§ 4. Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Вспомните
- Как люди исследуют космос? Что такое метеориты?
Наибольшее количество знаний о Вселенной и ее влиянии на Землю люди получили в XX в., когда стали использовать самые современные способы изучения космоса. Но все-таки воздействие космоса на Землю пока что изучено слабо. Как любое другое космическое тело, Земля движется и развивается по единым законам Вселенной. Больше сведений получено о влиянии на Землю ближнего космоса — Солнечной системы.
Во-первых, Солнце притягивает Землю и таким образом упорядочивает ее движение. Влияет на Землю и притяжение ее спутника — Луны.
Во-вторых, Земля получает от Солнца тепло и свет. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.
В-третьих, Солнце испускает потоки частиц (солнечный ветер), которые порождают на Земле магнитные бури. Они влияют на все живые организмы, в том числе и на самочувствие людей, а также на работу многих приборов.
В-четвертых, Земля постоянно сталкивается с небесными телами разной величины. Мелкие сгорают в земной атмосфере, а образовавшаяся от их разрушения пыль оседает на земную поверхность.
Рис. 13. Метеоритный кратер на поверхности Земли
Землю и жизнь на ней необходимо защищать от падения астероидов и комет. Падение любого небесного тела с диаметром более 2 км способно вызвать катастрофу планетарного масштаба. Небольшие небесные тела, представляющие опасность для Земли, можно или уничтожать с помощью ракет, или изменять их орбиту специальными двигателями.
Ежегодно на Землю выпадает несколько сотен тонн космического вещества, из которого 99% — мельчайшие частицы. Но за время своего существования Земля, как и другие планеты, неоднократно сталкивалась и с крупными телами, которые достигали земной поверхности в виде метеоритов, оставляя на ней гигантские кратеры. Ветры и дожди уничтожили основную часть кратеров. Но некоторые из них хорошо сохранились до наших дней (рис. 13).
О воздействии на Землю дальнего космоса известно меньше. Ученые выяснили, что вся Вселенная буквально пронизана различного рода космическими лучами. Но характер их влияния на Землю пока что не раскрыт.
Человечество издавна волнует вопрос: есть ли жизнь на других планетах? По мнению ученых, на каждый миллион звезд приходится по крайней мере одна планета, на которой возможна жизнь. Значит, только в нашей Галактике около 150 000 таких планет. Пытаясь обнаружить обитаемые планеты, люди отправляют во Вселенную космические радиосигналы (рис. 14) и пытаются уловить сигналы, поступающие из космоса.
Рис. 14. Послание в космос. Это зашифрованное радиопослание было отправлено в 1974 г. к созвездию Геркулеса и достигнет места назначения через 26 000 лет
Представьте себе, что вы инопланетянин, получивший этот сигнал. Попробуйте расшифровать его.
Вопросы и задания
- Что вы знаете о падении крупных метеоритов на Землю?
- Какое воздействие на планету Земля оказывает Солнце?
- Приведите примеры роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Источник
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Как люди исследуют космос? Что такое метеориты?
Наибольшее количество знаний о Вселенной и ее влиянии на Землю люди получили в XX в., когда стали использовать самые современные способы изучения космоса. Но все-таки воздействие космоса на Землю пока что изучено слабо. Как любое другое космическое тело, Земля движется и развивается по единым законам Вселенной. Больше сведений получено о влиянии на Землю ближнего космоса — Солнечной системы.
Во-первых, Солнце притягивает Землю и таким образом упорядочивает ее движение. Влияет на Землю и притяжение ее спутника — Луны.
Во-вторых, Земля получает от Солнца тепло и свет. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.
В-третьих, Солнце испускает потоки частиц (солнечный ветер), которые порождают на Земле магнитные бури. Они влияют на все живые организмы, в том числе и на самочувствие людей, а также на работу многих приборов.
В-четвертых, Земля постоянно сталкивается с небесными телами разной величины. Мелкие сгорают в земной атмосфере, а образовавшаяся от их разрушения пыль оседает на земную поверхность. Ежегодно на Землю выпадает несколько сотен тонн космического вещества, из которого 99% — мельчайшие частицы. Но за время своего существования Земля, как и другие планеты, неоднократно сталкивалась и с крупными телами, которые достигали земной поверхности в виде метеоритов, оставляя на ней гигантские кратеры. Ветры и дожди уничтожили основную часть кратеров. Но некоторые из них хорошо сохранились до наших дней (рис. 13).
