Солнце светит всем (1959)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
И самое главное, что жирной чертой идёт через весь фильм. Светлана была с Николаем после того, как он ослеп. Его слёзы и подавленное состояние, плохое настроение она пропускала через себя. И точно не один раз он разбивал чашки, опрокидывал тарелки со стола, и даже Светлане не нарочно мог сделать больно. Это я опускаю подробности физического ухода за слепым, которые неминуемы на первых этапах его привыкания. которые, кстати, Тася благополучно избежала, потому что Светлана привезла Николая домой уже спустя несколько месяцев после контузии. А если мы всё это умножим на то, что у Николая была симпатия и даже влюблённость в Светлану, то ответ один и конечный вариант здесь тоже только один. У Таси не было шансов, более того, выражу крамольную мысль — её забота и уход могли раздражать Николая. И вспомните предысторию с платьем и чернилами. Она прикрепляет орденскую плану на его пиджак, он холодно говорит ей спасибо. потом страшный и унизительный скандал с чернилами. Это как — ордена на пиджак, чтобы вывести мужа в свет и гордиться перед приятельницами, но ценность этих орденов ДЛЯ НЕЁ лично — нулевая, потому что спустя несколько минут она унижает мужа и втаптывает его в грязь, порвав магнитофонную плёнку.
КакА любофф?! Вот такА любофф. всё что хочется сказать в итоге.
Но я уверена на 100% что Светлана ни разу его не упрекнула и не унизила, потому что любила именно мужчину. Нам не зря дают разительный контраст (внешность и речь у Валентина Зубкова меняются кардинально) между красавцем-стралеем Николаем Савельевым (сильным, уверенным в себе, там у него даже улыбка счастливая, взгляд ласковый) в начале фильма и Николаем после контузии. Вы же понимаете, влюбиться в первый типаж можно сразу и надолго. :)) А вот продолжать его любить таким, каким он стал. это должно идти изнутри. Это ведь уже два разных мужчины, Николай же изменился буквально до неузнаваемости. У Светланы получилось прошлый образ соединить с нынешним без ущерба, получилось поверить в него. Тася же видит только то, что муж теперь «совсем не тот» и что самое жуткое — не верит в него, и унижает. Он же прекрасно понимает это, чувствует её холод. Вот и получаем мы — «я понимаю, тебе тяжело, сказал же тебе тогда — свободна ты» — это не звонок, это набат — холодный и оглушающий. Занавес опускается, свечи гаснут, а в комнате двое ЧУЖИЕ друг другу мужчина и женщина.
Тася и ее мама знали, что Николай ослеп. Тася говорит, что об этом им сказали в военкомате, предупредили, что у мужа такое несчастье. Так что были готовы к встрече. Поплакали заранее и своих слез, отчаяния — Тася Николаю не показала.
А мне что-то такой расклад, что сразу с ходу нужно было указать жене на дверь — не нравится! Это уж очень резко и непорядочно. Да думаю и разговора у Светланы с Николаем о совместной жизни не было. В душе конечно они этого хотели, но о решительных действиях разговора и мыслей не было.
В чем Тася виновата, чтобы ее так с ходу гнать? Она любила Николая, и хотела с ним жить, пыталась привыкнуть к его слепоте. Но ей не хватило такта, терпения, может и любви, да и Николай уже не любит ее, Тася чувствует это. Конечно ей трудно. Тут еще мама в уши дует, наговаривает. Конечно Тасе не просто в этой ситуации. И как я уже ранее писала, нужно было представить Светлану, кто она и зачем, что ей придется остаться с дороги, переночевать. А то приехали и оба молчат, пока теща не стало допытываться.
Романа у них, конечно, не было, в буквальном смысле этого слова. Но было лечение Николая в госпитале: первое — по ранению руки, и второе — после последнего боя, когда он ослеп. И, если бы жена Тася писала бы Николаю письма, знала бы о его ситуации, то домашней встречи . и не случилось, она всё раньше бы поняла. ещё до приезда мужа вещи бы собрала и уехала.
Но переписки между супругами не было — об этом говорит пространный монолог Таси, когда она застилает постель, в первый вечер после разлуки. У Николая каменное лицо, он отойти не может от того, что не смог Светлану защитить, когда её буквально выгнали,на ночь глядя, на улицу. Он вообще жену не слышит и не хочет слышать. А что жена рассказывает? Она вещает о том, как без него четыре года прожила. И вот ответ на все вопросы -не было у супругов ничего общего — поженились, видимо, спонтанно — учитель истории и фабричный мастер-передовик. Возможно, у Николая была светлая идея сделать из жены образованную женщину. но началась Война. Писем нет, общения нет. в анамнезе — всего два месяца в браке.
Это уже начало конца.
