Фрагмент рабочей тетради по предмету «Музыка» для первого класса к учебнику «Музыка» издательства «Атамүра». Авторы Ш.Б.Кульманова, М.А.Оразалиева, Б.Р.Сулейменова, С.А.Елеманова, Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова.
Посмотри внимательно на эти знаки они укажут тебе задание, которое нужно выполнить в классе или дома:
— домашнее задание – игра
— играй на детских музыкальных инструментах
— подумай, сочини, отгадай
Музыкальные звуки-какие они?
Звуки высокие и низкие.
Найди картинки с музыкальными звуками
Выучи слова песенки о «Музыкальном звонке» Е.Тиличеевой:
«Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом пропел нам веселый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Нарисуй животное, издающее
низкие звуки высокие звуки.
Звуки высокие и низкие. Регистр. Ступенька «СОЛЬ».
Подбери картинки к
Нарисуй ноту «соль»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое строение имеет пьеса И.Арсеева «Красная шапочка и Серый Волк»
Прочти стихотворение разными голосами : слова Медведя в низком регистре , слова Мышки — в высоком , слова Петуха — в среднем регистре .
Медведь : Эй , хозяева , откройте — ка добром ,
А не то мы вам ворота разнесём !
Мышка : Это кто пришёл к нам на ночь ?
Петух : Ты не суйся в теремок — кука-
реку ! Или шпорами тебя я засеку !
Медведь : Не хотят меня хозяева впустить , Не хотят меня обедом угостить !
Нарисуй картинку к пьесе «Красная шапочка и серый волк».
Звуки долгие и короткие. Четверти и восьмые.
Прохлопай ритмический рисунок
Прохлопай попевку :
Запиши попевку.
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.На поляне под сосной
Собрался народ лесной :
Мишка , хрюшка — пятачок
И лягушка — скок — поскок .
Ля , ля , ля , ля , ля , ля , ля .
Хрю , хрю , хрю , ква , ква , ква !
Что за танцы , что за песни !
Пойте с нами вместе !
2. Удивлён зелёный бор :
Необычный нынче хор !
Раззадорился медведь —
Только соло хочет петь .
3. Ничего , что хлынул дождь —
Всё равно концерт хорош .
Мы на празднике своём
Все танцуем и поём !
Ступеньки «Соль» и «ми». Интонация зова.
-чередование разных длительностей называют словом ритм
1.Запиши попевку «Два кота»
2.Научись петь попевку «Два кота» , показывая звуки ручными знаками .
3.Что такое ритм ? Прохлопай ритм попевки «Два кота» .
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Покажи голосом, как кричат заблудившиеся
мышонок, медвежонок, носорог.
Ступеньки «соль» и «ми». Тихое звучание-пиано.
тихо музыку играем.
Скрипичный ключ – необычный, означает ноту «СОЛЬ».
Пропой попевку «Дождь». Спой ее с показом ручных знаков
Фортепиано
Большое , концертное фортепиано стали называть словом «рояль» ( королевский ), а комнатное — «пианино» (маленькое пианино).
Исполни песню А.Филлипенко «Веселый музыкант», сыграй ритмический рисунок мелодии на барабане (или ладонью по парте).
Выучи слова песни:
Нарисуй скрипичный ключ
Урок 6 Ступеньки «соль» и «ми»- интонация просьбы. Пауза.
К.Сен-Санс «Кукушка в глубине леса»
Творческое задание
«Разговор двух кукушек»
1
Белая березонька плакала,
С веточек дождинками капала:
/«Был вчера из золота мой наряд,
А сегодня начался листопад»./-2 раза
Белая березонька, потерпи,
Наклони головушку и поспи,
/А зима на цыпочках подойдет
И наряд серебряный принесет./-2 раза
Напиши нотную строчку четвертной паузы.
____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое пауза?
Спой песню кукушки так, чтобы была слышна пауза.
Прохлопай попевку «Липка». Спой её с показом ручных знаков.
