Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет , как погиб поэт , а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе , дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин—незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. « Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов—старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено—и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!— говорил он.— Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу — белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
СказкиПушкина не похожи одна на другую. Так, а «Сказке о попе и работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на даровщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом Петушке»
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда снами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Выполнила ученица 6 класса Маметьевской ОООШ Альметьевского района, Республики Татарсан
Источник
«Солнце русской поэзии Пушкин»
В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.
Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г. он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании «Литературной газеты». В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал «Современник», к участию в котором он хотел привлечь Белинского. Наметившиеся переговоры не были доведены до конца. В январе 1837 г. Пушкин был убит па дуэли.
Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет («Литературные прибавления к Русскому инвалиду») была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано».
Солнце русской поэзии. И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» («Вакхическая песня»).
Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему.
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующсго этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в се истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянстве и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германца, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали К себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.
Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы — и романтические, и реалистические — были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах, подобного которому, но существу, нот до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) раскрыли повью возможности обогащения литературы. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о народе, его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.
Уроки Пушкина — это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, «лелеющей душу гуманности». В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той «всемирной отзывчивостью». которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в «Речи о Пушкине».
Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться «в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы пи верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»
Источник
Солнце русской поэзии
КОЛЛАЖ Владимира ПАСТУХОВА
СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. 214 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
214 лет назад, 6 июня 1799 года в г. Москве, Россия и вся мировая литература обрели своего поэтического гения – Александра Сергеевича Пушкина.
Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трёх тысяч музыкальных произведений. Поэзия Пушкина вдохновляла и вдохновляет композиторов на написание романсов уже третье столетие.
Первые романсы на стихи Пушкина появились в середине 1800-х. Всего же их написано около шестидесяти. Самыми популярными являются «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, «На холмах Грузии» Н. Римского-Корсакова, «Я Вас любил» Б. Шереметьева, «Не пой красавица при мне» С. Рахманинова и многие другие.
Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»:
Романс Ц.Кюи – А.Пушкин «Сожжённое письмо»:
http://mp3extaz.com/data/
А. Даргомыжский- А.Пушкин, романс «Ночной зефир» (исп.
Д. Хворостовский):
http://plus-music.org/+
Н.А.Римский-Корсаков «На холмах Грузии» (исп. Анна Нетребко):
http://sharkmp3.net/music/++
С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне» (исп. Д. Хворостовский):
http://muzbaron.com/dll/
Даргомыжский – Пушкин, (камерный) хор «Пью за здравие Мэри»:
http://www.youtube.com/watch?v=z-ffdfy16Y0&feature=youtu.be
Произведения Пушкина – это эталон русского языка, подобно Данте в Италии и Гёте в Германии. Как бы ни изменилась жизнь на протяжении последнего времени, где бы мы ни находились, всегда остаются вечные ценности. Классическая русская поэзия и музыка остаются ничем незаменимой частью русской культуры.
Гений А.С. Пушкина вечен, как и вечна Пушкинская поэзия, воспевающая глубокие нравственные идеалы Русского человека, Русского общества. Весь мир чтит и помнит великого поэта — «Певца любви, певца своей печали». Предвидение поэта звучит в его знаменитом стихотворении «Памятник».
Чистота и одухотворенность поэзии А.С. Пушкина более 200-лет вдохновляла композиторов классиков: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, А.Г. Рубинштейна, С.И. Танеева, С.В. Свиридова и многих других композиторов современности.
Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. Секрет их популярности и долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.
Поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин написал в 1820 году, назвав её «Мое игривое творение». Былинно-эпическая опера «Руслан и Людмила» была написана М.И. Глинкой в период с 1837 по 1842 годы. Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Первая постановка оперы состоялась на сцене Большого театра в Петербурге через 5 лет после гибели поэта.
Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:
http://www.youtube.com/watch?v=c2Y705uBRtQ
«Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского. Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера написана композитором через 44 года, т.е. в 1869 году, закончена Римским-Корсаковым в связи со смертью Мусоргского, и поставлена в Петербурге. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести в неё любовный сюжет. Ради этого Римскому-Корсакову в опере пришлось создать роль Марины Мнишек.
«Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского. Поэма «Евгений Онегин» — семилетний труд Пушкина (1823—1830 гг.). Появление ее на сцене в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.
Велика роль либретто, созданного П.И. Чайковским и К.С. Шиловским, которые, прикоснувшись к творению А.С. Пушкина, сумели органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и другое.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.
Хор «Девицы-красавицы» из оп. Евгений Онегин»:
http://sharkmp3.net/music/+
Сцена письма Татьяны к Онегину:
http://yandex.ru/yandsearch?text=++++&lr=2
«Пиковая дама» — психологическая опера-драма П.И. Чайковского.
Повесть написана поэтом в 1833 году в течение одного года, Чайковский же трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, являющееся поныне одним из величайших достижений мирового музыкального искусства. Прообразом старой графини стала 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая «умудрилась» умереть в один год с Пушкиным. Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России.
Хор из 1 действия оперы. «Пиковая дама «Наконец-то бог послал нам солнечный денёк» и Ариозо Германа «Я имени её не знаю»:
http://plus-music.org/++/3/
По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа» Чайковским; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — Римским-Корсаковым; «Скупой рыцарь» и «Алеко» — дипломная работа композитора — Рахманиновым; «Дубровский» — Направником; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжским; балеты «Бахчисарайский фонтан», «Барышня — крестьянка» написаны Б.В. Асафьевым; «Медный всадник» — балет Глиера. Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.
Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.
Ни один поэт в мире не может быть поставлен рядом с Пушкиным по тому широкому и горячему отклику, которое нашло его творчество в музыкальном искусстве. Почти все гениальные создания Пушкина, начиная от лирических стихотворений и кончая большими поэтическими, драматургическими и прозаическими произведениями, получили достойное воплощение в музыке русских композиторов.
Бытовой романс, песня, вокальная лирика и оперы Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи, Чайковского и Рахманинова оплодотворены гением пушкинской поэзии, озарены чистым и светлым огнем его вдохновения.
Поэзия Пушкина обладает необычайным мелодизмом и внутренней музыкальностью. Почитайте, к примеру, эти стихи:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет…
Его стихи можно читать бесконечно…
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса!
Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал вас бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
.
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
А помните это вдохновенное?
Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
Каждый слог поётся!
На эти стихи написаны композиторами романсы и хоровые произведения. Не мудрено! Стихи настолько вокальны, что поются априори… , образы настолько ярки и зримы, что заражают своим эмоциональным характером и внутренним содержанием. В них влюбляешься сразу и навсегда!
Глубокий и истинный реализм чувств, сильных и в то же время доступных всем своей простотой и естественностью, в поэзии Пушкина сочетается с редким совершенством формы, языка, стиля. Как одно из главных преимуществ, особым достоинством поэзии Пушкина Белинский считал полноту, законченность, выдержанность и стройность его созданий.
«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего,— писал он,— ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом. »
Чайковский отмечал, что Пушкин «силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Необычайная звуковая выразительность и внутренняя гармония пушкинского стиха часто вдохновляли фантазию композиторов и вызывали к жизни замечательные музыкальные идеи и образы, полные живой прелести и правдивости. Нет сомнения и в том, что обращение русских музыкантов к пушкинской поэзии оказало огромное плодотворное воздействие на формирование реалистической вокальной декламации, той редчайшей психологической выразительности слова в звуке, которая является достижением русской музыкальной школы, ее национальной особенностью.
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» — этот творческий девиз Даргомыжского, вероятно, во многом вдохновлен поэзией Пушкина.
Огромную роль в распространении влияния поэзии Пушкина на музыку сыграло безграничное многообразие его творчества, охватившего почти все литературные жанры, и в каждом из них мы находим гениальные образцы высокого искусства.
Поэтическому дару Пушкина одинаково были подвластны мир интимных лирических чувств и героический гражданский пафос, образы русского эпоса и народной сказки, истории и современности. Поэтому каждый композитор может свободно черпать из сокровищницы пушкинского наследия наиболее близкие себе сюжеты, наиболее волнующие идеи и образы.
Но есть главная и основополагающая черта в пушкинском творчестве, привлекающая к себе внимание русских музыкантов вплоть до нашего времени, а ныне и не только русских.
«Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — сказал А. В. Луначарский. Думаю, эта мысль Луначарского современна и сегодня.
Верным сыном родины, выразителем своей эпохи был Пушкин, запечатлевший основные стороны современной ему русской действительности. Передовые представители русской революционно-демократической мысли в своих статьях и высказываниях о Пушкине неоднократно подчеркивали важнейшее качество его произведений, которое состоит в том, что он
«первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью» (Чернышевский).
