Презентация к уроку, посвященному творчеству А.С. Пушкина — «Солнце русской поэзии»
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Представлены материалы связанные с биографией А.С. Пушкина и его сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_solntse_russkoy_poezii_1.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация к урокам по сказкам А.С.Пушкина В 4 классе По ОС «Школа 2100» Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №514 Калининского района Санкт Петербурга Бабакина Е.В.
«Солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин ( 1799 – 1837 )
Родители А.С.Пушкина Надежда Осиповна Сергей Львович
Маленький Саша Дом в Москве, где родился поэт
Родовое гнездо Пушкиных Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка поэта. Няня Арина Родионовна Михайловское Памятник Пушкину с бабушкой.
Царскосельский лицей В 1811 году в Царском селе открыт первый в России лицей для дворянских детей. В 1937 году Детское (Царское) Село п ереименовано в Пушкино, сейчас это город Пушкин.
В Царскосельском лицее Один из первых учеников лицея, Александр Пушкин, провел здесь 6 лет.
«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» И.Е..Репин написал картину к 100-летию Лицея (1911 год)
Жена и дети А.С.Пушкина Наталья Николаевна Дети
Обложки книг со сказками А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане …» — самая добрая и просторная.
« Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о попе и работнике его Балде » «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царе Салтане …»
« Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии» Н.В.Гоголь « Победителю – ученику от побежденного учителя…» В.А.Жуковский «Солнце русской поэзии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
Презентация создана при изучении по литературному чтению сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане. » учениками 4 «А» класса в 2010 году.Работа на уроке над изучением текста сказки, составлением пла.
Урок по УМК «Начальная школа XXI века».
Презентация о жизни А.С. Пушкина. Может быть использована на уроках литературного чтения при изучении творчества поэта в 1-4 классах. Материал подан в простой и удобной для восприятия.
Учебные задачи:-познакомить с биографией поэта, его творчеством,Как имя Пушкина связано с нашим краем?-закрепить знания о прочитанных произведениях.Учебные умения:-развитие художественно- творческих п.
Программа «Школа России». К учебнику Горецкого В.Г, Кирюшкина В.А. «Азбука». Урок обучения грамоте по теме: «Творчество А.С. Пушкина. Сказки".
Знакомство воспитанников с творчеством поэта-сказочника А.С. Пушкина. Вызвать желания читать произведения писателя, воспитывать гордость за великих людей России.
Источник
Презентация «Солнце русской поэзии — А. С. Пушкин»
презентация к уроку
Знакомство воспитанников с творчеством поэта-сказочника А.С. Пушкина. Вызвать желания читать произведения писателя, воспитывать гордость за великих людей России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_o_pushkine.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце русской поэзии (Жизнь и творчество А.С. Пушкина) Подготовила: Белых Т. А.
Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802
Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.
Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал: «Арап Петра Великого» А.П. Ганнибал
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин. «Записки о Пушкине». Комната Александра Пушкина
Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Вильгельм Карлович Кюхельбекер
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. «Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)
Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г. Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я – когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; — годы Промчалися — и вы во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское
Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» Тригорское
Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», — вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных. Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер» … Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла… А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ.
6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения- с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.
18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате Квартира Пушкина в Москве на Арбате С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. Квартира Пушкина в Петербурге на Набережной Мойки
Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Младший сын Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г. «Солнце русской поэзии закатилось»,- написал В. Жуковский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации представлен материал жизни и творчества А.С.Пушкина, предназначенный для учеников 2 класса. В презентации присутствует стихотворение «Няне» в записе.
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
Представлены материалы связанные с биографией А.С. Пушкина и его сказками.
Урок по УМК «Начальная школа XXI века».
Презентация о жизни А.С. Пушкина. Может быть использована на уроках литературного чтения при изучении творчества поэта в 1-4 классах. Материал подан в простой и удобной для восприятия.
Учебные задачи:-познакомить с биографией поэта, его творчеством,Как имя Пушкина связано с нашим краем?-закрепить знания о прочитанных произведениях.Учебные умения:-развитие художественно- творческих п.
Источник
«СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН» — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsc12bala.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН»» — Транскрипт:
1 «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН»
2 Цель : Расширять знания учащихся о жизни и творчестве А. С.Пушкина
3 Задачи урока: Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; Формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей; Воспитывать художественно –эстетический вкус
4 6 июня 1799 г у отставного майора на одной из окраинных улочек Москвы (ныне ул. Баумана), у Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных родился сын Александр- гласит запись в церковной книге- первом документе, связанном с жизнью великого поэта
5 Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части московского общества
6 Брат Лев Сергеевич и сестра Ольга Сергеевна Пушкины
7 воспитание Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал выучила его читать по –русски; учили его и танцам, возили на детские балы
8 Мария Алексеевна Ганнибал- бабушка Александра Пушкина.
9 У маленького Саши была няня Арина Родионовна, из семьи крепостных Она очень была привязана к мальчику и очень его любила. Саша часто искал у неё защиты, когда его обижали, и прятался от наказания. Арина Родионовна знакомила Пушкина с народными песнями, сказками, пословицами и поговорками, Уже став взрослым он записал сюжеты сказок и из них потом родились пушкинские сказки.
