Почему солнце зимой не греет, даже когда светит?
О том, что солнце зимой не греет, даже если целый день ярко сияет в небе, хорошо знают жители северных широт. Но, почему так происходит? Ведь летом при ясной погоде воздух нагревается очень сильно? Что же мешает ему стать теплым в холодное время года?
Оказывается, виной всему особенности зимних и летних антициклонов. А если сказать точнее, законы физики, действующие в атмосфере Земли.
Антициклоны и циклоны
Циклоны – это состояние атмосферы, характеризующееся пониженным давлением. Они несут с собой прохладу и осадки.
Антициклоны – это области повышенного давления. Считается, что они приносят хорошую солнечную погоду. Однако оказывается, что это утверждение не совсем верно. Дело в том, что антициклон – не единственный фактор, влияющий на погоду.
Если антициклон летом – это жаркий сухой воздух, то зимой, при повышении давления, солнце на небе светит, но не греет.
Антициклон летом
Перемещение воздуха (ветер) в атмосфере происходит не только в горизонтальном направлении, но и по вертикали.
Из школьных учебников мы знаем, что ветер дует из области высокого в область низкого давления. Это явление называется силой барического градиента.
На самом деле все происходит немного иначе. На воздушные потоки, помимо давления влияет вращение Земли (сила Кориолиса). Она отклоняет от заданной траектории, движущиеся объекты. В северном полушарии – в право, в южном – влево.
В условиях, когда сила барического градиента уравновешивается силой Кориолиса, ветер начинает дуть параллельно линии раздела высокого и низкого давления.
Перемещение воздуха в антициклоне происходит по кругу. Воздушные потоки устремляются от центра антициклона круговыми, постоянно расширяющимися потоками. В результате этого в центральной части антициклонного вихря образуется область разреженного давления и ее заполняют воздушные массы из верхних слоев атмосферы.
Опускающийся сверху воздух по мере приближения к земле нагревается. Происходит это за счет того, что при попадании в более плотные слои атмосферы он сжимается. В результате этого происходит выделение энергии – тепла (адиабатический процесс).
При нагревании воздуха нет условий для конденсации. Поэтому облака в зоне антициклона не образовываются. Солнцу ничего не мешает прогревать землю. Все это в совокупности определяет хорошую теплую погоду летом.
Антициклон зимой
Зимние антициклоны, наоборот, приносят не тепло, а похолодания. Почему так происходит? Ведь при приходе антициклона зимой солнце тоже светит, но при этом вовсе не греет.
Обратная ситуация зимой происходит в силу нескольких дополнительных факторов – низко распложенного над горизонтом солнца и снежного покрова.
Низкое солнце над горизонтом не дает такого количества тепла земле, как летом. Снег обладает свойствами мало впитывать солнечного тепла и, в дополнение к этому, активно излучать тепловую энергию. В результате, потери тепла поверхностью земли намного превышают ее приход от солнечных лучей.
Потеря энергии в атмосфере приводит к охлаждению приземных слоев воздушных масс. Из-за этого и возникает эффект, когда зимой солнце ярко светит, но не греет.
Полюс холода находится не на северном полюсе!
Над регионами Восточной Сибири практически все холодное время года господствует сибирский (азиатский, монгольский) антициклон. Он находится над континентальными районами длительное время (неделями, а иногда месяцами). При этом происходит интенсивное выхолаживание .
Итогом стояния сибирского антициклона над материком становится такое явление, как образование полюса холода. Причем, находится он не на северном полюсе и не в Гренландии. Холодовой полюс северного полушария располагается в умеренном (субарктическом) поясе. Это район Верхоянска и Оймякона.
Именно поэтому Якутия является самым холодным регионом, где температура воздуха может опускаться до – 60˚С, а иногда и более. Но, теперь мы понимаем, почему над Верхоянском и Оймяконом зимой светит негреющее солнце.
Понятным доступным языком рассказывает о природных явлениях в атмосфере в своих лекциях географ Дарья Гущина. Она объясняет подробно, почему солнце зимой светит, но не греет нас своими лучами. Также она раскрывает тайну, почему зимние ночи с ясным небом гораздо холоднее тех, когда небо закрыто пеленой облаков. Она сравнивает этот эффект с одеялом. Когда тучи, не дают покинуть теплому воздуху поверхность земли.
Источник
Правописание НЕ с наречиями на -о, -е
Тема: «Правописание НЕ с наречиями на — О, -Е».
Форма урока — семинар, защита проектов.
Метод — доминанта: проблемно — поисковый, диалогический, творческий.
Введение
При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:
- Как графически оформить основное правило, алгоритм для успешного запоминания и освоения материала?
- Как использовать основное правило, алгоритм в практической работе?
В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
- Формирование умения составлять алгоритмы действия при решении орфографической задачи.
- Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.
Для достижения целей были поставлены методические задачи:
- Сопоставлять правила написания НЕ с известными частями речи (существительными, прилагательными).
- Создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.
- Уметь применять алгоритмы действия для решения данной орфографической задачи.
- Проявлять творчество при составлении упражнений.
Этапы подготовки к уроку:
- В начале работы с учащимися класса был проведен «мозговой штурм» и сформулированы темы исследований учеников.
- Затем сформированы группы для проведения исследований ( «Теоретики», «Ученые», «Исследователи», «Практики», «Историки», «Игроки», «Логики», «Экзамена-торы»).
- На третьем этапе — обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, возможные источники информации.
- Далее последовала самостоятельная работа учащихся по обсуждению зада-ния каждого в группе и самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
- На последнем этапе — подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
- На уроке — защита полученных результатов и выводов.
Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3), где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:
- «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е» — «Теоретики»;
- «Примечание», куда занесена дополнительная информация по правилу — «Ученые»;
- алгоритм для решения орфографической задачи — «Логики»;
- примеры оформления орфограммы (НЕ с наречиями на -о, -е) — «Исследователи»;
- толкование «трудных» слов для запоминания — «Историки»;
- текст, составленный учащимися, где предлагается использовать основное правило, алгоритм в практической работе — «Практики».
Также ребятами были составлены задания к игре «Третий лишний» — «Игроки» (Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала — «Экзаменаторы» (Приложение2 в конце страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.
Ход урока.
I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:
- Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
- Научиться обозначать новую орфограмму.
- Научиться выбирать правильное написание наречий.
II. Знакомство с новым материалом.
Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).
Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. Слово без НЕ не употребляется. Н: нелепо (не употр.) 2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ. Н: негромко (тихо) | 1. В предложении есть противопоставление с союзом а. Н: не далеко, а близко |
2. Выводы «ученых»: познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.
Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:
- если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;
- если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не медленнее (ср.ст.);
- если наречие пишется через дефис: поступил не по-товарищески;
- если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не сразу (не на -О, -Е);
3. Выводы «логиков»: для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.
4. Выводы «исследователей»: предлагаем использовать данный алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.
«И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня.» (А.С.Пушкин)
Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.
Объясните написание наречий:
- Негромко (тихо) произнес
- Невзрачно (не употр.) оделся
- Вовсе не глубоко нырнул
- Поступил не по-товарищески
- Вытер не досуха (не на -о, -е)
- Прочитал не меньше (ср.ст.)
- Не медленно, а быстро
5. Выводы «историков»: Предлагаем познакомиться с «трудными» словами для запоминания и активного использования в речи.
1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.
непритворный — лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.
недалеко , поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.
подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.
нелепый — не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.
непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.
Надо запомнить! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:
Неподалеку (даль, дальний) (НЕ — приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ — приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ — приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ — приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость ) (НЕ — часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ — часть корня)
III. Закрепление материала.
6. Выводы «игроков»: игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)
Игра «Третий лишний»
1. Невежливо (грубо).
2. Неожиданно (не употр.)
3. Недалеко (близко)
4. Нежарко (холодно)
7. Выводы «практиков»: ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.
Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.
Солнце несмело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-летнему жарко. Неожиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не грустно, а весело.
7. Выводы «экзаменаторов»: ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.
- Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
- Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
- Солнце грело (не)жарко, а ласково.
- Знакомство его далеко (не)приятное.
- Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
- (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
- Он понял задание (не)сразу.
- Ученик выглядел (не)хуже всех.
- Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
- Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.
- Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, де-вушка посмотрела на ясное небо.
- Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
- День выдался (не)по-зимнему теплый.
- На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
- Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
- Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
- Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
- Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
- Природа (не)слышно живет вокруг нас.
- Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.
8. Выводы «игроков»: ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ
- Как с луны свалился — неожиданно.
- Как кошка с собакой — недружно.
- Идти своей дорогой — поступать независимо.
- Идти на поводу — действовать несамостоятельно.
- Играть с огнем — поступать неосмотрительно.
IV. Домашнее задание.
Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.
Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).
Приложение 1.
Игра «Третий лишний».
I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко
Источник