Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева: образ грозы и особенности композиции
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.
История создания – произведение было написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».
Эпитеты – «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».
Поэт, воспевающий красоту природы
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля».
Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.
В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.
В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.
Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.
Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.
Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья». Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.
Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.
Особенности композиции
В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.
Композиция стихотворения — кольцевая. «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля» состоит из 5 строф. В начале поэт описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, небо становится темнее. Кульминационным моментом в стихотворении является вспышка молнии. Раскаты грома звучат все сильнее, ветер все больше усиливается. Но гроза проходит, и на небе начинает вновь сиять солнце.
Средства выразительности
Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».
Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.
«Неохотно и несмело» Ф.Тютчев
«Неохотно и несмело» Федор Тютчев
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля — И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»
Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.
Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.
Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».
Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.
С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.
Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.
Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.
Поэтические образы
Следующее в анализе стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева — это определение центральных образов. Одним из них является гроза (подробнее о ней написано в первом пункте). Поэт олицетворяет небо и землю: в его стихе земля выступает как символ человеческого бытия, а небо — это что-то возвышенное.
Их слияние — это единение человека с природой. Поэзия Тютчева не ограничивается лишь восхищением пейзажами, она поднимает тему связи людей с окружающим миром. Только так человек может обрести внутреннюю гармонию.
Дождь и солнце — это тоже центральные образы. Дождь приносит всему окружающим очищение, особенно желанное после всех переживаний, связанных с грозой. В анализе стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева можно сказать, что вся ненастная погода была необходима, чтобы смыть не только с природы, но и с человека всю грязь, заботы, сделать его более восприимчивым к возвышенным вещам.
Поэт также наделяет солнце человеческими качествами. Оно принимает мудрое решение и передает на время свою власть над небом грозе, понимая, что только она сможет навести порядок. Солнце вновь взойдет и будет сиять на небосклоне, освещая обновленный мир после грозы и дождя.
Вариант №3
Федор Тютчев является поэтом-пейзажистом. Но в то же время, его творчество весьма разнообразно и богато. Он не воспринимал романтические чувства в стихотворениях, считая их слишком возвышенными ради такого материального употребления. Безусловно, намного красивее говорить о пейзаже окружающего мира. Тютчеву кажется, что любить самому это прекрасное чувство, а вот знать, что тебя любят это самое ужасное и невыносимое чувство. Казалось бы, что все люди мечтают о взаимности, но Тютчев не относился к такой группе людей. На самом деле, для него самое главное в жизни — замечать все прекраснейшие черты окружающего мира людей.
Самым любимым явлением, которое могло бы происходить в природе, у Фёдора было грозой. В его стихотворениях гроза — символ молодого человека и его беззаботной жизни, также гроза служил для очищения души. Во время ожидания грозы, человек испытывает прекрасные и яркие чувства. Так же, человек ощущает то, чего уже вернуть не в силах и ему необходимо смириться со всем происходящим.
«Неохотно и несмело», было написано Фёдором Ивановичем в 1849 году. В нем он опять же передаёт тот миг, которые происходит во время предвкушения грозы. Солнце внезапно выглядывает из-за туч, вследствие преображения всего мира.
При помощи богатого русского языка, поэт может передать то чувство приближающейся грозы. Особенно красиво в этом произведении было отражена молния, которая разделяла небо пополам. Этот образ очень странно выглядел на фоне спокойного и безмятежного мира. Но он напоминал читателю, что когда-то все поклонялось мифам. Те выбирали себе подходящую жертву.
Дождь, льющий словно из ведра. Его капли с каждым разом становятся намного тяжелее. Но гроза старается как бы перебороть дождь. Раскаты молнии становятся длиннее, раскаты грозы становятся все страшнее и страшнее. Мир, становится как бы застывшим царством. В этот момент, стихотворение, читателю может напоминать сказку «Спящая красавица», ведь только дождь способен остановить столь жестокие и громкие раскаты.
Поэт не употребляет метафоры, солнцу он придаёт человеческие качества и даже дарит ему характер. Он говорит о том, что после стихии, вновь выглянет невероятное солнышко, которое осветит всю землю. Это случится после того, как дождь усмирит грозу и все окутается чистейшим, пронизанным и глубочайшим спокойствием.
6 класс кратко по плану по литературе
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» на уроке литературы в 6 классе
учитель русского языка и литературы
МБОУ Щелковская гимназия ЩМР МО
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
на уроке литературы в 6 классе
Федор Иванович Тютчев часто изображал природу в ее переходных состояниях: от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне… Или от ночи к утру, от утра к дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи… В такие минуты для него яснее становились скрытые от человеческих глаз тайны природы и мироздания…
Послушайте одно из его стихотворений… (материал из Фонохрестоматии: Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»)
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Прием словесного рисования. Какие эмоции вы испытали при прослушивании? Какая картина представилась вам?