О воздействии на Землю дальнего космоса известно меньше. Ученые выяснили, что вся Вселенная буквально пронизана различного рода космическими лучами. Но характер их влияния на Землю пока что не раскрыт.
Человечество издавна волнует вопрос: есть ли жизнь на других планетах? По мнению ученых, на каждый миллион звезд приходится по крайней мере одна планета, на которой возможна жизнь. Значит, только в нашей Галактике около 150 000 таких планет. Пытаясь обнаружить обитаемые планеты, люди отправляют во Вселенную космические радиосигналы (рис. 14) и пытаются уловить сигналы, поступающие из космоса.
Вопросы и задания
1. Что вы знаете о падении крупных метеоритов на Землю?
2. Какое воздействие на планету Земля оказывает Солнце?
3. Приведите примеры роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Источник
Технологическая карта урока по теме «Влияние Космоса на жизнь людей»
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Изучение нового материала
Показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле
Дронов В. П. , Савельева Л. Е. — География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Влияние космоса на жизнь людей»
1.Земля и космос
Личностно значимая проблема
Какое воздействие на Землю и жизнь людей оказывает космос?
м етоды и формы
обучения
Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль
Формы: индивидуальная, парная, групповая
Ближний космос; дальний космос; приливы; отливы
Научаться: организовывать собственную учебную деятельность; описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника –Луны.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, сеждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока, дают определение понятиям; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; делают анализ и отбор информации для получения необходимого результата.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, учатся выражать свои мысли.
Регулятивные: ставят учебные цели и задачи урока; планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работу одноклассников, работают в соответствии с поставленной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми.
Развивают устойчивую познавательную мотивацию и интерес к изучаемой теме, формируют способности к самоопределению, развивают сопереживание, уважительное отношение к иному мнению
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Источник
Мир глазами астронома
Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы.
Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.
Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «номос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она делает всё новые открытия.
- Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
[an error occurred while processing this directive]
Вселенная и солнечная система
С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.
Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.
Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.
С помощью схемы перечислите планеты: а) в порядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы.
Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. ».
О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.
Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь уже в древности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.
Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.
С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!
Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров!
А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднимается выше 37°, у нас бывает жар. При 100° кипит вода, при 1500° плавится сталь. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15—20 миллионов градусов.
Внимание! Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то недолго — 1—2 минуты.
Обсудим
- Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?
Проверь себя
- Что изучает астрономия?
- Что такое Вселенная?
- Что такое Солнечная система?
- Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
- Коротко расскажи о Солнце.
- Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Астрономия — наука о небесных телах. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — одна из планет Солнечной системы. |
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: астрономия, астроном.
- Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет.
А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.
На следующем уроке
Узнаем подробнее о планетах Солнечной системы. Научимся объяснять причины смены дня и ночи и времён года.
Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.
Источник
Как сталкиваются планеты, звезды и черные дыры?
Вселенная существует около 14 миллиардов лет. За это время благодаря гравитационным взаимодействиям сформировалось неисчислимое множество небесных тел. Из облаков газа сформировались звезды, вокруг них образовались планеты. Звезды в свою очередь сгруппировались в галактики и так далее. Учитывая огромное количество астрономических объектов столкновения между ними не только вероятны, но и неизбежны. В этой статье я расскажу что происходит при столкновении небесных тел.
На ранних этапах формирования Солнечной системы в ней вероятно было больше, чем восемь планет. Возможно был еще один газовый гигант между Юпитером и Нептуном. Компьютерное моделирование показывает, что он был выброшен из нашей системы гравитационным влиянием остальных планет.
Поближе к Солнцу вероятно существовало небесное тело размером с Марс, которое столкнулось с молодой Землей. Из выброшенных в околоземной пространство обломков вероятно сформировалась наша Луна.
Кроме того есть основания полагать, что прежде у Марса было три спутника, но один из них, самый большой, упал на поверхность красной планеты.
