Меню

Солнцу красному слава аннотация

Солнцу красному слава

«Сочинский колледж искусств»

Опера «Князь Игорь»
хор из пролога «Солнцу красному слава»
А. П. Бородин

Работа студентки
IV курса
Ерёминой Дианы
Класс преподавателя
Айвазян И. Т.

Введение
В данной работе производится краткий анализ хора «Солнцу красному слава» из пролога оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Даётся биографические данные о Бородине, так же даётся музыкально-теоретический анализ, разбираются дирижёрские и вокально-исполнительские трудности.
Великая Русь. бесконечные степные просторы, над которыми в необозримой вышине реют соколы, бурные порожистыереки — и народ, пришедший сюда много веков назад. Обветренные, загорелые лица сильных людей, готовых до последней капли крови защищать свой небольшой пока мир. А угроз в то героическое время было предостаточно. Самая значительная — пожалуй, половецкие орды. Эти кочевники вторглись с востока в доселе безмятежную жизнь простого русского крестьянина, разбив прежнее его представление о целостности ибезмятежности окружающего мира. Но не таков русский человек, чтобы отступить перед ударами судьбы. Великий князь созвал свои дружины, чтобы нанести удар и выбить половцев из исконно русских земель. На клич его собрались воины со всех подвластных земель — кряжистые белобородые северяне, широкоплечие южане, меткие древляне и хитрые поляне. истинные герои седой старины, воспетые в эпосах тойэпохи.

Биография Бородина
Бородин Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор, учёный-химик. Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге.
Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г.Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композицииБородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», который возглавлял М. А. Балакирев.
В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Солнцу красному слава аннотация

Аннотации на хоры русских композиторов:

Анат.Баев — «Вьюга»
Анцев. «Колокольчики»
Аренский. «Ночь»
Арутюнян»Заздравная»
Бортнянский, концерт №3 «Господи, силою Твоею. «
Буцко «Ах, пчелка ярая. «
Бойко. «Черемуха»
Бойко. «Зимняя дорога»
Бородин. Из оп. «Князь Игорь» сцена «Половецкая пляска с хором»
Бородин Из оп «Князь Игорь» — хор Улетай на крыльях ветра»
Бородин из оп. «Князь Игорь» — сцена девушек с Ярославной
Бородин из оп.»Князь Игорь» — «Солнцу красному слава!»
Бородин из оп.»Князь Игорь» — Хор поселян
Бородин ииз оп.»Князь Игорь» — финал первого действия(хоры «Мужайся,княгиня» и «Нам, княгиня», «Набат»)
Василенко. «Отставала Лебедушка»
Ведель. Пасхальный канон, Песнь 7
Гайворонский. Ой-ю-я-лю
Гречанинов «Лягушка и вол»
Даргомыжский.Разбор трех крестьянских хоров из оп.Русалка
Даргомыжский. из оп.Русалка — «Как во горнице — светлице»
Екимов цикл «Три романса на стихи Лермонтова»,№1 «Из-под таинственной холодной полумаски»
Ефграфов из оратории «Осенний крик ястреба» — хор «Ты забыла деревню»
Калинников «Проходит лето»
Калинников «Зима»
Калинников «Осень»
Калинников. «Лес»
Калинников. «Нам звезды кроткие сияли»
Коваль. «Ильмень — озеро»
Коваль. из оп.»Емельян Пугачев» — «Эй вы, горы, уральские горы!»
Кёнеман. «Эхо»
Кюи. «Весеннее утро»
Ленский. «Проводы невесты» (ИЗ ЦИКЛА)
Ленский. Родина
Леденев. «Край любимый»
Мусоргский из оп.Хованщина финал 3 д. — Хор стрельцов, их жен, песня про сплетню и «Батя, батя»
Мусоргский. Хор народа к трагедии «Царь Эдип»
Мусоргский. из оп. Борис Годунов — Сцена коронации (пролог, 2 картина)-«Уж как на небе солнцу красному слава!»
Мельник. «Над Хатынью колокола»
Новиков. «Мать Олега Кошевого»
Парцхаладзе «Озеро»
Прокофьев. из оратории «На страже мира» -номер 5,»Урок русского языка-Нам не нужна война»
Проснак «Море»
Попатенко. «На перевале» (из кантаты)
Пирумов.»Если жизнь тебя обманет»
Рахманинов. «В молитвах неусыпающую Богородицу»
Рахманинов. Из 6 хоров — №1 — «Славься!»
Римский-Корсаков из оперы «Сказка о Царе Салтане» хор «С крепкий дуб тебе повырасти. «
Римский — Корсаков. Сцена «В заповедном лесу» из оп.Снегурочка
Римский — Корсаков, Хор слепцов — гусляров из оп.Снегурочка
Римский — Корсаков из оперы Садко — «Гой ты Сад-Садко»
Римский — Корсаков из оперы Садко — «Будет красен день»
Римский — Корсаков из оперы Садко — «Уж как по морю..»
Римский-Корсаков из оп.Царская невеста- «Как за реченькой яр-хмель»
Рубинштейн «Ноченька»

Источник

Адаптированная программа по предмету музыкальная литература

Многогранность творческой деятельности Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887). Вклад Бородина в развитие русской культуры и науки. Своеобразие музыки композитора, ее эпический склад; развитие традиций Глинки.

Детские годы в Петербурге. Широкий круг интересов будущего композитора; увлечение естественными науками и искусством. Учеба в Медико-хирургической академии. Музицирование, постижение теории музыки, композиторские опыты. Научная командировка за границу (1859-1862). Продолжение музыкальных занятий. Сближение с балакиревским кружком после возвращения в Петербург. Работа над Первой симфонией и ее успешное исполнение (1869). Проявление характерных черт музыки Бородина в камерной вокальной лирике. Разносторонняя научно-педагогическая рабоа в медико-хирургической академии и совмещение ее с композиторской деятельностью. Период творческой зрелости. Создание Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». Новая поездка в Европу; встречи с Ф. Листом в Веймаре. Рост известности Бородина-композитора на родине и за рубежом. Произведения последнего десятилетия: романсы, квартеты, сочинения для оркестра, фортепиано.

Читайте также:  Этот символ солнца находиться

Музыкальной иллюстрацией во время представления биографии композитора может послужить ноктюрн из Второго квартета.

Краткий обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие музыки Бородина. Ведущее значение оперы «Князь Игорь». Симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии». Камерные инструментальные и вокальные произведения.

Эпос и лирика в музыке Бородина.

Опера «Князь Игорь». Краткая история создания оперы от зарождения замысла (1869) до премьеры (1890). Роль Стасова как друга и советчика. Обращение к «Слову о полку Игореве». Представление учащимся древнего литературного памятника, о котором многие из них еще не знают. Патриотическая идея оперы, ее эпические черты. Ознакомление с композицией оперы по наглядной схеме. Понятие о прологе. «Русские» и «половецкие» действия; сопоставление Руси и Востока через музыку; ориентальные черты музыки половецких сцен. Основные персонажи оперы и их музыкальная характеристика. Арии Игоря и Кончака как образцы арии-портрета (показ разных сторон образа, наличие ряда тем, развернутое построение). Общность и различия названных арий. Галицкий и Ярославна. Многогранная характеристика народа в хоровых сценах.

Расширяя и углубляя понимание учащимися оперного жанра, и добавление к схеме композиции всей оперы, можно представить в наглядной схеме и композицию отдельной картины (в тереме Ярославны). Тогда станет ясно, что чередование сцен, их последовательность определяется развитием событий, сложившейся сценической ситуацией:

Путивль. Терем Ярославны. 2-я картина 1-го действия

Ярославна с девушками

Ярославна с Галицким

Здесь впервые объясняется значение слова «финал» в опере как заключительной сцены действия (в циклическом сочинении финал — это последняя часть, что учащиеся знают по предшествующим темам, изучив симфонии, сонаты, сюиты).

Изучение оперы Бородина дает возможность показать близость его композиторского опыта традициям Глинки.

Последовательно разбираются и прослушиваются следующие фрагменты

оперы: хор «Солнцу красному слава», эпизод солнечного затмения из пролога; песня Галицкого из 1 картины, хор девушек и хор бояр из 2 картины первого действия; ария Игоря, ария Кончака, фрагменты половецких плясок из второго действия; плач Ярославны (фрагмент), хор поселян из четвертого действия.

Согласно первому варианту тематического плана одно занятие может быть посвящено романсам или Второй симфонии (1-я часть).

«Спящая княжна» и «Для берегов отчизны дальней», представленные в хрестоматии, разбираются аналогично романсам Глинки. Песня «А у нас-то в дому» на слова Некрасова, которую достаточно прослушать с нотным текстом, покажет, сколь разнообразны вокальные сочинения Бородина по тематике и композиционным приемам, а также то, что их автору не чужда ирония.

