Вариант 65
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Среди многочисленных жанров искусства пейзаж можно назвать едва ли не самым популярным. (2) ____ всегда интересно рассматривать сюжетные картины, переживая за героев произведения, но когда мы смотрим на полотна, запечатлевшие красоту живой природы, мы по-настоящему отдыхаем душой. (3)Заметьте: украшая своё жилище, редкий человек повесит на стену произведение, рассказывающее о великих событиях прошлого или обыденной жизни незнакомых людей.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Люди редко украшают свои жилища картинами, рассказывающими о великих событиях прошлого или обыденной жизни незнакомых людей.
2. Пейзаж можно назвать едва ли не самым популярным жанром искусства.
3. Пейзаж можно назвать самым популярным жанром искусства, так как только пейзажные полотна позволяют по-настоящему отдыхать душой.
4. Человеку всегда интересно рассматривать сюжетные картины, переживать за героев произведения.
5. Самым популярным жанром искусства можно назвать пейзаж, поскольку только картины живой природы позволяют отдыхать душой.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЕРОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
3. Чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
4. Кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Достоинством картины было её необычное ЦВЕТОВОЕ решение, построенное на сочетании тёплой и холодной гаммы красок.
2. С известными ОТГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.
3. ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.
4. Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.
5. И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выполнил согласно ПРИКАЗУ
у ЗАБАВНОГО пони
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Человек должен не только ценить, но и заботиться об окружающем мире. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Лёгкая рябь чуть колышет белые кувшинки, распустившихся на прозрачной глади воды. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Экзамены были проведены согласно расписания. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Осознавая свои ошибки, это помогает избежать их в будущем. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Художник Васнецов, автор картин «Богатырей», «Алёнушки», «Ивана-царевича на сером волке», любил народные сказки и былины. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Всё это было (не)спроста и таило в себе предостережение.
2. Тишина стояла полная и (не)объяснимая.
3. Ангара была видна (не)далеко, до первого поворота вправо.
4. У нас уже мало остаётся памятников, (не)тронутых подновлением.
5. Образ Кремля (не)однократно возникает в романе «Война и мир».
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (С)ВЕРХУ Япония выглядела маленькой, ЗА(ТО) моря было много.
2. ВРЯД(ЛИ) есть КАКИЕ(ЛИБО) основания для неуспеваемости этого ученика.
3. Весной липа зеленеет и как БУД(ТО) просит, ЧТО(БЫ) и все деревья зеленели вместе с нею.
4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дороги мы два раза пересекли реку (В)БРОД.
5. Бывает радостно, когда одна и ТА(ЖЕ) примета сохраняется в лесах ГОД(ЗА)ГОДОМ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Берег буйно зарастал густыми джунглями высокой безымя(1)ой травы с хрупким стеблем и лимо(2)ого цвета листьями, кустиками растения с кружевными листьями и полы(3)ым запахом, ползучим вьюнком с бледно-розовыми и серебря(4)ыми колокольчиками.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Уже много лет Валентин Николаевич управляет охотничьим хозяйством и хорошо знает местный лес и его обитателей.
2. В России континентальный климат и он создаёт особенно суровую зиму и особенно жаркое лето.
3. Невесёлое небо к обеду вычистилось и солнце разгорелось засияло на всю катушку.
4. Многочисленные пещеры и руины старинных построек напоминают о былом величии и многовековой истории этого удивительного места.
5. Вопрос о человеке и его взаимоотношениях с природой в наши дни тревожит не только поэтов и прозаиков но и представителей самых разных наук.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вдруг над прибрежными зарослями осоки (1) часто-часто махая крылышками (2) промелькнула крупная бабочка (3) вся словно сотканная из золотистых нитей.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Солнце светило довольно ярко (1) однако (2) северный ветер не предвещал потепления.
Вовсе некрасивых цветов (3) как известно (4) не бывает.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Неподалёку начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи и оранжереи.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.
(1)На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. (2)С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. (З)Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь.
(4)Книга – воспитатель. (5)Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. (6)Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой.
(7)В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. (8)А уроки истории, запечатлённые в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего.