Нарисуй картинку к пьесе К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса».
Интонация повествования. Громкое звучание-форте.
«Громко музыка звучит»
П.И Чайковский.»Баба-яга»
Придумай и расскажи сказку к прослушанному произведению.
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Покажи ручной знак «ля» .
2. Что означает слово «форте» ? Что такое фортепиано ?
3. Перепиши попевку про лису в тетрадь .
Поиграй с друзьями в «Эхо» . Ты поёшь одну фразу из песни громко , а друг повторяет её тихо . Потом поменяйтесь . У кого получится самое далёкое эхо ?
Ступенька «ЛЯ». Аккомпанемент.
Аккомпанемент-это музыкальное сопровождение мелодии.
К.Сен-Санс «Куры и петухи».
Утро в деревне
Музыка Л . Лепина
Ясное солнышко рано встаёт , Песню петух на заборе поёт :
Ку — ка — ре — ку ! Ку — ка — ре — ку !
Песню петух на заборе поёт .
Свинка на завтрак ведёт поросят ,
Круглые глазки , как бусы , блестят .
Хрю — хрю — хрю — хрю ! Хрю — хрю — хрю — хрю !
Круглые глазки , как бусы , блестят.
Утки спешат искупаться в пруду ,
Жёлтой цепочкой по тропке идут .
Кря — кря — кря — кря ! Кря — кря — кря — кря !
Жёлтой цепочкой по тропке идут .
Скачет по травке козлёнок — скок — скок !
Весело лает у будки щенок :
Гав — гав — гав — гав ! Гав — гав — гав — гав !
Выдался славный сегодня денёк !
Творческое задание:
Продолжи ряд звукоподражаний:
Б) тук, щелк, хлоп …
Нарисуй ноты- «соль», «ля», «ми».
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ступенька «ля» в игрушечном домике. Темп.
Темп-скорость исполнения музыкального произведения.
В два стаканчика из — под йогурта положи горстку крупы . Склей стаканчики . У тебя получится музыкальный инструмент маракас . Спой попевку «Ди — ли — дон» , аккомпанируя себе на маракасе.(можно сделать из футляра киндр-сюрприза, наполнив наполовину крупой)
Утенок и короткая пауза.
-короткая пауза (восьмая)
Напиши восьмую паузу
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Камиль Сен-Санс «Аквариум»
Прохлопай песенку «Утенок» так, чтобы была слышна короткая пауза.
Придумай ритмический рисунок к тексту:
Целый год без забот _______________________________________
Цап-царап у нас живет _______________________________________
И скажу я вам, ребята, _______________________________________
С ним полным-полно хлопот. _______________________________________
раскрась картинку.
Нарисуй восьмую паузу.
Колыбельная. Половинка – долгий звук.
А.Лядов «Колыбельная»
Колыбельная – это народная песня, которой убаюкивают ребенка.
Народными называют песни , автор которых неизвестен . Когда — то давным — давно кто — то сочинил песню и спел её друзьям . Другой певец запомнил и тоже стал петь , но по — своему . Так , песня передавалась устно от певца к певцу . Давно уже забыли , кто был автором . Но песня полюбилась и живёт в народе от поколения к поколению .
Что такое колыбельная песня ?
Перепиши ноты попевки «Баю — бай ! » в тетрадь . Прохлопай ритм , выдерживая точно половинную длительность .
Сочини свою колыбельную песню .
Придумай движения под эту песню .
Спускаемся на ступеньку «ДО».
Солнце светит , шепчут листья .
На поляне я один .
Под кустом в траве росистой
Кто звенит : динь — динь ?
Это ландыш серебристый
Смотрит в ласковую синь .
Он звенит : динь — динь .
Ступенька ДО пишется на добавочной линейке.
Напиши ноту До.
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделай три карточки и нарисуй на них колокольчики разных размеров. Самый большой — «до», поменьше — «ми», самый маленький — «соль». Раскладывай их на столе в разном порядке и пой получившиеся мелодии.