А потом появляется молоденькая медсестра Светлана ( в фильме у Валентина Зубкова и Лилианы Алёшиниковой двенадцать лет разницы, по сюжету, похоже, примерно так же было). В госпитале Светлана влюбляется в Николая — взрослого женатого мужчину. Влюбляется серьёзно, потому что помимо любви, она его ещё и уважает очень сильно как мужчину. Но самое главное — он тоже к ней не равнодушен, там симпатия откровенная с его стороны. И если первое его нахождение в госпитале — довольно лёгкое ранение, то второе . можете себе представить, КАК и ЧТО им довелось пережить? Он ослеп, фактически стал беспомощным. А Светлана была с ним — она ухаживала за ним (а каково это со слепым!), он учился жить заново через её руки, в буквальном смысле слова, ел из её рук, она стала для него уже не просто красивой девушкой медсестрой. Там такая близость, что даже интимные отношения отходят на второй план. И получается — жена, с которой он прожил да месяца и . медсестра, которая стала для него самым близким человеком.
Они едут к нему домой, где он . Николай же просто не знает как ему быть, жена формальная, по паспорту, и любимая девушка. Ситуация — между двух огней. А жена мгновенно сама начинает рыть себе яму, правда, не беспочвенно подозревая его в симпатии к Светлане.
Итог на лице, как говорится, Николай мучается, жена уже точно понимает, что муж в мыслях не с ней, начинает злиться, он ходит с каменным лицом и . прямым текстом указывает жене на дверь. Николай же ещё и злится, ему стыдно, что не смог он отстоять Светлану. Трагедия. Но это тот случай, когда надо было резать сразу, ставить все точки над И. Не пришлось бы тогда Светлане ходит по городу, искать работу и жильё, Тася-жена отбыла бы в деревню вместе с мамой, не пришлось бы ей терпеть «выходки» мужа — с походом за спичками и испачканное чернилами платье. Ну зачем терзать себя? Уравнение же просто решается — тебе он слепой не нужен, более того, тебе стыдно неловко от его слепоты. Но зато медсестра Светлана любит его безоговорочно, ей он очень нужен. любым, она же ему добровольно, без принуждения, а с великой радостью Войну и Мир на язык Брайля переведёт.
Всё сошлось — красивая, достойная лучшего мужика, фабричная мастерица отправляется в деревню, где женихи — красивые и здоровые — выстроились в очередь и ждут её. А медсестра Светлана остаётся, ну она же не такая красивая и не такая молодая, как Тася :))) Ей, Светлане, слепой учитель нужен. и, самое главное, она учителю тоже очень нужна.
№161 Римм@
. Люди разные бывают.
И еще удивил эпизод, когда Тася говорит Николаю, беря его руки — посмотри как я поправилась и лицо круглее стало, а то раньше худенькая была. Это как ей в годы войны, да еще в общем-то молодой девушке удалось раздобреть? Все же голодно было. Я вспомнила свою бабушку, она мне рассказывала, что зимой 1942 года, она со своими тремя детьми сделала снимок и отправила моему деду на фронт. И он в ответном письме написал, как ты похудела Рая.
Добрый день, Римма!
Соглашусь, да, все люди разные. Но всё же и есть некоторые нормы поведения, этика. Как в случае с тёщей Николая, так и ситуациях с той же коллегой (приятельницей?). И самое главное — поражает недальновидность, психологическая незрелость. Неужто тёща решила, что её муж вечен, что никогда она не столкнётся с трудностями? Для пожилой дамы это удивительно. Сегодня она над зятем слепым ёрничает, а завтра её старик сляжет или . Придётся бабке самой за домом и огородом следить. вот будет у людей повод и над ней поехидничать.
Ну а приятельница-коллега, что в сцене с сугробом. там, видимо, просто ядрёная зависть, которую нет сил прикрыть. Да брак у Таси и Николая не вписывается в рамки — он — учитель, а она — заводской мастер, разные они всё таки, стало быть и у коллег -приятельниц по этому поводу в голове не всё сходится.
О полноте лица. :)) Вы, знаете, действительно странным и мне это показалось. Мои бабушки в Блокаду весили — одна 41 кг., а вторая 38 кг., у обоих рост 158-160. Это сейчас рост минус 120 — балетная традиция, а тогда. они были уже на грани диагноза дистрофия. Это было из серии «живот к позвоночнику прирос» — так уже шутили сами бабушки. Но это Блокада. а в фильме тыловой город, но тоже голод был. И возникает мысль, а не. занималась ли Тася торговлей? Она ведь на ткацкой фабрике (как я поняла) мастером была. Соблазн велик, но зато и на продукты хватало. Другого ответа нет — располнеть, трудясь на фабрике день и ночь (как она говорит) это выматывает даже молодой организм. А многие предприятия и вовсе на казарменном положении были, тут не располнеешь лицом.
Источник
Солнце светит всем
Анатолий Кузнецов (IV)