Урок-игра по астрономии»Счастливый случай»
Итоговый урок-игра по астрономии в 11 классе
В игре участвуют две команды по 5 человек. За игрой следят остальные ученики-болельщики. Соревнование состоит из трех частей.
1 конкурс « Дальше , дальше….»
Вопросы 1 команде:
Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский).
Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце).
Место на земном шаре, где день равен ночи? ( экватор).
Шарообразные тела , движущиеся вокруг Солнца?(планеты).
Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).
« падающая звезда ?» ( метеор)
Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? ( Марс).
Защитный костюм космонавта? ( скафандр).
Видимое пространство над Землей? ( небо).
Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос).
Первый в мире космонавт? (Гагарин).
Ученый, создавший гелиоцентрическую систему мира? ( Коперник).
Вопросы второй команде.
1.Советский ученый, который много сделал для внедрения в жизнь идей К.Э. Циолковского?( Королев).
2.Самая близкая к Солнцу планета? ( Меркурий).
3.Инструмент для наблюдения небесных тел? (Телескоп).
4.Звездная система, в состав которой входит Солнце? ( Галактика).
5. « хвостатая» звезда? (комета).
6.Планета с кольцами? (Сатурн).
7.Как по другому называют Вселенную? (космос).
8.Ближайшая к Земле точка лунной орбиты? (перигей).
10.Созвездие в котором находится Полярная звезда? (М.Медведица).
11.Имя первого космонавта Земли? (Юрий).
12.Основная часть кометы? (голова).
2 конкурс « Гонка за лидером»
При ответе на вопросы говорить только « да» или « нет».
Вопросы 1 команде:
1.Солнце теряет свою массу в виде излучения? (нет).
2.Вселенная – это наша Галактика? (нет).
3.Солнечную систему составляют только планеты? (нет).
4.На Венере плотная облачная атмосфера? (да).
5.Моря на Луне наполнены соленой водой? (нет).
6.Астероиды – это звезды? (нет).
7.Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста? (да).
8.Метеориты – это упавшие на Землю космические камни? (да)
9.Темные пятна находят на Солнце? ( да).
10.Млечный путь состоит из множества звезд? (да).
11.Созвездие Большой Медведицы – восходящее созвездие? (нет).
12.Световой год- это расстояние, которое проходит свет за один год? (да).
13.Только на Земле имеется гидросфера? (да).
14.Планета Плутон была известна древним грекам?(нет).
Вопросы 2 команде:
1.Галилео Галилей открыл спутники Юпитера?(да).
2.Луна- единственный спутник Земли?(да).
3.Меркурий имеет мощную атмосферу? ( нет).
4.Марс значительно больше Земли? ( нет).
5.Все планеты – гиганты имеют кольца? ( да).
6.Астероиды – это малые планеты? ( да).
7.Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца? ( нет).
8.Солнце – это гигантский пылающий шар? ( да).
9.Созвездия – это участки звездного неба? ( да).
10.Галактика – это звездная система? ( да).
11.У Марса два спутника? (да).
12.На Марсе есть полярные шапки? (да).
13. «Пояс астероидов» лежит между Марсом и Юпитером?(да).
14.Первый ИСЗ был запущен в 1961 году? (нет).
3 конкурс «Темная лошадка».
Вопрос 1 команде:
В архивах царской охранки уже после Октябрьской революции1917 года была обнаружена схема летательного аппарата, разработанная в 1881 году революционером-народовольцем и изобретателем, за несколько дней до казни. Кто это был? ( Н.И.Кибальчич).
Вопрос 2 команде:
Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины папа римский Иоанн Павел 2 выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви на ученого были напрасны; он был прав. ( Г.Галилей).
4 конкурс « Заморочки из бочки»
Представители команд вынимают вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задает вопрос команде.
1.Страна, где родился основоположник гелиоцентрической системы мира Н.Коперник. ( Польша).
2.Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (нет).
3.Перечислите отличительные особенности планет земной группы?
4.Объясните наличие на Солнце «темных пятен»?
5.В 1967 году астрономы с помощью радиотелескопов обнаружили удивительные радиоисточники, которые испускали периодические импульсы радиоизлучения. Как назвали эти объекты?(пульсары).
