тест «Античная философия» 10 -11 класс
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Тест можно использовать после изучения курса античной философии для контроля в 10-11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antichnaya_test.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Античная философия, философия Средневековья и философия эпохи Возрождения» вариант 1 10 класс
1. Этот философ утверждал: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается»: а) Анаксимен; б)Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель.
2.. Что считал первоосновой всего Пифагор: а) число, б) воду, в) огонь, г) атом, д) эйдос.
3. Представителей древнегреческой школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; б) открыто утверждали примат материи над духом; в) отрицали наличие материального; г) сформулировали атомистическую концепцию; д) отрицали возможность познания мира.
4. этот древнегреческий философ писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».а) Платон, б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б)концепции четырех стихий Эмпедокла; в) философии софистов; г) логики Аристотеля; д)критической позиции скептиков.
6. Киники в древнегреческой философской школе призывали: а) сохранять культурные ценности предков, б) признавали культ богов, в) верили в гармонию природы и космоса, г) призывали упразднить семью, собственность ,законы.
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б)Платон, в) Сократ ,г)Анаксимандр, д) Демокрит
8.Учение, признающее кроме Библии труды «отцов церкви» называлось: а) апологетика, б)схоластика, в) патристика, г))позитивизм.
9. Фома Аквинский утверждал: а) существование Бога должно быть подтверждено доказательством, б)существование Бога вообще не требует доказательства, в)при доказательстве возможно получение ошибочного утверждения, г) вера правильна, так разум человека может ошибаться, а Бог нет.
10.Утверждение «Чтобы верить, надо понимать»- впервые выдвинул философ Средневековья: а)Фома Аквинский,б) Августин Блаженный, в) Бернар Клервосский, г) Пьер Абеляр.
11.Философская школа эпохи Возрождения: а) теоцентризм, б)антропоцентризм, в)социоцентризм ,г) натурфилософия.
12.Ученые эпохи Возрождения утверждали, что цель человеческого существования: а)восхождение души к Богу, б)аскетизм, в) служение Богу через выполнение всех обрядов, г)гармония и творчество на Земле.
13. « Бог и природа едины»-это утверждение школы : а)пантеизма, б) гуманизма, в) позитивизма, г)томизма.
14. Основной вопрос философии звучит так: а) возможность нашего мышления познать мир, б)соотношение науки и философии, в) соотношение материи и бытия, г) соотношение наших мыслей об окружающем мире и самом себе.
15. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых; б) крестьян, ремесленников, мещан; в) дворян, священников, крестьян, г)философов, воинов, ремесленников д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
2.1.. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; а) атомисты;
2. Демокрит; б) Элейская школа;
3. Зенон в)Киники
4. Диоген г) стоицизм;
5. Пиррон; д) скептики.
Часть 1.Ключ:1-а, 2-а, 3-г, 4-д, 5-а, 6-г, 7-а, 8-в, 9-г, 10-г, 11-б, 12-г, 13-а,14-в, 15-г.
Источник
Тема 1.3 Выдающиеся философы античности
Тема 1.3 Выдающиеся философы античности
Основные понятия и термины по теме: синкретичность, космоцентричность, натурфилософия, гуманизм, эллинизм, неоплатонизм, идеализм, Эйдос, гедонизм, атараксия, киники, стоики, апейрон.
План изучения темы:
- Особенности античной философии.
- Пять этапов античной философии.
- Воззрения античных философов.
Краткое изложение теоретических вопросов
Ментальная схема
Инфографика
Вопросы по инфографике
1. Назови и дай характеристику двум особенностям античной философии.
2. Как называлась школа Аристотеля и кто был его учеником?
3. Кого из античных мыслителей приговорили к смертной казни? Как именно проходила сама казнь?
4. Соотнесите между собой;
Применял метод спора | |
Диоген | Был из греческого полиса Кития |
Ввели понятие «атома» — неделимая частичка | |
Зенон | Его учителем был Платон |
Сократ | Его школа называлась «академия» |
Аристотель | Считается первым в мире нарурфилософом |
Левкипп, Демокрит | Называл себя «собакой» |
Считается первым в мире нарурфилософом | |
Эпикур | Софист, оппонент Сократа |
Считал первоисточником жизни апейрон | |
Платон | Называл себя «собакой» |
Протагор | Его настоящее имя – Аристокл; он был учителем Аристотеля |
Фалес | Его школа называлась «лицей» |
Анаксимандр | Его школа называлась «Сады», ввел понятие атараксии |
В споре рождается истина
- Особенности античной философии.
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э.
К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая
черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его“Иллиаду” и “Одиссею”, оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все “античные философы и мыслители “вышли из Гомера”. А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.
Вначале философия выступает в форме мудрствования.
Так, “семь мудрецов”:
1) Фалес Милетский,
2) Питтон Митиленский,
3)Биант из Присны;
4) Солон из Азии;
5) Клеобул Лионтийский;
6) Мисон Хенейский;
7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей.
В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок:
“Чти отца своего” (Клеобул),
“Знай свое время” (Питтон);
“Плохое в своем доме скрывай” (Фалес).
Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являются общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, “больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть”. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.
Именно Фалес считается первым философом!
Но уже в рамках “Милетской школы философов” формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундаментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.
“Милетские философы” обозначают объективно существующую природу особым понятием “космос”, (в греческом языке – вселенная, мир). Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание).
Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым , кто назвал Вселенную«Космосом».
Особенности античной философии:
— синкретичность (человек — часть природы);
— космоцентричность (человек есть часть космоса – вселенной).
Для античной философии характерен поиск смысла жизни через понятия любви, свободы, счастья, гармонии.
- Пять этапов античной философии.
1. Натурфилософы (досократики): Фалес (вода), Гераклит (огонь), Демокрит, Левкипп (атом), Пифагор (число), Анаксимандр (апейрон). Все натурфилософы пытались найти «первоисточник» жизни.
2. Гуманистический период: Сократ, софисты (Протагор). Сократ первым обратил внимание на то, что человек отличается от всего живого на Земле своей Душой, поэтому философия становится гуманистической, т.е. изучающей человека.
3. Классический период: Платон (идеализм), Аристотель (логика). Платон и Аристотель считаются теоретиками философии.
4. Эллинизм: киренаики (Аристипп), гедонизм (Гегесий), эпикурейцы (Эпикур), киники (Диоген из Синопа), стоики (Зенон из Кития). Эпоха эллинизма дает начало практической философии (философы не только теоретически обосновывают свои идеи и живут согласно им, например, Диоген жил в бочке).
5. Неоплатонизм: Плотин.
Как уже было сказано, первым философов принято считать Фалеса – натурфилософа.
Уроки философии в тот период как правило проводились на улице, в форме разговора между учителем и его учениками
- Воззрения античных философов.
Фалес Милетский Первый философ (ионическая школа) « Что трудно? — Познать самого себя. Что легко? — Давать советы другим.» Фалес полагал, что все [рождается] из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде. | |
Пифагор Самосский «Начало — половина целого». «По торной дороге не ходи» «Не разламывай хлеб надвое» «Не ешь сердца своего» В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. | |
Анаксимандр Милетский представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса.Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон — которому присуще непрерывное движение. | |
…………………… | Парменидиз Элеи «О природе» «Бытие есть, а небытия — нет». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: «Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет». |
СОКРАТ 469 г. до н. э., — 399 г. до н. э., древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика Сократа – искусство спора) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Майевтика — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. «В споре рождается истина» «Я знаю только то, что ничего не знаю». «Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!» Познай себя и ты познаешь самое главное…. | |
СОКРАТ – ПЛАТОН- АРИСТОТЕЛЬ
(три кита философии)
Философы эпохи эллинизма.
ЖИЗНЬ – удовольствие
ГЕДОНИЗМ
Основоположником считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.
КИРЕНАИКИ или киренцы,последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. Представитель – Гегесий. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом добродетель — уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. Гегесий же приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием.
ЭПИКУРЕЙСТВО Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.
ЖИЗНЬ — умеренность
КИНИКИ .
(в переводе- «собака»)
Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;- верность, храбрость, благодарность
Диоген из Синопа. Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья винную бочку, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
СТОИКИ
Основатель школы – Зенон из Кития . Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов.
Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит. (Сенека)
Гераклит
его еще называли «Темным» философов, потому что свои идеи он выражал витиевато, то есть сложно для понимания.
В философии Гераклита мы находим азы диалектики(движения). «Жизнь» философ ассоциирует с «борьбой», а смерть — с постоянством (неизменчивостью). источником «Жизни» выступает «борьба» (война, конфликт).
Вспомним историю! Именно благодаря тому, что Петр Первый выбрал в качестве соперников России сильнейшую армию Шведов, наша страна смогла создать одну из лучших армий и сильнейший флот.
А вот еще история: подчиненная настолько не любила своего босса, что всегда педантично вчитывалась в его бумаги. что бы прокритиковать его. Когда она решила уволится, босс расстроился. почему? Ненавидя его одна реально находила ошибки в тексте! Так кто оставался в выигрыше?
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
На основе философских концепций гедонистов, эпикурейцев, киников, стоиков напишите доклад (выступление) на одну из тем:
— «Сократ и Платон – учителя европейской цивилизации»
— «Проект утопического государства Платона»
— «Древнегреческие циники (Диоген из Синопа). Цинизм в современном мире»
— «Смысл жизни: удовольствия или умеренность?»
Список рекомендуемой литературы:
- Википедия – свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wik
- Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т.1. – М., 2000г.
Форма контроля самостоятельной работы
Работа выполняется в электронной форме и высылается на проверку с указанием № группы, Ф.И.О. студента преподавателю на почту.
Вопросы для самоконтроля по теме:
- Дайте характеристику особенностям античной философии.
- Перечислите этапы античной философии и дайте краткую характеристику каждому из них.
- Почему Гераклит считал «первоисточником» жизни огонь, а Пифагор число?
- Кто считается первым философом? Каковы его философские воззрения?
- Покажите взаимосвязь между идеями Сократа и софистами.
- Как вы понимаете фразу Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»? Сделайте сравнительный анализ идей Платона и Аристотеля.
- Гедонизм, атараксия Эпикура, умеренность киников, апатия стоиков — чью идею поддерживаете Вы, а чья идея Вами не приемлема и почему?
- Как вы понимаете фразу Гераклита: «Все течет, все изменяется»?
- Кому принадлежат выражения: «В споре рождается истина», «Я знаю, что ничего не знаю», «Человек есть мера всех вещей», «Надо жить незаметно», «Познай себя, и ты познаешь главное», «Нельзя дважды войти в одну реку», «Не ешь сердца своего», «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»?
Источник