Осмотрительно ветер из калитки вышел.Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.Проплясали
Осторожно ветер из калитки вышел.Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.Проплясали по снегам снежные вьюги.Снегири снеговикам песню просвистели.Землю вьюга белоснежная замела снежком.Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. найти грамматическую базу и второстепенный член предложения обозначить какими частями речи они выражены
- Виктор Анисифоров
- Русский язык 2019-08-18 23:37:24 2 1
1) Ветер (что?)- подлежащее, выражено сущ., подчёркивается так ______. Ветер (что сделал?) вышел. Вышел — это сказуемое, выражено глаголом, подчёркивается так ======. Вышел (как?) осмотрительно. Осмотрительно — это событие, выражено наречием, подчёркивается так _ . _ . _. Вышел (каким образом?) из ворота. Из ворота — это обстоятельство, выражено сущ. с предлогом _ . _ . _.
2) Солнце (что?) — подлежащее, выражено сущ. _____. Солнце (что сделало?) скатилось, скатилось — это сказуемое, выражено глаголом ======. Солнце (какое?) тихое, тихое — это определение, выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией . Скатилось (как? каким образом?) колесом, колесом — это событие, выражено сущ. _ . _ ._. Скатилось (куда?) за горы, за горы — это событие, выражено сущ. с предлогом _ . _ . _. За горы (какие?) сини, сини — это определение, выражено кратким прилагательным .
3) Вьюги (что?) — это подлежащее, выражено сущ. _____. Вьюги ( что сделали?) поплясали, поплясали — это сказуемое, выражено глаголом =====. Вьюги (какие?) снежные, снежные — это определение, выражено прилагательным . Поплясали (как? каким образом?) по снегам, по снегам — это обстоятельство, выражено сущ. с предлогом _ . _ . _, так же это может быть и добавленьем, если задать вопрос: поплясали (где?) по снегам, тогда подчёркивать необходимо так ———.
4) Снегири (кто?) — это подлежащее, выражено сущ. _____. Снегири (что сделали?) просвистели, просвистели — это сказуемое, выражено глаголом ====. Просвистели (что? (винительный падеж)) песню, песню — это добавление, выражено сущ., подчёркивается так ——-. Просвистели (кому?) снеговикам, снеговикам это добавление, выражени сущ. ——.
5) Ветер (что?) — это подлежащее, выр. сущ. _____. Ветер (что делает?) гонит, гонит это сказуемое, выражено глаголом ===. Ветер (какой?) заунывный, заунывный это определение, выр. прилагательным . Гонит (что?) стаю туч, стаю туч — это прибавление, выражено неразделимым словосочетанием ——-. Гонит (куда?) на край небес, на край небес это обстоятельство, вырадено недел. словосоч. _ . _ . _.
Всёёёё. Чувак, ты должен получить пять! Ясно? Фууух
Источник
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).
I . Реализация домашнего задания
1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.
2. Связный ответ по теме «Словосочетание».
3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц »:
Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт — нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.
II. Работа по теме урока
1. Анализ текста.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
— Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.
— Определите тип и стиль речи. ( Описание поздней осени, художественный .)
— Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)
— К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два — нераспространённые третье — распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)
— Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором — простое глагольное сказуемое.)
2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».
Синтаксический разбор предложения.
Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений , противоречивых страстей , желаний , взлетов и падения духа , самоотверженности и мужества , поражений и побед . ( Ю. Бондарев .)
— Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.
— Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
• Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса — пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь — сорок девять.)
• Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить — не поле перейти.)
• Один главный член выражен инфинитивом, а другой — существительным. (Наша задача — помочь нуждающимся.)
• Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот , тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)
— А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
• Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)
• Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)
• При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)
Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
— Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные — самостоятельно).
1) Дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. ( В. Распутин .) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. ( С. Щип .) 3) В этом городе знать три языка — ненужная роскошь. ( Чехов .) 4) Тут главное — не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. ( Шолохов .) 5) Пушкиногорье — это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. ( Гейченко .) 6) Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. ( В. Сухомлинский .) 7) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. ( К. Паустовский .) 8) Одно дело — говорить много, другое — говорить дело. ( Софокл .) 9) Каллиграфия и живопись — изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. ( Ху Цзынчэн .) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. ( Маргарита Уайт .) 11) Лучший способ защититься — не уподобляться ( Марк Аврелий .)
1. Подготовить ответ на вопросы 3—9 на стр. 102.
3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки.
И вдруг улыбнулась погодка.
(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)
Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички — снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.
Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!
(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)
4. Повторите правописание — н — и — нн — в причастиях и отглагольных прилагательных.
Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.
I . Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).
2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3—9 на стр. 102.
3. Прослушать 2—3 сочинения , отметить достоинства, недостатки.
4. Словарный диктант на тему «- н — и — нн — в причастиях и отглагольных прилагательных»:
Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, назв а ный, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.
II . Работа по теме урока
— Дайте определение предложения
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.
— Назовите предложения по наличию грамматических основ. ( Простые, сложные .)
— Дайте определение простого предложения. (Это такое предложение, в котором есть одна грамматическая основа.)
Способы выражения подлежащего.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А. Пушкин).
Имя существительное в именит. падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного).
Метель надвинулась сразу ( Н. Островский ). Густо пошёл снег ( Н. Островский ). Собравшиеся обсуждали новый кинофильм (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).
Местоимение в именительном падеже.
Я ехал вечером один на беговых дрожках. ( И. Тургенев .) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. ( А. Пушкин .) Пожаловал к вам кто-то на дом. ( А. Грибоедов ) Всё , что забылось, встаёт наяву. ( В. Луговской .)
Неопределенная форма глагола.
Охранять природу — значит охранять Родину. ( К. Паустовский ) Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. ( К. Федин .)
В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не по силам. ( А. Чехов .) Злые языки — страшнее пистолета. ( А. Грибоедов .) И теперь ваш покорный слуга берётся перевести любую страницу из Гегеля. ( И. Тургенев .)
Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь . ( В. Арсеньев .) Белое море находится на севере страны.
Синтаксически цельное словосочетание.
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. ( М. Горький .) Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим по Тверской. ( Л. Толстой .)
В роли подлежащего могут выступать сочетания из числительного, местоимения с предлогом из со значением избирательности: Никто даже из самых близких людей не видел его (А. Чехов). Тогда некоторые из них кинулись на Графскую пристань к лодкам (А. Куприн). И ни один из нас не замерз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).
Виды сказуемых и способы выражения сказуемых.
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Изъявительное наклонение (настоящее время, прошедшее время, будущее время — простое или сложное)
Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей (С. Аксаков) — наст. время. Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило ( А. Пушкин) — прош. время. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет (А. Ахматова). Буду петь я и радость и горе (И. Никитин ) — буд. время (сложное).
В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий).
Смотри : ожила трава под дождём и старое дерево помолодело (А. Сурков).
Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники. (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим
В числе (в ед. ч.) и роде
Если имеет форму настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или форму повелительного наклонения, например:
Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев); Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов); Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский).
Если имеет форму прошедшего времени изъявительного наклонения или форму условного наклонения, например:
Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев); Лес зазвенел, застонал, затрещал , заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов).
1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А. Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).
2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: Большинство учащихся работали на огороде. Ряд новых домов был построен в этом году.
3. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (В.Лебедев-Кумач).
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых ( беспокоиться, холодная ) выражает лексическое значение сказуемого, а другое ( начинал, была ) — его грамматическое значение.
Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов).
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, на пример:
Начало, продолжение и конец действия.
Начинать — начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать — перестать, кончать — кончить.
Тут силой всей народ тушить пожар принялся ( И. Крылов ). Мы продолжали молча идти друг подле друга ( М. Лермонтов ). Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала ( В. Короленко ).
Возможность или желательность действия.
Мочь — смочь, уметь — суметь, хотеть — захотеть, решать — решить, собираться — собраться, стараться — постараться, желать — пожелать
После этого случая Пётр Петрович уже не решался выводить пса из дома ( Ф. Абрамов ). Он старался казаться молодым ( М. Лермонтов ). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли ( А. Грибоедов ) Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных ( должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Например:
Я хотел бы поступить в институт. — Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов). Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (И. Тургенев).
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный (Л. Толстой) — составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный , выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник — составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник , выраженной существительным.
Наиболее употребительным является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения, например:
Быть или нулевая связка
Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства ( А. Пушкин .) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. ( Л. Толстой .) Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития. ( Л. Толстой .)
Весна была весною даже и в городе. ( Л. Толстой .)
После окончания училища брат будет слесарем.
Будь наш, привыкни к нашей доле. ( А. Пушкин .)
Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. ( А. Чехов )
Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега ( А. Пушкин ); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной ( К. Паустовский ); Проза, когда она достигает совершенства, является , по существу, подлинной поэзией ( К. Паустовский ); Ока ночью казалась очень широкой , гораздо шире , чем днём ( К. Паустовский ).
В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:
Способ выражения именной части
Ночь была лунная и холодная ( В. Арсеньев ). Медведь был велик , стар и космат ( Б. Полевой )
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).
Краткое страдательное причастие
Брови её были сдвинуты , губы сжаты , глаза глядели прямо и строго ( И. Тургенев )
Я был третьим по списку. Два да пять будет семь .
Вишнёвый сад теперь мой ( А. Чехов ). Книга была моя .
Ей туфли будут впору .
Синтаксически цельное словосочетание
Вечером море было чёрного цвета.
Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими . Спорт смены сидели на скамейке довольные своей победой.
Источник