Солнце земля луна что какие явления происходят
Методика проведения 8 урока
«Решение задач. Контрольная работа»
Цель урока: повторение, закрепление и контроль на качеством формирования системы основных понятий астрометрии
— Обобщение, повторение и закрепление учебного материала:
— о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца, обращении Луны вокруг Земли и вращении Земли вокруг своей оси и порождаемых ими небесных явлениях;
— о небесных светилах и созвездиях; о небесной сфере, основных ее кругах, линиях и точках; о системах небесных координат;
— об астрономических способах, инструментах и единицах измерения, счета и хранения времени, календарях и летоисчислении.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание в ходе повторения и обобщения совокупности изученного астрометрического материала.
Развивающие: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии и практической астрометрии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; решать задачи на расчет времени и дат летоисчисления и перевод времени из одной системы хранения и счета в другую; определять географические координаты местности по данным астрономических наблюдений.
Ученики должны знать:
— причины повседневно наблюдаемых небесных явлений, порожденных вращением Земли вокруг своей оси, обращением Земли вокруг Солнца и обращением Луны вокруг Земли;
— связь продолжительности отдельных космических и небесных явлений с единицами и способами измерения, счета и хранения времени и календарями;
— основные понятия сферической астрономии: созвездие; небесная сфера и ее главные плоскости, линии и точки; системы небесных координат;
— основные понятия практической астрометрии: единицы, способы, системы и инструменты для измерения и счета времени, основные типы календарей и систем летоисчисления; принципы определения географических координат местности и времени по астрономическим наблюдениям;
— основные астрономические величины, изучавшиеся в теме «Основы астрометрии» и формулы, выражающие связь между этими величинами.
Ученики должны уметь:
1. Использовать обобщенный план для изучения космических и небесных явлений.
2. Ориентироваться на местности по небесным светилам: Полярной звезде, Луне, Солнцу и при помощи подвижной карты звездного неба.
3. Использовать звездные атласы, подвижную карту звездного неба и Астрономические календари и справочники для определения: времени восхода, кульминации и захода светил и прохождения созвездия через местный меридиан для конкретной даты; периода видимости светила или созвездия в данном месте в заданный момент времени; созвездия, в котором находится Солнце в определенный день и приблизительных координат Солнца; продолжительности дня и ночи для любой даты; времени пребывания Солнца в том или ином зодиакальном созвездии; положения Луны и планет на небесной сфере по известным экваториальным координатам; экваториальных координат звезд.
4. Решать задачи, связанные с переводом единиц измерения времени из одной системы счета в другую и на определение географических координат места и времени наблюдения.
1. Повторение материала учебников:
Б.А. Воронцов-Вельяминова: §§ 2-7; вопросы для повторения.
Е.П. Левитана: §§ 2-6; вопросы для повторения.
А.В. Засова, Э.В. Кононовича: §§ 2-6; вопросы для повторения.
2. Выполнить задания из сборника олимпиадных задач В.Г. Сурдина [ 289 ]: 3.41, 4.5.
Повторение всего ранее изученного материала, проверка знаний
Решение задач на повторение и закрепление всего ранее изученного материала
Работа у доски и в тетрадях
Методика изложения материала
В начале урока производится повторение материала по всем вопросам, изучавшимся в теме «Основы астрометрии». В первую очередь нужно проверить понимание учащимися природы повседневно (часто) наблюдаемых небесных явлений и их причин, космических явлений. В качестве дополнительных вопросов рекомендуются:
1. Какие небесные явления происходят в результате: вращения Земли вокруг своей оси; обращения Луны вокруг Земли; обращения Земли и других планет вокруг Солнца?
2. Дайте описание небесных явлений, порожденных обращением планет вокруг Солнца. Ответы строятся на основе обобщенного плана для изучения космических и небесных явлений с использованием соответствующих геометрических схем.
Следует провести фронтальный опрос (беседу) о практическом применении астрономических (астрометрических) знаний, пользу которых ученики понимают без труда: ориентация на местности по звездам, Солнцу и Луне и определение географических координат пункта наблюдения.
Задаем ученикам вопросы: «Как найти на небе Полярную звезду? Как ориентироваться по ней на местности? Как ориентироваться на местности по Луне? Солнцу?». Ученики должны сделать пояснительный рисунок и дать подробные объяснения. Далее просим учеников объяснить, как можно ориентироваться на местности при помощи подвижной карты звездного неба; при этом проверяется знание школьниками основных созвездий и наиболее ярких звезд, видимых в это время года. Следующей группой вопросов будет: «Как люди используют астрометрические знания: в повседневной жизни? В хозяйственной деятельности (промышленности, сельском хозяйстве)? В науке и технике?».
В это время часть остро нуждающихся в дополнительных отметках учеников выполняют программируемые задания:
- Сборник задач Г.П. Субботина [287], задание N 136.
- Задание на с. 71.
3. Какие небесные явления происходят при данных конфигурациях небесных тел:
Ответ к задаче варианта 1: | |
Экваториальные координаты Солнца (1 вариант): a = 23 h 20 m ; d = — 4 њ .
Экваториальные координаты Луны (2 вариант): a = 1 h 15 m ; d = + 7 њ .
Рекомендуемые лабораторные работы:
1. Методы определения географических координат и поправки часов по одновременным наблюдениям двух специально выбранных звезд
(разработана Б.И. Фесенко [302]).
Если две произвольно выбранные звезды мысленно соединить отрезком прямой (проекцией дуги большого круга на небесной сфере), то вследствие суточного вращения небесной сферы ориентация данного отрезка относительно горизонта будет непрерывно изменяться. У некоторых пар звезд в соответствующий момент времени соединяющий их отрезок будет располагаться вертикально (перпендикулярно линии математического горизонта). Точность определения момента времени возрастает при использовании в качестве вертикали вертикального столба, угла сооружения или нити отвеса.
Достоинства данного способа:
- работа выполняется невооруженным глазом, не требуются специальные угломерные инструменты;
- процесс наблюдений прост и доступен школьникам (может использоваться как домашнее задание);
- обработка данных может осуществляться в школьных условиях под руководством учителя;
- повторные наблюдения с разными вертикалями и парами звезд позволяют убедиться в пользе усреднения результатов, компенсирующего случайные ошибки.
1. Определение географической долготы места наблюдения.
Если одна из выбранных звезд – Полярная, расчеты долготы упрощаются. Если бы Полярная, отстоящая на 0,73 њ от Северного полюса мира, проецировалась точно на него, явление соответствовало бы нижней кульминации второй звезды и происходило бы одновременно на всех географических широтах данного географического меридиана (табл. 3 учитывает это обстоятельство). Зная координаты звезд, широту местности и звездное время явления (табл. 3), можно определить географическую долготу места наблюдения по формуле:
, где Т=Т0 + n; Т –декретное время; Т0 – всемирное время; n – номер часового пояса; S – момент явления по звездному времени; S0 – определенное из Астрономического календаря звездное время нулевого меридиана в момент полуночи. При отрицательной величине l следует добавить к правой части формулы 24 часа.
2. Определение местного звездного времени.
Если обе выбранные звезды находятся вдали от небесного меридиана, для момента их вертикального расположения при известной широте местности местное звездное время определяется по формуле: . Рекомендуемые данные:
Источник
Солнце и Луна и их влияние на процессы, происходящие в географической оболочке Земли.
· Факторы, определяющие солнечное влияние на Землю Солнца и Луны можно разделить на два вида. Первый – постоянно действующие факторы, к которым относятся форма размеры Земли, гравитационные и магнитные силы, определяющие удержание на орбите и движение Земли вокруг Солнца, второй — солнечная радиация, которая является основным источником энергии на Земле, взаиморасположение Земли, Луны и Солнца.
· Форма и размеры Земли имеют большое значение для развития всех географических явлений и процессов на Земле. Например, шарообразность Земли вызывает неравномерное нагревание Солнцем. Наибольшее нагревание земной поверхности происходит на территории между тропиками, где угол падения солнечных лучей на поверхность планеты в течение года наиболее высокий. В сторону полюсов идет постепенное уменьшение тепла. Это определяет общую географическую зональность Земли и образование различных природных зон.
· Кроме формы Земли большое географическое значение имеют ее масса, объем, плотность. С этими параметрами связаны такие свойства Земли как сила гравитации, магнитные и тепловые поля. Гравитационные, магнитные и электрические поля Земли, определяются ее формой, размерами и вещественным составом и, в свою очередь, определяют свойства и процессы географической оболочки.
· Плотность верхних слоев Земли зависит от состава слагающих их пород. С этими параметрами связаны такие свойства Земли как сила гравитации, магнитные и тепловые поля.
· Гравитация – это взаимное притяжение двух физических тел, имеющих массу. Силы гравитации, удерживают планеты вокруг Солнца, определяют сферическую форму Земли и удерживают ее атмосферу.
· Как вы знаете, Земля вращается вокруг своей оси в направлении с запада на восток и одновременно вокруг Солнца. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут 4 секунды. Этот отрезок времени называется звездными сутками. Однако, в связи с тем, что Земля одновременно вращается и вокруг Солнца, фактическая продолжительность суток несколько большая. Для удобства в практическом применении было решено считать среднюю продолжительность солнечных суток – 24 часа. С вращением Земли вокруг своей оси связана смена дня и ночи и многие земные процессы.
· В зависимости от положения Земли относительно Солнца на Земном шаре выделяют пояса освещенности (тропический, полярный, умеренный)
· Земля имеет один естественный спутник – Луну. Луна оказывает тормозящее воздействие на скорость вращения Земли, что сказывается на подвижных средах (вода, воздушные массы). Под влиянием Луны и частично Солнца изменяется интенсивность процессов Земли, включая и тектонические процессы (горообразование, землетрясение, извержение вулканов), уменьшается величина ее полярного сжатия. Доказано, что Луна влияет на биологические ритмы на Земле, а через них на состояние здоровья человека и животных.
· Интенсивность влияния Луны на Земные процессы зависит от взаимного расположения Земли, Солнца и Луны и фазы Луны. Разные формы освещенной Солнцем части Луны, которые мы видим с Земли, называются фазами Луны.
· Влияние Солнца на земные процессы определяется явлениями, происходящими в недрах Солнца, т.е. от солнечной активности. Огромное количество энергии, которую Солнце излучает в космическое пространство, образуется в ее недрах в результате термоядерной реакции превращения водорода в гелий.
· Солнечная активность оказывает большое влияние на такие земные процессы как полярные сияния, магнитные бури, землетрясения, рост и продуктивность растений, размножение и миграции насекомых, эпидемии болезней человека (грипп, тиф, холера и др.).
· Исключительно велико влияние солнечной активности на климат Земли. Усиливающиеся во время солнечных бурь потоки излучения Солнца влияют на содержание озона в верхних слоях атмосферы. Это, в свою очередь, изменяет интенсивность тепло — и влагообмена на Земле.
· Взаимодействие Солнца, Луны и Земли видны на примере образования приливных процессов в гидросфере Земли. В образовании приливов основную роль играет Луна. Влияние Солнца, несмотря на его огромную массу, из-за большой удаленности в 2,71 раза меньше чем влияние Луны. Наибольшая высота прилива в океанах наблюдается тогда, когда Земля, Луна, Солнце находятся на одной линии и их приливообразующие силы суммируются. Такой прилив называется сизигийный. Наименьший прилив – квадратурный, когда Луна и Солнце находится под прямым углом к Земле.
Источник
➤ Adblockdetector