Обращение к симфонии позволит продолжить знакомство с симфонической музыкой, прерванное на «Неоконченной» Шуберта. Разрыв в несколько месяцев потребует восстановления знаний, связанных с жанром симфонии. Разбор и прослушивание одной части не исключает краткой характеристики цикла с его героико-эпическими образами. В процессе анализа выявляются выразительные свойства основных тем и приемы развития в сонатном построении 1-й части.

При изучении данной темы используется:

Репродукции из путеводителя «Третьяковская галерея»

Набор портретов композиторов

«Александр Порфирьевич Бородин»

1. А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН.

Оперы: «Богатыри», «Млада», «Князь Игорь»

Музыкальная картина «В средней Азии»

Романсы, вокальные ансамбли

Произведения для фортепиано

А.П. Бородин – человек редкой, удивительно разносторонней одаренности. Бородин был рожден вне брака. Отцом его был князь Лука Степанович Гедианов. Мать – дочь солдата Авдотья Константиновна Антонова. Ребенка записали сыном дворового человека князя Порфирия Бородина. Получив замечательное домашнее образование (он овладел несколькими языками), рано научился играть на фортепиано, флейте и виолончели. А с 9 лет стал сочинять музыку. Бородин закончил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, успешно защитил докторскую диссертацию по химии и провел 3 года за границей в научной командировке. В это время он продолжает увлекаться музыкой: играл в разных ансамблях, сочинял романсы, трио, квинтеты и другие произведения.

Химия и музыка – эти две столь различные сферы стали делом всей жизни Бородина: в обеих он достиг высот профессионализма, став ученым и композитором с мировым именем.

Подружившись в 1862 году с М.А. Балакиревым и войдя в созданный им кружок «Могучая кучка», Бородин обрел единомышленников. В общем русле их исканий нашел свой путь. Его влекли «дела минувших дней»: величественные, богатырские образы русских былин и сказаний, героические эпизоды прошлого. Основой его оперы «Князь Игорь» стал замечательный памятник древнерусской культуры 12 века «Слово о полку Игореве». Не случайно опера «Князь Игорь» посвящена памяти М.И. Глинки: вслед за глинкинским «Русланом и Людмилой» Бородин создал высочайший образец русской эпической оперы, утверждающей величие и славу Русского государства.

На создание крупного музыкального произведения у Бородина уходило по несколько лет. Только в 1867 году была дописана симфония №1. Вторая симфония создавалась семь лет. Над оперой «Князь Игорь» композитор трудился с перерывами восемнадцать лет: 1869 года до самой смерти, но так и не закончил ее. Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов завершили те картины оперы «Князь Игорь», которые композитор не закончил. Глазунов кроме того, записал по памяти две части Третьей симфонии Бородина, которые слышал в исполнении самого композитора.

Читайте также:  Слава пусть всегда будет солнце

Вторую симфонию Бородина его друзья по «Могучей кучке» назвали «Богатырской»

(1876 г.). Слушая ее, представляешь себе легендарных русских витязей – защитников страны и народа, прочно стоящих на родной земле, словно вросших в нее. Вспоминаются известные картины В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Симфоническая картина «В средней Азии» (1880 г.), где выражена идея содружества русского и восточных народов, привлекает слушателя красочностью музыки.

В замечательных романсах на его собственные слова «Песня темного леса», «Спящая княжна» воскрешают богатырские образы народных сказок и легенд; его баллада «Море» полна драматизма. Созданный под впечатлением смерти М.П. Мусоргского романс «Для берегов отчизны дальной» (на слова А.С. Пушкина) волнует глубокой, сдержанной скорбью.

Великий «богатырь русской музыки» и выдающийся ученый – таким вошел А.П. Бородин в историю мировой культуры.

А.П.БОРОДИН ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ».

Жанр: лирико-эпическая опера.

История создания. Сюжет: предложил написать оперу Бородину – Стасов. В качестве сюжета использован памятник древнерусской литературы, написанный в 12 веке «Слово о полку Игореве». Бородин изучил подлинные русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов.

«Слово» рассказывает о походе князя Игоря Светославича Новгород-Северского в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля, уводили в плен людей. Победить их русские князья не могли, так как были разрознены, их раздирали междоусобные войны. Поэтому князь Игорь потерпел поражение.

Либретто: составил А.П.Бородин.

