25 средств художественной выразительности
Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.
Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.
Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:
Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Источник
найти средство выразительности в стихах Ф. И. Тютчева > и >
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
Средства художественной выразительности в стихотворении:
Олицетворение: «солнце нити золотит, бежит поток, смеясь, на землю пролила, гром, резвяся и играя».
Сравнение: «весенний, первый гром, /Как бы резвяся и играя, /Грохочет в небе голубом».
Эпитеты: проворный поток, громокипящий кубок, весенний первый гром, в небе голубом, раскаты молодые.
Инверсия: в небе голубом, гам лесной, шум нагорный.
Весенняя природа полна движения («бежит поток», «пыль летит»), насыщена яркими красками (голубое небо, золотые нити солнца, перламутровые капли дождя – жемчужины), что усиливает зрительное впечатление, создает картину живого «светлого мира» и передает его радостное восприятие лирическим героем.
Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют гармонию. Поэт подчёркивает соединение божественного начала с природой и вводит древнегреческие мифологические образы. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Стихотворение насыщено звуками. Слышны неумолкающий «и гам лесной, и шум нагорный», звук грохочущего грома заполняет всё пространство «Весенней грозы», что подчеркивает аллитерация — г-р-. Ему вторит и звук льющегося дождя — аллитерация — л-:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
Радостное настроение и взволнованное лирическое переживание усиливаются восклицаниями во второй строфе: «Гремят раскаты молодые!» и в финале стихотворения: «Смеясь на землю пролила!».
http://ruslit.biz/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-f-i-vesennie-vody-stixotvoreniya-tyutchev-f-i/
Источник
Средства выразительности речи
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Повтор слов в началах смежных отрезков речи
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. ()
Стилистически значимый повтор согласных звуков
Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! ()
Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы
Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза
Стилистически значимый повтор согласных
Пропуск союзов при перечислении
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…()
Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает
Что такое русский язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки, которая всегда мне очень нравилась: «» Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ее, а также для словесной речи или, у животных, для отдельных звуков» (П. А Клубков)
Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета
У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями ()
Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н. В Гоголь)
Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах)
Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе)
Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный)
Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура)
Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы
Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава)
Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания
Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. С Пушкин)
Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию
Я памятник себе воздвиг нерукотворный ()
Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. ()
Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке
Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол
Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического
Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной
Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов)
Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)
Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. ()
Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение
1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита»
Намеренные повторы союзов и, да, или.
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()
Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века
Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.
Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь
Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» ()
Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ()
Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью
«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание
Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. ()
Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки
Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)
Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе
Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)
Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? ()
Придание высказыванию восклицательной интонации
Ну как не порадеть родному человеку! ()
Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного
Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. ()
Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков
Белеет прус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение
1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону
Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи
Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)
Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства
Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие
Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг
Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. ()
Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы
Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.
Экспрессивная книжная лексика
Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи
Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. ()
Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения
Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор()
Повторы слов в концах смежных отрезков речи
Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь