Утренний воздух прозрачен и свеж. Ветер гонит по небу серебристые облака, колышет ветви деревьев, будит птиц и зверей.

В гнёздышке чирикают птенчики. Птичка вспорхнула, расправила крылья и полетела искать червячков и букашек. Скачет по дорожке заяц, катится ёж, смотрит из-под пенька мышь.

Мы расположились на опушке берёзовой рощи. Здесь слышится шёпот и шорох. На берегу речки растёт раскидистая ива, она низко опустила ветви и намочила их в воде. Клонятся к воде и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики.

Слушаешь чудесные звуки, любуешься красотой русской природы и говоришь: «Здравствуй, утро!» (97 слов.)

Грамматическое задание

1. Фонетический разбор: берёз (1 вариант), мышь (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения: Клонятся к воде и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики. (1 вариант); Ветер гонит по небу серебристые облака, колышет ветви деревьев, будит птиц и зверей. (2вариант).

3. Морфемный разбор: серебристые, гнёздышке, расстилается (1 вариант); раскидистая, червячков, клонятся (2 вариант).

4. Морфологический разбор: (на) опушке (1 вариант), (в) воде (2 вариант).

5 класс

Лисицы

О лисицах рассказано много басен и небылиц. В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем.

Лисицы часто ловят крупных птиц, таскают домашних уток и кур, любят зайцев. Лисицы устраивают кладовые. Зайца они не могут съесть в один приём и старательно зарывают мясо в снег. Лисицы помнят свои кладовые и доедают мясо.

Они разоряют гнёзда птиц, ловят птенцов, которые не умеют хорошо летать. Но самая обычная пища лисиц – это лесные и полевые мыши. Мышами питаются лисицы зимою, когда лежит глубокий снег. Пробегает лисица по снежным полям и сугробам и прислушивается к каждому звуку. Слух и чутьё у неё изумительные! (96 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Лисицы помнят свои кладовые и доедают мясо. (1 вариант); Но самая обычная пища лисиц – это лесные и полевые мыши! (2 вариант).

2. Укажите морфемы в словах: доедают, домашних, лисицах (1 вариант); пробегает, небылиц, народных (2 вариант).

3. Произведите морфологический разбор существительных: по сугробам (1 вариант); лисица (2 вариант).

5 класс

Утреннее купание

Над рекой медленно разгорается розовая заря. Солнце начинает пригревать землю. Встаёшь и бежишь купаться.

На гладкой прибрежной полосе песка остаются чёткие следы босых ног. Осторожно касаешься рукой поверхности воды. Прикоснёшься и отдёрнешь руку. Вода кажется очень холодной, даже обжигает. Нужно преодолеть самого себя и войти в реку.

В эти прелестные утренние часы река очень красива. Слышится слабый шёпот тростника. У берега растут молодые ивы. Их жёсткие листья блестят на солнце старинным золотом.

Читайте также:  Цветы хорошо переносящие солнце

После купания всё тело горит. Растираешься большим полотенцем и расстилаешь его на берегу. Чувствуешь себя превосходно. (90 слов.)

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор: прибрежной, тростника, разгорается (1 вариант);

прелестные, купания, слышится (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения: Их жёсткие листья блестят на солнце старинным золотом. (1 вариант); На гладкой прибрежной полосе песка остаются чёткие следы босых ног. (2вариант).

3. Найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне, графически объясните написание: О — А (1 вариант); И — Е (2 вариант).

4. Морфологический разбор глагола: остаются (1 вариант), горит (2 вариант).

6 класс

Предгорья

Группа долго продвигалась по равнине. Зелёных предгорий, не поросших лесами, здесь не было. Горы начинались отвесной скалой, поднимавшейся вверх. Ветер, вода и просто минувшие века много потрудились над ней. В некоторых местах были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.

Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало её. Граница вечных снегов спускалась низко, и ещё до неё деревья редели, потом пропадали. Под стеной тянулась незаметная дорога. Она старалась не прижиматься к стене. Но упрямая жизнь всё-таки брала своё. И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами.

Дорога взбиралась на гору, следуя изгибам каменного откоса. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (стеной) поднимавшейся (1 вариант); (семян) принесённых (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: поросших, заметная, продвигалась (1 вариант); изломанные, разноцветного, взбиралась (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В некоторых местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. (1 вариант);

И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами. (2 вариант).

