Электронная презентация урока ИЗО в 5 классе по теме: «Солярные знаки»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_solyarnye_znaki.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Задачи урока: Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей; Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с декоративно-прикладным искусством и его местом в жизни человека и общества.
Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно – прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно поучило название от латинского dekoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.
Декоративно-прикладное искусство ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)
Символическое значение цвета и формы Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Они полны глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлел в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты.
Славянская чаша — календарь
Зачем изображались символы? Оказывается, люди верили в то, что если что-то «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? жить
Тайна славянских рисунков
СОЛНЦЕ Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могучего светила – Солнца. Давайте попробуем и мы почувствовать красоту природы, подаренную солнцем.
Знаки солнца в орнаменте
Знаки солнца в орнаменте
СВИСТУЛЬКИ Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками, и свистели в них – звали дождевые облака.
Знаки дождя и знаки воды
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Используя знаки солнца, воды, семян, ростков, земли украсить свою чашу чародейным орнаментом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение понятия «товарный знак», история товарных знаков, товарный знак в дореволюционной России, товарный знак в СССР, использование товарных знаков, примеры товарных знаков, этапы разработки и р.
В данной презентации на отдельных слайдах представлен урок построения квадратичной функции сдвигом.Преимуществом такого урока являетсяи то, что к нему не требуется дополнительных описаний и подготовки.
Урок географии 6 класс: «Условные знаки.Масштаб карты.» В результате педагогического взаимодействия на этом уроке учащийся сможет на .
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста.
Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» .
Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: «Народный праздничный костюм». 5 класс .
Цифровой образовательный ресурс, поддерживающий изучение учебной темы по алгебре разработан в соответствиями с требованиями ФГОС.Он обеспечивает условия для самостоятельного освоения учебной информаци.
Источник
Солярные знаки и их значение у разных народов
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Учебный предмет: искусство
Тип урока: комбинированный;
Методы: наглядно-демонстрационный, практическая работа, беседа;
Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная
Тема урока: Солярные знаки и их значение у разных народов;
Цель урока: Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.
Задачи урока: 1. Ознакомить: с данным видом искусства и историей;
2. Развить образное мышление, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал;
3. Воспитать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solyarnye_znaki.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству
Учебный предмет: искусство
Тип урока: комбинированный;
Методы: наглядно-демонстрационный, практическая работа, беседа;
Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная
Тема урока: Солярные знаки и их значение у разных народов;
Цель урока: Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.
Задачи урока: 1. Ознакомить: с данным видом искусства и историей;
2. Развить образное мышление, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал;
3. Воспитать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение;
УЧИТЕЛЬ: — Здравствуйте, ребята! Давайте проверим нашу готовность к уроку:
На парте должны лежать: альбомные листы, карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.
— Ребята, давайте посмотреть на всем нам знакомые сказки.
-Что это за сказка? Правильно репка, как вы думаете, что тут интересного можно увидеть? Да, это довольно сложно заметить, а если мы обратимся еще к одной сказке, например…
2 слайд: курочка ряба
-Это курочка ряба, верно, приглядитесь, найдите сходство между репкой и курочкой рябой…Давайте обратим на одежду бабушки и дедушки, а может и на окружающие их предметы.
-Я не случайно выбрала именно их, эти сказки относятся к славянским народам, а славяне придавала очень большое значение к легендам, рассказам и сказкам. Ведь славянские сказки только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, в них сокрыты Знания и Мудрость Предков.
-Так что же объединяет эти сказки?
Ученики: — Узоры! Орнамент!
Учитель: — Верно, но не все так просто, это не обычные орнаменты и узоры, это Солярные знаки!( на слайде солярные знаки)
Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.
Итак, символы зародились давно, в древности. Существует множество славянских солярных знаком, например: ( слайд с солярным знаком образом солнца;
Символ «Громовик» Славянский Бог Перун известен даже тому, кто мало знаком со славянской мифологией. Символ «Громовик» традиционно связывается с этим Богом Грома. Этот символ известен прежде всего по домовой резьбе, где его часто вырезали для того, чтобы уберечь деревянное строение от огня небесного. Знак преимущественно мужской, образ защитника.
Славянский знак «Колядник»
– символ Бога Коляды, Зимнего Солнца. Несмотря на то, что этот знак наполнен светлой, солнечной силой, Ведающие советуют носить его только взрослым, сильным людям. Согласно славянским мифам, Бог Коляда половину года проводит в мире Нави.
Вот еще одни из знаков: Символ солнца, Символ воды, символ земли, символ огня, семьи, образ птицы, древо жизни, образ коня.
Так же существуют солярные знаки и у других народов, например, в: Китае, Индии, Африки и тд.(слайды)
Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.
Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Сегодня я вам предлагаю немного пофантазировать и создать свой смысловой декоративный индивидуальный солярный знак с применением имеющихся, можно придумать ему историю возникновение, рассказать для чего он служит, все на ваше усмотрение.