- Анализ стихотворения (прием «Вслед за автором»)
- Обратимся к первой строфе.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Ребята, обратите внимание на эпитеты… кстати, где они тут? («неохотно» и «несмело»). Что они передают? (нерешительность природы, солнца перед надвигающимися тучами; солнцу не хочется «смотреть» в ту сторону, откуда раздаются раскаты грома).
Какое слово здесь обозначает неполноту действия? («принахмурилась»). Почему автор использует именно его? (природа находится в ожидании, земля только приготовилась к тому, что сейчас на нее пойдет дождь, будут сверкать молнии; туча закрывает собой еще не все небо, на землю еще попадают лучи солнца).
«Принахмурилась земля» — какой это троп? (олицетворение). А есть в этой строфе еще одно олицетворение? (да, «солнце смотрит»). О чем говорит нам этот прием? (о том, что природа словно живет, тоже испытывает эмоции и чувствует).
А какое слово словно говорит нам, что нужно сделать паузу и изменить тональность при чтении? (междометие «чу»). А какая тональность до него и какая после? (до него тон робкий, осторожный, приглушенный; после него – грозный, гулкий, зовущий прислушаться, приготовиться к изменениям в природе).
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленее под грозой.
Нагоняет ли страх эта строфа? Казалось бы, в первой строфе все готовится к грозе, боится ее, не хочет этого явления.
А что мы видим здесь?
Что противоречит нашим представлениям о непогоде? (ветер теплый, а должен быть холодный и суровый; гром еще далеко, а дождь идет лишь изредка; к тому же нивы выглядят зеленее, а значит, солнце еще не скрылось за тучами и мокрые от дождинок травинки блестят и переливаются).
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Обратим внимание на глагол движения «пробилась»: с какой целью, как вы думаете, он употреблен? (это глагол движения, обозначает борьбу; да, из-за тучи же сложно пробиться).
«Синей молнии струя» — что это за троп? («метафора») Как вы ее понимаете? Какой образ у вас создается? (струя как бы обрушивается на землю, будто речной поток, только электрический).
Форма какого слова мало употребительна в наше время? («пламень»). Способствует ли это рифме? (да, если бы было «пламя», то окончания прилагательных среднего рода не дали бы рифмы: белое и летучее).
Согласны ли вы с тем, что «пламя» звучит гораздо мягче, чем «пламень», нет той быстроты и силы в слове? (да).
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Давайте назовем средства художественной выразительности, которые использованы в этой строфе: метафора «вихрем пыль летит», эпитеты «сердитей» и «смелей».
Зачем они здесь нужны? (для создания атмосферы бури, происходит нарастание действия, события разворачиваются стремительнее).
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Какой предстает природа в этой строфе? (Солнце глядит «исподлобья», то есть несмело, неохотно; словно хмурится, злится, недовольное тем, что его заслонили тучи).
Какой мы видим прием в этом случае? (Олицетворение, солнце словно живое существо, человек).
А какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? (Возможно, сиянье, так как, наверное, это вспышка молнии, которая озарила все небо, залила его своим блеском; А возможно, смятенная, так как это слово наиболее полно передает состояние природы, ведь произошла такая быстрая и резкая смена погоды, природа потрясена).
Каков размер стихотворения? (Стихотворение состоит из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге. Это придает стихотворению динамичность, выразительность, задает определенный темп).
Какие краски преобладают? (Цветовые эпитеты, которых очень много, создают некий контраст: мы видим и темные тона – синяя молния, дальний гром – и светлые, радостные цвета – пламень белый, зеленеющие нивы).
А какими звуками насыщено стихотворение? (Шум дождя, ветра, раскаты грома, удары молнии – звуки страшные, пугающие).
Какой прием способствует усилению звуковой выразительности речи? (Звукопись). Видим ли мы его здесь? (Да. Это аллитерация: повтор звука «р» — гром, пробилась, струя, края, раскаты, сердитей…) Это усиливает впечатление от состояния природы.
Какие же чувства испытывает лирический герой, наблюдая эту картину? (Восторг, восхищение красотой и мощью природы, любование единением неба и земли).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
Художественные средства
В анализе стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева стоит описать литературные тропы и средства выразительности. Это и синтаксический параллелизм, и ассонанс, и аллитерация, благодаря которой создается звуковой образ грозы, а в последнем четверостишии — сияние солнца.
Про другие художественные средства выразительности: можно написать в анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» об эпитетах, которые помогают поэту передать все краски природы, создать радостный колорит. Следует отметить, что все описание грозы насыщено глаголами, что придает динамичность описываемой картине. Из литературных тропов поэт использовал олицетворение и метафоры, чтобы придать пейзажу еще большую выразительность.
Федор Тютчев умел очень тонко чувствовать красоту окружающего мира. И смог передать все разнообразные природные оттенки так ярко, что они каждый раз раскрываются для читателей с новой стороны. Именно такое тонкое восприятие и делает поэзию Тютчева изящной и возвышенной. И, читая ее, можно увидеть все великолепие и величие царства природы.
Источник