Ступенька «до» и строительство домика.
Арам Хачатурян. Балет «Чипполино».
«Смешной человечек»
Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпеньем.
Я моторчик не зря
У меня за спиной
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Припев Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек- большой озорник.
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек- большой озорник.
Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфет, а компот из плюшек.
Ну, а сам похудел килограмм на двести-
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Если даже чуть — чуть загрустит приятель-
Я в окошко влечу, словно воспитатель.
Попляшу с малышом, поиграю в прятки.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Нарисуй все ноты, которые ты знаешь.
_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Постучи карандашом по краю пустого стакана или банки . Затем медленно наливай воду , продолжая постукивать . Как меняется звук ? Он становится ниже или выше ? Возьми два стакана и , наполнив один водой , сыграй карандашом песенку «Мы построим дом» . Сколько воды нужно налить во второй стакан , чтобы мелодия звучала правильно ?
Нарисуй домик для кума Тыквы и к нему столько ступенек , сколько нот ты знаешь .
Ступенька «до» и обезьянки.
Ст.А.Хайта и А.Левенбухина муз.Б.Савельева
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Припев
Придумай движения к песне «Зверобика»
Прохлопай этой ритм песни.
Ступенька «до» и еще один гость. Лига.
Лига-знак в виде дуги.
Он обозначает, что играть на инструменте или петь надо плавно
Исполнение ритмодекламации и игра с музыкальными инструментами « Осеннее настроение»(импровизация).
Тихо бродит осень по дворам,
Вьются в пляске листья тут и там.
Тихо плачут ниточки дождя,
Ветер гонит тучи никуда.
Хлоп,хлоп,хлоп-2 раза
Хлоп,хлоп,хлоп-2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, листьев принесла.
Шлёп, шлёп, шлёп-2 раза
Шлёп, шлёп, шлёп-2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, фруктов принесла.
Т оп, топ, топ – 2 раза
Т оп, топ, топ – 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, грибов принесла.
Щёлк, щёлк, щёлк- 2 раза
Щёлкают щелкушки.
Щёлк, щёлк, щёлк- 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, радость принесла.
Стук, стук, стук – 2 раза
Стук, стук, стук – 2 раза
Слушают их ушки.
Осень к нам пришла, дождик принесла.
Тук, тук, тук – 2 раза
Тук, тук, тук – 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, холод принесла.
Музыкальный ветерок.
П. И. Чайковский. « Осенняя песня»
Осенние дорожки
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор
На дорожке,где бегало лето
Разноцветный улегся ковер
Припев. Осенние дорожки.
Трет ладошкой о ладошку тополиная листва
Воробей загрустил за окошком
Не привычно притихли дома
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима
Творческое задание
Сыграй в игру «песни ветра». Ты поешь песню с закрытым ртом, а друзья должны угадать, что это за песня и повторить ее , но уже со словами.
Ступеньки «соль» и «до»- интонация утверждения и белочки
Н.Римский –Корсаков «Белка»
Как музыка передаёт характер белочки — быстрой , ловкой , весёлой ?
Какие ты услышал звуки — долгие или короткие , высокие или низкие ?
Белочки
Музыка 3. Левиной Стихи Л. Некрасовой
1. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
— Мы набрали шишек для свои детишек,
Цоп! Цоп! Цоп! Цоп!
Листьев полное дупло – будет нам зимой тепло.
2. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
— Насушили ягод, чтоб хватило на год,
Цоп! Цоп! Цоп! Цоп!
И орехи есть у нас, и грибов большой запас.
3. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
— Будем в шубках новых жить в лесах сосновых,
Шубки серенькие мы надеваем для зимы.
1 . Грецкими орехами простучи аккомпанемент к пемне «Белочка»
2 . Нарисуй картинку к попевке, песне или пьесе Н.Римского-Корсакого.
Источник