- Какой из этих 3 знаков является знаком «Колядник»?
- Для чего использовали солярные знаки?
- Что означал образ коня на крыше избы?
Учащиеся занимаются творческой работой, создают смысловую декоративную композицию с использованием солярных знаков, рассказывают историю возникновения, для чего служит и от чего защищает.
По итогу работы, спросить пару человек о их знаке.
-Ребята, вы большие молодцы, сегодня мы узнали с вами очень много о солярных знаках и какое значение им предавали в древние времена. Все молодцы, спасибо за урок!
Источник
Проект технологической карты урока изобразительного искусства: «Солярные знаки»(декоративное изображение и их условно- символический характер) 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект технологической карты урока изобразительного искусства: «Солярные знаки»(декоративное изображение и их условно- символический характер) 5 класс Выполнила Ботвиновская Юлия Владимировна Учитель ИЗО и технологии МОАУ «СОШ № 76» г.Оренбурга
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (целевое назначение: первичное усвоение новых предметных результатов) Цель урока: Формирование представления о славянской орнаментальной символике
Задачи урока: Воспитательные: • формировать положительную мотивацию к учению и предмету «Изобразительное искусство», показать их социальную значимость; • формировать эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; • формировать уважительное отношение к культуре народного искусства и понимание роли культуры и искусства в жизни человека; • воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение добросовестно выполнять учебное задание • формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников
Развивающие: • формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • формировать умение оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок; • формировать умение анализировать, классифицировать, обобщать, извлекать необходимую информацию из различных источников; • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, решать учебные проблемные ситуации и задачи; • формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на уроке, разрешать конфликты; • развивать мелкую моторику рук, память, фантазию, творческое мышление. • формировать навыки работы с таблицами, шаблонами.
Коррекционно-развивающие: • развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий-понимаю или не понимаю, могу или не могу); • обогащать чувственный познавательный опыт; • развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие; • формировать умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Обучающие: • раскрыть сущность и значение прикладного народного искусства в жизни человека; • познакомить с ключевыми понятиями ДПИ, стилизация, солярные знаки, орнамент; • формировать представление о славянской орнаментальной символике; • закрепить умение и навыки работы с графическими и живописными материалами.
Панируемые результаты: Положительная мотивация к учению и предмету «Изобразительное искусство»; эстетическая потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; уважительное отношение к культуре народного искусства и понимание роли культуры и искусства в жизни человека; дисциплинированность, аккуратность, умение добросовестно выполнять учебное задание умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников Личностные
Метапредметные Регулятивные УУД: Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Умение оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок Познавательные УУД: Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; создание, применение и преобразование знаков и символов Находить варианты решения различных художественно-творческих задач Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные Знают значение прикладного народного искусства в жизни человека. Владеют ключевыми понятиями ДПИ, стилизация, солярные знаки, орнамент. Имеют представление о славянской орнаментальной символике. Умеют работать с графическими и живописными материалами.
Результаты коррекционной работы Умеют делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий — понимаю или не понимаю, могу или не могу; обогащен чувственный познавательный опыт; проявляют зрительное и слуховое внимание; умеют запрашивать и использовать помощь взрослого.
Методы и технологии обучения: Словесные методы (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение; объяснение; вступительная беседа, беседа – сообщения новых знаний, закрепляющая беседа, контрольно-коррекционная беседа; работа с учебником и книгой (конспектирование Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация) Практические методы и упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые) Технология разноуровневого обучения ИКТ
Образовательные ресурсы (оборудование) Учебник Б.Н.Неменский «Изобразительное искусство 5 класс»; Презентация «Солярные знаки»,компьютер, проектор, экран, рабочие тетради учащихся «Изобразительное искусство» 5 класс, раздаточный материал – шаблоны круга, ромба. Иллюстрации, детские работы. Основные понятия: декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор, солярный знак, стилизация. Межпредметные связи: история, краеведение, география, литература, искусство, МХК
Ход урока I. Вводная часть урока. Мотивация к деятельности (осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» Этап формулировки темы Целеполагание («что я должен сделать. ») Актуализация ранее приобретенных знаний II. Основная часть урока Учебно-познавательная деятельность (освоение способов деятельности) Интеллектуально-преобразовательная деятельность (применение способов деятельности) Заключительная часть урока Контроль и оценка результатов деятельности («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») Домашнее задание.
Литература: Изобразительное искусство. Декоративно — прикладное искусство в жизни человека. 5 класс-стр. 4-11 Н.А.Горяева, О.В.Островская под редакцией Б.М. Неменского Декоративно-прикладное искусство. Молотова В. Н. Энциклопедия изящных, декоративных и прикладных искусств. Иллюстрированный справочник. Как создавались шедевры.
Источник