Константин Паустовский — Язык и природа: Рассказ
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
Но вернемся к дождям.
С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:
— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:
— Пойдем смотреть грома!
Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.
Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.
Я уже упоминал о зарнице.
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее.
Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.
Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.
В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.
В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.
Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.
Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.
Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.
Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская мглу ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.
Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.
Источник
СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главной части; 2) первая придаточная часть присоединяется к главной части, вторая — к первой придаточной и т. д.
I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главной части, могут быть о д н о р о д н ы м и и н е о д н о р о д н ы м и.
1. О д н о р о д н ы е придаточные имеют одинаковое значение и как однородные члены произносятся тоном перечисления;
между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главной частью называется с о п о д ч и н е н и е м, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными.
Если соподчинённые (однородные) части соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится перед последними по тем же правилам, что и при однородных членах.
Я помню, как мы бежали, па полю, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты боярышника. При главной части предложения имеются четыре однородные (соподчинённые) части (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления; между ними стоят запятые.
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
2) Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (А.) При главной части предложения имеются две однородные (соподчинённые) части (изъяснительные), связанные одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (Ч.) При главной части имеются три соподчинённые части (изъяснительные); во второй соподчинённой части опущен союз как; первая и вторая соподчинённые части связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (изъяснительные).
4) Он раздражителен и когда болен, и когда здоров. При
главной части предложения имеются две однородные (соподчинённые) придаточные части (со значением времени); перед каждой придаточной частью стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена запятая.
Главная часть
Придаточные однородные (соподчинённые) части (времени).
5) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)
При главной части имеются две однородные придаточные части (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые; между ними поставлена точка с запятой.
Главная часть
Придаточные однородные части (определительные) .
2. При главной части могут быть н е о д н о р о д н ы е п р и д а т о ч н ы е, которые имеют разные значения, например:
1) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (А.) При главной части находятся две неоднородные придаточные части: времени и определительная, которые отделяются от главной запятыми.
Придаточные неоднородные части (времени и определительная).
II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные части образуют цепь: первая часть относится к главной части (придаточная 1-й степени), вторая относится к придаточной 1-й степени (придаточная 2-й степени) и т. д., например: Макар знал. что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Кор.) Такая связь частей сложноподчинённого предложения называется п о с л е д о в а т е л ь н ы м п о д ч и н-е н и е м.
Придаточная часть 1-й степени (изъяснительная) .
Придаточная часть 2-й степени (определительная).
При последовательном подчинении одна придаточная часть может быть внутри другой; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. При главной части имеется изъяснительная часть (что об охоте нечего и думать), а при ней — придаточная часть со значением условия, расположенная внутри первой части.
Главная часть
Придаточная часть (изъяснительная). Придаточная часть (условная).
Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать; 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание.
III. Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например:
Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел над самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. (Г.)
Главная часть
Придаточная часть 1-й степени (времени).
Придаточная часть 2-й степени (со значением степени действия).
Придаточная часть 3-й степени (со значением условия).
В состав сложносочинённых предложений могут входить сложноподчинённые предложения; в таких сложносочинённых предложениях рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы, например: Покуда учитель толковал ему [Серёже], он верил и как будто понимал, но, как только он оставался один, он решительно не мог вспомнить и понять, что коротенькое и такое понятное слово “вдруг” есть “обстоятельство образа действия”. (Л. Т.) В этом сложносочинённом предложении сочинительный союз но стоит между сложноподчинёнными предложениями. Рядом оказались два союза: но и как только, между которыми стоит запятая. Запятая не ставится в том случае, если второй союз (когда, если, так как) имеет добавочную часть то или так, например: Мы подбирали грибы и говорили, и когда она спрашивала о чём-нибудь, то заходила вперёд, чтобы видеть моё лицо. (Ч.)
Не ставится запятая в сложноподчинённом предложении перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общую придаточную часть, например: Солнце уже садилось и над рекой поднимался туман. когда мы возвращались домой.
Упражнение 171. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Изумит и обраду. т хор дроздов того, кто в первый раз его услыш. т, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень н. услыш. шь прежнего разнообразного пения. (А.) 2) Как несказа. о великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во. торжествует и последние волны согретого тумана то скатываю. ся и ра. тилаю. ся скатертями, то изв. ваю. ся и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине.(Т.) 3) Как н. владела собой Одинцова, как н. стояла выше всяких предрассудков, но и ей было н. ловко, когда она явилась в столовую. (Т.) 4) Парóм подвигался с такой медлительностью, что если бы н. постепенная обрисовка его контуров, то можно было бы подумать, что он стоит на одном месте или же идёт к тому берегу. (Ч.) 5) Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаю. ся в почтовые ящики, а из ящика развозя. ся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольчиками. (Ч.)6) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (Ч.)7) Когда он [Варламов] подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше ра. смотреть его. (Ч.) 8) Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот-вот он должен погибнуть, но всё ещё приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва (в 1812 г.) невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорву. ся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоря. ся. (Л. Т.) 9) Ночной же порою, когда темнотою земля покрывалась и в небе с луною одна за другою звезда зажигалась, на луг благовонный являлся светляк. (Ж) 10) Заголосили петухи, а голова всё ещё болела, а в ушах был такой шум, как будто Ергунов сидел под железнодорожным мостом и слушал, как над его головой проходил поезд. (Ч.) 11) Уже совсем ра. вело и народ стал поднима…ся, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 12) Ей пробовали ра. казывать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Т.)
172. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
I. 1)Если у тебя есть свободный час если ты приехал в командировку с фронта пройдись на рассвете по улицам своего города. (С и м о н о в.) 2) Если вспыхнет война против того класса силами которого я живу и работаю я тоже пойду рядовым бойцом в его армию. (М. Г.) 3) Всё что было сделано в прошлом общеполезного для человечества всё это только начало работы только первые камни фундамента на котором нынче начали строить новый мир наши рабочие и крестьяне. (М. Г.) 4) Легко работать когда знаешь что труд твой ценят энергичные строители нового мира новой культуры. (М. Г.)
II. 1) Расставшись с Максимом Максимычем я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья завтракал в Казбеке чай пил в Ларсе а к ужину поспешил во Владикавказ. Избавлю вас от описания гор от возгласов которые ничего не выражают от картин которые ничего не изображают особенно для тех которые там не были и от статистических замечаний которых решительно никто читать не станет. Я остановился в гостинице где останавливаются все проезжие. (Л.) 2) Ребёнок видит что и отец и мать и старая тётка и свита все разбрелись по своим углам а у кого не было его тот шёл на сеновал другой в сад третий искал прохлады в сенях а иной прикрыв лицо платком от мух засыпал там где сморила его жара и повалил громоздкий обед. (Гонч.) 3) Пастух ответил не сразу. Он опять поглядел на небо и в стороны подумал поморгал глазами. По-видимому, своим словам придавал он не малое значение и чтобы усугубить им цену старался произносить их врастяжку с некоторою торжественностью. Выражение лица его было старчески острое степенное и оттого что нос был перехвачен поперёк седлообразной выемкой и ноздри глядели кверху казалось хитрым и насмешливым. (Ч.) 4) Мелитон плёлся к реке и слушал как позади него мало-помалу замирали звуки свирели. Ему всё ещё хотелось жаловаться. Печально поглядывал он по сторонам и ему становилось невыносимо жаль и небо и землю и солнце и лес а когда самая высокая нотка свирели пронеслась протяжно в воздухе и задрожала как голос плачущего человека ему стало чрезвычайно горько и обидно на непорядок, который замечался в природе. Высокая нотка задрожала оборвалась и свирель смолкла. (Ч.) 5) Если завтра увидите его то попросите чтобы он ко мне заехал на минутку. (Ч.) 6) В воздухе куда ни взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) 7) Я знаю только то что в Кракове явился самозванец и что король и папа за него. (П.) 8) Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. (М. Г.) 9) Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (С и м о н о в.) 10) Валек обнимал меня как брата и даже Тыбурций по временам смотрел на нас троих какими-то странными глазами в которых что-то мерцало точно слезы. (Кор.) 11) Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (Ч.) 12) Кругом теряясь в золотом тумане теснились вершины гор как бесчисленное стадо и Эльбрус на юге вставал белой громадой замыкая цепь льдистых вершин между которыми уже бродили волокнистые облака набежавшие с востока. (Л.)
173. Прочитайте, укажите сложные предложения и их строение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
Он (Беликов) был замечателен тем что всегда даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши и когда вынимал перочинный нож, чтобы очистить карандаш то и нож у него был в чехольчике и лицо казалось тоже было в чехле так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки фуфайку уши закладывал ватой и когда садился на извозчика то приказывал поднимать верх. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уединил бы его защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его пугала держала в постоянной тревоге и быть может для того чтобы оправдать эту свою робость своё отвращение к настоящему он всегда хвалил прошлое и то чего никогда не было и древние языки которые он преподавал были для него в сущности те же калоши и зонтик куда он прятался от действительной жизни.
— О как звучен как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением и как бы в доказательство своих слов прищурив глаз и подняв палец произносил:—Антропос!
174. Прочитайте, укажите сложные предложения и их строение, затем укажите обособленные члены предложения; спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Уже садилось солнце. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. В доме опять запели и издали скрипка производила впеч. тление человеческого голоса. Коврин напрягая мысль чтобы вспомнить где он слышал или читал легенду направился н. спеша в парк и н. заметно дошёл до реки.
По тропинке бежавш. й по крутому берегу мимо обнажё. ых корней он спустился вниз к воде обеспокоил тут куликов спугнул двух уток. На угрюмых соснах кое-где отсвечивали последние лучи заходящего солнца но на поверхности реки был уже настоящий вечер. Коврин по лавам перешёл на другую сторону. Перед ним теперь лежало широкое поле покрытое молодой ещё н. цветущей рожью. Н. человеческого жилья н. живой души вдали и каже. ся что тропинка если пойти по ней приведёт в то самое неизвестное загадочное место куда только что опустилось солнце и где так широко и величаво пламене. т вечерняя заря.
“Как здесь просторно свободно тихо! — думал Коврин идя по тропинке.— И каже. ся весь мир смотрит на меня притаился и ждёт чтобы я понял его”.
Но вот по ржи пробежали волны и лёгкий вечерний ветерок к. снулся его н. покрытой головы. Через минуту опять порыв ветра но уже сильнее зашумела рожь и послышался сзади глухой ропот сосен.
Одну и ту же мысль можно выразить разными синтаксическими способами, используя как сочинительные, так и подчинительные связи, обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и — в бессоюзных предложениях — при помощи интонации. Синонимия различных синтаксических конструкций является одним из основных средств стилистического варьирования речи, она способствует гибкости и выразительности языка. При этом синтаксические синонимы могут использоваться и в пределах одного речевого стиля, и в разных стилях, отличаясь друг от друга стилистической окраской.
Например, присоединительные конструкции (см. § 117), синонимичные сочинительным, обычно не отличаются от последних ни стилистической окраской, ни употребительностью. То же надо сказать о синонимии сложноподчинённых предложений с придаточными следствия и сложносочинённых, в которых союз и соединяет предложения, обозначающие связанные причинно-следственной связью действия. Ср.: Усталый, он повалился на кровать и мгновенно уснул, так что (поэтому) я не смог добиться от него ни слова.— Усталый, он повалился на кровать и мгновенно уснул, и я не смог добиться от него ни слова.
С другой стороны, сложноподчинённые предложения и бессоюзные различаются по основным сферам своего распространения: так как в бессоюзных предложениях главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно, что бессоюзие широко используется в устно-разговорной речи. В книжно-письменной речи интонация не может непосредственно служить для выражения отношений между частями высказывания — для этого используются союзы и союзные слова. Поэтому в стилях книжно-письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых предложений.
Иногда сложные предложения различаются употребляемыми в них союзами и формами глаголов-сказуемых. Обычно эти различия бывают связаны со стилистической дифференциацией.
Например, придаточные причины, присоединяемые к главной части сложноподчинённого предложения с помощью союза так как, имеют несколько более книжную окраску, чем те, которые присоединяются к главной части с помощью союза потому что. Ещё большей книжностью (и архаичностью) отличаются сложноподчинённые предложения с придаточным причины, содержащие союз ибо. Ср.: Я молчал, потому что не знал, что ответить.— Я молчал, так как не знал, что ответить.— Я молчал,
ибо не знал, что ответить.
К сложноподчинённым предложениям с придаточными условными близки по значению предложения, у которых сказуемое выражено формой повелительного наклонения, употреблённого в значении сослагательного, например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.) Такие предложения свойственны исключительно разговорной речи.
Упражнение 175. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите смысловые отношения при бессоюзном соединении предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния — и гроза разр. зилась. Дождь полил ручьями. (Т.) 2) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл. стало, короче становился день; лесов таинстве. ая сень с печальным шумом обн. жалась, л. жился на поля туман; гусей крикливых караван тянулся к югу. (П.) 3) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им н. принос. т метели, смертью морозы не ве. т. (Н.) 4) Н. спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.) 5) Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (Гр.) 6) Приметы осени во всём встречает взор: там тян. ся, блестя на солнце, паутина, там скирд видне. ся, а там через забор кистями красными повиснула рябина, там жниво колкое щетин. ся, а там уж озимь яркая блеснула изумрудом. (Греков.) 7) Хорошо сидеть и прислушива. ся к тишине: то ветер поду. т и трон. т верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть. Сидеть бы неподвижно, слушать и думать, думать, думать. (Ч.) 8) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Т.) 9) Мне стало совестно — я не мог докончить начатой речи. (Т.) 10) Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопивш…мся тёплым запахом ночи. (Т.) 11) Вы проход. те мимо дерева — оно н. шелохнётся: оно нежится. (Т.)
176. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
I. 1) Степь почти вся в сухом ж. лтом свете она каже. ся песчаной кое-где среди неё вспухли сады и от их тёмных пятен ж..лтый свет ещё горячей. Кусками сала или сахара разброса. ы белые хаты хуторов около них ч. рные тополя игрушечные люди чуть передвигаются передвигаются маленькие волы и всё та. т в струях знойного марева. (М. Г.) 2) Знойный день тишина жизнь застыла в светлом поко. небо ласково смотрит на землю голубым ясным оком солнце огне. ый зрачок его. (М. Г.) 3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. (П.) 4) Н. нагнать тебе беше. ой тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 5) Дорога адская ручьи снег грязь водомоины. (Т.) 6) Жилище господина Чертопханова являло вид весьма печальный брёвна почернели и высунулись вперёд “брюхом” труба обвалилась углы подопрели и покачнулись н. большие тускло-сизые окошечки н. выразимо кисло поглядывали из-под косматой нахлобуче. ой крыши. (Т.) 7) Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой опиралась на два закопчё. ые столба была полна народа. (Л.) 8) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков вые. ают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 9) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились и оглянулись на ней висело серое облако и его холодное дыхание грозило бли. кой бурею. (Л.) 10) В добрую почву упало зерно пышным плодом отроди. ся оно. (Н.) 11) Лес руб. т щепки летят. (Поел.) 12) Раз солгал навек лгуном стал. (Посл.) 13) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 14) Я всякому ты знаешь рад. (Гр.) 15) Казаки слышно было сделали отличную атаку. (Л. Т.) 16) И нынешней ещё весной с него [с моста] обрушились весь город это зна. т два журналиста да портной. (Кр.)
II. 1) Мы растём и молоде. м время нас ведёт вперёд. (Л.-К.) 2) Если мальчик любит труд тыч. т в книжку пальчик про такого пишут тут он хороший мальчик. (В. М.) 3) Май теч. т рекой нарядной по широкой мостовой льётся песней необъятной над красавицей Москвой. (Л.-К.) 4) Метелица поднялся на бугор. Слев. по-прежнему шла чёрная гряда сопок изогнувшаяся как хребет гигантского зверя. (Фад.) 5) Мне сегодня за полночь н. спи. ся песня-дума зре. т в голове. (Сурк.) 6) Мы в грозное завтра спокойно глядим и время за нас и победа за нами. (Сурк.) 7) Гонители францу. кого языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный верх и гости. ные наполнились патриотами кто высыпал из табакерки францу. кий табак и стал нюхать русский кто . жёг десяток францу. ких брош. рок кто отказался от лафита а принялся за кислые щи. (П.)
177. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вы от. ехали версты четыре. Край неба але. т в берёзах просыпаются н. ловко перелётывают галки воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют тучки зеленеют поля. В избах красным огнём г. рят лучины за воротами слышны заспа. ые голоса. А между тем з. ря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубя. ся пары жаворонки звонко поют предрассветный ветер подул и тихо всплыва. т багровое солнце. Свет так и хлын. т потоком сердце в вас встрепенё. ся как птица. Свежо весело любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня вон подальше другая с белой церковью вон берёзовый лесок на горе за ним болото куда вы ед. те. Живее кони живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось н. больше. Солнце быстро поднимается небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьё. ся вёрст на десять тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга за лугами пологие холмы вдали чибисы с криком вью. ся над болотом сквозь влажный блеск разлитый в воздухе ясно выступает даль. не то что летом. Как вольно дыш. т грудь как быстро движу. ся члены как крепн. т весь человек охваче. ый свежим дыханием весны!
(И. С. Т у р г е н е в.)
II. С юга двое суток дул тёплый ветер. Сош. л последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи от. грали степные лога и речки. На з. ре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля потонули в н…проглядной белёсой дымке курганы буераки станицы шпили колоколен устремлё. ые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.
Тума. ым утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла оп. янё. ая бражной сладостью свежего весеннего воздуха. Повитая туманом даль затопле. ые талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями всё казалось ей н. виданно красивым всё цвело густыми и нежными красками будто осиянное солнцем.
Проглянувший сквозь туман клоч. к чистого неба ослепил её холодной синевой запах прелой соломы и отта. вшего чернозёма был так знаком и приятен что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ н. замысловатая песенка жаворонка донёсшаяся откуда-то из туманной степи разбудила в ней неосозна..ую грусть.
Источник