Компьютерное моделирование показывает, что столкновения каменистых планет на ранних этапах формирования планетных систем — обычное явление. Когда каменистые планеты сталкиваются они обычно сливаются в одну, большую планету, а из обломков формируются спутники. Система Плутона и Харона с их четырьмя дополнительными спутниками является показательным примером
Столкновение коричневых карликов
Коричневые карлики напоминают массивные газовые гиганты с массой измеряемой в десятках масс Юпитера. Температура внутри них поднимается до миллиона Кельвинов, а давление в их центре запускает реакцию синтеза дейтерия. Они слабо светятся, но остаются относительно холодными и по сути являются промежуточным звеном между планетами и звездами. Иногда их еще называют несостоявшимися звездами.
Однако если в бинарной системе существует два коричневых карлика все может быстро измениться. При столкновении коричневые карлики сливаются и если после слияния их масса переходит порог в 0.075 солнечной массы, во вселенной зажигается новая звезда!
Температуры в новообразованной звезде поднимаются до 4 миллионов кельвинов, а внутри нее запускаются термоядерные реакции характерные для звезд. Вместо двух коричневых карликов мы скорее всего получим один красный карлик. В расположенной неподалеку от нас системе Луман-16 (всего 6.5 световых лет) два коричневых карлика вот-вот столкнутся. Кто знает, может быть нам повезет рассмотреть этот процесс в подробностях.
Столкновение звезд
Звездные массы варьируются в огромном диапазоне. Звезды с малой массой более красные и холодные, их термоядерное «топливо» сгорает относительно медленно, а вот массивные звезды как правило более голубые и горячие и относительно быстро (по астрономическим меркам) сгорают. Когда мы изучаем звездный кластер мы можем сразу получить представление о его возрасте взглянув на то, сколько массивных звезд в нем осталось.
Однако когда в самых старых звездных кластерах иногда можно увидеть звезды, которые намного голубее и горячее, чем должны были бы быть. Такие звезды называют «отставшими» и образовываются они благодаря столкновениям звезд.
При столкновении двух или более звезд они сливаются и в результате получается новая, более массивная звезда. Голубые отставшие звезды характерны в тесных шаровых звездных скоплениях.
Столкновение белых карликов
После того, как звезда главной последовательности доживает свою жизнь и сжигает все свое топливо, термоядерные реакции в ней прекращаются и она становится белым карликом. Такая судьба ожидает в том числе и наше Солнце. Столкновение двух белых карликов ведет к вспышке сверхновой типа Ia. При слиянии белых карликов в них возникает цепная термоядерная реакция высвобождающая гигантское количество света и энергии, в результате чего оба карлика гибнут во вспышке сверхновой.
Столкновение нейтронных звезд
При столкновении нейтронных звезд происходит так называемая килоновая. Это событие получило такое название потому, что высвобождаемая при этом энергия в тысячи раз превышает энергию выделяющуюся при вспышках новых звезд.
Столкновения нейтронных звезд также вызывают очень сильные гравитационные волны и электромагнитное излучение. Нам повезло всего-лишь в прошлом году наблюдать за столкновением двух нейтронных звезд в созвездии Гидры.
Когда две нейтронные звезды сталкиваются возможен один из трех вариантов:
а) они образуют новую более массивную нейтронную звезду (в случае если их масса меньше 2.5 масс Солнца)
б) они образуют вращающуюся нейтронную звезду которая с течением времени коллапсирует в черную дыру (в случае если масса новой нейтронной звезды в диапазоне между 2.5 и 2.75 масс Солнца)
в) сразу коллапсируют в черную дыру, если суммарная масса больше 2.75 масс Солнца.
Столкновение черных дыр
При слиянии черных дыр всегда образуется еще более массивная черная дыра. Однако при этом новая черная дыра будет иметь массу примерно на 5% меньше суммарной массы двух слившихся черных дыр!
Куда девается масса? Она превращается в энергию и излучается в виде гравитационных волн.
Само столкновение происходит примерно следующим образом: черные дыры сближаются, затем начинают двигаться вокруг друг-друга по спирали постоянно сближаясь пока не произойдет столкновение.
На видео ниже показано довольно точное моделирование процесса столкновения двух черных дыр:
Ставьте палец вверх если хотите видеть в своей ленте больше статей о космосе!
Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мой канал в телеграме . Там вы можете почитать большое количество интересных материалов, а также задать свой вопрос.
Источник