Меню

Солнце согревает деревья зимой

Спят ли зимой деревья?

Научно-исследовательская работа о зимнем состоянии деревьев. Наблюдения и выводы, полученные в результате эксперемента

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Челно-Вершинская общеобразовательная школа

«Спят ли зимой деревья?»

Гура Елена Александровна

Глава 1 . Осенне-зимний период в жизни деревьев.

1.1 Подготовка деревьев к зиме……………………………………..4

1.2 Как наступает листопад…………………………………………5
1.3 Зачем деревья сбрасывают листья. 5
1.4 Как живёт дерево зимой………………………………………. 6

Глава 2. Экспериментальная часть.

2.1 Опыт по определению периодов снов у деревьев…………..8

2.2 Что же влияет на сон деревьев. 8

Список используемой литературы ……………………………………11

Тема: Деревья зимой.

Проблема: На уроке окружающего мира мы ходили в зимний лес, наблюдали за деревьями и учились определять деревья по коре и почкам. Вот тогда то мы и задумались: зимой многие животные впадают в спячку, а что же происходит с деревьями? Как называется состояние деревьев в период зимних холодов?

Объект исследования: деревья в зимнее время года

Предмет исследования: зимний сон деревьев

Цель: Мы хотим узнать, спят ли деревья зимой? Как они готовятся к зиме, что происходит в организме деревьев?

Чтобы получить ответ на свой вопрос и достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи.

  1. Узнать как можно больше о подготовке деревьев к зиме.
  2. Установить спят ли деревья зимой.
  3. Исследовать зимний сон деревьев..

Гипотеза: Предположим, что сон деревьев состоит из двух периодов.

  • Наблюдение
  • Опыт или эксперимент
  • Анализ научной литературы
  • Обобщить всю информацию

Осеннее-зимний период в жизни деревьев .

1.1 Подготовка деревьев к зиме

Мы знаем из уроков окружающего мира, что деревья это многолетние растения, и в зимний период года они не погибают. Чтобы убедиться в этом, мы отправились в парк 10 декабря и отломили небольшую веточку дерева. На изломе под корой мы увидели зелёного цвета ткань дерева, что говорит нам о том, что дерево живое. Предположив, что деревья зимой спят, мы стали искать подтверждения в научной литературе и статьях интернета. Данному вопросу посвящали свои статьи такие авторы, как Крутецкая В.А. в книге «Окружающий мир 2-4 классы. Интересные факты для докладов и сообщений», Клепинина З.А. в учебнике природоведения для 2 класса, Дмитриев Ю. в «Книге природы», А. Лопатина и М. Скребцова в книге

« Сказки и цветах и деревьях», также в интернете на сайтах «Почемучка» и «Ответы на вопросы от почемучек» мы нашли факты, подтверждающие, что деревья впадают в состояние сна. Деревьям , как и животным, приходится выдерживать жестокие морозы. И они заранее и по-своему готовятся к зиме.

До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают
постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от
листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные
превращения.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же
восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование
хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым.
Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл
днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве
убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными,
фиолетовыми.

Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

1.2 Как наступает листопад

У деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог
сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло?
Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

1.3 Зачем деревья сбрасывают листья?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья
у них «работают» всего один сезон. И за это время все равно быстро
изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная.
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей,
усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием окружающей
температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как
форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам
и листьям. Когда форточки-устьица открыты — из листьев испаряется влага, и
новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение — охлаждает их, не дает
перегреться. Приложите листик к щеке — он холодит.
Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья
сочные, свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой.
Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например,
испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима
для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя
листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев — нет
и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но
использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в
топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя
отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов.
Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение
замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за
год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки
дерева о т тяжести выпавшего снега. Листопад приспосабливает деревья к зиме.
1.4 Как живёт дерево зимой
Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки
дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные «амбарчики» прямо ломятся от этого добра. Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар.
Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в 200 — 400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года — просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.

II . Экспериментальная часть

2.1 Опыт по определению периодов снов у деревьев.

Для того, чтобы проверить утверждение, что до нового года деревья спят глубоким сном, а ближе к весне сон их неглубокий, мы 12 декабря сорвали веточки черёмухи и поставили в воду. Стали наблюдать каждый день за изменениями в почках на этих веточках. Наконец, через семь дней, то есть 19 декабря мы заметили, что почки на деревьях стали просыпаться, показали зелёные носики. И только через 13 дней ( 25 декабря) почки черёмухи полностью проснулись, вылезли из чешуи. Но листочки не смогли расправиться, они стали засыхать.

После Нового года в конце марта мы повторили эксперимент. 22 марта мы поставили веточки черёмухи в воду. Опять каждый день мы вели наблюдения за внешними изменениями почек. И вот через 5 дней (27 марта) почки на веточках набухли и из них показались зелёные носики. 28 марта из кокона чешуек вместе с листочками показались маленькие зелёные шарики. Сначала мы не поняли, что это такое. Но вот через два дня т.е. 30 марта наше любопытство и интерес были удовлетворены. Оказывается, вместе с листочками черемуха стала выпускать цветочные веточки. Мы стали ждать сможет ли она распустить цвет? Но наши ожидания не увенчались успехом. Через некоторое время и листочки и цветочные веточки засохли. Таким образом во второй части нашего эксперимента почки на веточках проснулись через 8 дней, что на 5 дней раньше, чем до Нового года.

2.2 Что же влияет на сон деревьев?

До Нового года световой день очень короткий, а ночи длинные, солнце расположено низко над землёй и его лучи скользят по поверхности земли и совсем её не греют. А уже после Нового года дни становятся длиннее, солнце поднимается выше и его лучи уже начинают согревать землю и предметы на ней. Как только пригреет
солнце, их морозостойкость как рукой снимает. Д еревья понемногу отходят от спячки , н ачинают дышать, распускаются почки.

Таким образом, в результате эксперимента мы убедились, что деревья впадают в спячку и сон их состоит из двух периодов – период глубокого сна ( это до Нового года) и период неглубокого сна (после Нового года). На глубину сна деревьев оказывает влияние долгота дня. Наша гипотеза подтвердилась.

Также мы получили в результате работы очень полезную информацию.

Почему весенние морозы для деревьев страшнее зимних?
Терять закалку деревья начинают в весенние оттепели. Вот тогда деревья могут пострадать даже от небольших заморозков.
На каком склоне — на теплом, южном, или на
холодном, северном, — деревья скорее «простудятся», не надо спешить с ответом: на
холодном, северном.
Как раз наоборот: на теплом, южном. Когда южный склон пригреет весеннее
солнце, деревья проснутся от спячки. А на северном склоне холодно, деревья
там еще спят.
Ударит снова морозец, спящим деревьям он не страшен — они переносили и
не такие морозы. А проснувшиеся будут застигнуты врасплох. Ведь дерево не
может моментально перестроиться, как человек, который снова достанет из
сундука шубу, если похолодает. Вот почему у деревьев, которые посажены на южной стороне очень часто трескается кора и они замерзают полностью или частично.

Источник

Конспект целевой прогулки «Зимой деревья спят»

Валентина Радушкевич
Конспект целевой прогулки «Зимой деревья спят»

Цель: Формирование у детей представлений о жизни деревьев зимой.

1. Продолжать знакомить детей с деревьями родного края;

2. Расширять у детей знания о живой и неживой природе в зимний период времени;

3. Уточнить представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой;

4. Закреплять у детей знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

5. Формировать у детей желание заботиться об окружающей природе;

6. Учить детей понимать художественное слово;

7. Учить детей действовать по сигналу, выполнять действия в соответствии текста;

8. Вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

9. Расширять у детей кругозор;

10. Развивать у детей мышление, произвольную память, произвольное внимание, наблюдательность;

11. Развивать у детей активный словарь;

12. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе;

Оборудование: Султанчики, термос с горячей водой, веточка.

Ход прогулки:

(Дети стоят полукругом на участке детского сада)

Хоровое чтение стихотворения:

Река подо льдом,

Бело все кругом.

Деревья в снегу.

Укутавшись, спят,

Как в сказке стоят.

Ты их не тревожь!

Не надо, не трошь!

Вопросы к беседе:

1. Какие деревья знаете?

2. Какие деревья остаются зимой зеленые?

3. Что зимой делают деревья?

4. Нужно ли зимой заботиться о деревьях?

5. Когда деревья проснутся?

Воспитатель: С наступлением осени с деревьев опадают листочки. Круглый год остаются зелеными сосны и ели. У елочки и сосны листья похожие на иголочки. Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю.

Воспитатель рассказывает стихотворение «Зимний лес»

Зимний вечер, лунный свет.

