8 класс
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
Расставьте знаки препинания. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения.
1) Снег с полей сошёл за одну неделю обнажив парящую землю. 2) По карнизу постукивая бродили голуби. 3) Река пенилась вздымая валы и стремительно скользила мимо. 4) Я смотрю на небеса. Облака летя сияют и сияя улетают за далёкие леса. 5) То и дело впереди с дороги взлетали жаворонки и отлетев немного снова садились на землю. 6) Листья падая шепчутся прощаясь навек. 7) Лес деревья кустарники приносят человеку огромную пользу очищая воздух от пыли углекислого газа и других вредных примесей. 8) Из леса вынырнул тетерев и опустившись на одинокую сосну притаился. 9) Звезда полей горит не угасая для всех тревожных жителей земли своим лучом приветливым касаясь всех городов поднявшихся вдали. 10) Солнце с утра проламываясь сквозь листву накалило на террасе и стол и соломенные стулья и деревенские половички. 11) Куры влезли на стол в саду и толкая друг друга стали склёвывать из тарелки гречневую кашу. 12) На опушках полян покрытых свежей травой берёзы осины небольшие ёлки и тонкий гибкий орешник перемешиваясь составляли небольшие группы. 13) Старый дуб весь преображённый раскинувшись шатром сочной тёмной зелени млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. 14) Глядя на высокое звёздное небо на месяц на комету и на зарево Пьер испытывал радостное умиление. 15) Налетел вихрь подхватил гусиные перья и закружив унёс вверх.
1) Снег с полей сошёл за одну неделю, обнажив парящую землю. 2) По карнизу, постукивая, бродили голуби. 3) Река пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. 4) Я смотрю на небеса. Облака, летя, сияют и, сияя, улетают за далёкие леса. 5) То и дело впереди с дороги взлетали жаворонки и, отлетев немного, снова садились на землю. 6) Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. 7) Лес, деревья, кустарники приносят человеку огромную пользу, очищая воздух от пыли, углекислого газа и других вредных примесей. 8) Из леса вынырнул тетерев и, опустившись на одинокую сосну, притаился. 9) Звезда полей горит, не угасая, для всех тревожных жителей земли, своим лучом приветливым касаясь, всех городов, поднявшихся вдали. 10) Солнце, с утра проламываясь сквозь листву, накалило на террасе и стол, и соломенные стулья, и деревенские половички. 11) Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга, стали склёвывать из тарелки гречневую кашу. 12) На опушках полян, покрытых свежей травой, берёзы, осины, небольшие ёлки и тонкий, гибкий орешник, перемешиваясь, составляли небольшие группы. 13) Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. 14) Глядя на высокое звёздное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. 15) Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх.
1. Расставьте знаки препинания. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения.
1) Протиснувшись в одном месте сквозь заросли я в первый раз увидел в светлой воде маленьких рыбок. 2) Зашевелились северные тучи и хмурясь заволокли небо. 3) Каждый раз собираясь в далёкие поездки я обязательно приходил на Ильинский омут. 4) Войдя в комнату доктор скинул с себя пальто и оставшись в старомодном сюртуке подошёл к Елизавете Ивановне. 5) Выбрав место поровнее я приказал ставить палатки. 6) Созданные в незапамятные времена пословицы и поговорки переходя из поколения в поколение из уст в уста поддерживали устои народной жизни крепили нравственный и духовный облик народа. 7) Тихо стоят деревья точно боясь пошевелиться и нарушить свой нарядный сказочный убор. 8) Усядусь огня не зажигая возле окон облитых лунным светом и смотрю на сад на звёзды редкие. 9) Сколько раз мы охотники выждав тёмное утро на зябкой заре с трепетом слушали это пение стараясь по-своему понять о чём поют петухи. 10) Звезда полей во мгле заледенелой остановившись смотрит в полынью. 11) Шурик Авдеенко сидит яростно наклонившись над тетрадью показывая мощные усилия ума и воли брошенные на решение задачи. 12) Дети встали дрожа от свежести утреннего воздуха и начали с любопытством осматриваться вокруг. 13) Он сидел против меня облокотившись на перила и притянув к себе ветку сирени обрывал с неё листья. 14) Проводив товарищей Таня вернулась в сад.