6.Кто из ученых конца 18 века привел простые, основанные на теории тяготения Ньютона рассуждения, которые позволили предсказать существование необычных объектов, получивших название « черные дыры»?( Лаплас).
Подводятся итоги урока. Наиболее отличившимся ученикам выставляются оценки.
Источник
Сколько Солнцу лет? Может ли остыть Солнце?
Солнце — центральное тело Солнечной системы — является типичным представителем звёзд, наиболее распространённых во Вселенной тел. Масса Солнца составляет 2 * 10 в 30 степени кг. Как и многие другие звёзды, Солнце представляет собой огромный шар, который состоит из водородно-гелиевой плазмы и находится в равновесии (о чем ниже).
Современные данные о химическом составе Солнца таковы: водород составляет около 70% солнечной массы, гелий — более 28%, остальные элементы — менее 2%.
Количество атомов этих элементов в 1000 раз меньше, чем атомов водорода и гелия. Вещество Солнца сильно ионизовано: атомы, потерявшие электроны своих внешних оболочек и ставшие ионами, вместе со свободными электронами образуют плазму. Средняя плотность солнечного вещества примерно 1400 кг/м3. Она соизмерима с плотностью воды и в 1000 раз больше плотности воздуха у поверхности Земли.
Сколько лет Солнцу?
Ему 4,6 млрд лет. Немало, да? Учитывая, что жизнь (членистоногие – предки современных насекомых) на нашей планете появилась около 570 млн лет назад. Простейшие организмы намного раньше – около 3,5 миллиардов лет назад
Может ли Солнце погаснуть?
Бояться того, что Солнце погаснет, не стоит, потому что сначала оно очень-очень сильно вспыхнет!
Внутри светила (и любой звезды, находящейся в состоянии равновесия между давлением изнутри и давлением снаружи), в определенный момент вспыхивает новая ступень термоядерного синтеза. Температуры становятся настолько высокими – давление вырастает так, что внешние оболочки звезды раздуваются. Звезда необратимо изменится, превращаясь в красного гиганта с огромными размерами. Наше Солнце превратиться в такого же гиганта.
Кстати, свои вопросы для наших «Почемучек» вы можете предложить в личные сообщения наших групп в социальных сетях: там вас ждет уникальный и интересны контент: ВКонтакте , Facebook , Одноклассники
Большое ли Солнце?
Диаметр Солнца составляет почти 1 400 000 км. Много? Сравните с картинкой ниже! Внутри Солнца могут поместиться миллионы планет, равных Земле. 99,8 % массы Солнечной системы сосредоточены в Солнце. А из 0,2 % всего остального сделаны планеты (причем 70 % планетарной массы пришлось на Юпитер). Кстати, Солнце постоянно худеет: теряет 4 миллиона тонн своей массы каждую секунду – они улетают в виде излучения, каждое мгновение около 700 миллионов тонн водорода превращаются в 696 тонн гелия.
Когда и как наше Солнце взорвется?
Правильнее сказать – превратится в красного гиганта. В данный момент Солнце находится в состоянии желтого карлика и просто сжигает водород. В течение всего времени своего существования – 5,7 млрд лет, как мы уже говорили, – Солнце находится в стабильном режиме выгорания водорода. И этого топлива ему хватит на 5 миллиардов лет (больше, чем существует от начала времен Земля!)
После того как включатся следующие ступени синтеза, Солнце покраснеет, увеличится в размерах – до земной орбиты (!) – и поглотит нашу планету. И, да, перед этим слопает Венеру и Меркурий. Но жизнь на Земле прекратится еще раньше, чем Солнце начнет свое превращение, ведь рост светимости и повышение температуры приведет к тому, что наши океаны испарятся за миллиард лет до этого.
Насколько Солнце горячее?
Температура на поверхности Солнца составляет примерно 6 тысяч градусов по Цельсию. Внутри Солнца, там, где идут, не прекращаясь, термоядерные реакции, температура НАМНОГО выше – она достигает 20 миллионов градусов по Цельсию.
Так происходит со всеми звездами? Как же тогда появляется жизнь?
