Меню

Солнце смеется что это метафора

Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте

Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».

Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.

Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».

Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

Типы метафор

Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».

Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».

Про стихотворение Фроста

Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.

Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.

Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.

И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.

Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.

Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.

Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.

Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».

Зачем нужны метафоры

Если учитель спросит, скажите так:

  1. Чтобы вызывать у читателя чувство эстетического наслаждения.
  2. Чтобы помогать автору передавать чувства через слова.

Источник

Чем метафора отличается от олицетворения

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния слова.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или радуются.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли прямо,
Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилах
Вода закапала.

Н. Заболоцкий. Утренняя песня.

Читайте также:  Укажите за какое время земля вращается вокруг солнца

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от олицетворения?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с другим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, например:

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дрем­лют ивы ;
Запад неба бледно-красен,
И реки бле­стят извивы.

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солнце.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и прозрачно:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок смеется;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злится.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же однозначно.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сонный,
Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заостренной,
Где воз­дух, свет и думы — заодно,
И грудь дро­жит от стра­сти неминучей.
И вет­кою все про­сит­ся пахучей
Акация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гудки.

Источник

Словарь метафор

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

  • Ахиллесова пята
  • бегут (мчат­ся) облака
  • без­дон­ное небо
  • без гро­ша в кармане
  • без­молв­ная улица
  • блед­ное небо
  • бой­кий спор
  • борь­ба без правил
  • брач­ные оковы
  • бря­цать оружием
  • буты­лоч­ные (изу­мруд­ные) глаза
  • быть под каблуком
  • быть на высоте
  • вверх тор­маш­ка­ми
  • вда­вать­ся в тонкости
  • в духе времени
  • ведет себя как хит­рый лис
  • вешать нос
  • визг пилы
  • вила­ми по воде писано
  • витать в облаках
  • взи­рать с высоты
  • взо­брать­ся в гору
  • вло­жить всю душу
  • вой вет­ра
  • воз­во­дить потём­кин­ские деревни
  • вол­ки сыты и овцы целы
  • вол­чья хватка
  • ворон­ка разрыва
  • встав­лять пал­ки в колеса
  • вти­рать очки
  • выдо­ить все деньги
  • выдох­ший­ся человек
  • вызвать на «ковёр»
  • выплес­нуть мла­ден­ца вме­сте с водой
  • вытра­вить из сознания
  • гвоздь про­грам­мы
  • глаз-алмаз
  • глу­хая ночь
  • говор ручья
  • голов­ка сыра
  • гора вещей
  • гор­ба­тые крыши
  • горит лам­поч­ка
  • горя­чая любовь
  • гре­бень птицы
  • гри­бы лисички
  • губа не дура
  • дели­кат­ный вопрос
  • дере­во стоячее
  • деревья-карлики
  • дер­жать язык за зубами
  • дождь бара­ба­нил
  • дождь про­шёл
  • дрем­лет дорога
  • дуги бро­вей
  • душа ушла в пятки
  • ежо­вые рукавицы
  • желез­ная воля
  • желез­ный характер
  • желез­ное здоровье
  • желез­ные мускулы
  • желез­ные нервы
  • жем­чу­жи­на поэзии
  • завыл ветер
  • зага­ды­вать вперёд
  • загнать себя в угол
  • заго­го­тал (заржал) от удовольствия
  • зай­ти в тупик
  • зало­жить фун­да­мент отношений
  • запус­кать руку в кассу
  • зарыть топор войны
  • засу­чить рукава
  • зелё­ная молодежь
  • золо­тая голова
  • золо­тая листва
  • золо­тая осень
  • золо­тое сердце
  • золо­тые руки
  • золо­тые слова
  • зуба­стый парень
  • изли­вать душу
  • калан­ча (о чрез­мер­но высо­ком человеке)
  • камен­ное лицо
  • камен­ное сердце
  • кипит жела­ние
  • кисель дорог
  • кис­лое выра­же­ние лица
  • кисея тума­на
  • ключ про­бле­мы
  • коль­цо колбасы
  • кон­цы с кон­ца­ми не сходятся
  • корал­ло­вые губы
  • корень сло­ва
  • кот напла­кал
  • крош­ка (о малень­ком ребёнке)
  • кру­тая машина
  • кры­ло здания
  • лас­ко­вые лучи
  • лбом сте­ну прошибать
  • ледя­ное сердце
  • ледя­ной взор
  • лен­та дороги
  • лес голо­сов
  • лес рук
  • лёд (бро­ня) равнодушия
  • листья про­пи­та­лись солнцем
  • луков­ки церквей
  • луч надеж­ды
  • любо­пыт­ный вопрос
  • маль­чик для битья
  • мач­ты стонут
  • медь волос
  • мно­го воды утекло
  • море голов
  • море про­блем
  • мрач­нее тучи
  • муд­рое решение
  • най­ти общий язык
  • насту­пить на люби­мую мозоль
  • начать с чисто­го листа
  • небо на ладони
  • невер­ный глаз
  • не зная бро­ду, совать­ся в воду
  • ни кап­ли таланта
  • ни перед чем не останавливаться
  • нож­ка стула
  • нос кораб­ля
  • обла­ко ходячее
  • огонь губ
  • огнен­ный шар
  • ока­зать­ся при­жа­тым к стене
  • оста­вить мокрое место
  • отло­жить на чер­ный день
  • остав­лять заруб­ки на память
  • острое зре­ние
  • ост­рые скулы
  • открыть себе путь
  • отпла­тить той же монетой
  • пау­ти­на лжи
  • пал­ка о двух концах
  • песоч­ная рубаха
  • пле­чи рычага
  • пога­сить ссору
  • подош­ва горы
  • под­тя­нуть поту­же пояс
  • поезд пол­зет еле-еле
  • пой­ти как по маслу
  • пой­ти лег­ким путем
  • поли­лась мелодия
  • попасть в переплёт
  • поста­вить шах и мат
  • поток (оке­ан) слёз
  • потуск­нев­ший взгляд
  • при­ло­жить руку
  • при­тор­мо­зить
  • про­бить сте­ну непонимания
  • про­ва­лить­ся на месте от стыда
  • пуза­тый чайник
  • пустая голо­ва
  • пустить кор­ни в городе
  • пше­нич­ные усы
  • пятое коле­со в телеге
  • рас­ку­рить труб­ку мира
  • рев водо­па­да
  • розо­вые мечты
  • рубить с плеча
  • рыль­це в пушку
  • само­му в пет­лю лезть
  • с гла­зу на глаз
  • сесть в калошу
  • сире­не­вый туман
  • скри­пу­чий голос
  • слад­кие речи
  • слу­жеб­ная лестница
  • соль раз­го­во­ра
  • солн­це садилось
  • ствол ору­дия
  • сте­на дождя
  • столк­нуть­ся с преградой
  • счи­тать каж­дую копейку
  • тёп­лая встреча
  • туча кома­ров
  • туч­ка золотая
  • тяжё­лая артиллерия
  • увяз­нуть в тря­сине лжи
  • уста­лые кап­ли пота
  • учить азы
  • факел зна­ний
  • хвост коме­ты
  • цвет обще­ства
  • цепи раб­ства
  • цепь озер
  • часы идут
  • человек-волк
  • чёр­ная зависть
  • чёр­ная измена
  • чёр­ные мысли
  • чугун­ные ладони
  • шепот лист­вы
  • широ­ко про­сти­рать руки
  • шоко­лад­ный загар
  • ядо­ви­тый человек
  • янтар­ный блеск

