Петров День – традиции, обряды, приметы
В народно-христианский праздник Петров день (12 июля) чтят святых Петра и Павла, заканчивают купальские празднования «макушку лета» и летние свадьбы, и усиленно готовятся к сенокосу. Как повествуется в христианском вероучении, апостол Пётр — это ближайший ученик Иисуса Христа. Именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне. Именно он первый провозглашает Христа сыном Бога живого. Как раз Петр после Воскресения Иисуса Христа ревностно проповедует Его учения, возглавляет первую христианскую общину. За все это (во время правления императора Нерона) его распяли на кресте вниз головой.
А как почитается Христианской Церковью Павел — величайший веропроповедник Православия. Ведь его нравоучения побудили к созданию на Средиземноморье целого ряда христианских общин. Савл (такое имя было от рождения у Павла) не сразу признал христианством и Иисуса Христа как Мессию. И лишь услышав с небес Божий глас, он стал верным христианином.
Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.
Обычай «караулить солнце»
Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.
Игра в свадьбу
Для песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. «Женихом» был кто-то из юношей, а на роль «невесты» выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали «жениха» с «невестой». И совершались «свадебные обряды», начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь.
Бесчинства молодежи
Мирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что » плохо» лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы.
Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — Троицу, Петровское заговенье, Иванов день. По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.
Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти.
У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде.
По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.
А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения.
Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам.
Приметы
- Худой свинке и на Петровку холодно.
- Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет.
- Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!
- Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки.
- Ячмень заколосился, соловей замолчал.
- В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой.
- На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.
Просим оценить работу автора
Источник
Петров день
12 июля — день святых апостолов Петра и Павла.
Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла исстари известен в народе под именем Петрова дня и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях.
Известно, что около Петрова дня солнце достигает самого сильного влияния на землю, потому древнерусский люд посвящал это время солнцу (в язычестве празднование Ярилы). Наши простолюдины, — пишет И,П,Калинский, — доселе верят, что в Петров день рано утром играет солнце, и многие сами стараются увидеть это чудное явление. Иностранец Адам Олеарий так описывает празднование Петрова дня на Руси:
‘У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется (приводится) старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами’.
Простонародная русская пословица говорит: ‘У мужика то и праздник, что Петров день’. Нужно сказать, что святой апостол Петр считается в народе покровителем рыболовного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Такое верование особенно сильно между рыбаками, и потому они весьма часто обращаются за помощью к этому святому апостолу. Приходится ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удается ли рыбный лов, — рыбаки молятся апостолу Петру. В иных случаях они даже складываются на большую восковую свечу и ставят ее перед образом ‘ловца рыб’ — св. апостола Петра, который был сам по занятию рыбарем, призван был Господом к апостольскому служению в то самое время, когда занимался рыбною ловлею. Обратившись к Петру и брату его Андрею, Иисус Христос сказал: ‘Грядите по мне и сотворю вы ловца человеком’ (то есть, будьте при мне, и я сделаю вас ловцами душ человеческих). Не могло ускользнуть от внимания народного то обстоятельство, что сам Господь благословил занятие Петра, и, как замечает евангелист, после этого благословления, вместе со своими людьми будущий апостол поймал так много рыбы, что от тяжести ее едва не растерзались сети.
Петров день — разговины, конец Петровского поста. На вологодчине в этот день приводили в церкви быка, резали его, варили мясо в больших котлах и разговлялись все сообща. В других краях принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться в этот день. В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А молодежь еще с вечера уходят в лес или в поле (в июле каждый кустик ночевать пустит), чтобы караулить восход солнца. Оно в это утро играет особыми цветами и оттенками, лучи его переливаются и искрятся, подобно радуге.
В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки. Они жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали:’Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!
Встретив солнце молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали, как и в Троицу, плести венки, гадать по ним, а также переплетать березки, придавая им разные формы.
Петр-Павел жару прибавил.
На Петров день дождь — урожай не худой; два дождя — хороший; а три — урожай богатый.
К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет).
Соловей поет до Петрова дня.
С Петрова дня кукушка перестает куковать.
Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или за две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филлипов пост.
Источник
Как провести Петров день согласно традициям: петь солнцу, есть рыбу, угощать фруктами
Приближается летний день, в который православные исстари чтят память апостолов Петра и Павла. Впрочем, в народе с праздником ассоциируется Петр, Павел не всегда упоминается в названии. Именуется в просторечье этот праздник так – Петров день. Традиций с ним связано немало — к Петрову дню на Руси относились с большой серьезностью и заранее к нему готовились.
Во многих народных традициях, связанных с Петровым днем, причудливым образом переплелись, слились в единое целое христианские представления и пережитки язычества. Итак, как же провести Петров день? Чем нужно заняться?
Традиция первая: петь о солнце
В деревнях в прежние времена люди сложили множество песен, которые исполняли «всем миром» на гуляньях. Практически в каждой из них есть упоминание солнца. Но вместе с тем в песнях есть и обращения к Господу.
Примеры строк из народных песен, исполняемых на Петров день:
«Солнышко! Петрова ночка, где твоя дочка. »
«Боже наш! Петрова ночка маленькая, Боже наш. »
«Боже наш! На сенокосы медуночка, Боже наш. »
«Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить. »
«Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать. »
«На Петра» в деревнях не только пели песни, но и исполняли веселые частушки.
Что любопытно, православная церковь весьма лояльно относилась к народным гуляньям в этот день. Дело в том, что «на Петра» завершался короткий пост и, соответственно, можно было немного расслабиться.
Традиция вторая: устраивать застолье с пирогами
Не было в старину на Руси ни одной семьи, которая не готовилась бы к этому празднику. Заблаговременно запасались спиртным и снедью как в деревнях, так и в городах. Пили крепкие напитки, а на стол обязательно выставляли пироги.
Печь начинали загодя, всей семьей. Даже мужчины, вернувшись с полей или закончив дела, присоединялись к хлопотам хозяек. Как правило, они месили тесто. А ребятишки носили воду, доставали из погреба заготовленную в начинки снедь и занимались массой других, не особо обременительных, но важных дел.
Традиция третья: встречать рассвет в поле
Этот обычай – для молодежи. Люди семейные и старики участия во встрече восходящего солнышка не принимали. Молодые люди с вечера уходили в поля и караулили там момент восхода солнышка. Согласно поверьям, «на Петра» солнце не восходит, как обычно, а «скачет по небу». Когда светило «начинает пляску» — пора загадать желание.
У этого любопытного обычая языческая предыстория, связанная с мистикой. В глубокой древности в эту ночь деревенские жители вооружались вилами и до заката уходили на обработанные поля. Там они до рассвета отгоняли от посевов водную нечисть, которая выбиралась из рек, озер, болот и устраивала всевозможные каверзы. А когда поднималось солнышко – оно пускалось в пляс, изгоняя нечисть обратно в водоемы.
После восхода принято плести веночки из полевых цветов и украшать ими деревья.
Традиция четвертая: кушать рыбу
Рыбу «на Петра» готовили обязательно. Связано это с тем, что апостолы, как Петр, так и Павел, считались покровителями людей, занятых рыболовным промыслом.
«На Петра» каждый рыбак обязательно наряжался и украшал свою одежду особой вышивкой или оберегом из растения. Называлось это растение «Петров крест». Разумеется, на больших деревенских застольях в этот день рыбаков усаживали на почетные места.
Помимо этого, «на Петра» было принято заключать торговые договоры с рыболовецкими артелями.
Традиция пятая: готовится к уборке урожая, прислушиваться к кукушке и «угощать весь честной народ»
«На Петра» крестьяне начинали приводить в порядок вилы, лопаты, серпы, грабли и прочие инструменты.
Чинили сбрую, латали телеги. Это связано с тем, что день являлся переломным моментом. До «Петра» урожай еще рос, а после «Петра» он уже начинал созревать.
Кукушка же в этот день предрекала не количество оставшихся лет. Птица оповещала о том, какой будет собран урожай. Причем если куковала птица много и долго, это воспринималось как «дурной знак».
«На Петра» стол должен был быть накрыт «на весь мир», в самом буквальном смысле. С фруктами и закуской. В больших селах и в городах не устраивали общего для всех людей застолья, но двери в каждом доме держали открытыми. Любой человек мог зайти в любой из домов и присоединиться к праздничному застолью.
В чем смысл этого праздника?
Следуя исстари принятым в народе обычаям, можно упустить из виду то, что день этот – особый христианский праздник, в который верующие чтят апостолов. Оба ученика Христовы приняли мученическую кончину и являлись миссионерами, несли слово Божие и весть об Иисусе язычникам.
Дата их поминовения обусловлена тем, что 12 июля (29 июня, если пользоваться старым стилем) 258 года мощи апостолов были перенесены в Рим. В 324 году по велению Константина Багрянородного были заложены храмы, освященные в честь апостолов. Произошло это в обеих столицах Империи – в Константинополе и в Риме. В этот же год и началась церковная традиция поминовения апостолов в особый день.
Смысл этого праздника в поминовении Павла и Петра, их земных жизней и деяний. А также в радости по причине того, что обрели они царство Божие, к чему и должен стремиться каждый христианин.
Источник