(9)Книга – помощник, когда мы работаем, товарищ, когда отдыхаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней, – верный друг. (10)Есть люди, которые этого не забывают. (11)Они платят книге любовью и уважением. (12)Их называют книголюбами. (13)Прекрасное слово! (14)Хорошо заслужить право называться так.
(15)С книгой можно обращаться как с вещью. (16)Её можно взять в руки как вещь. (17)Измерить и взвесить. (18)Купить и продать. (19)Засунуть куда-нибудь и потом не найти. (20)Словом, с книгой можно сделать всё, что можно сделать с вещью. (21)Она и есть вещь. (22)Она – предмет, сделанный из материала, обладающий размером и весом.
(23)Но на самом деле книга – больше, чем вещь. (24)Она чудо! (25)Вот лежит на столе маленькая книга – в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. (26)Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета.
(27)Она переносит нас в прошлое и в будущее. (28)Книга – единственная машина времени, созданная человеком. (29)Неживая – она живёт, немая – она говорит. (30)О разных странах. (31)О разных временах. (32)О разных судьбах. (ЗЗ)Иногда (редко) о самой себе, о том, как, когда, почему написана. (34)Чаще из неё этого не узнаешь. (35)А узнать хочется. (36)И о том, как возникла та книга, которую читаешь сейчас, и о том, как возникли книги вообще.
(37)Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? (38)Конечно, нет! (39)Значит, нельзя исчерпать и тему – книга. (40)Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. (41)Никто не может написать всего о книге, потому что никто даже не знает, как определить, что это значит – «всё о книге». (42)Эта тема принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. (43)Из него можно только зачерпнуть. (44)Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан.
* Львов Сергей Львович (1922–1981) – прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Вовремя прочитанная книга часто может подсказать человеку профессию и определить его жизненный путь.
2. Не только славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись книгой.
3. Книголюбами называют людей, которые платят книге любовью и уважением.
4. На самом деле книга – всего лишь вещь, то есть предмет, сделанный из материала.
5. Единственная машина времени, которую создал человек, – это книга.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложения 5, 6 раскрывают и поясняют предложение 4.
2. В предложениях 7–9 представлено повествование.
3. В предложениях 23–29 содержатся элементы описания.
4. В предложениях 16–22 содержится обоснование того, о чём говорится в предложении 15.
5. В предложениях 43–44 содержится вывод из содержания предложений 37–42.
Из предложений 27–30 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 7–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и слова одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Сергей Львов ярко, образно, эмоционально рассказывает о том, чему сам посвятил всю свою жизнь, – о книге. Не случайно поэтому весь текст построен на (А) ____ (особенно это наглядно в предложениях 4, 5, 9, 29). Живые доверительные интонации тексту придают многочисленная (Б) ____ (предложения 16–19, 29–33), (В) _____ (предложения 13, 24, 38), (Г) _____ (в предложениях 15, 16, 40, 42). И никто не сможет возразить автору в том, что книга – это чудо!»
2) восклицательные предложения;
7) книжная лексика;
8) сравнительные обороты;
9) синтаксический параллелизм.
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник
Сложное предложение. Культура речи
Союзные и бессоюзные сложные предложения
К утру ветер совсем стих. Небо очистилось от туч, и на нём высыпало множество ярких мерцающих звёзд. Луна, круглая, как буханка белого хлеба, висела прямо над нами. Её обрамлял большой круг, похожий на радугу, только без ярких красок; одни жёлтые оттенки играли и переливались. Было красиво и немного страшно: такой круглой и жёлтой радуги вокруг луны я не видел никогда.
Когда же взошло солнце, луна сначала поблекла, а потом совсем исчезла, словно растаяла в синеве неба.
1. Определите стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите подлежащее, выраженное словосочетанием. Отметьте сложные предложения с союзной связью (первый вариант); с бессоюзной связью (второй вариант). Найдите простое предложение в составе сложного (первый абзац), в котором используется обратный порядок слов.
3. Найдите и отметьте в тексте обособленные определения. Напишите, чем они выражены. Отметьте неоднородные определения.
4. Найдите в предложениях сравнения, отметьте их.