Солнце еще очень небольшая звезда, а потому и работать может долгое время, стабильно сжигая свой водород. Большие же звезды из-за своей огромной массы и необходимости постоянно противостоять гравитационному сдавливанию (то, что снаружи) своим же мощным противодавлением очень быстро тратят свое топливо. В итоги их цикл завершается не за миллиарды, как у Солнца, а за миллионы лет. Из-за этого жизнь на близлежащих планетах не успевает зародиться.
Совет будущим космонавтам: если будете искать жизнь на планетах в других системах, не выбирайте массивные звезды, а лучше сразу ориентируйтесь на звезду класса Солнца (Класс G – температура на поверхности 5000–6000 градусов. Цвет желтый).
Что будет с Солнцем после того, как оно поглотит Землю?
А также Меркурий и Венеру!
Итак, Солнце раздуется и разогреется, истратит б0льшую часть топлива. В определенный момент начнется гравитационное сжатие, которому никакое распирающее изучение противостоять не сможет (топливо кончилось). Так как масса у Солнца недостаточно велика, то сжатия не хватит на то, чтобы запустить следующую ступень синтеза и приступить к работе с тяжелыми химическими элементами. В итоге наша любимая звезда сбросит свою огромную внешнюю оболочку, которая станет туманностью. Середина же Солнца превратится в белого карлика – маленькую звезду, которая рано или поздно остынет, отдавая остаточное тепло.
Надеемся статья была для вас интересной! Ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал!
Источник
Проверка теории Эйнштейна указала на то, что Солнце постепенно теряет свою массу
В свое время, в рамках Общей теории относительности, Альберт Эйнштейн продемонстрировал, что Ньютоновские законы движения не соблюдаются в отношении объектов, обладающих огромной массой, что является следствием деформации пространственно-временного континуума под влиянием мощных гравитационных сил. Ярким примером таких деформаций и несоблюдения законов движения является орбита Меркурия, самой близкой к Солнцу планеты нашей системы. До момента появления теории Эйнштейна ученые пытались объяснить деформацию орбиты Меркурия различными путями, вплоть до гравитационного влияния гипотетической планеты под названием Вулкан. А сейчас ученые используют высокоточные измерения орбиты Меркурия для поисков подтверждения теории Эйнштейна и для изучения нашего Солнца.
Исследователи из Массачусетского технологического института выполнили масштабные исследования, которые должны подтвердить так называемый принцип эквивалентности Эйнштейна. Проверка этого принципа требует сравнения результатов двух способов вычисления массы объекта, один метод основан на поведении этого объекта в однородном гравитационном поле, а второй — на количестве силы, которую надо приложить к объекту для того, чтобы сдвинуть его с места. В качестве примера можно сказать, что проверить принцип эквивалентности можно сравнив измерения веса человека на Земле и вес того же человека в ракете, движущейся с ускорением, равным ускорению свободного падения на Земле, 9.8 метра на секунду в квадрате. И если измерения массы совпадут в точности, это укажет на верность принципа эквивалентности Эйнштейна.
В случае Солнца и Меркурия ученые интересовались центром массы Солнечной системы, который теоретически должен совпадать с центром Солнца. В случае совпадения центра масс с центром Солнца, принцип эквивалентности соблюдается, в обратном же случае — нет. Меркурий, как планета, находящаяся под сильным влиянием гравитации Солнца, дает ученым в руки хороший способ определения положения центра массы и выявления даже небольших отклонений реального положения от положения, полученного путем теоретических расчетов.
Данные о точной орбите Меркурия были получены при помощи космического аппарата MESSENGER, который в 2015 году завершил свою миссию крушением на поверхности этой планеты. Пока все имеющиеся данные указывают на верность теории Эйнштейна, но в этих данных ученые заметили весьма странную аномалию. Оказывается, что гравитационные силы Солнца постоянно изменяются с течением времени, что указывает на потерю Солнцем своей массы. И эти медленные изменения обуславливают такое же медленное расширение орбит планет нашей системы.
Эффект потери массы Солнца имеет очень малую величину и вызывает расширение орбиты Земли на пару сантиметров в год. Такое расширение не может оказать существенного влияния на нашу жизнь, так что людям не стоит проявлять беспокойства по этому поводу.
