Прочитайте предложения. Проанализируйте их синтаксическую структуру. На сколько групп их можно разделить? Расставьте пропущенные знаки препинания. Запишите предложения, распределив их по группам.
Прочитайте предложения. Проанализируйте их синтаксическую структуру. На сколько групп их можно разделить? Расставьте пропущенные знаки препинания. Запишите предложения, распределив их по группам.
1. Внезапно солнце зашло за облако и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление.
2. Реки Севера имеют свой, особый запах они пахнут древесиной ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов)
3. Вокзал по-прежнему жил своей шумной жизнью и народу к вечеру стало, кажется, ещё больше. (А. Адамов)
4. Обрывистый берег убегал назад и хмурые и холодные туманные сопки, казалось, надвигались на нас. (В. Короленко)
5. За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес блекло отсвечивал тополь дуб ронял редкие узорчато-резные листья лишь ольха крикливо зеленела радовала живучестью своей. (М. Шолохов)
6. Наконец к вечеру третьего дня выбрались на перевал который достигал почти полутора тысяч метров над уровнем моря и представлял собой снежную равнину. (По В. Обручеву)
Все предложения по количеству грамматических основ сложные. Их можно разделить на четыре группы: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные и предложения с разными видами связи.
1. Сложносочинённые предложения
· Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление.
· Вокзал по-прежнему жил своей шумной жизнью, и народу к вечеру стало, кажется, ещё больше. (А. Адамов)
· Обрывистый берег убегал назад, и хмурые и холодные туманные сопки, казалось, надвигались на нас. (В. Короленко)
2. Сложноподчинённое предложение
· Наконец к вечеру третьего дня выбрались на перевал, который достигал почти полутора тысяч метров над уровнем моря и представлял собой снежную равнину. (По В. Обручеву)
3. Бессоюзное предложение
· За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела радовала живучестью своей. (М. Шолохов)
4. Сложное предложение с разными видами связи
· Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов)
Оценка
Предложения правильно распределены по группам – 1 балл.
Правильно расставлены знаки препинания – 4 балла, допущена одна ошибка – 3 балла, допущено две ошибки – 2 балла, допущено три ошибки – 1 балл, допущено более трёх ошибок – 0 баллов
Добавить комментарий Отменить ответ
ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
ЗАПРЕЩЕНО копирование материалов без указания активные ссылки на источник
В случае нарушения авторских прав, правообладателям обращаться по адресу:
Источник
Солнце зашло за облаками
Всеволод Сергеевич Соловьев
© ООО «Издательство «Вече», 2019
© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2019
Сайт издательства www.veche.ru
Популярный в конце XIX века романист Всеволод Сергеевич Соловьев, «один из наших Вальтер-Скоттов» (как его прозвали современники), родился в Москве 1 (13) января 1849 года. Он был старшим сыном крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева, чья многотомная «История России» до сих пор является одной из серьезнейших работ по изучению прошлого нашего отечества. Дом Соловьевых был местом встречи многих выдающихся москвичей своего времени. Здесь, например, бывали историки Т.Н. Грановский и П.Н. Кудрявцев, собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев, знаменитые писатели братья Аксаковы и А.Ф. Писемский, а также много других интересных людей. Такое окружение не могло не вдохновить юношу, сподвигнув его на самостоятельное творчество. В литературу Соловьев вступает как поэт, публикуя в журналах небольшие стихотворения (по большей части без подписи) и короткие рассказы. В 1870 году Всеволод заканчивает учебу на юридическом факультете Московского университета и поступает на службу во 2-е отделение Императорской канцелярии. Но мечта о серьезном занятии литературой не покидает новоявленного чиновника. В 1872 году Соловьев знакомится с Ф.М. Достоевским, которого позднее назовет своим «учителем и наставником». С детства воспитывавшийся в православном духе, Всеволод решает написать роман о борьбе православия с католицизмом, точнее – с иезуитским орденом, пришедшим на западные русские земли. Опубликованный в 1876 году роман «Княжна Острожская» имел большой успех и навсегда определил дальнейший путь Всеволода Соловьева – он становится писателем-историком. В течение нескольких лет один за другим появляются его романы: «Юный император», рассказывающий о царствовании Петра II, «Капитан гренадерской роты» – об эпохе дворцовых переворотов XVIII столетия, «Царь-девица» – о жизни царевны Софьи Алексеевны, «Касимовская невеста» – о несостоявшейся женитьбе царя Алексея Михайловича на Ефимии Всеволодской. Главным произведением Соловьева в тот период становится пятитомная эпопея «Хроника четырех поколений», объединившая романы «Сергей Горбатов», «Вольтерьянец», «Старый дом», «Изгнанник», «Последние Горбатовы». Этот цикл охватывает большую эпоху, от Екатерины II до Александра I, рассказывая о судьбах нескольких поколений медленно разоряющегося дворянского рода Горбатовых. Среди героев этих книг – Потемкин, братья Орловы, Сперанский, Аракчеев и другие.
Продолжая писать исторические романы, Соловьев вместе с тем переживает острый душевный кризис. Разочаровавшись в косной «государственной» Церкви, Всеволод вступает на тропу духовных исканий. Он обращается к спиритизму, индуизму и буддизму. Под влиянием младшего брата, знаменитого философа Владимира Соловьева, писатель начинает увлекаться мистикой. Однако настоящая духовная близость между братьями отсутствовала, их отношения не выходили за рамки холодной светской любезности. К 1884 году относится знакомство Всеволода Соловьева с Еленой Петровной Блаватской. Писатель надеялся получить духовную поддержку от учения «женщины с феноменами» (как он сам именовал Блаватскую), но его ждало разочарование. В 1892 году Соловьев пишет книгу «Современная жрица Изиды», в которой резко осуждает теософские идеи и личность Е.П. Блаватской. Позднее писатель признал ошибочность своей критики, но тогда он уже находился под новым религиозным влиянием – личности святого праведника Иоанна Кронштадтского, впоследствии канонизованного Церковью. Духовные искания Всеволода Соловьева нашли свое отражение в знаменитой дилогии «Волхвы» (1889) и «Великий розенкрейцер» (1890). Некоторые исследователи полагают, что образ священника Николая в этих романах воплотил в себе многие черты Иоанна Кронштадтского. На страницах дилогии появляется и другая интересная личность – граф Калиостро, которого писатель изображает не совсем так, как принято рассматривать образ этого сомнительного «вершителя тайной истории». Работал над дилогией Всеволод Сергеевич главным образом в Париже, где в Национальной библиотеке он внимательно изучал труды ученых и мистиков, таких как Парацельс, Эккартсгаузен, Николя Фламель. Писатель скончался 20 октября (2 ноября) 1903 года в Москве, оставив после себя около двух десятков романов, многие из которых теперь возвращаются к современным читателям после почти векового забвения.
«Княжна Острожская» (1876)
«Капитан гренадерской роты» (1886)
«Юный император» (1877)
Эпопея «Хроника четырех поколений»:
1. Сергей Горбатов (1881)
2. Вольтерьянец (1882)
3. Старый дом (1883)
4. Изгнанник (1885)
5. Последние Горбатовы (1886)
Раннее летнее утро. День, наверно, будет жаркий, такой же, как и вчера, как и всю неделю. Бледно-бирюзовое небо уже становится чем выше, тем синее, и кое-где скользят по нему и незаметно тают, переливаясь мелкой перламутровой волной, далекие перистые облака. Солнце кладет длинные тени. Разгораются и сверкают крупные капли росы на траве, густой и несмятой. Старые широковетвистые липы не шелохнутся и только беззвучно роняют вянущие лепестки своего душистого цвета.
Я иду по заросшим дорожкам давно всеми позабытого сада и чудится мне, будто передо мной снова разверзлись двери потерянного мира юных снов и юной душевной свежести. Это деревенское утро своей душистой, невозмутимой тишиною и прохладой пахнуло на меня теми могучими чарами, которые в миг один способны смыть и унести неведомо куда всю житейскую пыль, навеянную многими годами. Я иду – возрожденный и духом, и телом, жадно впивая в себя живительный воздух; я слышу и чувствую, как бьется мое сердце, но не болезненно и тревожно, а мерно и спокойно, заодно с этой здоровой и светлой природой.