5. Определите способы связи слов в словосочетаниях совсем стих, жёлтой радуги, очистилось от туч.
Говорят, что Эдисоном надо родиться, что талант — это счастливый дар случая, вроде лотерейного билета. Достался выигрышный — повезло, пользуйся, не достался — ничего не поделаешь. Однако в жизни, к нашему общему благу, бывает и по-другому. Порою человек сам выковывает свой талант, подтверждая этим оптимистический взгляд на природу способностей, по которому каждый индивид — кладезь задатков. В какой области он проявит себя наиболее заметно, ярко, зависит от него самого, его личной заинтересованности, жизненных обстоятельств, общественной потребности.
(Г. Дмитрин, В. Короткий)
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество простых предложений в составе сложных. Отметьте сложные союзные предложения (первый вариант); бессоюзные сложные предложения (второй вариант). Найдите простое предложение, выполните его синтаксический разбор.
3. Найдите односоставные предложения в составе сложных, определите их вид.
4. Найдите в тексте деепричастный оборот, подчеркните его как член предложения. Отметьте в нём слова с оглушением согласных. Определите вид деепричастия, выполните его словообразовательный и морфемный анализ. Выпишите из деепричастного оборота словосочетание со способом связи согласование.
5. Определите количество букв и звуков в словах ярко, общественный, поделаешь.
Вот полосой зеленоватой
Уж обозначился восток;
Туда тепло и ароматы
Помчал со степи ветерок;
Бледнеют тверди голубые;
На горизонте всё черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней.
1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите количество основ.
2. Напишите, с помощью союзной или бессоюзной связи соединены части сложного предложения.
3. Напишите, чем осложнена вторая часть сложного предложения.
4. Выпишите из предложения слова с непроверяемыми безударными гласными. Подчеркните орфограммы.
5. Выпишите из предложения причастие, определите его вид и время; сделайте морфемный анализ. Подчеркните в этом слове орфограммы, объясните их.
1) Капитан флота Крузенштерн знал, что кораблю с военным флагом следует оказывать уважение. (Ю. Давыдов.) 2) Весёлый смех детей, как в роще пенье птиц, звучит в том домике, в нём нет угрюмых лиц. (А. Майков.) 3) Ранним утром, примерно за час до восхода, наш гид разбудил нас и сказал, что пора собираться в дорогу. (М. Москвина.) 4) На Камчатке холмы зелены до зимы, на Камчатке в лесах есть ещё чудеса, ещё ждут берега у песчаной косы, ещё сочны луга от вечерней росы. (А. Суханов.) 5) В заключение нашей беседы Вася спросил, нет ли у меня каких-либо заявлений и пожеланий. (В. Шефнер.) 6) Розовый отблеск потух, и в комнате стало темно. (Д. Мережковский.) 7) Илья был как ходячая книга: из него так и сыпались сказки, разные случаи, приключения. (К. Макаров.) 8) Проверено: вороны без ошибок считают до четырёх! (Б. Михайлов.) 9) Распускались рябины, черёмухи и смородина в нашем садике, где у нас были свои любимцы. (Д. Мамин- Сибиряк.) 10) Экспедиционным отрядам поручалось найти таинственную страну Офир, где добывали сокровища для царя Соломона. (Г. Кублицкий.) 11) Каждый выбирал для себя занятие по собственному вкусу: одни паяли, другие сверлили, третьи вырезали фигурки из жести. (С. Довлатов.) 12) Солнце светило довольно ярко, однако северный ветер не предвещал потепления. (М. Фарутин.) 13) Киевский летописец Нестор очень хорошо понимал важность создания азбуки для славян: он приписывал ей даже Божественное происхождение. (С. Сергеев- Ценский.) 14) Лес опять тенист и зелен, и шумит в его вершинах. (А. Майков.) 15) Луг росист, цветёт сирень. (А. Майков.) 16) Цветут сначала ландыши, потом шиповник: всему есть своё время цвести. (М. Пришвин.)
Запишите номера сложных предложений, в которых используется бессоюзная связь (первый вариант); союзная связь (второй вариант).
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник