Полукаров
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную, холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Торжественно и безмолвно кругом.
Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.
Бережно, словно заботливый нежный пестун, несет он на своей исполинской груди плывущий корабль, не угрожая морякам бурями и ураганами.
Пусто вокруг!
Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.
Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки, и снова пусто. Снова рокочущий океан, солнце да небо, светлые, ласковые, нежные…
Здесь автор почтительно ставит многоточие, отдавая дань таланту знаменитого мариниста Константина Станюковича. Многие читатели наверняка вспомнили рассказ “Максимка” и даже успели догадливо уличить автора в плагиате. Признаю, слова не мои, но как восхитительно хороши, хоть и написаны сто лет назад!
Полукаров знал и любил творчество Станюковича, с детства зачитываясь его морскими рассказами. В мальчишеских мечтах, вместе с героями знаменитого писателя он бесстрашно, в жестокий шторм, поднимался на мачту, одной рукой держась за рею, при ледяном ветре, цепляясь зубами за мякоть паруса, тянул гитовы, убирая лишние паруса и спасая тем самым клипер от неминуемой гибели. И самые слова и команды эти: “ Паруса ставить! Марсовые к вантам. Живо! Свистать всех наверх! Грот и фок на гитовы!”, звучали как изумительная музыка в сердце влюбленного в море мальчика.
Но сегодня, с утра, он не замечал морских красот. Ни ласкового шепота океанских волн, ни свежего, румяного , будто умытого, встающего из океана солнечного диска, ни дельфинов, резвившихся за бортом, кажется без особых усилий обгоняющих плывущее судно и появляющихся то слева, то справа, а то и по носу судна, купающихся в брызгах морской воды, поднимаемых носовой оконечностью корабля, бульбой.
Ничего этого он не замечал, рассеянно, в полной тишине каюткомпании поглощая завтрак и не ощущая его вкуса. Его мысли заняты были отказавшим пару дней назад авторулевым. Все его попытки выяснить причину отказа пока не привели к успеху. Успех придет, он был уверен в этом. Вчера он тщательно проверил все электронные блоки рулевой колонки, электрогидравлические рулевые машины, гирокомпас, сигнал с которого держал судно на заданном курсе, измерил и записал входные и выходные сигналы. На первый взгляд, все было в порядке, но авторулевой упорно не хотел работать. Что-то он упускал, что-то ускользало, проходило мимо его сознания, мешая найти причину неисправной работы авторулевого.
Вечером, после ужина, Полукаров заставил себя не думать больше о неисправной рулевке, лег спать пораньше, зная, что во сне его мозг подспудно продолжает работать, анализировать полученную информацию, иногда решение приходило к нему во сне. И сегодня утром он встал не сомневаясь, что победит.
Капитан и старший помощник не задавали вопросов Полукарову, терпеливо ожидая, когда же наконец найдет он причину неисправной работы отказавшего авторулевого, но во взглядах их читался этот укоризненный, не высказываемый вслух, вопрос. Да и на лицах рядовых членов экипажа чудился Полукарову этот вопрос. Оставалось терпеть, думать и искать отказавший элемент схемы авторулевого.
Старпому пришлось поставить на вахту троих матросов, по очереди сменявших друг друга на руле. Планы привести в порядок главную палубу до прихода в порт, то есть очистить поверхность от ржавчины, обезжирить и покрасить, полетели к черту. Боцман, лишившись основной рабсилы, уныло стучал молотком, отбивая ржавчину, окидывая взглядом напластавания отваливающейся краски и поминая тихим непечатным словом незадачливого Полукарова, нарушающего все планы палубной команды по приведению судна в надлежащий морской образцовый вид. Каждый день плавания в тропиках был дорог, погода благоприятствовала палубным работам. Но судно шло курсом на северо-восток, потихоньку смещаясь к северу. Что там, в северных широтах, ожидало судно было неизвестно, скорее всего, погода могла испортиться. Настроение боцмана, впрочем, было испорчено уже с утра: выяснилось, что вчера Полукаров не сумел исправить авторулевой и матросы по-прежнему заняты на руле.
Авторулевой вышел из строя два дня назад, вечером, на вахте старпома. Приметное облачко на горизонте, прямо по курсу, вдруг поползло вправо, старпом не сразу сообразил, что произошло. Руль заложило до упора на левый борт, и судно начало циркуляцию, сбившись с заданного курса и оставляя за кормой правильную кильватерную окружность – пенный след взлохмаченной гребным винтом морской воды.
Взволнованный старпом, чертыхаясь, перешел на ручное управление, вывел судно на прежний курс, вызвал на мостик матроса –рулевого и электромеханика.
Сегодняшнее утреннее предчувствие Полукарова стало перерастать в уверенность, появился азарт даже, когда он снова начал проверять, один за другим, блоки авторулевого, обращая внимание на мелкие детали, ускользавшие до поры обстоятельства, результаты измерений, пока, наконец, не вычислил, затаившийся среди множества других элементов, маленький, неприметный транзистор!
Как же любил в такие минуты свою профессию Полукаров! Когда после утомительных, выматывающих всю душу и, кажется сам мозг, напряженных, мучительных поисков, получалось найти решение проблемы, и ловить благодарные, иногда восхищенные взгляды моряков, понимающих, что электрон , как зачастую звали Полукарова на судах, у них один, и только он может справиться с проблемой в электрооборудовании.
Переключатель режимов работы рулевого снова стоит в положении “Автомат”, судно послушно следует вдоль невидимой линии, задаваемой гирокомпасом и теряющейся за горизонтом, а Полукаров, расслабившись на крыле ходового мостика с кружкой кофе в руке, услужливо предложенной старшим помощником, напустив на себя утомленный вид, обозревает окрестности. Вахтенный штурман склонился над картой, наносит точку местоположения судна, матросы весело колошматят по палубе молотками, отбивая напластования ржавчины, довольный боцман покрывает суриком очищенную от ржавчины поверхность.
А умиротворение и правильность наступившего судового дня случились благодаря его, электромеханика Полукарова работы и, что греха таить, веэения.
Полукаров безмятежен, горд и счастлив. Да и много ли нужно для счастья моряку: кружка горячего, обжигающего кофе, в меру крепкого, в меру сладкого, предложенного на ходовом мостике благодарным штурманом, да осознание того, что механизмы исправны, на берегу ждут жена и дети, зарплата придет вовремя, и океан с утра спокоен и тих…
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную, холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа…
Источник
Эллаи — Нас Больше Нет
Добавлено: 06 Янв 2020
Релиз: 14 нояб. 2019 г.
Лейбл: Zhara Music
Текст песни Нас Больше Нет
[Вступление]
Далеко-далеко, за горизонтом
Я найду свой покой в объятиях солнца
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
[Припев]
Далеко-далеко, за горизонтом
Я найду свой покой в объятиях солнца
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
Я не забуду кем мы были, друг другу
Был тобой болен, был тобою простужен
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
[Куплет 1, Эллаи]
Кто виноват уже мне не важно,
Сожжём до пепла мир бумажный
Видимо у нас разные пути,
Кто то из нас должен уйти
Скажи мне, что с тобою стало?
Всё то, что ты во мне искала
Я дал тебе, и что в ответ?
Просто «Прощай. «, — нас больше нет
[Припев]
Далеко-далеко, за горизонтом
Я найду свой покой в объятиях солнца
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
Я не забуду кем мы были, друг другу
Был тобой болен, был тобою простужен
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
[Переход]
Не зови меня, не проси меня —
Нас больше нет (нас больше нет)
Нас больше нет
[Припев]
Далеко-далеко, за горизонтом
Я найду свой покой в объятиях солнца
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
Я не забуду кем мы были, друг другу
Был тобой болен, был тобою простужен
Больше нет тебя, больше нет меня,
Больше нет нас
[Финал]
Нас больше нет, нас больше нет
Нас больше нет, нас больше нет
Источник
Рефракция и мираж
Рефракция — это преломление светового луча в атмосфере, обусловленное неодинаковым распределением плотности воздуха. Известно, что плотность атмосферы уменьшается с высотой.