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го распространения.

Читайте также:  Чтобы сфотографировать планету за солнцем

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэзии.

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)
* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)
* * *

Замшевая поход­ка. (В.В. Набоков)
* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)
* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)
* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)
* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)
* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)
* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

  • доб­рый молодец
  • гроз­ный царь
  • уда­лой боец
  • дума креп­кая
  • дума чер­ная
  • серд­це жаркое
  • пле­чи богатырские

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

В саду горит костер ряби­ны красной.
* * *

Руки милой — пара лебедей
В золо­то волос моих ныряют.
* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,
Я наве­ки люб­лю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соло­мен­ную тере­бя?
* * *

Черемуха души­стая
С вес­ною расцвела
И вет­ки золо­ти­стые,
Что куд­ри, завила.
А рядом, у проталинки,
В тра­ве, меж­ду корней,
Бежит, стру­ит­ся маленький
Серебряный ручей.
* * *

Туча кру­же­во в роще связала,
Закурился паху­чий туман.
Еду гряз­ной доро­гой с вокзала
Вдалеке от роди­мых полян.
* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,
Виснет темь, как пла­ток, за сосной.
Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *

Полыхают зори, курят­ся туманы,
Над рез­ным окош­ком зана­вес багряный.
* * *

Не боль­на мне ничья измена,
И не раду­ет лег­кость побед,
Тех волос золо­тое сено
Превращается в серый цвет.
* * *

Зеленая при­чес­ка,
Девическая грудь,
О тон­кая березка,
Что загля­де­лась в пруд?
Что шеп­чет тебе ветер?
О чем зве­нит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лун­ный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любо­пыт­ный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь сле­зы лил пастух.
Луна сте­ли­ла тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обни­мал меня.
* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
* * *

Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солн­ца ярого.
Высоко над луговинами
По восто­ку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо
Вишневым соком стих
За отче­скую щедрость
Наставников твоих.
* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

Под гне­том вла­сти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем призыванье.

Пока сво­бо­дою горим,
Пока серд­ца для чести живы.
* * *

Природа жаж­ду­щих степей
Его в день гне­ва породила…
* * *

Сквозь вол­ни­стые туманы
Пробирается луна.
* * *

Утих и шум, и крик торговый;
Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый
Да цепью звон­кою гремит.
Она поет — и зву­ки тают,
Как поце­луи на устах,
Глядит — и небе­са играют
В ее боже­ствен­ных гла­зах;
Дул север. Плакала тра­ва
И вет­ви о недав­нем зное,
И роз, проснув­ших­ся едва,
Сжималось серд­це молодое.
* * *

У ночи мно­го звезд прелестных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной синеве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен
Как буд­то пожар восстает.
Сияние север­ной ночи
Я пом­ню все­гда близ тебя,
И све­тят фос­фор­ные очи,
Да толь­ко не гре­ют меня.
* * *

На сто­ге сена ночью южной
Лицом ко твер­ди я лежал,
И хор све­тил, живой и друж­ный,
Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.
***

Читайте также:  Напиток солнца это что

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,
Иль сон­мы звезд ко мне неслись?
Казалось, буд­то в дла­ни мощной
Над этой без­дной я повис.
***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смятеньем
Я взо­ром мерил глу­би­ну,
В кото­рой с каж­дым я мгновеньем
Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,
Ты посе­ли­ла в серд­це страх
Своей улыб­кою невинной
В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.
Я опро­ки­нут в тем­ных струях
И вновь вды­хаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снеж­ных вюгах вкруг тебя.
И ты сме­ешь­ся див­ным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над тво­им собо­льим мехом
Гуляет ветер голу­бой.
И как, гля­дясь в живые струи,
Не уви­дать себя в венце?
Твои не вспом­нить поцелуи
На запро­ки­ну­том лице?
***

В лег­ком серд­це — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,
Задыхаясь летит рысак.
***

И очи синие, бездонные
Цветут на даль­нем берегу.
***

Источник

Adblock
detector