В будущем ученые планирую провести более точные измерения орбиты Меркурия в большем объеме. И при помощи полученных данных может быть выполнена проверка большинства теорий, имеющих отношение и описывающих гравитационные силы и гравитационные взаимодействия.
Источник
Сколько Солнцу лет? Может ли остыть Солнце?
Солнечный паспорт
Солнце — центральное тело Солнечной системы — является типичным представителем звёзд, наиболее распространённых во Вселенной тел. Масса Солнца составляет 2 * 10 в 30 степени кг. Как и многие другие звёзды, Солнце представляет собой огромный шар, который состоит из водородно-гелиевой плазмы и находится в равновесии (о чем ниже).
Диаграмма химического состава Солнца | Современные данные о химическом составе Солнца таковы: водород составляет около 70% солнечной массы, гелий — более 28%, остальные элементы — менее 2%. Количество атомов этих элементов в 1000 раз меньше, чем атомов водорода и гелия. Вещество Солнца сильно ионизовано: атомы, потерявшие электроны своих внешних оболочек и ставшие ионами, вместе со свободными электронами образуют плазму. Средняя плотность солнечного вещества примерно 1400 кг/м3. Она соизмерима с плотностью воды и в 1000 раз больше плотности воздуха у поверхности Земли. |
Сколько лет Солнцу?
Ему 4,6 млрд лет. Немало, да? Учитывая, что жизнь (членистоногие – предки современных насекомых) на нашей планете появилась около 570 млн лет назад. Простейшие организмы намного раньше – около 3,5 миллиардов лет назад
Может ли Солнце погаснуть?
Кстати, свои вопросы для наших «Почемучек» вы можете предложить в личные сообщения наших групп в социальных сетях: там вас ждет уникальный и интересны контент: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники
Диаметр Солнца составляет почти 1 400 000 км. Много? Сравните с картинкой ниже! Внутри Солнца могут поместиться миллионы планет, равных Земле. 99,8 % массы Солнечной системы сосредоточены в Солнце. А из 0,2 % всего остального сделаны планеты (причем 70 % планетарной массы пришлось на Юпитер). Кстати, Солнце постоянно худеет: теряет 4 миллиона тонн своей массы каждую секунду – они улетают в виде излучения, каждое мгновение около 700 миллионов тонн водорода превращаются в 696 тонн гелия.
Когда и как наше Солнце взорвется?
Правильнее сказать – превратится в красного гиганта. В данный момент Солнце находится в состоянии желтого карлика и просто сжигает водород. В течение всего времени своего существования – 5,7 млрд лет, как мы уже говорили, – Солнце находится в стабильном режиме выгорания водорода. И этого топлива ему хватит на 5 миллиардов лет (больше, чем существует от начала времен Земля!)
После того как включатся следующие ступени синтеза, Солнце покраснеет, увеличится в размерах – до земной орбиты (!) – и поглотит нашу планету. И, да, перед этим слопает Венеру и Меркурий. Но жизнь на Земле прекратится еще раньше, чем Солнце начнет свое превращение, ведь рост светимости и повышение температуры приведет к тому, что наши океаны испарятся за миллиард лет до этого.
Температура на поверхности Солнца составляет примерно 6 тысяч градусов по Цельсию. Внутри Солнца, там, где идут, не прекращаясь, термоядерные реакции, температура НАМНОГО выше – она достигает 20 миллионов градусов по Цельсию.
Так происходит со всеми звездами? Как же тогда появляется жизнь?
Что будет с Солнцем после того, как оно поглотит Землю?
А также Меркурий и Венеру!
Итак, Солнце раздуется и разогреется, истратит б0льшую часть топлива. В определенный момент начнется гравитационное сжатие, которому никакое распирающее изучение противостоять не сможет (топливо кончилось). Так как масса у Солнца недостаточно велика, то сжатия не хватит на то, чтобы запустить следующую ступень синтеза и приступить к работе с тяжелыми химическими элементами. В итоге наша любимая звезда сбросит свою огромную внешнюю оболочку, которая станет туманностью. Середина же Солнца превратится в белого карлика – маленькую звезду, которая рано или поздно остынет, отдавая остаточное тепло.
Источник