§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка
Для усиления выразительности речи используются различные изобразительные средства. Это тропы и фигуры речи.
Т р о п ы (греч. tropos — поворот, перенос) — это слова и обороты, употреблённые в переносном значении. К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение и др.
Эпи́тет — это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Н а п р и м е р: Идут дожди, висят лохматые серые тучи. (С. Антонов)
Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Н а п р и м е р: Беспечно смеётся иволга.
В народно-поэтической речи встречаются постоянные эпитеты — определения, которые устойчиво употребляются по отношению к одним и тем же словам. Н а п р и м е р: добрый молодец, красная девица, чёрная ноченька, булатный нож, вороной конь, серый волк, русые косы и др.
Мета́фора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении. Н а п р и м е р: Солнце золотило верхушки деревьев (И. Соколов-Микитов); Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха. (Л. Леонов)
Метони́мия — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами. Н а п р и м е р: Лес поёт вместо В лесу поют птицы.
Сравне́ние — это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее. Н а п р и м е р: Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)
Олицетворе́ние — перенесение свойств человека или другого живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Н а п р и м е р: Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский)
Перифра́за (перифраз) — выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова. Н а п р и м е р: царь зверей вместо лев. Петра творенье вместо Петербург. Ср. также: мать городов русских (Киев), мать русских рек (Волга), первая перчатка мира (чемпион мира по боксу) и т. п.
Ф и г у р ы р е ч и — синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности. К ним относятся: анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос, многосоюзие и др.
Ана́фора (единоначатие) — повторение одного слова или группы слов в начале предложений или фрагментов текста. Н а п р и м е р:
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Эпи́фора — повтор одного слова или группы слов в конце предложений или фрагментов текста. Н а п р и м е р: Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. Солженицын)
Антите́за — противопоставление понятий, образов, состояний. Н а п р и м е р: Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица)
Града́ция — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке, где каждая последующая часть усиливает или уменьшает смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Н а п р и м е р: Все грани чувств, все грани правды стёрты: в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
Источник
Тесты и задания для подготовки к егэ изобразительно- выразительные
Главная > Тесты
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тесты и задания для подготовки к ЕГЭ
(Назвать средство выразительности, используемое автором)
Нормы оценок за тест:
«5» — 13-15 правильных ответов
«4» — 10-12 правильных ответов
«3» — 7-9 правильных ответов
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
9.Я царь — я раб, я червь- я Бог!
10.Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами.
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.
13.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
14.Пусть бандой окружат нанятой…
15. Грохот за грохотом ломал небо,
Широко и шумно шел дождь.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1. Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома…
2.Суровою зимой я более доволен.
3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.
4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик.
5.Остался ты, брат, у разбитого корыта.
6.Под ним струя светлей лазури.
7.Мы пойдем ломить стеною.
8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова?
9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.
10.Степям и дорогам не кончен счет;
Камням и порогам не найден счет.
11.Принес — и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
12. С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?
13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я.
14.Купил Репина, принес Гоголя.
15.Швед, русский- колет, рубит, режет…
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
2.Вдали, в долине играют Грига.
3.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.
5.Солнце золотило верхушки деревьев.
7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
8.Люблю тебя, Петра творенье.
9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,
Он связан с этой зимой суровой…
10.Ленивый боится при деле труда,
а праздный не терпит самого дела.
11.Не дорого начало, а похвален конец.
12.Где умному горе, там дураку веселье.
13.По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
К миноносцу миноносица.
14.А Васька слушает, да ест.
15.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Беспечно смеется иволга.
2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
3.Мать русских городов — сердце России.
4.Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
6.Умей видеть великое в малом.
7.Не по чину берешь!
8.Величавая ширина Днепра…
9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
10.Не то на серебре, на золоте едал!
12.Где стол был яств, там гроб стоит.
13.В сто сорок солнц закат пылая.
14.Пришел, увидел, победил.
15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
2.Страна рабов, страна господ.
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи-
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
4.Завод решил работать.
5.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
8.Мужичок с ноготок.
9.Тут сгорел мой приятель со стыда.
10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!
12.Горькая радость победы.
13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
14.Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
2.Слова умеют плакать и смеяться.
3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» — поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.
4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
5.Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
6.Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не отдам врагам.
7.Сначала очень была огорчена.
8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
9.Досадно было, боя ждали.
10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.
12.Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю с высока!
13.Царь зверей спал безмятежно.
14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.
5.Но тих был наш бивак открытый.
7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…
8.Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
9.У Елены беда тут стряслась. Большая.
10.Каждая минута времени дорога.
11.На кого не действует новизна?
12.Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.
14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
15.Стояла мертвая тишина.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.
2.Стояла звонкая тишина.
3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.
4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.
6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?
8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
9.Я видел это собственными глазами.
10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.
11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.
12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
13.Мой закадычный друг.
14.Тут сгорел мой приятель со стыда.
15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.
Источник
Подготовка к ГИА
консультация по литературе (11 класс) по теме
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_khudozhestvennoy_vyrazitelnosti_smaterial_po_podgotovke_k_itogovoy_attestatsii.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
11 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
9.Я царь — я раб, я червь- я Бог!
10.Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами.
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.
13.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
14.Пусть бандой окружат нанятой…
15. Грохот за грохотом ломал небо,
Широко и шумно шел дождь.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1. Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома… ( А.Белый)
2.Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)
3.Долги повисли надо мной домокловым мечом. (В.Пикуль)
4. «Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик. (Короленко).
5.Остался ты, брат, у разбитого корыта. (А.Дворкин).
6.Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)
7.Мы пойдем ломить стеною. (М.Лермонтов)
8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова? (И.Крылов)
9.Богатырский конь через лес перепрыгивает. ( Былина).
10.Степям и дорогам не кончен счет;
Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).
11.Принес — и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног (А.Пушкин).
12. С кем мне поделиться
Той грустной радостью, (С.Есенин)
13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В.Соловьев).
14.Купил Репина, принес Гоголя.
15.Швед, русский- колет, рубит, режет…
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
2.Вдали, в долине играют Грига.
3.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.
5.Солнце золотило верхушки деревьев.
7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
8.Люблю тебя, Петра творенье.
9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,
Он связан с этой зимой суровой…
10.Ленивый боится при деле труда,
а праздный не терпит самого дела.
11.Не дорого начало, а похвален конец.
12.Где умному горе, там дураку веселье.
13.По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
К миноносцу миноносица.
14.А Васька слушает, да ест.
15.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Беспечно смеется иволга.
2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
3.Мать русских городов — сердце России.
4.Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
6.Умей видеть великое в малом.
7.Не по чину берешь!
8.Величавая ширина Днепра…
9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
10.Не то на серебре, на золоте едал!
12.Где стол был яств, там гроб стоит.
13.В сто сорок солнц закат пылая.
14.Пришел, увидел, победил.
15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
2.Страна рабов, страна господ.
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи-
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
4.Завод решил работать.
5.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
8.Мужичок с ноготок.
9.Тут сгорел мой приятель со стыда.
10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!
12.Горькая радость победы.
13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
14.Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
2.Слова умеют плакать и смеяться.
3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» — поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.
4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
5.Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
6.Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не отдам врагам.
7.Сначала очень была огорчена.
8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
9.Досадно было, боя ждали.
10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.
12.Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю с высока!
13.Царь зверей спал безмятежно.
14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.
5.Но тих был наш бивак открытый.
7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…
8.Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
9.У Елены беда тут стряслась. Большая.
10.Каждая минута времени дорога.
11.На кого не действует новизна?
12.Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.
14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
15.Стояла мертвая тишина.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.
2.Стояла звонкая тишина.
3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.
4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.
6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?
8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
9.Я видел это собственными глазами.
10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.
11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.
12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
13.Мой закадычный друг.
14.Тут сгорел мой приятель со стыда.
15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Да, мы дружные были очень.
2.Красноречивое молчание говорило о многом.
3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.
5.Там стонет человек от рабства и цепей.
6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.
(«Слово о полку Игореве»).
8.Гордо реет Буревестник!
9.Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в этом тихом доме
Возле мирного огня!
10.Море синее, поле чистое, тучи черные,
Солнце красное – все это Россеюшка моя.
11.Опять попал впросак.
12.У него семь пятниц на неделе.
13.Толстый и тонкий.
14.Для чего это ему нужно?
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Но им назад не воротиться.
2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.
5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.
6.Не зарывай талант в землю!
7.Моцарт и Сальери.
8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.
10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.
11. За Троицкой дули
обычные рельсы взмеив .
12.Страшен враг за горами , но страшнее за плечами .
13.Мир щедр и скуп, богат и беден.
14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.
Быть молодым, да поздним – вот беда.
15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано
1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)
2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)
3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз. (Ф.Достоевский)
4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.
5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)
6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)
7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)
8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)
9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)
10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)
11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)
13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)
14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)
15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
1.Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хруста.
2.У ежа в гостях ужата,
У ежа в гостях ужата.
Учит бегать еж ужат,
Учит ползать уж ежат.
3.Часовые любви на Смоленской стоят,
Часовые любви у Никитских не спят,
Часовые любви по Петровке идут неизменно…
Часовым полагается смена.
4.Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
5.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки…
6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.
(И.Ильф и Е.Петров)
7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.
(И.Ильф и Е.Петров)
8.Моя жена говорит по-французски и по телефону
9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
11.Не забыть нам лесов раздолье,
Санаторий «Русское поле»
В кружевах плакучих берез.
12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)
13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)
14.Город шумел. (Ю.Олеша)
15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)
1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)
2.Как ты можешь смотреть на него?
Как ты можешь всходить на мосты?
3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)
4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)
5.О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия. (Ф.И.Тютчев)
6.Твои уста- два лепестка граната…
Твои ресницы- крылья черной ночи…
Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)
7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)
8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)
9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)
10.Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
11.Конь бежит, земля дрожит.
12.Это — круто налившийся лес,
Это- щелканье сдавленных льдин,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)
13.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)
14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)
15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)
1.Шли два студента, один — в галошах, другой- в институт.
2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.
3.А мы называем грядущим будущее.
Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)
4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)
5.Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)
6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)
7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)
8.Убогая роскошь наряда.
9.И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)
10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.
11.Он человек умный
12.Живет не тужит, по свету кружит.
13.Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)
14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)
Словарь средств выразительности
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа (весы – а. правосудия, крест – а. веры, сердце – а. любви).
Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи.
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)
Аллюзия – употребление ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой.
«Семейство – вздор, семейство – блажь»,-
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна». (А. Блок)
(а. на строки комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:
«Ах, боже мой, что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»)
Алогизм – умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).
как великий океан,
на цыпочки б волн встал. (В. Маяковский)
Анафора – единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических конструкций в начале стихов, строф, абзацев.
Как ни гнетет рука судьбины
Как ни томит людей обман
Как ни браздят чело морщины. (Ф. Тютчев)
Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (добро и зло).
Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.
Отверзлись вещие зеницы ,
Как у испуганной орлицы.
Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, один из видов звукописи.
Взлож у на тетив у т у г ую
Посл у шный л у к согну в д у г у . (А. Пушкин)
Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль.
Мысль изреченная есть ложь. (Ф. Тютчев)
Бессоюзие – отсутствие союзов, соединяющих во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)
Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.
чертям с матерями
любая бумажка. (В. Маяковский)
Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении.
шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)
Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего
Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)
Гротеск – один из видов комического, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. («Нос» Н.В. Гоголя)
Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.
Поднялись прихожане у чащи,
Лихоманную грусть затая.
Загузынил дьячишка ледащий:
«Спаси, господи, люди твоя». (С. Есенин)
Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воровской).
Вышел на арапа. Канает буржуй. (И. Сельвинский)
Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил. (А. Пушкин)
Прямая последовательность: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.
Ирония – тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.
Отколе, умная, бредешь ты,
голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)
Каламбур – стилистический оборот или самостоятельное произведение, основанное на комическом использовании одинакового или сходного звучания слов или групп слов, либо – разных значений одного слова или словосочетания, видов омонимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы — слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.
Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.
Когда бы не Елена ,
Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.
Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении.
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более наперстка. (А.С. Грибоедов)
Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)
Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)
Реализация метафоры – возвращение известной метафоре прямого смысла.
сидят людей половины.
Где же половина другая? (В. Маяковский)
Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.
Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)
Многосоюзие – построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом.
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин)
Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением в жизни нового понятия (электорат, сисадмин).
Авторский неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное писателем в произведении.
По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица. (В. Маяковский)
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)
Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Боролася заря с последними
звезда’ми (В. Соловьев)
Омонимы – слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению.
Нет, лучше му’кой. (М. Цветаева)
Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
Трус умирает много раз,
Храбрец – только однажды. (В. Шекспир)
Парцелляция – разделение фразы на части и даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию.
За океаны! (В. Маяковский)
Перенос поэтический – несовпадение интонационно-фразового членения в стихе, фраза начатая в одном стихе, переносится в следующий стих.
Здравствуй! Не стрела, не камень:
Я! – живейшая из жен:
Жизнь… (М. Цветаева)
Период – длинное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части: повышение тона – пауза – понижение тона.
И все, что на душе берег,
С чем в этот год заснуть не мог,
С чем утром встал, а на ночь лег,
С чем ел не впрок
Все вновь обдумал Моргунок… (А. Твардовский)
Перифраз (перифраза, перефраз) – описательный оборот, в котором указываются признаки неназванного прямо предмета.
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З. Гиппиус)
Речь идет о декабристах.
Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении.
Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать. (А. Белый)
Реминисценция – воспроизведение поэтом фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.
Прощай, свободная стихия (А. Пушкин)
Прощай, немытая Россия (М. Лермонтов)
Риторические обороты (риторические фигуры ) – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи.
Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.
Мне нынче труден мой урок.
Куда от страной грезы деться? (Н. Гумилев)
Так много тайн хранит любовь,
Так мучат старые гробницы! (Н. Гумилев)
Риторическое обращение О, пожелтевшие листы,
Шагреневые переплеты! (Н. Гумилев)
Сарказм – злая насмешка, используется с откровенно обличительным, сатирическим смыслом, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве? (В. Маяковский)
Символ – многозначное иносказание, предметный образ, условно выражающий суть какого-либо явления.
Парус в стихотворении М. Ю. Лермонтова – символ романтического героя, одиночества.
Алые паруса в феерии А. Грина – символ счастья, любви, сбывшихся желаний.
Синекдоха – вид метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений (часть – целое, единственное – множественное).
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Синонимы – слова, различные по написанию, но близкие по значению. Могут различаться стилистической принадлежностью (успех – удача).
Синтаксический параллелизм – сходное, «параллельное» построение смежных фраз, стихотворных строк или строф.
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)
Отрицательное сравнение – вид сравнения в форме отрицания.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)
Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образом смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, эпитет, аллегория, перифраз, символ, сарказм.
Умолчание – прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя.
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М. Лермонтов)
Фигура речи (стилистическая фигура) – обороты речи, применяемые в целях создания художественной выразительности. К фигурам относятся: антитеза, оксюморон, градация, синтаксический параллелизм, эллипсис, анафора, эпифора, умолчание, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, парцелляция, период, парадокс.
Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)
Эллипсис (эллипс) – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Откуда дровишки? (Н. Некрасов) Пропущены слова «ты везешь».
Эпитет – художественное, образное определение.
А ночью слушать буду я
Не яркий голос соловья… (А. Пушкин)
Постоянный эпитет – эпитет, постоянно сопровождающий определенное существительное, характерен для народного творчества (добрый молодец, поле чистое, солнце красное…)
Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение (бедняжка, негодяй).
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Источник