Поэтому световые лучи, идущие к земле от солнца и других небесных светил,
переходя в нижние слои атмосферы, отклоняются от первоначального направления в сторону более плотных слоев воздуха. В результате траектория движения луча принимает форму кривой линии, обращенной выпуклостью вверх от земной поверхности (рис. 16). Глаз человека видит предмет по тому направлению, по которому луч входит в глаз.
Поэтому при нормальной рефракции источник света представляется наблюдателю лежащим выше своего действительного положения. Угол рефракции зависит от высоты светила: чем высота меньше, тем рефракция больше.
Около самого горизонту. она достигает 0°.5 Поэтому солнце и другие светила видны на своих местах только тогда, когда они находятся в зените, во всех других случаях они кажутся несколько приподнятыми, Вследствие рефракции можно наблюдать светило над горизонтом, когда оно на самом деле скрылось за него.
Вот почему в умеренных широтах фактическая продолжительность дня увеличивается на 8 — 13 мин, а в высоких широтах полярная ночь сокращается почти на две недели против теоретической.
Рефракция оказывает влияние на форму дисков солнца и луны у горизонта. При нахождении солнца или луны низко над горизонтом разность углов рефракции для нижнего и верхнего краев светила получается настолько большой, что нижний их край оказывается относительно более приподнятым, чем верхний. Поэтому диски солнца или луны иногда кажутся немного сплюснутыми.
Рис. 16 Рефракция
Рефракция и называется астрономической , если источником светового луча являются небесные светила ( солнце, луна, звезды), или земной, если луч света идет от земных предметов. Вследствие земной рефракции, например, линия берега с моря кажется выше, чем на самом деле.
Из-за земной рефракции истинная дальность бывает на 6 — 7% больше теоретической, благодаря чему предметы, в действительности уже скрытые за горизонтом, оказываются еще видимыми.
Тонкий слой легкого тумана на горизонте при восходе или заходе солнца и луны, особенно при ясной, теплой и тихой погоде, вызывает вследствие больших изменений плотности в самых нижних слоях атмосферы причудливые искажения контуров диска солнца или луны.
Это явление называется деформацией солнца и луны у горизонта. При этом иногда наблюдается появление второго солнца на некотором расстоянии от первого.
Мираж — явление анормальной рефракции: помимо самого предмета в его истинном положении наблюдатель видит его мнимое изображение. Отдаленные предметы при этом кажутся видоизмененными — увеличенными или уменьшенными,перевернутыми или искаженными в зависимости от отклонения, получаемого лучом света. Мираж часто наблюдается в степях жарких стран, пустынях, на океанах и морях, особенно в высоких широтах.
При плавании в этих широтах нередко можно видеть несколько изображений одного и того же судна, причем некоторые из них обращены мачтами вниз. Иногда же очертания берегов и других предметов так сильно искажаются, что даже при хорошем знании местности бывает трудно ее опознать.
В Антарктике, у самой линии горизонта океана, можно видеть айсберги, сильно вытянутые в высоту, причем иногда такие ледяные горы кажутся повисшими в воздухе в перевернутом виде.
Миражи возникают при ясной погоде и высоком атмосферное давлении, когда в нижних слоях воздуха плотность изменяется с высотой нс плавно, а скачкообразно. В этом случае лучи света, идущие к наблюдателю от различных предметов, испытывают полное внутреннее отражение на границе слоев воздуха с различными плотностями.
