Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Анна Котовчихина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!»
Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.
Оборудование: набор картинок «Советы о здоровье», набор фотографий или картинок «Солнце, воздух, вода».
Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастику.
Литература: «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина.
(дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: (стихотворение о здоровье)
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о том, что помогает поддерживать наше здоровье) Да. И в прошлый раз мы говорили с вами об этом. Давайте немного вспомним.
? Итак, что же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
* Ответы детей. В конце воспитатель подводит итог сказанному, выставляя набор картинок «Советы о здоровье» (уже знакомых детям).
Воспитатель: Молодцы! Вы всё запомнили и правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них (дети вспоминают разученные ранее поговорки и пословицы): «Здоровье – дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровому всё здорово», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Есть и такая – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
? Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
* Ответы детей. Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением Солнца)
Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д)
Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.
* Стихотворение о солнце (дети выполняют релаксационные упражнения с элементами самомассажа согласно тексту).
Очень ярко светит солнце,
(поднять руки вверх, потянуться)
Греет ласково и нежно.
(поглаживание себя по голове)
Рано утром мне в оконце
(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)
(Руки «полочкой» под подбородком)
Осветило все кругом.
(поглаживание лба, висков)
Луч — сожму в руке.
(сложить ладони вместе)
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
(ощутить тепло в ладонях)
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.
(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг).
Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением неба, воздуха)
Не менее полезны и воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцитов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть. Когда мы выходим из помещения на улицу и ощущаем разницу температур (в помещении тепло, на улице прохладно, то тренируются наши сосуды. А любая тренировка всегда помогает сделаться сильней и крепче. И поэтому люди, которые гуляют на свежем воздухе, занимаются спортом (совершают пробежки, прогулки на велосипеде, играют в футбол, зимой катаются на лыжах, санках, коньках) меньше болеют, и защита их организма (иммунитет) крепче.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
? Если мы будем дышать грязным воздухом, что может быть? (ответы детей).
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
* Стихотворение о воздухе (дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: А теперь поговорим о воде (показ фотографии или картинки с изображением воды, реки).
Во-первых, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, также как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений — всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
? А кто из вас любит купаться (в реке, море, озере? (ответы детей).
Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24°С, а воды – не ниже 20°С. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч. Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:
1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
3. Не ныряйте в незнакомом месте.
4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
* Стихотворение о воде (дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» — сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали что-то новое о солнце, воздухе и воде. Как мы видим, и солнце и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
В следующий раз мы поговорим о том, какое влияние оказывают солнце, воздух и вода на жизнь всех живых существ, а не только человека.
(Кстати, из фотографий или картинок можно сделать презентацию «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!» и в ходе беседы демонстрировать её детям).
План проведения тематических декад в летний оздоровительный период в средней группе. ЗАДАЧИ: 1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью. 2. Развивать двигательную активность детей. 3. Создавать психологический.
Закаливание детей Закаливание имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Сделать организм человека стойким, выносливым, обладающим высокой способностью.
Источник
Конспект ООД по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» в старшей группе
Татьяна Абаринова
Конспект ООД по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» в старшей группе
Цель: закрепление и расширение представлений детей о роли солнца, воздуха и воды для всей Земли.
Задачи: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха, воды и солнца, их роли для растений, животных и человека; содействовать формированию понимания, что для здоровья необходим свежий воздух, чистая вода и достаточно света.
Развивающие задачи: способствовать умению проводить простые эксперименты; содействовать расширению словарного запаса детей.
Воспитательные задачи: создать условия для воспитания бережного отношения к воде и воздуху; воспитания интереса к простым экспериментам; воспитания дружеского отношения в группе.
Оборудование: картинки с изображениями грязного глобуса, письмо, воздушный шарик, стаканчики с водой, трубочки, глобус, карточка с загадкой, «билетики».
Ход НОД
В группу влетает воздушный шарик с привязанным за ниточку письмом
Воспитатель: Ребята, нам в группу прилетело письмо. Давайте узнаем, кто нам его прислал и прочтем его! (Достает из конверта фотографию Незнайки)
Воспитатель: Ребята, кто же это?
«Дорогие друзья! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя не учит, никто не дразнит, гуляй себе, сколько хочешь. Но вскоре нам стало скучно. Ходить можно только в скафандрах, есть из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя вырастить. Нет, жить на Земле приятней.
Я прислал вам загадку. Если отгадаете, то станете членами клуба Юные Знайки. Загадка даст понять, без чего мы не сможем жить на Земле».
Ну что, отгадаем загадку?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце?
Дети: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло.
Воспитатель: А кому оно дает свое тепло?
Дети: Животным, растениям, людям.