6 класс

Старый тополь

Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.

Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.

Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту. На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.

Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вариант). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно. (2 вариант).

2. Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вариант); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вариант).

3. Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вариант); каждую (2 вариант).

6 класс

Поход

Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная!

Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие. (107 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице. (1 вариант); Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. (2 вариант).

2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, разъяснять (1 вариант); путешествие, беззаботно, чудесный, встретиться (2 вариант).

4. Произведите морфологический разбор числительных: шесть (1 вариант); первым (2 вариант).

6 класс

Отряд остановился на отдых. Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин.

Вдруг какой-то сильный шум окружил нас. Что-то больно ударило меня в лицо, и я почувствовал посторонний предмет у себя на шее. Я быстро поднял руку и схватил нечто жесткое, колючее и испуганно сбросил на землю.

Это оказался огромных размеров жук. Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. Некоторые жуки ползали около костра. Особенно страшными казались те, что летали и старались сесть на голову. Жуки долго ещё попадались на чьём-нибудь одеяле, на шинели, у кого-нибудь в сумке.

Никто из нас ничего не знал об этих жуках. Позднее я выяснил их название — гигантский усач. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин. (1 вариант);

Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. (2 вариант).

2. Укажите морфемы в словах: гигантский, попадались, рубашке (1 вариант); посторонний, выяснил, размеров (2 вариант).

3. Произведите морфологический разбор местоимений: какой-то (1 вариант); у кого-нибудь (2 вариант).

6 класс

Ураган

Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно. 1

Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы. 1 (110 слов.)

1 сказать о тире.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (команда) встревоженная (1 вариант); (моряков), борющихся (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: пенящиеся, отважных, сгибались (1 вариант); нерастерявшиеся, западная, проясняется (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. (1 вариант); Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (2 вариант)

6 класс

Белка

Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.

Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. С ветки на ветку идёт пушистый зверёк.

Протяните руку с орехами, ребята. Вы заметите, что белка прыгнет на снег и побежит к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!

Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься: до чего смелый зверёк! (По В. Пескову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор глагола: протяните (1 вариант); (моряков), будет следить (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: пушистый, забирается, зверёк (1 вариант); покрупнее, выберите, орехами (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. (1 вариант); Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. (2 вариант).

7 класс

Парижская лестница

Мы стали подниматься по витой лестнице, сделанной из лёгкого, музыкального дерева, до зеркального лоска натёртого парафином. Эта парижская лестница, начинаясь внизу столбиком с ярко надраенной шишечкой, поднимала вверх спиралью круглые перила с изящно выточенными, лёгкими балясинками.

Не только звук наших ботинок, но даже наше дыхание никуда не улетали, а оставались тут же, рядом с нами, и резонировали, как будто мы шли внутри какого-то деревянного, прекрасно настроенного музыкального инструмента. Наконец мы остановились возле хорошо натёртой двери, и я нажал кнопку маленького электрического звонка.

Было как-то по-особенному тихо, мы боялись нарушить эту почти церковную тишину для того, чтобы обменяться впечатлениями и мыслями, которые явились в одно и то же мгновение и были одинаковыми. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: по-особенному (1 вариант); хорошо (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложения и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): Не только звук наших ботинок, но даже наше дыхание никуда не улетали, а оставались тут же, рядом с нами, и резонировали, как будто мы шли внутри какого-то деревянного, прекрасно настроенного музыкального инструмента.

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Мы стали подниматься по витой лестнице, сделанной из лёгкого, музыкального дерева, до зеркального лоска натёртого парафином. (1 вариант);

Эта парижская лестница, начинаясь внизу столбиком с ярко надраенной шишечкой, поднимала вверх спиралью круглые перила с изящно выточенными, лёгкими балясинками. (2 вариант).

7 класс

Соколиный Глаз

Разведчик сначала сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но мало-помалу его суровые черты смягчились. Задумчивые глаза жителя лесов увлажнились, слёзы покатились по щекам.

И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец. Вслед за этим наступила полная тишина.

Ни Соколиный Глаз, ни индейцы не ответили. Они слушали, ожидая повторения вопля. Наконец они быстро и серьёзно заговорили между собой. По окончании их беседы Ункас выскользнул из пещеры. Когда он ушёл, разведчик снова заговорил по-английски. Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками. (По Ф.Куперу.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: мало-помалу (1 вариант); по-английски (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец.

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Они слушали, ожидая повторения вопля. (1 вариант); Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками. (2 вариант).

7 класс

Знаете ли вы, что.

Сейчас 3 установлено, что лесу нужны гусеницы, объедающие листву на деревьях. Вследствие чего подсчитано даже, сколько должно быть таких гусениц: двести-триста килограммов на гектар. Больше — это плохо, однако меньше — тоже скверно. Гусеницы прожорливы. И как всякие живые существа, стремятся к обеспечению своей жизнедеятельности. Несущественная и отнюдь не занимательная для неспециалиста проблема имеет, оказывается, существенное и немаловажное значение для жизни леса 4 .

Но ведь от насекомых, поедающих листья, страдают кустарники, деревья! 4 Да, листья страдают, точнее, их становится меньше 3 . В течение лета листва частично восстанавливается. Значит, они полезны? То есть листогрызы не вредны? Ни то, ни другое. «В лесу нет ни полезных, ни вредных животных — там все полезны для леса», — писал замечательный лесовод Г. Ф. Морозов. (По Ю. Дмитриеву.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: сейчас (1 вариант); меньше (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): Но ведь от насекомых, поедающих листья, страдают кустарники, деревья! В течение лета листва частично восстанавливается. То есть листогрызы не вредны? Ни то, ни другое. (1 вариант);

Сейчас установлено, что лесу нужны гусеницы, объедающие листву на деревьях. Вследствие чего подсчитано даже, сколько должно быть таких гусениц: двести-триста килограммов на гектар. Больше — это плохо, однако меньше — тоже скверно. (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Но ведь от насекомых, поедающих листья, страдают кустарники, деревья! (1 вариант); Несущественная и отнюдь не занимательная для неспециалиста проблема имеет, оказывается, существенное и немаловажное значение для жизни леса. (2 вариант).

7 класс

Наши путешествия

Константин Георгиевич Паустовский вёл в деревне неспокойную, но лёгкую и свободную жизнь. Едва ли не каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», которые казались мне настоящими путешествиями.

Мы уходили на глухие лесные озёра, спали у костра, среди тревожных звуков лесной ночи. Я прислушивалась сквозь некрепкий сон к неизвестно кем потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц и отдалённому вою волков.

Там я научилась варить пахучую уху, нырять в глубь озера, когда надо было отцепить крючок от тяжёлой коряги, окаменевшей в воде, и смеяться вовсю над весёлыми, нисколько не огорчавшими неудачами.

Ночная рыбалка. Почему-то все говорили шёпотом, осторожно нагружали плоскодонку рыбацкими снастями, кошёлками с едой, хитроумными приспособлениями от комаров 4 . Гордая доверием бывалых рыбаков, я гребла по замёрзшей, предрассветной реке. 4 (По Г. Арбузовой.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: осторожно (1 вариант); почему-то (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): Константин Георгиевич Паустовский вёл в деревне неспокойную, но лёгкую и свободную жизнь. Едва ли не каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», которые казались мне настоящими путешествиями. (1 вариант);

Мы уходили на глухие лесные озёра, спали у костра, среди тревожных звуков лесной ночи. Я прислушивалась сквозь некрепкий сон к неизвестно кем потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц и отдалённому вою волков.
(2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Гордая доверием бывалых рыбаков, я гребла по замёрзшей, предрассветной реке. (1 вариант);

Почему-то все говорили шёпотом, осторожно нагружали плоскодонку рыбацкими снастями, кошёлками с едой, хитроумными приспособлениями от комаров. (2 вариант).

7 класс

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю, но он примется, пустит корни, начнёт расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (118 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть (1 вариант); невзначай (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: по-разному, вздрагивая, свесившаяся (1 вариант); по-весеннему, отражаясь, устроенные (2 вариант).

3. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. (1 вариант);

Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (2 вариант).

7 класс

Великий Четверг

В Великий Четверг красили пасхальные яйца. По старинному обычаю варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. Лавочных красок мать не признавала: «Это не по-деревенски, не по-нашему».

В десять часов ударили в большой колокол. Звонили уже не медлительно и скорбно, а полно и часто. Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. И думалось, что скоро-скоро эти бурые склоны покроются травами, первыми цветами.

В церкви было всё по-другому. Священник был не в чёрной ризе, а в голубой. Какая-то барыня, глядя на мою рубашку, сказала: «Чудесная русская вышивка!»

Вечером, лёжа в постели, сквозь сон слышу, как отец тачает сапоги и по-старинному напевает. (По В. Никифорову-Волгину.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: по-деревенски (1 вариант); скоро-скоро (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: по-нашему, глядя, прогретой (1 вариант); по-старинному, лёжа, пробуждающемуся (2 вариант).

3. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

4. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. (1 вариант);

Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. (2 вариант).

8 класс

Река Кубань

Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала долгожданного покоя. Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах. В низовьях и вовсе замедляла свой бег, успокаивая сильный поток. То тут, то там блестели по степи лиманы, сплошь покрытые 3 камышом.

Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань просыпалась и шумно выплёскивалась из своих берегов. 4 Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины. 4 Река несла измельчённые песок и гальку, огромные корневища деревьев. Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью. Вспененные 3 волны проносились то влево, то вправо.

В станицах и хуторах не встретишь, пожалуй, такого человека, который, глядя на бурлящий поток, не подошёл бы к берегу и не удивился бы такой силище: «Разбушевалась, матушка!» (142 слова.)

Читайте также:  Ряд планет от удаления от солнца

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань просыпалась и шумно выплёскивалась из своих берегов.

2 вариант – Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант – Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах.

2 вариант – То тут, то там блестели по степи лиманы, сплошь покрытые камышом.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (лиманы) покрытые 3 ; 2 вариант – вспененные 3 (волны).

8 класс

Поездка на Кавказ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на всё лето уезжаем на Чёрное море, в маленький городок Геленджик. Он был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с жёлтыми сухими цветочками росли в палисадниках.

Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски тёмно-зелёных бутылок.

Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утёсы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.

Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком.

Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить. (По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте графически в тексте: обособленные определения и уточняющие члены (1 вариант); обособленные обстоятельства и сравнительный оборот (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. (1 вариант); Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

8 класс

Столкновение хищников

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчёты, разрушает самые верные планы. Приведённый в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперёд. В это же время обе рыси подскочили в воздух, распластавшись в полёте гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.

Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных. Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Однако медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним. (По Ч. Робертсу.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте графически в тексте составные глагольные сказуемые (1 вариант); составные именные сказуемые (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. (1 вариант);

В это же время обе рыси подскочили в воздух, распластавшись в полете гигантского прыжка. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).

8 класс

До соприкосновения с неприятелем было вёрст восемьдесят от станции железной дороги, и я успел вдоволь налюбоваться Южной Польшей. Гор, утехи туристов, там нет, но на что равнинному жителю горы?

Леса сосновые, саженные. И, проезжая по ним, вдруг видишь узкие, прямые, как стрелы, аллеи. Они полны зелёным сумраком, там с куриной повадкой пробегают фазаны, в тихие ночи слышно, как чавкает и ломает кусты кабан.

Среди широких отмелей размытых берегов лениво извиваются реки, озёра блестят и отражают небо, как зеркала из полированного металла. У старых мшистых мельниц тихие запруды с нежно журчащими струйками воды и каким-то розово-красным кустарником, странно напоминающим человеку его детство.

В таких местах, что бы ты ни делал, – любил или воевал, – всё представляется значительным и чудесным. (По Н. Гумилеву.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте графически в тексте: обособленные уточняющие члены (1 вариант); обособленные определения и обстоятельства (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения: У старых мшистых мельниц тихие запруды с нежно журчащими струйками воды и каким-то розово-красным кустарником, странно напоминающим человеку его детство. (1 вариант);

И, проезжая по ним, вдруг видишь узкие, прямые, как стрелы, аллеи. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 2 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

8 класс

Иван Ефремов

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.

«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия. (136 слов.)

* Написать слово «тафология» на доске.

Грамматическое задание

1. Обозначьте графически в тексте: обособленные уточняющие члены (1 вариант); вводные слова (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (1 вариант);

«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

8 класс

Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку ещё пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил её сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-чёрные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (По Ф. Абрамову.)