В белый снег весь лес одет.

В белых шубах, в белых шапках,

И мороз им шепчет сладко:

Спи, березка, спи, сосна.

Жди, когда придет весна,

Солнышко лучом согреет

И пробудит ото сна.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья стоят. Они оделись в лохматые белоснежные шубки. Но зимой выпадает очень много снега и ветки деревьев иногда ломаются под тяжестью снега. Люди помогают деревьям зимой. Они встряхивают с веток снег, а чтобы деревья не замерзали, добрые люди подсыпают снег под стволы деревьев и утаптывают его. Деревья зимой замерзшие и хрупкие. Они легко ломаются. Сильные ветры качают деревья и ломают ветки.

Физкультурная пауза «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

(Дети имитируют дуновение ветра, руками машут на себя)

Закачались деревца.

(Руки вверх, дети качаются туловищем то в одну, то в другую сторону)

Ветер тише, тише, тише.

Деревца всё выше, выше.

(Дети выпрямляются, тянутся на носочках вверх)

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Цель: Развитие у детей плавного выдоха

Оборудование: бумажные султанчики.

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить султанчики. Для этого прикрепить полоски цветной бумаги, салфетки или мишуру «дождик» к деревянной палочке.

Взрослый предлагает поиграть с султанчиком.

Воспитатель: Представьте, что султанчик — волшебное дерево. Подул ветерок, и зашелестели на дереве листочки!

(Дети плавно дуют на султанчики)

Воспитатель: На веточках деревьев много инея. Иней – это тонкие кристаллики льда. И образуются такие льдинки в морозные дни. Сейчас мы с вами попробуем сделать иней.

Опыт «Откуда берётся иней на веточках?»

Цель: Формирование у детей представление об инее.

Материал. Термос с горячей водой, веточка.

Ход опыта:

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать веточку.

Затем веточку оставляем до конца прогулки. В конце прогулке дети увидят, что на веточке образовался иней.

Вывод. При нагревании — вода превращается в пар, а при охлаждении — пар превращается в иней.

Подвижная игра «Догонялки»

Поиграем мы немножко,

И похлопаем в ладошки.

Добрый Дедушка Мороз,

Ты ребяток не морозь!

С нами лучше поиграй,

Мы бежим, ты – догоняй.

(Водящий догоняет детей, дети убегают в разные стороны)

Игра по желанию детей повторяется.

Рефлексия: Что делают зимой деревья? Когда проснутся деревья? Что ветер делает с деревьями? Как люди заботятся о деревьях? Какой опыт мы делали с вами? Что такое иней?

Конспект целевой прогулки в библиотеку (подготовительная группа) Цель: расширять и уточнять представление об окружающем мире. Познакомить детей с работой библиотеки, с правилами записи в библиотеку. Закрепить.

Конспект целевой прогулки «Деревья на нашей улице» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить и уточнить знание детей о разновидностях деревьев и кустарников. Воспитать бережное отношение к природе. ХОД: Воспитатель:.

Конспект целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на нашей улице» КОНСПЕКТ Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста Тема. «Деревья на нашей улице» Цель: Закрепить и уточнить знание детей.

Конспект целевой прогулки для старших дошкольников «Такие разные деревья» КОНСПЕКТ Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста Тема. «Такие разные деревья» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о деревьях,.

Конспект целевой прогулки «Дома в нашем городе» (младшая группа) Цель: учить детей отличать дома друг от друга, закрепить названия улиц. Дать понятие о Дне пожилых людей. Воспитывать чувство уважения к.

Конспект целевой прогулки с родителями «Как город украшен к празднику» (младшая группа) Конспект целевой прогулки «Как город украшен к празднику» (младшая группа) (проводится родителями) Цель: закрепить знание названия города,.

Конспект целевой прогулки Наблюдение за сезонными изменениями: «лето» Младший дошкольный возраст Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация,.

Конспект целевой прогулки «Одуванчики» Цель: Формирование у детей знаний о первоцветах. Задачи: 1. Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе;.

Конспект целевой прогулки по экологической тропе ДОУ во второй младшей группе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.

Конспект целевой прогулки в младшей группе «Осень золотая» Конспект целевой прогулки в младшей группе «Осень золотая» Цели: -Формирование представления детей о явлениях осенней природы: погода часто.

Источник

Читайте также:  Как снимать с окон защитную пленку от солнца
Adblock
detector