34 примера бессоюзных сложных предложений с двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой
Приведем примеры бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания из произведений художественной литературы.
В бессоюзных сложных предложениях между их частями складываются различные смысловые отношения, в зависимости от которых между простыми предложениями ставятся следующие знаки препинания:
- запятая;
- точка с запятой;
- тире;
- двоеточие.
Запятые в бессоюзных предложениях
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно (А. Толстой).
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром (В. Короленко).
А в июльские дни начинает ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя (Ю. Грибов).
Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку (М. Пришвин).
Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов (Н. Гоголь).
Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Сыро, густо, тенисто, сад запущен (Т. Толстая).
Точка с запятой в бессоюзных предложениях
Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев).
По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали (В. Арсеньев).
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями (И. Тургенев).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве (И. Тургенев).
Тире в бессоюзных предложениях
Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).
В чистом поле идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает (И. Никитин).
Сажаешь косого в рюкзак — орет и старается укусить. Опустишь на землю — рюкзак начинает бешено прыгать (В. Песков).
Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Толстой).
С миру по нитке — голому рубаха (пословица).
В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (М. Шолохов).
Это ёж — его голыми руками не возьмёшь (поговорка).
Он говорил — ему покорялись (И. Тургенев).
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь (пословица).
Не приложишь души — никакое дело не заиграет (И. Васильев).
Пришла беда — отворяй ворота (пословица).
Двоеточие в бессоюзных предложениях
Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).
Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков).
Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей (К. Паустовский).
Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).
Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину (М. Пришвин).
Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев).
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое-что от того и другого (Ж. Лабрюйер).
Сохранить статью
Источник
Солнце садилось ветер все крепчал закат разгорался пурпуром бсп
Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ
— Будет буря, товарищ.
— Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.
— Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться.
— Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.
— Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены. Прощай. Смена через два часа.
Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.
Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу,синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.
На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.
Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.
Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.
Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.
В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни — несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.
Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.
Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни. К тому же старые испанские ружья не очень метки. Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус. Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте.
— Кто идет? — опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.
— Брат! — отвечает рыбак,- отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!
— Погоди, сейчас придет капрал.
На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.
Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.
А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.
В угловой башне была келья испанской военной тюрьмы. На одно мгновение красный огонек, светивший из ее окна, затмился, и за решеткой силуэтом обрисовалась фигура человека. Кто-то посмотрел оттуда на темное море и отошел. Огонек опять заколебался красными отражениями на верхушках валов.
Это был Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац, инсургент [Мятежник, участник восстания (лат.)] и флибустьер [Морской партизан (франц.)]. В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Ему подарили жизнь, то есть привезли на этот остров и посадили в башню. Здесь с него сняли оковы. Они были не нужны: стены были из камня, в окне — толстая железная решетка, за окном — море. Его жизнь состояла в том, что он мог смотреть в окно на далекий берег. И вспоминать. И, может быть, еще — надеяться.
Первое время, в светлые дни, когда солнце сверкало на верхушках синих волн и выдвигало далекий берег, он подолгу смотрел туда, вглядываясь в очертания родных гор, в выступавшие неясными извилинами ущелья, в чуть заметные пятнышки далеких деревень. Угадывал бухты, дороги, горные тропинки, по которым, казалось ему, бродят легкие тени и среди них одна, когда-то близкая ему. Он ждал, что в горах опять засверкают огоньки выстрелов с клубками дыма, что по волнам оттуда, с дальнего берега, понесутся паруса с родным флагом возмущенья и свободы. Он готовился к этому и терпеливо, осторожно, настойчиво долбил камень около ржавой решетки.
Но годы шли. На берегу все было спокойно, в ущельях лежала синяя мгла, от берега отделялся лишь небольшой испанский сторожевой катер, да мирные рыбачьи суда сновали по морю, как морские чайки за добычей.
Понемногу все прошлое становилось для него, как сон. Как во сне, дремал в золотистом тумане усмирившийся берег, и во сне же бродили по нем призрачные тени давно прошедшего. А когда от берега отделялся дымок и, разрезая волны, бежал военный катер,-он знал: это везут на остров новую смену тюремщиков и стражи.
И еще годы прошли в этой летаргии. Хуан-Мария-Мигуэль-Хозе-Диац успокоился и стал забывать даже свои сны. Даже на дальний берег он смотрел уже с тупым равнодушием и давно уже перестал долбить решетку. К чему.
Только когда поднимался восточный ветер, особенно сильный в этих местах, и волны начинали шевелить камнями на откосе маленького острова,- в глубине его души, как эти камни на дне моря, начинала глухо шевелиться тоска, неясная и тупая. От затянутого мглою берега, казалось ему, опять отделяются какие-то тени и несутся над морскими валами, и кричат о чем-то громко, торопливо, жалобно, тревожно. Он знал, что это кричит только море, но не мог не прислушиваться невольно к этим крикам. И в глубине его души поднималось тяжелое, темное волнение.