Грамматическое задание

1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. (1 вариант);

Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. (2 вариант).

2. Обозначьте графически в тексте: обособленные определения (1 вариант); обособленные обстоятельства (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).

9 класс

Крапива

Ни одно из растений не может быть для человека только злым. Просто человек неумело обращается с ним – оно защищается, а его от незнания причисляют к вредным. Вот, например, крапива, растущая повсюду и постоянно напоминающая о своём существовании. Пропалываешь грядку и вдруг обожжёшь пальцы. Сойдёшь с обочины – можешь задеть куст ногой, а когда поспевает душистая малина, встречи с крапивой не избежать. Малина и сама колючая да ещё взяла себе в соседки это жгучее растение.

А почему, собственно, так кусается крапива? Оказывается, и четырёхгранный стебель, и листья – всё сплошь усеяно жгучими волосками – своеобразными шприцами. Кончик жгучего волоска, пропитанный кремнезёмом, легко обламывается, острым концом ранит кожу, а содержимое волосков – едкая жидкость – попадает в ранку.

Пользы, однако, от жгучей крапивы куда больше, чем вреда, только не все это, к сожалению, знают. Крапива – настоящая копилка витаминов. Листья растения богаты витаминами, из них можно и витаминные салаты делать, и щи варить. Только помните: собирать их надо до и сразу после цветения, а потом полезные свойства пропадут. (По Т. Горовой.)

9 класс

Тюльпаны

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попадает на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считается одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического чёрного (синего и чёрного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. (163 слова.)

Дополнительное задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Ежегодно в одном из самых… (1 вариант); Когда тюльпан попадает на континент… (2 вариант).

2. Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль.

9 класс

Неистощимое трудолюбие

Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.

Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз. Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину и на следующий день снова принимался за неё.

К старости у него стала сохнуть правая рука – он сейчас же стал учиться писать левой. Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил её, как камень, на шею.

Войдёшь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его ног. Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки бы рассчитаны на далекого зрителя. Художник ежедневно вышагивал по нескольку вёрст и уходил отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия. (160 слов.)

Грамматическое задание

1. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

2. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

9 класс

Онежское озеро

В природе всё прекрасно: и плывущие по небу облака, и берёзка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зелёное и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.

Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.

Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.

Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (По Е. Осетрову.)

Грамматическое задание

1. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

2. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

9 класс

Нефть в океане

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шелк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (По А. Соболеву.)

Грамматическое задание

1. Укажите в тексте по одному сложному предложению на разные виды связи: сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное.

2. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

9 класс

Сорока-белобока

Если вы постоянно работаете за своим столом в кабинете, у вас создаётся свой порядок, к которому вы привыкаете. Вы знаете, где и какая книга лежит у вас на столе и где лежит ручка, карандаш. Протянете руку — и берёте то, что нужно. Это ваш порядок, и его менять нельзя.

Вот тут-то и появляется сорока. Кому довелось у себя в доме держать ручную сороку, тот знает, что это такое.

Сорока-белобока очень красивая птица: хвост у неё отливает красноватым и зеленоватым металлическим блеском, голова угольно-чёрная, на боках белые пятна. Она отличается весёлым характером, однако у неё две примечательные особенности: она прелюбопытна и у неё неодолимая страсть к накоплению богатств.

Всякая вещь, в особенности блестящая, привлекает её внимание, и она стремится припрятать её куда-нибудь подальше. Всё: чайную ложку, серебряное колечко, пуговицу — она мгновенно хватает и, несмотря на крики, улетает, старательно пряча украденное где-нибудь.

Наша сорока любила припрятывать вещи, чтобы они не попадались на глаза. Она, по-видимому, считала, что хорошо припрятанная вещь проживет дольше, и поэтому в доме время от времени что-нибудь пропадало. (По А. Комарову.)

Грамматическое задание

1. Укажите в тексте по одному сложному предложению на разные виды связи: сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное.

2. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

9 класс

В ледяном плену

Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно всё потонуло в молоке. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали.

Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.

Эта ночь была менее спокойной, чем предыдущая: дул легкий ветер, ледяные поля задвигались, напирая друг на друга, трещали и ломались. Клубившийся туман не позволял различать путь, и приходилось быть настороже, чтобы не оказаться зажатыми льдинами.

