Солнце воздух вода другая окружающая среда это оздоровительные
1.2.1. Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) являются естественными факторами, с которыми военнослужащие находятся в постоянном взаимодействии. В этом проявляется закономерность единства человека и среды. Часто изменяющиеся метеорологические условия (солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление) могут вызывать существенные биохимические изменения в организме военнослужащих, приводящие к определенным физиологическим и психическим реакциям, изменению их функционального состояния и работоспособности [54].
Оздоровительные силы природы в процессе физического совершенствования военнослужащих используются для усиления и расширения эффекта воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При этом влияние солнца, воздуха и воды является сопутствующим условием, создающим при грамотном его учете наиболее благоприятный фон для выполнения различных двигательных действий. Кроме того, они позволяют улучшить активный отдых, усилить положительные эмоции и ускорить восстановление умственной и физической работоспособности военнослужащих. В данном случае оздоровительные силы природы обычно применяются в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн [54].
Оптимальное использование воздействия солнца, воздуха и воды способствует совершенствованию механизмов регуляции нервной деятельности, улучшению обмена веществ, а, следовательно, и укреплению здоровья военнослужащих. Систематическое проведение всех форм физической подготовки на открытом воздухе и в соответствующей форме одежды, а также сочетание выполнения физических упражнений с водными процедурами (растирание снегом, обмывание или обтирание холодной водой, принятие холодного или контрастного душа, полоскание горла и мытье ног холодной водой, купание) способствуют закаливанию организма военнослужащих, повышению его сопротивляемости резким колебаниям температуры воздуха, устойчивости к инфекционным заболеваниям. Эффект закаливания, приобретенный в процессе физического совершенствования военнослужащих, переносится на их военно-профессиональную деятельность, создавая предпосылки для повышения устойчивости организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, усиления работоспособности [54].
Источник
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
Гулак Мирослава
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание
специалистов,занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья:
медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность
этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей,
который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%. Не стоит
забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их
мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе.
Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть
сохранение и укрепление физического здоровья детей.
2. Значение ЗАКАЛИВАНИЯ. При правильно проводимом закаливании: • повышается устойчивость организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды • возрастает сопротивляемость организма к болезням 6 • повышается выносливость к физическим нагрузкам и психоэмоциональным воздействиям, возрастают адаптационные возможности организма • стимулируется физическое и психическое развитие, обмен веществ. К закаливанию следует подходить сознательно. Неправильное проведение любой процедуры может принести ребенку вред.
3. Природные факторы закаливания
Солнце, воздух, вода (естественные силы природы) усиливают
эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во
время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном
излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается
кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для
закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к
повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка
приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые
изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных
сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело
человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества
(фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь
кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под
кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все
естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их
Закаливание воздухом.
Проветривание помещения – для детей дошкольного возраста
необходимо прежде всего создать оптимальный воздушный режим
помещения – это основное условие эффектности закаливания.
Оптимальной температурой воздуха в помещении, где находятся дети
от 3 до 7 лет 18-20 градусов. При такой температуре напряжение процессов
терморегуляции у ребенка минимальное. Повышение температуры усиливает
потоотделение, при малейшем сквозняке ребенок может легко простыть.
В летний период проветривание происходит круглосуточно.
Прогулки на свежем воздухе – отлично закаливают детей. Бояться,
что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только
приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.
Положительное влияние оздоровительных мероприятий сказывается на
функциональном и нервно-психическом развитии ребенка.
Из специальных мер закаливания в летнее время используются
воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в
Воздушные ванны – применяются с целью приучить детей к
непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.
При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение
воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра,
проводить воздушные ванны можно на террасе, на открытом балконе. Детей
раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Во время
воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо
подбирать, более подвижные игры, а в теплые – спокойные.
После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым, не
испытывать неприятных ощущений.
Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим
процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно
переходить к водному закаливанию.
Закаливание водой
Вода оказывает более сильное воздействие на терморегуляцию, чем
воздух. Закаливание водой требует большой осторожности, очень важна
постепенность в проведении процедур.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой.
Начинать надо теплой водой (30-32°С, постепенно снижая её до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Привычка к прохладной воде воспитывается ежедневным умыванием детей водой (из-под крана) и мытьё ног прохладной, «комнатной» водой.
К умыванию рук, лица, шеи и ушей дети, даже младшей группы,
привыкают очень легко. Большое закаливающее действие имеет умывание до
пояса, которое начинает входить в жизнь детских садов.
Ножные ванны – контрастные ножные ванны принимаются для детей
старше 1.5-2 лет. Целесообразно использовать для профилактики при
повторных насморках. Ноги погружают в воду до середины голеней.
Процедуры проводят после сна, когда ноги теплые или предварительно
Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем можно довести
число до 10. Процедура заканчивается погружением ног в холодную воду, и
затем ноги растираются до легкого покраснения.
Обливая стопы голени попеременно водой контрастных температур.
Температура теплой воды для всех детей одинакова – 38 градусов.
Закаливание носоглотки – можно проводить в любое время года.
Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4-х лет горло кипяченой водой
комнатной температуры с добавлением настоя ромашки 2 раза в день утром и
вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.
Закаливание солнечными лучами
Закаливание солнцем начинают, когда ребенок привык к воздушным
процедурам. В теплую солнечную погоду ребенок должен много пить, а
также носить легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота.
Свето–воздушные ванны – воздействие рассеянного солнечного
Солнечные ванны – оказывают на организм дошкольников общее
укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают
сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием
солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает
усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего
4. Комплексное применение закаливания
В летне – оздоровительный период процедуры закаливания осуществляются каждый день в режимных моментах. Закаливание воздухом во время 1 и 2 прогулки, а так же во время утренней гимнастики которая проходит на улице в отсутствие дождя (это и сквозное проветривание в отсутствие детей, одностороннее проветривание, сон с доступом свежего воздуха, босохождение, воздушные ванны). Закаливание солнцем и водой осуществляется так же каждый день мероприятия, которых указаны на слайде.
5. Принципы закаливания
1. Индивидуальный подход к ребенку.
Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо
учитывать возраст ребенка, состояние здоровья, условия жизни и
индивидуальные особенности организма.
Особая осторожность необходима при закаливании детей с
хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. В таких
случаях необходимы медленное наращивание интенсивности воздействия и контроль за реакцией ребенка на процедуру.
2. Систематическое проведение процедур, во все время года, без
Адаптация организма к резким колебаниям температур требует
длительного времени. При многократном повторении закаливающие
процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой
реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла.
Первый эффект закаливания проявляется через 3 месяца от начала
процедур. При прекращении процедур происходит быстрое угасание
выработанных при закаливании рефлексов.
3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с
учетом самочувствия ребенка.
Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться
последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более
сильным, от местных процедур к общим и т. д.). Только последовательно
приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.
6. Противопоказания для проведения закаливающих процедур:
• острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры
тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения
• декомпенсированный порок сердца, выраженная анемия, резко
повышенная нервная возбудимость
• повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость,
ухудшение сна в результате закаливающих процедур, негативное
отношение к провидению процедур.
В случаях острых заболеваний следует временно отказаться от проведения закаливания и возобновить его по окончании заболевания, уменьшив длительность и интенсивность воздействиям.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть
физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Источник
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — естественные оздоровительные факторы»
Татьяна Костюкова
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — естественные оздоровительные факторы»
Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные.Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим, что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Купание — прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
1. Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1, 5 часа после еды
2. В воде дети должны находиться в движении
3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей,ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу-вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Обливание — бывает местное и общее.Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3. Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.
Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.
Сценарий досуга «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма: досуг Цель: укрепить иммунитет детей Задачи: -развивать двигательную активность,.
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Задачи: — Воспитывать желание быть здоровым, учить заботиться о своём здоровье. — Развивать у детей ловкость, быстроту, смекалку, умение.
Фотоотчет о физкультурном досуге «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель: прививать любовь к занятиям физической культуре. Создавать радостное настроение и положительные эмоции. Задачи: Создавать у детей.
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних.
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» В наши дни ряд инфекционных болезней полностью ликвидирован, распространенность других резко уменьшилось. Но многие дети- дошкольники все.
Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.
Самоанализ по проекту «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.
Сценарий летнего развлечения в детском саду для всех возрастных групп «Солнце, воздух и вода» Сценарий летнего развлечения в детском саду для всех возрастных групп «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА» Участники: средняя, старшая, подготовительная.
Сценарий спортивного летнего развлечения «Солнце воздух и вода — наши лучшие друзья» для старшей и средней группы Сценарий спортивного летнего развлечения «Солнце воздух и вода — наши лучшие друзья Описание материала: Развлечение проводится на свежем.
Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»» Задачи: Помогать дерм через игровые упражнения, игры, соревнования,.
Источник