Иначе говоря, причина возникновения миража — необычная, повышенная рефракция света, образующаяся при резком изменении плотности воздуха по вертикали в нижнем слое атмосферы. Последняя в основном зависит от быстроты изменения температуры воздуха в вертикальном положении.
24 апреля 2012 года в городе Вентспилс, Латвия был заснят зеркальный мираж. Комментарий автора видео:
«Необычное явление природы. На море плавают корабли со своим отражением сверху.»
Например, если теплый воздух распространяется над холодной водой и особенно над ледяным или снежным покровом, то у самой подстилающей поверхности образуется относительно сильно охлажденный воздух, в этом случае с высотой температура будет заметно увеличиваться, а плотность резко уменьшаться.
Световой луч от отдельных предметов идет по выпуклой кривой, в результате чего сами предметы кажутся наблюдателю приподнятыми. Известны случаи, когда с побережья Крыма был виден берег Турции, находящийся на расстоянии 400 км. Такое явление называется верхним миражем (рис. 17)
Наоборот при распространении холодного воздуха над сравнительно теплым морем или над пустыней нижние слои воздуха прогреваются больше, чем верхние В этом случае траектория светового луча имеет выпуклость вниз, в результате чего отдаленные предметы кажутся наблюдателю в перевернутом виде Это явление называется нижним миражем (рис. 18)
Как било сказано выше мираж обусловливается либо сильным охлаждением либо сильным нагреванием земной поверхности и предметов, То и другое может происходить как местное явление при тихой ясной погоде.
Кратковременные миражи довольно часто наблюдаются в прибрежной зоне морей и океанов и указывают на устойчивую антициклональную погоду.
Нижний отчетливо видимый мираж возникающий после тихой жаркой погоды при сильном нагреве приземного слоя воздуха обусловливает неустойчивое состояние атмосферы которое может в любое время привести к ненастной ветреной погоде.
Признаками наступления миража и чрезвычайно сильной рефракции на море может служить кажущееся дрожание горизонта, а также наличие мглы на горизонте.
Деформация формы диска солнца луны и других светил у горизонта при восходе или заходе предвещает тихую, ясную погоду без осадков.
Устойчивый верхний мираж — признак наступления ненастной циклональной погоды.
Длительный нижний мираж указывает на ненастную погоду.
Кратковременный мираж на берегу моря — признак устойчивой антициклональной погоды.
Сумерками называется переходное время от дневного свет к темноте вечером или от темноты к свету утром Различают сумерки гражданские и астрономические.
Гражданские сумерки — это промежуток времени, за которое солнце прячется за горизонт до угла 6 — 8° над ним. В этот период на открытом воз духе можно читать и писать без искусственного освещения.
Астрономические вечерние сумерки заканчиваются, когда солнце опускается за горизонт и наступает полная темнота.
Продолжительность сумерек зависит от широты места, времени года и состояния атмосферы (погоды). Наиболее короткие сумерки наблюдаются на экваторе, где через 24 мин после захода солнца наступает темнота. С широтой продолжительность сумерек значительно увеличивается.
На широте, например, Ленинграда продолжительность сумерек бывает летом настолько большой, что вечерние сумерки сливаются с утренними: это время называют белыми ночами. В Арктике и Антарктике при переходе от полярного дня к полярной ночи или наоборот сумерки могут продолжаться подряд несколько суток.
При большой влажности и запыленности воздуха продолжительность сумерек в среднем больше, чем при менее влажном и чистом. Облака тоже влияют на продолжительность сумерек:
при наличии облаков верхнего яруса сумерки удлиняются, а при облаках среднего и нижнего ярусов — укорачиваются.
Короткие сумерки свидетельствуют о большой прозрачности атмосферы (о небольшой влажности и малой запыленности воздуха) — можно ожидать наступления или сохранения ясной, тихой антициклональной погоды.
Продолжительные сумерки свидетельствуют о большой влажности и запыленности атмосферы — признак приближения циклона и наступления влажной ветреной погоды.
Источник