Герои: Князь Игорь (баритон);

Ярославна (сопрано)– жена князя Игоря;

Владимир – сын князя Игоря и Ярославны;

Князь Галицкий (бас) – брат Ярославны;

Кончаковна (контральто)– дочь хана Кончака.

Пролог, 4 действия, эпилог.

I и IV действия происходит в русском лагере.

II и III действия происходит в лагере половцев.

Идея оперы — это патриотическая идея единства страны. Хотя «слово» пронизано мыслью о народе и заботой о его интересах, там не было фрагментов, рисующих народные массы. А Бородин наполнил ими свою оперу. Он написал хоры девушек, ратников, крестьян и в этой музыке воплотил чувства, думы, характер народа.

ПРОЛОГ рисует торжественные проводы Игоря и его дружины. Внезапно начинается солнечное затмение. Всем кажется, что это дурной знак. Но Игорь непоколебим, он успокаивает народ. Только гудошники – (народные музыканты – скоморохи, игравшие на гудке, старинном струнно-смычковом инструменте) Скулка и Ерошка не желают отправляться в

далекий и рискованный поход. Они предпочитают примкнуть к «войску» Галицкого, на попечении которого оставляет Игорь своё княжество и жену Ярославну. Так уже в прологе композитор намечает не только основной конфликт оперы – между русскими и половцами, но и конфликт внутри русского стана.

1. Хор народа «Солнцу красному Слава!» — выражает могучую силу народа, он полон решительности и мощи. Народ – главный герой пролога. Мелодия хора близка древним обрядовым песням.

I ДЕЙСТВИЕ 1 КАРТИНА.

Двор кн. Галицкого, которого отец прогнал и лишил наследства, мечтает захватить власть в Путивле, где Игорь приютил его как родственника. Этими планами он делится с челядью, которая вместе с ним предаётся пьяному разгулу.

2. Песня Галицкого – это портрет своевольного гуляки, «князя-босяка», как назвал его Стасов. Песня очень полно раскрывает характер Галицкого: прямолинейная, лишенная гибкости мелодия, такой же ритм и стремительный темп создают образ гуляки-бражника.

I ДЕЙСТВИЕ 2 КАРТИНА.

Терем Ярославны. Она тоскует по мужу. Приходят девушки и жалуются на Галицкого, который украл девушку. Увидев Галицкого, девушки разбегаются.

3. Хор девушек «Мы к тебе княгиня..». Мелодия хора близка по интонациям русским причитаниям.

4. Хор бояр «Мужайся княгиня..» — обращаются к ней, прежде чем сообщить страшную весть о разгроме Игорева войска. Хор звучит сурово, сдержано, мрачно.

Завершается действие зловещей картиной пожара, учиненного половцами. Тревожный, призывный набат пронизывает собой всю эту картину народного бедствия.

Это показ другого мира и быта восточных народов. Половецкие девушки поют и танцуют. Дочь хана Кончака – Кончаковна и сын Игоря Владимир полюбили друг друга. Но Игорь не даёт согласие на свадьбу.

5. Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» рисует страдания пленённого князя, горечь мужественного сердца, его тоску по свободе.

Появляется крещенный половец Овлур. Он предлагает Игорю побег из плена. Но русский князь благороден, он дал слово чести Кончаку и не хочет нарушить его своим побегом.

6. Ария Кончака – это характеристика дикого необузданного, и в то же время мужественного воина, даже благородного.

Кончак предлагает Игорю дружбу. Но Игорь отказывается, так как хан требует взамен обещания не выступать против него. Нет, на предательство русский князь не пойдет. Кончак восхищен бесстрашием Игоря, и он приглашает князя полюбоваться половецкими танцами.

Финал II действия – грандиозная вокально-танцевальная сюита.

7. Хор девушек «Улетай на крыльях ветра».

8. Дикая пляска мужчин.

9. Танец мальчиков.

10. Пляска с хором.

Рисует другой Восток – хищный, разбойный. Появляется хан Гзак с отрядом, которые ведут русских пленников. Игорь с сыном готовы бежать. Но Кончаковна услышав их разговор, созывает половцев. Убегает только Игорь. Кончак призывает к новому набегу на Русь.

Читайте также:  Масса размеры химический состав солнца

Тишина и запустение. У городской стены Путивля Ярославна оплакивает мужа и сына.

11. Плач Ярославны «Ах! плачу я..». Здесь образ княгини становится символическим. В нем выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разоренной дикими ордами. К солнцу, ветру, Днепру обращается Ярославна. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов.

12. Хор поселян «Ох, не буйный ветер» написан в манере распевной протяжной песни. Начинается одноголосно, а затем «обрастает» подголосками. С потрясающей силой выражено в этой протяжной хоровой песне народное горе.

Крестьяне удаляются, а Ярославна видит двух всадников, приближающихся к Путивлю. Среди них она узнаёт бежавшего из плена Игоря. Возвращение Игоря замечают Скула и Ерошка, они растерянны и напуганы. Но хитрецы находят выход: они начинают звонить в колокола, созывая народ. Игорь прощает их.

Народ славит возвратившегося князя – и в этой радости звучит предчувствие будущей победы над врагами.

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА.

К симфоническим произведениям относятся: 3 симфонии (1867, 1876, 1887); музыкальная картина «В Средней Азии» (1880).

Композитор не объявлял какой-либо программы к Богатырской симфонии. И все же здесь есть явные черты программности. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в медленной части желал нарисовать Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой русской толпы». Именно это дало повод Стасову назвать симфонию Богатырской (Мусоргский именовал её «героической славянской»). Все эти картины объединены единой патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа.

I ЧАСТЬ – написана в форме сонатного allegro. Воплощение богатырских образов. Главная партия близка русским былинным напевам, её исполняют деревянно-духовые.

Побочная партия – близка лирическим песням народного склада. В ней выражаются лирические чувства не одного человека, а целой массы народа. Рисует раздольную русскую степь.

Разработка построена по излюбленному Бородиным эпическому, картинному принципу. Она строится на чередовании героических эпизодов, которые напоминают боевые схватки, былинные подвиги, и лирических, более личных моментов, построенных на развитии побочной партии.

После сжатой репризы кода с огромной силой утверждает первую тему.

II ЧАСТЬ – стремительное скерцо. С предыдущей частью оно связано кратчайшей связкой – одним протянутым аккордом.

1-ая тема скерцо стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а потом несёт вниз, словно «не переводя дыхания».

2-ая тема звучит мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер.

Мелодия трио овеяна восточной негой.

III ЧАСТЬ –Andante, написана в форме сонатного allegro. Можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна — легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя о славных битвах и подвигах древних витязей.

Главная партия- это аккорды арфы рисуют перебор струн на гуслях Баяна.

Побочная партия — звучит как продолжение главной. Но настроение здесь становится другим, как будто сказитель от рассказа о мирной жизни перешёл к повествованию о тревожных и грозных событиях.

IV ЧАСТЬ — Аllegro. Музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и необыкновенным величием.

Главная партия – размашистая, буйно-весёлая тема, прообразом которой является народная песня «Пойду во Царь-город».

Побочная партия более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит на фоне как бы «переливов гуслей звончатых».

Симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Вокальное творчество Бородина невелико по объёму. Им написано всего 16 романсов и песен на тексты А.С.Пушкина, А.Толстого, Гейне, А.Некрасова, а также на собственные тексты. Их можно разделить на 3 группы.

1. Романсы, воплощающие образы народного эпоса и сказки:

«Песня тёмного леса», «Спящая княжна».

2. Лирические зарисовки и психологические высказывания и психологические зарисовки:

«Отравой полны мои песни», «для берегов отчизны дальной».

3. Бытовые и юмористические романсы:

« Спесь», «У людей-то в дому».

«Спящая княжна» написана на собственный текст Бородина. В этом романсе сопоставляются образы спящей княжны, злых фантастических существ и богатыря-освободителя.

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Бородин сам сочинил слова в духе старинных народных песен вольницы(недаром своему романсу автор дал подзаголовок – «Старая песня»). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого, он подчеркнул в них то, что было близко современности – стихийную силу и неудержимоё стремление к свободе.

«Для берегов отчизны дальной» по жанру – элегия. Она написана в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского. Музыка этого романса гениально сливается с текстом Пушкина. Настроение глубокой сдержанной печали, мужественной скорби, острота и боль переживаний отличают это сочинение композитора.

«Спесь» — юмористический романс на стихи А.К.Толстого, в котором хорошо видны главные черты этого жанра в творчестве композитора. Бородину не были свойственны хлёсткая насмешка, едкая ирония. Его романсы отличает добродушный комизм. Но спесь – порок общественный. Поэтому, высказывая его, композитор приближается к социальной сатире – жанру столь популярному в творчестве Даргомыжского и Мусоргского.

Источник

Adblock
detector