1) Протиснувшись в одном месте сквозь заросли, я в первый раз увидел в светлой воде маленьких рыбок. 2) Зашевелились северные тучи и, хмурясь, заволокли небо. 3) Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 4) Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. 5) Выбрав место поровнее, я приказал ставить палатки. 6) Созданные в незапамятные времена, пословицы и поговорки, переходя из поколения в поколение, из уст в уста, поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа. 7) Тихо стоят деревья, точно боясь пошевелиться и нарушить свой нарядный сказочный убор. 8) Усядусь, огня не зажигая, возле окон, облитых лунным светом, и смотрю на сад, на звёзды редкие. 9) Сколько раз мы, охотники, выждав тёмное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять о чём поют петухи. 10) Звезда полей во мгле заледенелой, остановившись, смотрит в полынью. 11) Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи. 12) Дети встали, дрожа от свежести утреннего воздуха, и начали с любопытством осматриваться вокруг. 13) Он сидел против меня, облокотившись на перила, и, притянув к себе ветку сирени, обрывал с неё листья. 14) Проводив товарищей, Таня вернулась в сад.
Источник
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Правописание предлогов — Предлог — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словарные диктанты
Показалось из-за туч; подшутил надо мной; кое с кем беседовал; побежал по дороге; свисают с крыш; добежал до школы; находится при школе; подошёл ко мне; от другого берега; дружит с ней; изб всех сил; прийти в школу вовремя; во время занятий; в трёх метрах от школы.
• Подчеркните предлоги, определите их разряд.
• С какой частью речи предлоги не сочетаются?
Расположился около леса; пришёл вместо другого; отказался вследствие нездоровья; шёл впереди отряда; подшутил надо мной; пробираться вдоль берега; выскочил из-под лыж; сквозь лесную глушь; в течение месяца; изо дня в день; ввиду ненастья; вблизи деревни; по приезде в город; согласно расписанию; выйти навстречу участникам соревнований; узнать насчёт квартиры; по окончании школы.
• Подчеркните производные предлоги.
• Какие из данных производных предлогов омонимичны наречиям? Докажите, составив с ними словосочетания или предложения.
Идти навстречу ветру — идти на встречу с космонавтом;
шёл, не смотря по сторонам — несмотря на усталость;
вследствие дождей — в следствии по данному делу;
в течении реки — в течение месяца;
узнать насчёт работы — положить на счёт банка;
идти впереди — впереди отряда;
в продолжении романа — в продолжение года;
напротив метро — живу напротив.
• Объясните правописание омонимичных слов. Указывайте части речи.
Объяснительные диктанты
1) Голубые цветки в прошлогодней траве показались на свет из- под снега. (И. Никитин) 2) Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (И. Никитин) 3) В течение всего июля стояла такая жара, что, казалось, всё вокруг звенит от летнего зноя. (Р. Коваленко) 4) Солнце, с утра проламываясь сквозь листву, накалило на террасе и стол, и соломенные стулья, и деревенские половички. (Ю. Бондарев)
• Подчеркните предлоги; укажите слова, к которым они относятся. С каким падежом употребляется каждый предлог?
• Укажите производные предлоги (возьмите их в овал). Из каких частей речи они образовались? (Ключ: в течение — из существительного; сквозь — из наречия.) Обоснуйте своё мнение: составьте и запишите соответствующие предложения.
• Проведите синтаксический разбор предложения 4, начертите его схему.
1) Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений. (Ибн Сина) 2) Искренне интересуясь другими людьми, вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, чем приобретёте их в продолжение двух лет, пытаясь заинтересовать других людей своей особой. (Д. Карнеги) 3) Найди, где твои корни, и не суетись насчёт других миров. (Торо Генри Дэвид)
• Выделите производные предлоги.
• От каких частей речи образовались эти производные предлоги? Докажите, составив и записав предложения с такими словами. Каково будет их правописание?
Прежде всего Россия — христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то ещё более задушевному. Он является таковым благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы.
(Из статьи Ф. Тютчева “Россия и Революция”)
• Найдите в записанном тексте предлоги, выпишите их и проведите морфологический разбор.
• Из каких частей речи образовался производный предлог вследствие? Докажите, составив и записав предложение с такими словами. Каково будет их правописание?
• Какие ещё производные предлоги вы знаете? Запишите несколько примеров. С одним из производных предлогов составьте и запишите предложение.
• Найдите в записанном тексте все местоимения, укажите их разряд.
Предупредительные диктанты
• Вспомните и проговорите правило написания предлогов со словами разных частей речи.
• Запишите под диктовку пословицы.
1) Волчьи зубы из-под бараньего лба видны. 2) По заячьему следу доходят до медвежьей берлоги. 3) Друзья познаются в беде. 4) Ёж и медведя из берлоги выживет. 5) Работу с плеч, да и на печь. 6) Ложь в правду рядилась, да о правду и разбилась. 7) Без пословицы не проживёшь. 8) Не всякая пословица при всяком молвится. 9) От доброго слова язык не отсохнет.
• Укажите в записанных предложениях предлоги. С какими частями речи они употребляются?