Гениальный новатор, заменивший высокопарный «высокий слог», архаичные славянизмы, считавшиеся обязательными атрибутами поэзии, живым, образным, народным языком, поднявший этот язык на уровень высокого искусства, Пушкин обновил и само содержание поэтического творчества, связав его с родной, национальной почвой, с жизнью родного народа.
«Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры».
Эта мысль Белинского повторяет замечательные слова Гоголя:
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Действительно, куда бы ни обращалась поэтическая мысль Пушкина: к русской истории или современности, к народной сказке или эпическому повествованию,— всюду он создавал образы, могучие по яркости своего национального характера, произведения, богатые национальным содержанием.
Определение Белинским пушкинского «Евгения Онегина» как «энциклопедии русской жизни» можно отнести ко всему творчеству великого поэта. Пушкин показал в своих произведениях все богатство, полноту и своеобразие русской действительности, самобытность ее исторического пути: силой своего гения он проник в сокровищницу русской народной поэтической фантазии, народной мудрости, открыл неистощимый источник эстетического наслаждения в самых обычных, казалось бы, и самых прозаических явлениях народной жизни. Белинский особенно подчеркивал удивительную способность Пушкина делать поэтическими самые обыденные предметы.
«Для Пушкина. не было так называемой низкой природы; поэтому он не затруднялся никаким сравнением, никаким предметом, брал первый попавшийся ему под руку, и все у него являлось поэтическим, и потому прекрасным и благородным. Тот еще не художник,— продолжал Белинский,— которого поэзия трепещет и отвращается (от) прозы жизни, кого могут вдохновлять только высокие предметы. Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия».
Иными словами, Пушкин первый с силой великого гения провозгласил принцип подлинного и высокого реализма в русском искусстве.
В то время, когда Пушкин заканчивает свое исследование об одном из грандиознейших в истории России народных восстаний, то есть «Историю Пугачева», Глинка задумывает свою первую оперу, героем которой является простой костромской крестьянин. Два гениальных русских художника, основоположники русской классической литературы и музыки, почти одновременно приходят к пониманию народа как важнейшей социальной силы, движущей силы истории.
Оперная «пушкиниана» богата своим разнообразием, различием тем и жанров. Вслед за оперой-балетом на античный сюжет Пушкина — «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848) создана его замечательная народно-фантастическая опера «Русалка» (1855), затем его же «Каменный гость» (1869); к одному десятилетию относятся столь же великие, сколь и различные оперы — народная музыкальная драма Мусоргского «Борис Годунов» (1872) и «лирические сцены» Чайковского «Евгений Онегин» (1877).
Следующие два десятилетия приносят «Мазепу» (1883) и «Пиковую даму» (1890) Чайковского, «Кавказского пленника» Кюи (поставлен в 1883), «Алеко» Рахманинова (1892), «Дубровского» Направника (1894) и «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова (1897). Первое десятилетие XX века ознаменовывается «Сказкой о царе Салтане» (поставлена в 1900) и «Золотым петушком» Римского-Корсакова (1907), «Скупым рыцарем» Рахманинова (1904), «Пиром во время чумы» (1900) и «Капитанской дочкой» Кюи (1909).
Этот список произведений на пушкинские темы не исчерпывает всей оперной «пушкинианы» прошлого. Не все здесь и равноценно по художественной значимости, в частности оперы Кюи оказались маложизнеспособными. Но, как мы видим, большинство пушкинских опер в этом списке — шедевры русской оперной классики,
Можно смело сказать, что пушкинские оперы Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова, начиная с 1842 года (дата постановки «Руслана и Людмилы»), определили основные этапы в развитии реалистических принципов русской музыкальной драматургии и музыкального театра. составили основу репертуара русской оперы, её золотой фонд.
Более двух столетий звучат музыкальные произведения, написанные в разное время на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке ХХ века — у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Его Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” обрёл поистине всенародную популярность настолько, что стал одним им из любимых произведений как среди любителей классической музыки, так и среди музыкантов-профессионалов.
Романс Г.В. Свиридова «Подъезжая под Ижоры» исп. Д. Хворостовский:
http://iplayer.fm/q/++/
Романс Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.
Пушкина «Метель», исп. ансамбль скрипачей:
http://video.yandex.ru/#!/search?text=Романс Г.В. Свиридова из музыкальных и к повести А.С. слушать видео&where=all&filmId=JFNK4M0_UXI
Хор из цикла «Пушкинский венок» «Наташа»:
«Пушкинский венок» в исполнении камерных хоров Москвы и Новосибирска, дирижёр В.Н. Минин:
Источник