Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Лариса Козионова
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Лексико-грамматический строй речи считается достаточно развитым если к 5 годам ребенок овладевает всеми грамматическими категориями родного языка. Т. е. говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова, используя падежные и родовые окончания, пользуется предлогами.
Проанализировав уровень развития детей, посещающих логопункт, у 40 % детей выявлены нарушения со стороны лексико-грамматического строя речи.
Сегодня учителям-логопедам предлагается много дидактических игр по развитию ЛГ категорий. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.
Увеличение количества детей с ЛГНР и отсутствие на рынке комплексных пособий по развитию лексико-грамматической стороны подтолкнули к необходимости создания комплексного пособия.
Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое»
Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 10 см, вокруг 6 лучей – «солнышко».
Ящичек, в котором в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.
Цель данного пособия:
Развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия:
1. Обогащать словарный запас.
2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.
3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.
4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.
6. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов — признаков.
7.Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей.
Ценность пособия вижу в том,что:
его можно использовать в кабинете логопеда, в группе воспитателем и самостоятельно – детьми старшего дошкольного возраста;
можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях;
пособие помогает развивать мышление, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;
пособиепозволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок.
«Лето – зима», «Весна – осень»
Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.
«Летит, плывет, ползет»
Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)
Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.
Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)
«Приготовим сок или варенье»
Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)
Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.
Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
Вариант 1 «Чей хвост?»
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.
Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.
Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).
В ходе использования данного пособиябыли получены следующие результаты:
— возрос интерес детей к НОД;
— вырос уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;
— повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.
В дальнейшем планирую
— разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам;
— изготовить картинный материал для работы по использованию предлогов в речи детей, по образованию приставочных глаголов, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.
Дидактическая игра «Островок радости». Островок радости — дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное.
Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Источник
Полифункциональная развивающая игрушка-игровое пособие для дошкольников «Солнышко»
мелкомукова ирина
Полифункциональная развивающая игрушка-игровое пособие для дошкольников «Солнышко»
Паспорт методической разработки «Полифункциональная развивающая игрушка/ игровое пособие для дошкольников.
Целевое назначение развивающей игрушки/игрового пособия. Развитие мелкой моторики, точных движений рук, концентрации внимания, обучение терпению, закрепление названия цветов.
Полифункциональность развивающей игрушки/игрового пособия. Предполагает возможность использования для детей в разных видах деятельности, по образовательным областям программы. 1. Познавательное развитие. Счет лент. Пересчет украшений. Сравнение по длине. Упражнение для мелкой моторики «Кто быстрее?» Знакомство с цветом и формой предмета, свойствами предмета. 2. Социально – коммуникативное развитие. Общение детей, умение договариваться, совместная деятельность со сверстниками. 3. Физическое развитие. Здоровый образ жизни (солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья). 4. Речевое развитие. Игровые действия сопровождаются текстом потешки «Солнышко – ведрышко», «Солнышко, солнышко погуляй у речки» 5. Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Солнышко», поделки на праздник «Масленица».
Целевая группа развивающей игрушки/игрового пособия. Дети 3 – 7 лет
Краткое описание развивающей игрушки/ игрового пособия Перед началом игры разложить «солнышко» на столе, ленты – косички должны быть расплетены, в маленькой корзинке лежат украшения для волос, могут играть два ребенка или один. Можно сравнивать ленты по длине. Распределяя ленты, дети заплетают косички по своему желанию.Усложнения в игре: выигрывает тот, кто первым заплетет все косички из определенного количества лент.
Экологические характеристики и безопасность материала игрушки/игрового пособия. Игрушка «Солнышко» изготовлена из мягкого материала, который можно стирать и гладить. В игрушке не содержится мелких деталей. Игра легкая при переноске, может храниться в небольшой коробке или висеть на стене.
Экономические характеристики (бюджет) игрушки/ игрового материала Ткань – хлопок, сатин, фланель 50 *50см – 50 рублей, цветная атласная лента 1 моток – 100 рублей, 2 глаза – 10 рублей, маркер по ткани – 75 рублей.Итого: 235 рублей
Аналоги развивающей игрушки/игрового материала. Игровое пособие «Карусель» (обруч с цветными лентами).
2. Методика использования развивающей игрушки/ игрового пособия.
Развивающая игрушка «Солнышко» предназначена для детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте дети играют с воспитателем, обязательно показать ребенку, как надо прикреплять украшения, как из трех лент заплести косичку. Когда ребенок освоит эти действия, может играть самостоятельно и совместно со сверстниками. Возможно, переносить игрушку «Солнышко», играть вместе с родителями дома, на даче, на природе, для этого нужна ровная небольшая поверхность.
Индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация заключается в педагогической поддержке одарённых детей, выработке у одарённых детей умения правильно себя оценить и ставить реальные цели, создание комфортной творческой среды учреждения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,для детей с ОВЗ: индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающего ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию развивающей среды; предотвращение утомления, использование интересного и яркого дидактического материала; психогимнастика и релаксация; проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Детская инициатива поддерживается, когда ребёнок может выбрать дело по своему желанию, в использовании разнообразного дидактического наглядного материала, организация речевого общения детей, организация разнообразных форм взаимодействия «педагог – дети», «дети – дети».
Игра «Солнышко» способствует развитию у детей общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Игровое пособие «Баночки-выручалочки» Развивая мелкую моторику рук- развиваем и языковой аппарат, т. е развитие рук связано с развитием речи и мышлением ребенка. Зачастую, у детей.
Игровое пособие «Чудо слоник»! Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию свою авторскую игру „Чудо слоник”, аналог игры „Чудесный мешочек”. Цель: создать условия.
Видео и игровое пособие «Цветочная поляна» Просматривая в интернете материал по теме «Божья коровка»,нашла стихотворения,мимо которых не смогла «пройти мимо». Казалось бы- несколько.
Игровое пособие для настольного театра «Три поросёнка» Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство.
Игровое пособие «Ветерок» для развития речи Игра направленная Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, дол-жен обеспечить эмоциональное, образное восприятие.
Игровое пособие «Разговорчивые кубики» Пособие ориентировано на дошкольников 4-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Игровое пособие «Разноцветная гусеница» Дидактическая игра является не столько способом получения новых знаний, сколько способствует переводу знаний с уровня ознакомления на уровень.
Игровое пособие «Во саду ли в огороде» Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет. В процессе игры дети закрепляют понятия «сад», «огород», «овощи», «фрукты», «ягоды»; знакомятся.
Игровое пособие по сенсорному развитию «Занимательный куб» Данное игровое пособие было мной разработано при участии в районном конкурсе по сенсорному развитию «Разноцветное настроение». Я решила.
Игровое пособие «Кукольный домик» Предметная развивающая среда своими руками. Предметная развивающая среда своими руками. Игровое пособие — кукольный домик Дети очень любят.
Источник