Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 103:19
Свт. Афанасий Великий
Сотворил есть луну во времена. Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней. Солнце позна запад свой. И оно повинуется Божию повелению.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой
Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псалмопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей людей в определении времени. В самом деле, ее изменения способствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько-то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же – Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: «для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4:2). Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: «еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому» (Ин.2:4, 12:23). «Солнце познало запад свой». Не будучи одушевленным, не обладая разумом, но, совершая путь своей по божественному определению, оно, являясь, производит день и, скрываясь, ночь, движется одним и тем же ходом и соблюдает в своем движении меру.
Беседа на псалом 103.
Блж. Феодорит Кирский
«Сотворил есть луну во времена». Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц.
«Солнце позна запад свой». Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет туже меру.
Евфимий Зигабен
Сотворил есть луну во времена.
Бог, говорит, создал луну для освещения во время ночи; потому тот же Давид в другом месте сказал: луну и звезды во власть ночи (Пс. 135,9).
Солнце позна запад свой.
Солнце, говорит, знает, когда садиться, и знает сие, не как одушевленное и разумное, но как не преступающее предала, положенного ему Богом, чтобы светило днем, и скрывалось ночью, но на подобие разумного, по словам Феодорита, знает повеление Божие. А глагол: позна. перенесен от словесных к бессловесным и бездушным. Он означает здесь: совершает восток и запад свой.
Златоуста: Луна, говорит, произведена не для чего другого, как только для счисления и различения месяцев и дней; ибо речение: во времена, означает сие. И в книге Бытия написано о светилах: да будут в знамения и во времена; в знамения, по словам Василия, дождя, засух и перемены ветров; во времена—в изменения времен, зимы, весны, лета и осени. Исихия: Под луною разумеет иудейскую синагогу, которую положил Бог до окончания времен закона и пророков; а под солнцем—Христа, Который познал запад свой; ибо Он знал время, в которое надлежало Ему пострадать, так что до наступления его Он говорил: еще не пришел час, а когда наступил в надлежащее время час, Он сказал: пришел час прославиться Сыну человеческому.
Лопухин А.П.
Ст. 19-24 Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари твоея.
Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения
Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом — всюду жизнь и движение.
Толковая Библия.
Источник
Псалтирь, псалом 103 Псалтирь, пс 103
Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.
Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму — и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более.
Источник
Псалом 103
Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.
Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).
Пс.103:1 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Пс.103:2 . Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
Пс.103:3 . устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Пс.103:4 . Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.
Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величи и и слав е», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами ( «горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.
Пс.103:5 . Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Пс.103:6 . Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
Пс.103:7 . От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
Пс.103:8 . восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Пс.103:9 . Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием» , так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению ( «от прещения» , «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.
Пс.103:10 . Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],
Пс.103:11 . поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
Пс.103:12 . При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Пс.103:13 . Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.
Пс.103:14 . Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
Пс.103:15 . и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Пс.103:16 . Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
Пс.103:17 . на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
Пс.103:18 . высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.
Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.
Пс.103:19 . Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
Пс.103:20 . Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
Пс.103:21 . львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Пс.103:22 . Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
Пс.103:23 . выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Пс.103:24 . Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!
Пс.103:25 . Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
Пс.103:26 . там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.
Пс.103:27 . Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Пс.103:28 . Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
Пс.103:29 . скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
Пс.103:30 . пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокрое т лице» , не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «по сылает свой дух» , когда снова возвращает всему живущему свою милость.
Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.
Пс.103:31 . Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
Пс.103:32 . Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Пс.103:33 . Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Пс.103:34 . Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Пс.103:35 . Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением ( «да веселится» ) к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится ( «призирает» ) о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.
102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее ( Пс. 87 ) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.
103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.
По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.
«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода. Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 103-го. – блаженный Феодорит Кирский
- Толковая Псалтирь – Псалом 103 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 7 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
- Толкование на Псалмы – Псалом 103 – епископ Палладий (Пьянков)
- Объяснение священной книги псалмов – Псалом 103 – протоиерей Григорий Разумовский
- Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст
- Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
- Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – святитель Феофан Затворник
- Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла – Глава восьмая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник