Меню

Солнце ярко высветило сад

Лексика Человек и его профессия

Лексика Человек и его профессия

Совершенствовать знания о лексике.

. Развивать память, внимание, логическое мышление учащихся.

Научатся работать в группе, оценивать свои навыки работы в группе

Рассуждают, демонстрируют знания, формируют навыки публичного выступления

Уметь выполнять синтаксический разбор предложения.

Знать и уметь составлять предложени

Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе.

Деление на группы.

Радость (ликование, отрада, веселье, оживление, праздник, торжество) Говорить (произносить, объяснять, молвить, сказать, вещать, заявить) Красивый (прекрасный, пригожий, очаровательный, привлекательный, чарующий, прелестный.) Милосердие ( сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность, сердечность, участливость)

Маленький( небольшой, мелкий, малый, миниатюрный, крохотный, крошечный)

С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы.

II. Проверка домашней работы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

1. Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология)

2. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение (фразеологизмы)

3. Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

4.Слова, вышедшие из употребления (историзмы)

5. Слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию (синонимы)

6. Слова, вошедшие в русский язык из других языков (заимствованные слова)

7. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами (архаизмы)

8. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

Инструмент для шитья (игла) Синоним слова буран (метель) Человек, который не желает работать (бездельник) Первый месяц осени (сентябрь) Крупнейшее спортивное состязание, которое делится на летнее и зимнее (олимпиада) Чем измеряют температуру тела, когда болеют? (градусник) Антоним слова разлука (встреча)

Демонстрируют свои знания, умения и навыки.

III. Актуализация знаний. Дает возможность ученикам самостоятельно изучить тему с помощью метода «ДЖИГСО».

Научиться самостоятельно составлять и обсуждать кластеры.

Составление и обсуждение кластера на тему «Лексика» (коллективное составление и обсуждение).

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают тему.

Работа в группах.

Задание 1. Объясните значение следующих слов.

Пребывать – прибывать ( пребывать — находиться где-либо; прибывать куда-либо);

преклонить – приклонить (преклонить колени в знак уважения ; приклонить – пригнуть);

преходящий – приходящий (преходящий – временный; приходящий куда-либо);

приемник – преемник (приемник – аппарат для приема сигналов; преемник – продолжатель).

Задание 2. Найдите соответствия

Г. слова разговорного стиля

Д. слова высокого стиля

З. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы)

лодырничать страж сподвижник выработка девичья коса – наточить косу звезда первой величины газетная трескотня быстрый – стремительный недотекст (ср. подтекст, надтекст) подниматься – падать колосники затыкать дыры гламурнятина (от слова гламурный) коснуться – дотронуться рано – поздно незабвенный

Ключ: А-8, 14; Б-10, 15; В-5, 18; Г-1, 7; Д-3. 16; Е-12, 17; Ж-4, 11; З-9, 13; И-6, 12.

Задание 3. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты

1. Рукой подать (близко) 2. За тридевять земель (далеко) 3. От корки до корки (до конца) 4. Как рыба в воде (хорошо) 5. Бить баклуши (бездельничать) 6. С горем пополам (плохо) 7. Два сапога пара (одинаковые) 8. Опустить руки (ничего не делать) 9. Остаться с носом (ни с чем) 10. До корней волос (сильно) 11. Задирать нос (задаваться) 12. Сесть в калошу (попасть в неловкое положение) 13. На каждом шагу (часто) 14. Засучив рукава (хорошо).

Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах.

Читайте также:  Движется за солнцем знак зодиака

(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.

Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены. Лодки приближались всё ближе. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. Следует различать различные подходы к данной проблеме. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

Отметьте предложения со смешением паронимов.

Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока. Взошло солнце и ярко высветило сад. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар. Этот список можно продолжить. Выношу благодарность моему научному руководителю. Необходимо обеспечить командировочных общежитием. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных. Аппендицит ему вырезали еще в прошлом году. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

Ключ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10

Устранить ошибки в тексте.

«В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка».

IV. Закрепление урока. Закрепляет урок по методу «Семантика»

Семантический отличительный анализ.

1 группа — ошибки в словоупотреблении (семантические) – нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология.

2 группа – ошибки в словоупотреблении (стилистические) – употребление слов иной стилевой окраски, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, употребление штампов.

3 группа – речевые ошибки в построении текста.

Ученики активно отвечают на вопросы.

V. Подведение урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.

VI. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Источник

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 131. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

Читайте также:  От солнца кожа буграми

8. После собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 132. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплини-рованность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истории с “болотной копейкой”.

ТЕСТ 133. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 134. Отметьте предложения с алогизмами.

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Речевая избыточность

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервыедебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, явлениепроявляется).

ТЕСТ 135. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

Читайте также:  Защита комнатных цветов от солнца

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 136. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ТЕСТ 137. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ТЕСТ 138. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

Смешение паронимов

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность иэффективная деятельность, главная задача и заглавная буква, предоставить(дать)слово и представить(предъявить)документы, надеть пальто и одеть ребёнка и др.

ТЕСТ 139. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни, – прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ТЕСТ 140. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

Источник

Adblock
detector