Воспитатель: Правильно Ребята, недавно мы сажали с вами лук. Давайте посмотрим на него. Мы сравним лук с подоконника и лук, который оставили в шкафу. Что с ним произошло?
Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал толстенькие ростки зелёного цвета. А тот, что был в шкафу, только начинает прорастать и кончики его ростков желтого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему такая разница?
Дети: Потому что один стоял на свету, а другой в темноте.
Воспитатель: Верно! Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло, чтобы они смогли жить. А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?
Дети: Станет холодно, мы замёрзнем и заболеем. Будет всегда темно.
Воспитатель: Да, конечно! Скажите, что мы любим делать летом на солнышке?
Дети: Загорать, греться, играть.
Воспитатель: Да. От солнышка всем светло, весело и тепло. Вот и сейчас к нам приходит лето. А летом солнце какое?
Дети: Высокое, яркое, жаркое.
Воспитатель: Верно! Летом солнечные лучики под прямым углом падают на Землю, поэтому летом всегда ярко и тепло. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.
Физминутка «Солнце»
Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько шагов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Воспитатель: Ребята, как вы заметили, письмо прилете к нам на воздушном шарике. Скажите, а что внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да. Зачем нам нужен воздух?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха?
Воспитатель: Верно! И как вы правильно сказали, чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом. А кому ещё для жизни нужен воздух?
Дети: Растениям, животным.
Воспитатель: Правильно! Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать его или потрогать?
Воспитатель: А когда мы можем увидеть воздух?
Дети: Когда он в шарике или на улице в мороз, когда выдыхаем тёплый воздух ртом, мы видим пар.
Воспитатель: Верно, молодцы! У каждого из ваз на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да. Значит, сам воздухмы может увидеть только с помощью чего-то: шарика, или когда дуем из трубочки в воду. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на них. Чувствуете воздух?
Воспитатель: А как мы можем почувствовать воздух на улице?
Дети: Да, когда дует ветер.
Воспитатель: Правильно. Ветер – это тоже воздух, который движется.Делаем вывод: воздух мы можем почувствовать, когда дует ветер, или когда мы дуем на ладошки. А сейчас давайте попробуем услышать воздух. Для этого я надую шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух. Что мы слышим?
Дети: Шипение, свист.
Воспитатель: Верно. Значит, и услышать мы его можем.
Давайте подведем итоги. Сам по себе воздух мы не можем почувствовать, увидеть или услышать. Но мы все это можем сделать с помощью разных предметов, как мы сделали это сейчас. А теперь скажите как воздух влияет на наше здоровье?
Дети: Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный вредит здоровью.
Воспитатель: Умницы! А где мы можем увидеть грязный воздух?
Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин (сопровождаю ответы детей картинками).
Воспитатель: Что произойдет людьми и животными, если будем дышать грязным воздухом?
Дети: Можно заболеть.
Воспитатель: Да. Лучший лекарь для воздуха – это деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда легко дышится. Человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Спинки держим ровно. Посмотрите, Незнайка еще прислал бутылочку. А что внутри?
Дети: Вода.
Воспитатель: Да, это вода. Как вы считаете, человек сможет жить без воды?
Воспитатель: Верно, не сможет. А кому ещё нужна вода?
Дети: Растениям и животным.
Воспитатель: Да. Можно ли пить воду из моря или океана?
Дети: Она очень соленая и грязная.
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Чистую, не имеющую вкуса и запаха.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А откуда берется пресная вода?
Дети: Из рек, ручьев и подземных источников.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Это обозначена вода! На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать?
Воспитатель: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
Дети: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.
Воспитатель: А от чего оберегать?
Дети: От загрязнений.
Воспитатель: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья:
Солнце, воздух и вода!
Воспитатель: Вы сегодня очень активно отвечали на вопросы, давали правильные ответы. И я с гордостью могу вручить вам билеты участников клуба «Юные Знайки», которые прислал Незнайка (достаю билеты и вручаю ребенку).
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Конспект НОД по валеологии для старшего дошкольного возраста. Задачи: — дать детям понятие о закаливании, о его значении для формирования,.
Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» В нашем детском саду сегодня прошло музыкально-спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», в котором принимали.
Фотоотчет о летнем празднике «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Лето- замечательная пора. Все любят лето за его краски. Лето всем нам дарит много радости,счастья,солнца. Лето — это отдых и прогулки с друзьями.
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке». Евгений Комаровский.
Консультация «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Закаливание детей в летний период Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее.
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной.
Праздник для детей старшей и средней группы «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной.
Развлечение для детей 2 младшей группы по ОБЖ «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья!» Цель: Формировать знания детей о том, что надо заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни. Задачи: 1. Научить детей правильно.
Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.
Источник