Заполните таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце).
подул ветер, пошёл снег, камень разрушается под действием воды, лунные приливы и отливы, сверкнула молния, землетрясение, наводнение, обмеление реки, ураган, смерч
из куколки появляется бабочка, лиса поймала зайца, цветок расцвел, размножение папоротника спорами, кормление птенцов птицей, пение птиц, человек растет
Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.
Ошибки Картинка Лето: Летом тепло, льда на реке и снега на берегу не может быть, по этой же причине не может идти снег. Перелетные птицы летом не улетают. На деревьях листва еще не желтеет. Мухомор, не растёт на берегу реки. Итого насчитали шесть ошибок в этом рисунке. Цифру «6» надо написать в кружочке. Картинка Весна: Если у птиц уже появились птенцы, на березе уже пышная листва, цветут ландыши и ромашки, значит это поздняя весна. Из этого следует, что на картинке ошибочно нарисованы осенние желтые листья, снега не должно быть на земле, а так же на ёлке, он в это время уже весь растаял. По картинке видно, что день солнечный, сухой, значит радуги не должно быть, которая появляется после дождя. Итого насчитали четыре ошибки в этом рисунке. Цифру «4» надо написать в кружочке.
Подпиши части термометра
Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
Выполни упражнения. 1) Запиши числами: десять градусов тепла +10° десять градусов мороза -10° ноль градусов 0° шесть градусов выше нуля +6° шесть градусов ниже нуля -6°
2) Запиши словами: +5° пять градусов тепла -7° семь градусов мороза
Источник
Явления природы
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе
Примеры зимних явления в живой природе
Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
Таяние снега
Журчание ручейков
Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
Появление насекомых
Прилет перелётных птиц
Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
Распускание почек
Появление цветка из почки
Появление листвы
Пение птиц
Рождение детенышей зверей
Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
Линька у животных – смена зимней шубы на терние
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе
Летние явления природы в живой природе
Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
Ливень — сильный (проливной) дождь.
Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
Летние теплые дожди
Зеленеет трава
Расцветают цветы
В лесу растут грибы и ягоды
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе
Осенние явления в живой природе
Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
Перелёт птиц на юг
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
«Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Явления природы. Школа России
Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Явления природы». УМК А.А. Плешакова
Цели: познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: кроссворд (на доске или на отдельных листочках), анаграммы на доске, термометры разных видов, стаканы с теплой и холодной водой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Кроссворд «Живая и неживая природа»
1. Тронь, только тронь —
Как огонь. (Крапива.)
А зимой стоит. (Река.)
3. Хвост пушистый,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
4. Непоседа пестрая,
Самая болтливая. (Сорока.)
5. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце.)
6. В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище — холодища. (Холодильник.)
7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка.)
— Найдите среди отгадок объекты живой и неживой природы.
— Какие предметы вы не назвали? Почему?
2. Проверка домашнего задания
— Покажите рисунки, которые вы выполнили дома. (Можно использовать КИМы (тест 5, с. 11). Выполняется под руководством учителя.)
— Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Явления природы.)
— А о чем еще пойдет речь на уроке, вы узнаете, ответив на вопрос: что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)
— Так о чем еще мы поговорим сегодня? (О термометрах, о том, как надо измерять температуру.)
— Какие учебные задачи мы поставим? (Ответы детей.)
— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
— Прочитайте текст на с. 28 учебника.
2. Беседа, работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 28. Прочитайте задание к ним. Выполните его в парах. (Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.)
— Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры. (Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы; листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.)
— Сколько вы знаете времен года? (Четыре: весна, осень, лето, зима.)
4. Работа по учебнику
(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)
Первая группа — зима
2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.
3. Нет листвы на деревьях.
Вторая группа — весна
1. Тает снег, появляются проталины.
2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.
3. Небо ясное, солнечно.
Третья группа — лето
2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.
3. Небо чистое, ясное.
Четвертая группа — осень
1. Листья меняют свою окраску.
2. Становится холоднее.
3. Увядают, желтеют растения.
V. Физкультминутка
Упражнение «Кислород в мозг»
(Указательным пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, глубоко вдыхаем, пальцем левой руки закрываем левую ноздрю, выдыхаем, и так три раза поочередно.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 9, внизу).
— Прочитайте на с. 30 учебника, что такое термометр.
2. Беседа, работа по учебнику
— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30. Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? (Ответы детей.)
В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.
— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)
— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)
Мама градусник купила
И на стенку прикрепила.
Мамочка, а кто больной?
У соседей? За стеной?
— Что ты, милая Лалик,
В нашем доме нет больных,
Это градусник для комнат —
Он тепло и холод помнит!
Значит, комната больна,
Может, кашляет она?
Потому глядит так хмуро?
Я больную навещу,
Солнце в форточку впущу!
3. Практическая работа
(Выполняется по заданиям учебника (с. 30-31). Опыты демонстрирует учитель. Результаты заносятся в рабочую тетрадь: №2 (с. 10-11).)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 31, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие задания вам понравилось выполнять?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 28, ответить на вопросы к тексту.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 11).
Дополнительный материал
Загадки
Кого-то позовет. (Молния.)
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою
Всякий может видеть,
Но никто не слышит. (Гром и молния.)
За блеском треск,
За треском плеск. (Гроза.)
Когда это бывает?
• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег, реки, озера, пруды покрываются льдом. (Поздней осенью.)
• Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми и опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осенью.)
• Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зимой.)
• Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весной.)
• Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Летом.)