10 В 12 лет, получив домашнее воспитание был отвезён в новый, только открывшейся 19 октября 1811 г. Царскосельский лицей под Петербургом
11 Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 г 9 июня состоялся выпускной экзамен
12 Творчество А.С. Пушкина Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. На восьмом году сочинял маленькие комедии и эпиграммы на учителей. В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
13 Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это царь сослал его в ссылку в село Михайловское
14 В селе Михайловском
15 Встреча с няней В Михайловском поэт встретился с Ариной Родионовной. И вновь, как в детстве слушал старинные песни и сказки старой няни. Он очень её любил и посвятил ей несколько стихотворений
16 Одним из первых русских писателей А.С. Пушкин обратился к жанру сказки. И в 30 – е годы были созданы пять стихотворных сказок.
17 Назовите их «Сказка……. «Сказка…… «Сказка…..
18 Игра «По страницам сказок Пушкина» Учащиеся первого ряда будут загадывать любой вопрос по сказкам А.С. Пушкина команде второго ряда. Если ответ дан правильно, право задать вопрос переходит к отвечающей команде. Если ответа не последовало, ответить могут ученики третьего ряда. Играем до выявления команды победительницы- знатока сказок А.С. Пушкина
19 Закрепление Выполнение заданий 47 и 48 по рабочей тетради 2
20 Викторина « Мир пушкинских героев и произведений» — Из каких произведений эти строчки?
21 Игра « Волшебный мешочек»
22 Кто быстрее даст ответ?
23 Найди лишнее слово и объясни свой выбор. Комар, бабочка, шмель. Зеркальце, яблоко, груша. Заяц, белочка, орешки. Корыто, удочка, невод. Поп, Гвидон, Балда. Салтан,Чернавка,Елисей.
24 Итог урока — Какие впечатления у вас остались, что запомнилось особенно? -Какие отрывки из сказок Пушкина вам захотелось инсценировать? Можете подготовить их, создав свой мини – театр.
25 Домашнее задание Учебник. Читать и пересказывать, с Ответы на вопросы в рубрике «Выскажи предположение» с. 99 и 100
Источник
Презентация «Солнце русской поэзии» (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве
26 мая (6 июня) 1799 года
в дворянской помещичьей семье
В день праздника Вознесения.
Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева
Брат, Лев Сергеевич Пушкин
Мать, Надежда Осиповна Пушкина
(1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого»
Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,
был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу.
Н.О. Пушкина. 1800-е гг.
Абрам Петрович Ганнибал:
«Арап Петра Великого»
ДЕТСТВО (1799-1811) Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и
няня Арина Родионовна.
Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много и говорила складно.
Именно у своей няни Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
После он напишет:
Елоховский Богоявленский собор, в котором крестили А.С.Пушкина.
Село Захарово, имение бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал
Успехи и неудачи в домашнем образовании
- Как и принято в дворянских семьях, маленькому Пушкину нанимают гувернера-иностранца. И с 7 лет Саша начинает изучать немецкий, французский и английский языки. Поэтому свои первые стихи он пишет именно на французском. С 9 лет у него появляется страсть к чтению. Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся
19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
Лицей (1811-1817)
- Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Лицей на всю жизнь узами дружбы соединил Пушкина с И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, К.К. Данзасом и В.К. Кюхельбекером.
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин. «Записки о Пушкине».
Комната Александра Пушкина
Комната Саши Пушкина
Близкие друзья Пушкина по Лицею.
Пушкин сохранил лицейскую дружбу
и культ Лицея на всю жизнь.
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены.
«Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)
Лицей заменил Пушкину детство.
Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г.
когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был –
Я приступал лишь
только к жизни; — годы
Промчалися — и вы
Этот дуб помнит А.С.Пушкина
Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком.
А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», — вспоминали дворовые люди с. Михайловского.
Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.
…Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву.
В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ.
6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения- с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино
с 7 сентября по 2 декабря
1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.
18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате
в Москве на Арбате
С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.
Квартира Пушкина в
Натали Гончарова, церковь Вознесения, где проходило венчание
Старший сын Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)
Младший сын Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)
Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)
У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал
за ней ухаживать.
Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг.
8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Умирающий Пушкин в квартире на Мойке
в страшных мучениях,
«Солнце русской поэзии закатилось»,- написал
3 февраля гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святогорский монастырь Псковской губернии, где 6 февраля состоялись похороны поэта.
Михайловское, Алексей Саврасов Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре
Могила А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин Анализ стихотворения «Узник» Учимся понимать текст Как вы думаете, о чём стихотворение «Узник»? Прочитайте произведение
Учимся понимать поэтический текст
Узник — человек, который находится в заключении.
Темница — помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя — 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл — 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные — 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
Историческая справка Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты. Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант. В.Букатов История создания стихотворения Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает. Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему: — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу. История создания стихотворения Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником. Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу. Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней Пояснения Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
- Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях. За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
Современный Кишинёв Почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
- Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию. Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Анализ стихотворения.
- — Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя. Стихотворение построено на антитезе.
- Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
- В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.
Диалог с текстом Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»). Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину? Такой орёл может быть символом свободы? Почему он машет одним «крылом»? Почему пища «кровавая»? Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
- Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл — это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.
Диалог с текстом
Почему орёл «бросает» пищу?
Что значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.
Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Найдите их в тексте.
- Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Найдите их в тексте.
- В последней строфе торжествует чувство свободы? Как вы это поняли?
- Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
- Фраза «Давай, улетим!» привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, — это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.
Диалог с текстом
Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить? Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.
Что загадочного в последней строфе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?
Какой звук повторяется в словах: «. пора, брат, пора!»?
- В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
- Такой художественный приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Учимся понимать поэтический текст После чтения
- Какова тема стихотворения?
- Какова основная мысль стихотворения?
- Это произведение о свободе или о предательстве свободы?
- Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей! Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.
Черновой вариант стихотворения
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл названия стихотворения Пушкина «Узник»?
Источник