День тоже прошёл в большом напряжении: утром усилился ветер и туман разогнало, однако льды пришли в движение. К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагроможденные местами на полях, представляли серьёзную опасность. (По В. Обручеву.)

Грамматическое задание

1. Укажите в тексте по одному сложному предложению на разные виды связи: сложносочиненное, сложноподчиненное, сложное бессоюзное.

2. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

10 класс

В весеннем лесу

Ещё совсем недавно, в первой декаде апреля, природа выглядела по-зимнему. Но вот подули тёплые ветры, с безоблачного неба веселее брызнули солнечные лучи, и под их напором звонче зашумели ручьи талой воды.

Взъерошенный лёд на лесных речках поднимается всё выше и выше. Он уже сделался хрупким, белым и вот-вот, сокрушая заторы, двинется вниз.

Читайте также:  Месопотамский бог солнца шамаш

В лесах ещё сохранился снег, но очень рыхлый: вступишь, а мокрые крупинки, осыпаясь, звенят, как осколки стекла. Вот бы теперь ночку или две тёплого дождя, и от снежного покрова не осталось бы следа!

Как сказочный богатырь, начинает расправлять свои могучие плечи просыпающийся лес. Вон на подсыхающем пригорке загорелся жёлтый огонёк. Это мать-и-мачеха, один из первых цветков, приветствует юную весну. Очень нежный этот ранний цветок, и распускается он только с появлением солнца.

Как только оно скатывается к горизонту и вечерняя прохлада наполняет воздух, цветы мать-и-мачехи свёртываются, и жёлтый огонёк гаснет до следующего утра. В ненастные дни не ищите этого цветка, его жёлтая корзиночка закрыта. Мать-и-мачеха – лекарственное растение, в медицине употребляются листья, собранные в конце весны. (170 слов.)

10 класс

Жаворонок

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья – самый весёлый и радостный звук – песня жаворонков. Ещё ранней весной, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались первые тёмные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости.

Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь…

С тёплой землёй связана жизнь жаворонков. На полях, среди зеленеющих хлебных всходов делают они свои скрытые гнёзда, выводят и выкармливают птенцов. Жаворонки никогда не садятся на высокие деревья, избегают густых, тёмных лесов. От берегов тёплого моря до таёжных лесов живут на обработанных человеком полях жаворонки. Над широкой степью, над полями и лугами почти всё лето слышны их радостные песни.

В прошлые времена матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. С жаворонками в руках мы весело выбегали на берег реки смотреть, как пробуждается земля. (176 слов.)

10 класс

Косьба

В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.

У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый хочет, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.

Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.

Положив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень близко друг к другу: с одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.

Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и молочка в полулитровой бутылке. Отойдя шагов двести-триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак. (По В. Солоухину.)

10 класс

Настоящая дружба

Каждый человек неповторим на земле. Каждый человек имеет свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды – родителей, школы, общества и друзей, ибо дружба, настоящая дружба – награда человеку драгоценная.

Порой она бывает крепче и вернее родственных связей. С особой силой она влияет на человеческие отношения при крайних, бедственных обстоятельствах: с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни, и в литературе, и я стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.

Каждую свою книгу, да и строку каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было и есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул. (По В. Астафьеву.)

10 класс

Звуки рояля

Анна сидела на скамейке, в саду, в том его месте, куда выходило окно комнаты, где стоял рояль, и слушала то, что казалось музыкальным рассказом о ней самой. Было слышно стрекотание цикад, хлопанье крыльев голубя, взлетевшего в воздух, крик ночной птицы, далёкий звон колокола из деревни, находившейся в двух километрах от их дома.

Слышался иногда лёгкий треск туго пригнанных половиц паркета, когда в вечерней тишине кто-нибудь проходил через комнаты. По хрусту гравия в саду можно было знать, в каком направлении шёл её отец, совершавший одинокие прогулки в поздний час. Когда Анна лежала в постели и в её комнате было отворено окно, она не могла заснуть от смутного и непонятного волнения о том, что слышала в звуках рояля, в далёких переливах колокольного звона.

Кроме того ощущения, что она выздоровела после очень долгой и тяжёлой болезни, Анна впервые чувствовала теперь, насколько жизнь может быть спокойной и счастливой. Она садилась за стол и начинала сочинять. Незаметно для неё самой страницы шли за страницами, и перед ней возникали зрительные воспоминания, потом всё наполнялось звуками. (По Г. Газданову.)

10 класс

Благодарность

Меня трогает, когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен, когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает, когда сделавший мне добро ждёт от меня благодарности. Тогда всё его добро обесценивается, мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться.

В Крыму, в Коктебеле, был у меня один знакомый болгарин, крепкий хозяйственный мужичок. За какую-то провинность, совершённую больше по глупости, он был сослан на Север. Я за него хлопотал, удалось устроить, чтобы его освободили на два года раньше срока. Он пришёл меня благодарить: выложил на стол пуд винограда, несколько головок овечьего сыра, три литра виноградного вина. Как я ни отказывался, пришлось принять: я чувствовал, что отказом жестоко его обижу.

Осенью мы уезжали со своей дачи. Билет на поезд уже был взят. Жене сильно нездоровилось, и она попросила дочь этого болгарина, Анку, прийти к нам в день отъезда, чтобы помочь уложить вещи. Утром в этот день прибежала плачущая Анка и сообщила, что прийти не может: отец ей велел идти с ним в лес собирать жёлуди для свиней. Что бы она ни говорила, он ничего не хотел слушать.

Он расценил оказанную ему мною услугу, честно отблагодарил за неё по тарифу и все свои отношения со мной счёл поконченными. С этого дня я ненавижу благодарных людей. (По В. Вересаеву.)

10 класс

«Я дружбу знал. »

Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с умными и прославленными воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актерами, художниками и музыкантами. И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Но и те, и другие, озаренные пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.

Друзья Пушкина были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Недаром Василий Андреевич Жуковский, поэт-учитель, поэт-предшественник и одновременно старший и заботливый друг Пушкина, каждый раз приходивший ему на выручку, призывал: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Дружба была в жизни этих людей постоянной моральной, духовной, творческой опорой, позволявшей устоять в любых жизненных обстоятельствах. Вне чувства дружеской поддержки, участия, самоотверженности, верности не может быть понята ни личность, ни поэзия Пушкина. (По А.Терентьевой.)

11 класс

Воробьи

Лучистое солнце после холодов обласкало город. Весеннее настроение и у московских воробьёв. Восторженному чириканью нет конца. Перезимовали, взбодрились, повеселели. И вид у них изменился.

Обыкновенно весной у всех птиц происходит смена пера. А у воробьёв цвет оперения меняется без потери пера.

Москвичи пригляделись и, вообще говоря, не замечают воробьёв. А ведь это особенные птицы в мире пернатых. У них три преимущества перед всеми птицами мира. Первое – самый показательный образец перекраски наряда без обычной линьки. Второе – они самые многочисленные птицы нашей планеты. Третье – только воробьи не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов, оправдывая поговорку: «Старого воробья на мякине не проведёшь».

Городской воробей – неспособный певец. Зато страшный забияка, драчун и умница. Вот какой случай был в Москве. В один из морозных январских дней, привлечённый теплом, влетел в вестибюль метро воробей. Пернатый пассажир долго носился над кассами, спустился к поездам на станции «Смоленская». У ног людей чирикал и выпросил себе награду: хлеб и крупу. Служащие станции метро вздумали поймать его и выпустить, когда потеплеет. Какое тут! Ничем в клетку не заманишь! Понравилось воробью в метро: ни мороза, ни снега, днем кормят, а по утрам и вечерам при уборке можно попить и искупаться в воде. Все удовольствия! Так и прожил в метро всю зиму, а весной улетел. (По Д. Зуеву.)

11 класс

Гроза

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было верст восемь. Моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами. Усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса надо мною, и мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом, тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком, я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавших продольные глубокие рытвины – следы тележных колес.

Лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг при блеске молнии на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону, та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек. (По Д. Зуеву.)

11 класс

Осенний дождь

Дмитрий чувствовал, что чернота нагнетается по восходящей. Бульвар, по которому шёл теперь Дмитрий, был совершенно пуст. Дождь какой-то странный, мелкий, как через решето, к тому сквозь холодный ноябрьский туман. В то же время с водяной равномерной мелочью летели на землю редкие, круглые, как горошины, капли, как будто шло в одно и то же время два разных дождя. С деревьев, потерявших теперь листву, тоже обильно капало. Чёрные, как тушью нарисованные, ветви сплошь усыпаны дождевыми каплями.

Дмитрию представилось, что в Самойлове над речкой тоже идёт такой же дождь в полном, непроглядном мраке. Вода над кустами мутно-чёрная, как дёготь, и земля чёрная, и дождь, и порывистый ветер рыскает в запутанных кустах ольхи. Бродят в смоляной воде, около песчаного дна, оживившиеся теперь в холодную ветреную погоду жирные-прежирные налимы. Только осенний дождь шуршит, только неистовый ветер свистит в ветвях, но не видно ни дождя, ни листьев, ни ветра.

Сам не знает, за что любит Дмитрий сырые осенние ночи, чтобы чёрный, насквозь пронизывающий ветер рыскал в некошеной траве. Оказаться бы сейчас в деревянной избушке в саду, зажечь масляную лампу, и мрак отодвинется на полметра от оконного стекла и впустит на освободившееся место голую ветвь багряной рябины. Дождик шумит по соломенной крыше, мокрым пахнет глубоко пропитанная дождём земля. Много ли человеку надо!

По грязно-жёлтым лужам бегали от ветра частые блики. Дождь рябил желтоватую воду. Только ветки деревьев, несмотря ни на что, оставались чёрными. (По В. Солоухину.)

11 класс

Пусть у вас будет время!

С годами человек всё-таки возвращается мыслями к дружбе. Для этого столько причин! Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество бдительно и неотступно славит дружбу.

Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! И как мало я нашёл для них утешений, как мало молчаливого сочувствия, как мало времени! Что меня отдаляло от них, что отвлекало от их боли, какие неотложные дела брали верх? А разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?

Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью. От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. Пусть у вас будет время!

Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время всегда, а не только в выходной день. В календаре дружбы все дни красные. Пусть у вас будет время для озабоченных и печальных людей, которые встревожены и которые в беде. Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то – будущее. (По И. Пановой.)

11 класс

Представьте себе палящий полдень в пустыне, очертания высоких песчаных холмов, караван верблюдов, медленно шагающих по раскалённому песку. Я шёл сбоку каравана с ружьём в руках: не выскочит ли где-нибудь песчаный заяц, не взлетит ли птица?

Вдруг что-то мелькнуло среди полыни и исчезло в ближайшем кустике. Я наклонился к кусту, вглядываясь в его спутанные ветки, и в тот же момент почувствовал быстрое лёгкое прикосновение к своему лицу и укол в губу. Тронул губу – на руке осталось пятнышко крови. Что такое? Недолго думая, стал топтать кустик ногами, и оттуда выскользнула змея-стрелка. Названа она так за необычайную быстроту движений. Трудно уследить глазами за скользящей по глинистой почве змейкой, тем более что её окрашенное в серый цвет тонкое тело совершенно сливается с окружающей средой.

Однако мне всё же удалось нагнать стрелку, наступить на хвост и схватить за голову. Спрятав пойманную змейку в привязанный к поясу мешок, я зашагал дальше.

Может, вам покажется странным, что человек мог так легко перенести укус ядовитой змеи? Но дело в том, что ядовитые зубы у неё помещаются глубоко в пасти. Поймав добычу передними зубами, она только тогда заглотает её, когда уколет ядовитым зубом. Таким образом, укус передних зубов неопасен. Моя укушенная губа даже не опухла, и ранка быстро зажила. (По Е. Спангенбергу.)

11 класс

Детство Пушкина

Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания.

Учителя у Пушкина с детства были великолепные. У него была бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. К тому же всё, что могла говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда перебиралась в её имение Захарово. Именно бабка первоначально научила будущего поэта русскому чтению и русскому письму.

Французскому обучали его образованные французы, но и русскому учили не невежды. Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим, преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, не только известный проповедник, но и литератор-переводчик.

Связи Пушкина с миром народной жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. Няня Арина Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась как бы символом всех русских нянь. Позднее Пушкин напишет: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если бы он не был с детства пропитан рассказами из народной жизни. (По Н. Скатову.)

Источник

Adblock
detector