Вот уже больше часа брожу я по заросшему саду, и меня тянет все дальше и дальше; передо мною открываются аллея за аллеей, лужайка за лужайкой. Кое-где через быстрый ручей перекинут ветхий, едва выдерживающий мою тяжесть мостик. Кое-где в древесных кущах, переплетшихся между собой, белеют античные формы старых статуй. Вот из-за непроходимых ветвей виднеется купол разрушенной беседки. Вот обломок колонны, неведомо откуда упавший, почти совсем закрытый высокой травою, увитый вьющимся горошком…
Все чаще и чаще вековые дубы и липы, все гуще и ниже сплетаются над головою их могучие ветви. Даже жутко в этом неведомо куда влекущем сумраке. Но сумрак мало-помалу редеет, впереди яркий просвет, весь залитый солнцем. Я спешу туда – передо мною разрушенная каменная ограда. Здесь конец этому сказочному, забытому миру, здесь начало другой жизни, от которой я так рад был забыться. На большом выгоне пасется стадо, справа расположено село, дальше – шоссе, перерезанное полотном железной дороги, огромное кирпичное здание с высокими трубами, из которых валит густой черный дым, – это фабрика…
Я спешу назад, опять в сумрак заглохшей аллеи, спешу скорей снова забыться, уйти в мир тишины и покоя, в мир старых лиц, беседок и статуй. И снова брожу я, не замечая времени, не чувствуя усталости. И чары старого сада вызывают передо мной самые милые воспоминания; воскресают давно покинувшие землю давно позабытые лица, и я с изумлением нахожу в себе всю прежнюю мою любовь к ним, всю силу тоски по их утрате. Прошлое, одно прошлое во мне и передо мною – будто время вдруг повернуло назад и мчится чем дальше, тем быстрее…
А между тем солнце поднимается выше и выше, отвесные лучи его проникают всюду. Зной, усталость и жажда начинают меня тревожить. Старинный, длинный одноэтажный дом с лабиринтом высоких прохладных комнат принимает меня в новую тишину, в которой все другое, в которой новые чары. И время, остановясь лишь на мгновение, снова мчится еще быстрее и еще дальше в глубину прошедшего. Я прохожу длинной залой с кое-где облупившимися глянцевитыми колоннами, с теряющимся в полумраке расписным потолком и ветхими хорами, откуда даже и при дневном свете слышится таинственный шорох. Я вступаю в анфиладу парадных гостиных, обтянутых выцветшим шелком, уставленных зеркалами в почернелых бронзовых рамах, запыленной старинной мебелью. В конце анфилады я останавливаюсь в высокой полутемной комнате со спущенными зелеными шелковыми шторами. По полу разостлан мягкий ковер, весь изъеденный молью, по стенам резные черного дуба шкафы со стеклянными дверцами. Длинными рядами стоят там переплетенные в крепкую кожу книги. Покойные кресла, обтянутые старым темно-зеленым сафьяном, тяжелый вычурный стол-бюро в углу; над столом и между книжными шкафами портреты. Чья-то заботливая рука, наверно, много-много лет тому назад прикрыла их полотном. Полотно совсем уже почернело от пыли, и пауки уже сотни раз расстилали на нем свою паутину. Я поднимаю зеленые шторы, но яркий полдневный свет все же медлит, все же боится проникнуть в полутьму этой прохладной, сырой комнаты. Густо разрослись деревья у самых окон, и льнут их зеленые ветки к запыленным стеклам и мешают солнцу. Забыв о паутине и пыли, я сдергиваю полотно с самого большого портрета – и отступаю с невольной дрожью: я не один – прямо мне в глаза, насмешливо и пытливо, глядят живые глаза из глубины почерневшей золотой рамы; передо мною живое лицо молодого красавца в изящном и богатом костюме конца XVIII века. Я отступаю и опять приближаюсь, и начинаю уже видеть, как тихо колышутся атлас и кружева на его мерно дышащей груди; вот шевелит пальцами бледная рука, на которой горит бриллиантовый перстень; медленно сдвигаются густые черные брови; дрожат полузакрытые, будто утомленные, веки, а резко очерченные характерные губы складываются в тонкую усмешку. И долго не проходит очарование, и долго я жду, что он выйдет из рамы и заговорит со мною.
Источник
Объяснительные диктанты. I. 1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты
I. 1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Место выглядело невероятно красивым, и мы решили остановиться здесь. (Т. Полякова) 3) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л. Толстой) 4) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л. Толстой) 5) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась. (А. Адамов) 6) Дорога кончилась, и за поворотом возникли широкие ворота из жердей и домик сторожа за ним. (А. Адамов) 7) Вертолет тарахтел уже где-то вдали, и от него продолжали отделяться крошечные человеческие фигурки. (А. Константинов) 8) Заяц — трус, и тот охотиться любит. (Пословица) 9) День прошел тихо, но в сумерках они заметили человека, бесшумно кравшегося к огромному дереву. (М. Семенова) 10) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 11) Недавно дождь прошел, но асфальт уже успел высохнуть. (В. Пелевин) 12) Облака вокруг были высокие и редкие, с ярко-голубой от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин) 13) Либо это злая и неумная шутка, либо кто-то вводит тебя в заблуждение. 14) «Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?» — думал каждый из них. (Л. Толстой) 15) От ослепительного света мрак вокруг сгустился, зато ярко вспыхнули кольца на шесте шлагбаума. (Стругацкие) 16) Ноги сразу промокли, зато грязь быстро обтерлась о сырую траву. 17) Один мой приятель пытался писать ее портрет, у него тоже ничего не получилось. 18) Свирель запела на мосту, и яблони в цвету. И кто-то поднял в высоту звезду зеленую одну, и стало дивно на мосту смотреть в такую глубину, в такую высоту. (А. Блок) 19) Вокзал по-прежнему жил своей шумной жизнью, и народу к вечеру стало, кажется, еще больше. (А. Адамов) 20) Было жутко, и все, не сговариваясь, держались вместе. 21) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий) 22) В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, и она открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна. (Н. Заболоцкий) 23) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (А. Пушкин) 24) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А. Пушкин)
II. 1) Несколько тревожных минут — и плот снова вышел на мерно вздымавшуюся просторную воду. (И. Ефремов) 2) Мгновение тишины — и возле переправы раздался грохот взрывов. 3) Солнце неожиданно пробилось сквозь завесу облаков — и тут же наступила кромешная тьма. 4) Прыжок — и во все стороны полетели брызги. 5) Все вместе тронулось — и вот толпа валит в пустых равнинах. (А. Пушкин) 6) Несколько минут спуска — и Гриша, довольно улыбаясь, остановил машину на свежей траве. (И. Ефремов)
III. 1) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. (В. Шукшин) 2) В Москве вдруг похолодало и который день уже моросил мелкий, нудный дождь. (А. Адамов) 3) На рассвете случилось небольшое землетрясение и произошел снежный обвал. (В. Малов) 4) В небе снуют быстрые облака и клокочут буйные ветры, в нем то гаснет заря, то разгорается утро. (М. Семенова) 5) Время от времени деревья расступались и вверху мелькал треугольник задумавшегося бледного неба. (В. Пелевин) 6) На улице совсем близко полыхнула молния и раскатился гром, и гроза набрала полную силу. (Н. Подольский) 7) К вечеру погода наладилась и стало тепло. 8) Опять вокруг моего дома цвел и благоухал косогор и буйным белым половодьем цвела картошка. (Ф. Абрамов) 9) В дальнем конце села еще пиликала гармошка и звонкий голос старательно выводил частушки. (П. Проскурин) 10) Ночью был ветер и метель была. (П. Проскурин) 11) Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю. (А. Пушкин) 12) Кто они такие и что им надобно? 13) По словам охотников, зверь в этих местах давно вывелся и птица исчезла.
IV. 1) Вода сбыла, и мостовая открылась, и Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва смирившейся реке. (А. Пушкин) 2) Тучи, затянувшие небо, уже подсвечивало желто-розовым, и, похоже, собирался дождь. (В. Мясников) 3) Жара стояла невыносимая, и, казалось, весь город переселился на пляж. (А. Адамов) 4) В лесу еще лежал снег, сильно осевший, плотный, и только вокруг стволов протаяли круглые лунки, застекленные сверху тонким ледком, да чернели высокие зимней резки пеньки. (А. Жуков) 5) Все молчали, и, словно испугавшись общего молчания, лошадь снова оглянулась на хозяина. (Ф. Искандер) 6) Много лет не ходила она по такой теплой летней дороге босыми ногами и теперь шла медленно, совсем одна на большом лугу, и никуда не хотелось ей торопиться. (Ю. Трифонов)
V. 1) При сих словах он поскакал назад, держась одной рукой за пазуху, и через минуту скрылся из виду. 2) Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую. 3) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. 4) Он пошел в свою комнату, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и заячьем тулупе. 5) Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.
Источник