• С какими частями речи предлоги не употребляются? Приведите примеры. Есть ли такие примеры в записанных вами предложениях?
• Вспомните и проговорите правило написания производных предлогов.
1) Василий, в дороге подающий милостыню, даёт наставления Филиппу насчёт укрепления валька. (И. Тургенев) 2) В течение довольно долгого времени мне не открывалась глубина повести Пушкина “Капитанская дочка”. 3) В продолжение целого месяца мы с другом наблюдали за жизнью этого интересного зверька. 4) Вследствие разбушевавшегося урагана наша поездка в город была отменена.
• Подчеркните производные предлоги.
• Выделите орфограмму “Правописание производных предлогов”.
• Производные предлоги насчёт, в течение, в продолжение, вследствие имеют созвучные с ними слова среди других частей речи. Составьте и запишите предложения, которые будут подтверждать данную мысль.
Распределительные диктанты
• Запишите предлоги в две колонки: 1) непроизводные; 2) производные.
Около, вследствие, на, ради, в, ввиду, наперекор, через, надо, сквозь, у, из-под, в течение, насчёт, из-за, в продолжение, благодаря, со, безо, наподобие, после, вопреки, перед, между, вслед, кроме, не считая, несмотря на, навстречу.
(Ключ: около, вследствие, ввиду, наперекор, сквозь, в течение, насчёт, в продолжение, благодаря, наподобие, после, вопреки, вслед, кроме, не считая, несмотря на, навстречу.)
• Каким падежом управляют предлоги согласно, благодаря, наперекор, вопреки? Составьте и запишите с данными предлогами словосочетания или предложения.
• Запишите предлоги в три колонки в соответствии со стилем, свойственным каждому предлогу: 1) деловой стиль; 2) разговорный стиль; 3) нейтральный стиль.
Насчёт, на, вследствие, про, вроде, по, по причине, в продолжение, подле, на, у, близ, с, без, наподобие, в течение.
(Ключ: 1) вследствие, по причине, в продолжение, наподобие, в течение; 2) про, насчёт, вроде, подле, близ; 3) из-за, по, на, у, с, без.)
Выборочный диктант
• Выпишите из диктуемых предложений производные предлоги.
1) Порой сквозь снежную завесу чуть-чуть виднелись силуэты ближайших деревень. (В. Арсеньев) 2) На безлюдный простор побелевших полей смотрит весело лес из-под чёрных кудрей. (И. Никитин) 3) Опять горит меж тёмных сосен весны вечерняя звезда. 4) День пригреет — возле дома пахнет позднею травой. (А. Твардовский) 5) Опустилась непогода над опавшими ветвями. (С. Клычков) 6) В доме старинном так грустно среди непогоды ночной! (А. Кольцов) 7) К полудню совершенно неожиданно и вопреки убеждению старика на тайгу набросился ветер. (Г. Федосеев) 8) Дым багровый клубами всходит к небесам навстречу утренним лучам. (А. Пушкин)
(Ключ: предложения с производными предлогами — 1, 4, 7 и 8.)
• Из какой части речи образовались данные производные предлоги?
• Из каких ещё частей речи могут образовываться производные предлоги? Запишите несколько таких предлогов.
Творческие диктанты
Учиться, нарисовать, приехал, находится, добежать.
• Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + | существительное с предлогом”. Используйте разные предлоги.
• Какие это производные предлоги? Отгадайте и запишите.
1) Синоним непроизводного предлога “о”; 2) синоним предлога “по причине”; 3) синоним предлога “подобно”; 4) антоним предлога “позади”; 5) антоним предлога “поперёк”; 6) синоним предлога “вопреки”.
• (Ключ: насчёт, ввиду, вроде, наподобие, впереди, вдоль, наперекор.)
• Составьте и запишите с данными предлогами словосочетания “глагол + существительное”. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова.
Контрольный диктант
Образование. Это слово имеет великое множество определений. Существует мнение, что образование — это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.
Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение многих веков у того или иного народа, нации. Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. Будущее — это надежды, выраженные разными способами. В основании надежд — образцы культуры. Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — это момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив. “Он не может быть безобразным, но он не может быть и без образа” — так метко сказали об этом скульпторы.
Может быть, в само слово “образование” и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек. Образ отношений, образ предметно-материального мира, то есть образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.
Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: “Образование — это то, что остаётся, когда всё выученное забывается”.
Примечание: 1) выписать на доску имя собственное; 2) сказать о постановке тире в неполном предложении.
1. Найдите производные предлоги, возьмите их в овал.
2. Выделите орфограммы в словах ценности, выраженные, заложили, объём, выученное.
3. Проведите синтаксический разбор предложения: “Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни. ”.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник