Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!
Пусть банальна эта фраза
И на первый взгляд проста,
Но в природе, как ни странно,
Происходят чудеса.
Чудеса целебной силы,
Те, что дарят радость нам,
Чем являются отныне
Солнце, воздух и вода.
Солнце землю согревает
И растениям жизнь даёт,
Воду солнце испаряет,
Чтоб пошёл на землю дождь.
В летний солнечный денёчек
Каждый любит отдыхать.
Но не каждый знает точно,
Что нам солнце может дать.
Если солнцем прогреваться
По утрам и вечерам,
Солнце может оказаться
В сей момент полезным нам.
И не только для загара,
Чтоб подкрасить кожи цвет.
Солнце вам, причём задаром,
Укрепит иммунитет.
Далее второе чудо —
То, чем нужно нам дышать.
Если утром в доме душно,
Надо окна открывать.
Чтоб дышать не чем попало,
Разным смрадом, духотой,
А лишь утренней прохладой
И морозной чистотой.
И, конечно, напоследок
О воде хочу сказать.
Что с ней следует нам делать,
Как тут быть, что предпринять.
Утром чтобы освежиться,
Если вы решили встать,
Сразу следует умыться,
Дабы бодрый вид придать.
Можно также обливаться
Лишь холодною водой,
Чтоб простуды не бояться
Вам морозною зимой.
Будьте же в ладу с природой,
Не болейте никогда.
В этом вам всегда помогут
Солнце, воздух и вода!
Источник
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
— дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.
— расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
— ввести в словарь детей слова: источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.
— развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.
— воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Демонстрационный материал: посылка,в которой лежат: письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны, воздушный шарик,, пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки»; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.
Материал для каждого ребенка: стакан с чистой водой, трубочка для воды.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.
— Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.
Достает из посылки письмо.
-Дети, здесь письмо.Написано: «От Незнайки». Давайте его прочтем.
Читает письмо. «Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки».
— Посмотрим, что он нам прислал?
Достает большой конверт, на котором написана загадка.
— Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце).
Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.
— Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку.
— А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?
Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.
— Что мы делать любим летом на солнышке? (загорать, греться). От солнышка всем светло, весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке, поиграть. Предлагаю вам поиграть.
Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Дети присаживаются за столы.
— Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)
— Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух. Зачем нам нужен воздух? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом.
— Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух)
А кому ещё для жизни нужен воздух? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух, услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим – пар).
У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Значит, мы можем воздух видеть.
А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух, чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице? Воздух на улице – это ветер.
А сейчас я предлагаю услышать воздух. Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика, что мы слышим? Шипение.
Дети, воздух невидим, он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.
— Как воздух влияет на наше здоровье?
— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот — вредит.
— А где мы можем увидеть грязный воздух? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин). Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом? (заболеем). Лучший лекарь для воздуха – деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
— Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.
Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.
У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.
— Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки).
Воспитатель достает бутылку с водой.
— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?
— Это вода!
— Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
— Человек может ли жить без воды?
— Кому ещё нужна вода?
— Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?
— Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода?
— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.
На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
— У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.
— Вы видите дно. Значит, какая вода? Прозрачная.
— Какого она цвета? Бесцветная.
— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.
— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.
— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)
— Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар, если её кипятить.
Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.
Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья:
Солнце, воздух и вода!
— Ребята, в посылке ещё что-то лежит.
Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки».
«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что.
План занятия по экологии «Урок чистоты» (старшая группа) Отчет «Урок чистоты» группа №10МБДОУ№6 «Улыбка» ЗМРРТ 16сентября 2013года 1. Нод. Познание. Тема: «Чистый воздух и вода – богатство страны».
Источник
Доклад Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
статья
Будет интересно воспитателям, студентам, родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 431.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга
Тема: « Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья ».
Языкова Любовь Вячеславовна
Введение 
Земля единственная планета, на которой есть жизнь (солнце, воздух и вода). Огромное значение имеет широкое использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. Ведь человек сам — частица этой природы, он почти на 80% состоит из воды, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественные, природные здоровье и красоту.
Как писал об этом Ю.С. Энтин.
Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья- нуль!
Зато у матушки – природы
Полным, полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды-
И ты практически здоров!
1.1.Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!
Они на самом деле наши лучшие друзья! Как и любому живому организму, ему необходимы солнце, воздух, вода. Они способствуют укреплению здоровья человека, но иногда могут вредить.
Солнце — с лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Уже только за это можно любить наше солнышко! Солнечные лучи своим теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие. Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием. А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник! Вот детям очень важен для косточек витамин Д. Ведь без витамина Д в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из косточек, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровеньким деткам до года принимать этот витамин зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что принимайте с детками солнечные ванны – это уже профилактика рахита. Вот такая польза человеку от солнца. Теперь перейдем к свежему воздуху.
Воздух — тоже мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества.Главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом, большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении! Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это – уже профилактика заболеваний сердца. Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии. А если касаться пользы воздуха не во время прогулки, то на ум сразу приходят воздушные ванны. Для детей это и отдых от подгузников, и питание кожи кислородом, и профилактика лечение опрелостей. А для кормящих мам показаны воздушные ванночки для профилактики трещин на груди. Вот почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня?
В течение дня в помещении в воздухе накапливается пыль, иногда люди чихают и кашляют. Так в воздухе накапливаются вредные примеси. Особенно вреден табачный дым. Кроме никотина, пагубно воздействующего на сосуды и головной мозг человека, табачный дым содержит сажу. Сажа оседает в лёгких не только курильщиков, но и тех, кто находится рядом с ними.
Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами.
Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха, следует помнить правила:
1.летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;
2.зимой необходимо регулярно проветривать комнату;
3.спать желательно при открытой форточке;
4.уборка квартиры должна быть влажной;
5.во время работы с красками и лаками необходимо пользоваться специальными респираторами.
Теперь давайте перейдем к воде…
Вода — вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются. Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Вода – живительная влага, наш источник жизни. Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Так что тем, кто выпивает достаточное количество обычной воды в день, не страшны преждевременные морщины. Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды! Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек, который не испытывает жажду, будет внимательнее и активнее. Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце. Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще водичка прогоняет на время чувство голода.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий утренний душ и нежную ванну). А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой!
1.2. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
— Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
— Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
— Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Метод 1: Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).
Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.
При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).
Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.
Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 — 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.
Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.
С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.
Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.
Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом — на открытом воздухе.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.
Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.
Метод 2: Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.
При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.
Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.
Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.
Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая ее температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.
Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.
Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.
Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.
Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.
Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребенка.
После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий — воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.
Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха не менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трех минут до пяти-восьми минут.
Метод 3: Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.
Заключение
Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Берите детей в руки и – бегом эту пользу получать! Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку.
Правила пользования дарами природы без вреда для организма:
1.не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности, с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами;
2. используйте солнцезащитные крема;
3. не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, повязывайте ему косыночку, надевайте панамку;
4. пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);
5.вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;
6. гуляйте подальше от трасс, где большие потоки машин;
7.старайтесь не гулять на сквозняках;
8.не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;
9.после купания обязательно вытрите ребенка насухо.
10.закаляйтесь вместе с детьми.
Пусть каждая встреча с солнцем, воздухом и водой, будет вам на пользу и приносит удовольствие! Будьте здоровы!
Список литературы
1. «Воздух вокруг нас.» Москва, обруч 2013г.
2. «Гигиена и экология человека» В.И. Архангельский, В.Ф. Кирилов
3. «По стране воздуха» А.А. Леонтева
4. «Солнце» Г.А. Аристов
5. «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Олеся Жукова
Источник