В его каморке от угла к углу, по диагонали, была обозначена в каменном полу углубленная дорожка. Это он вытоптал босыми ногами камень, бегая в бурные ночи по своей клетке. Порой в такие ночи он опять царапал стену около решетки. Но в первое же утро, когда море, успокоившись, ласково лизало каменные уступы острова, он также успокаивался и забывал минуты исступления.
Он знал, что его держит здесь не решетка. Его держало это коварное, то сердитое, то ласковое море, и еще. сонное спокойствие отдаленного берега, лениво и тупо дремавшего в своих туманах.
Так прошли еще годы, которые казались уже днями. Время сна не существует для сознанья,.а его жизнь уже вся была сном, тупым, тяжелым и бесследным.
Однако с некоторых пор в этом сне опять начинали мелькать странные видения. В очень светлые дни на берегу поднимался дым костров или пожаров. В форте происходило необычайное движение: испанцы принялись чинить старые стены; изъяны, образовавшиеся в годы безмятежной тишины, торопливо заделывались; чаще прежнего мелькали между берегом и островом паровые баркасы с военным испанским флагом. Раза два, точно грузные спины морских чудовищ, тяжело проползли мониторы с башенками над самой водой. Диац смотрел на них тусклым взглядом, в котором порой пробивалось удивление. Один раз ему показалось даже, что в ущельи и по уступам знакомой горы, в этот день ярко освещенной солнцем, встают белые дымки от выстрелов, маленькие, как булавочные головки, выплывают внезапно и ярко на темно-зеленом фоне и тихо тают в светлом воздухе. Один раз длинная черная полоса монитора продвинулась к дальнему берегу, и несколько коротких оборванных ударов толкнулось с моря в его окно. Он схватился руками за решетку и крепко затряс ее. Она звякнула и задрожала. Щебенка и мусор посыпались из гнезд, где железные полосы были вделаны в стены.
Источник
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Цели: Формировать умение производить синтаксический разбор предложения; Развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации в различных типах предложений.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. — Перечисление одновременных событий: « Солнце не показывалось четыре дня, ветер перемешивал водяную пыль с потоками проливного дождя». — Простые предложения не имеют тесной смысловой связи или имеют осложняющую конструкцию: «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидел никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него».
Конструирование предложений: Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.
Ставится двоеточие: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Можновставить союзы А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ Предметы потерялисвою форму: всё сливалось в серую массу. Предметы потеряли свою форму,то естьвсё сливалось в серую массу. 2.Если второе предложение дополняет первое. Можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д. Пётр оглянулся: котёнок топал за ним. Пётр оглянулсяи увидел, чтокотёнок топал за ним. 3. Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед. Мальчик был счастлив,потому чтоему подарили велосипед.
Выполните тест: Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие: Поезд ушёл его огни исчезли. На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь. Не бойтесь вас подстрахуют.
Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если простые предложения противопоставлены друг другу. Можно вставить союзы А, НО, ДА(=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д. Один ушел – другойпришел. Один ушел,затодругой пришел. 2. Если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. По смыслу Он упал – все засмеялись. 3. Если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чёмговорится во втором. Можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК Лес рубят – щепки летят. Когдалес рубят, щепки летят.
Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 4. Если второе предложение содержитв себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом. Можно вставить наречие ПОЭТОМУ Он победил – как не радоваться! Он победил,поэтомукак не радоваться! 5. Если второе предложение содержит сравнение. Можно вставить союзы КАК,СЛОВНО, БУДТО и т.д. Глянет – к земле пригвоздит. Глянет,словнок земле пригвоздит. 6. Если второе предложение является присоединительным предложением. Можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д. Всё небо в тучах – плохая погода. Всё небо в тучах, таковаплохая погода.
Порядок синтаксического разбора. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно — изъяснительные, сопоставительно — противительные, условно-временные, следствия). Разобрать каждую часть как простое предложение. Составить схему предложения.
Выполните задание: Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветви берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Рефлексия. Договорите предложение — рефлексию: ухожу с урока в хорошем настроении: (причина). Я понял(а): (дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
Домашнее задание. Выучить порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; записать 5 БСП с разными знаками, сделать синтаксический разбор 2-х предложений.
Урок предполагает обобщение и систематизацию знаний обучающихся по теме «Бессоюзные сложные предложения». учащиеся отрабатывают навыки особенности постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, особенности интонации произношения бессоюзного сложного предложения, замену синонимическими конструкциями, а так же особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи.
Номер материала: 296592
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подборка курсов по арт-терапии
Время чтения: 6 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник