Скончался Борис Черток — соратник Королева и один из родоначальников советской космонавтики
На 100-м году жизни в Москве скончался Борис Черток – ближайший соратник С. Королева, выдающийся конструктор ракет, академик РАН, доктор технических наук. О смерти академика РИА «Новости» сообщила Алла Медведева, ученый секретарь академических чтений по космонавтике. Патриарх российской космонавтики до своего 100-летнего юбилея не дожил всего два с половиной месяца.
По словам Медведевой, Борис Черток скончался в пятницу в 07:40 утра. Коллеги академика о месте и времени церемонии прощания сообщат позже.
Многие годы Борис Черток являлся руководителем подготовки и проведения академических чтений по космонавтике. Многим они известны как «Королевские чтения». До последних дней выдающийся конструктор оставался сотрудником РКК «Энергия» и читал студентам лекции.
Алексей Леонов, дважды Герой СССР, первый человек, побывавший в открытом космосе, комментируя печальное известие, сказал: «Последний человек, связывавший нас с эпохой С.П. Королева, ушел из жизни. С уходом Бориса Евсеевича, к сожалению, уходит и эпоха великих отечественных космических достижений. Это великая печаль. Жаль человека. Добрый, умный, могучий – поскольку немощные до ста лет не живут. Я предлагал сделать о Борисе Евсеевиче фильм, пока он жив. К сожалению, не успели. С его уходом был потерян правдивый свидетель расцвета великого космического государства».
«Вместе с Королевым Черток разбирал немецкие архивы, воссоздавая по крупицам в СССР ракету «Фау-2». Данная ракета легла в основу отечественных баллистических ракет и легендарной «семерки», которая является прообразом нынешнего «Союза». Он участвовал в создании первого искусственного спутника Земли, «Салютов», «Восходов», «Востоков», всех автоматических лунных станции, многоразовых кораблей «Буран», — напомнил Леонов.
Черток о своей мечте и о секретном коде для Гагарина
С именем Бориса Евсеевича связаны главные достижения Советского Союза в освоении космоса. Он всегда охотно делился воспоминаниями о событиях прошлого. Так, в интервью «Российской газете», данном 7 лет назад, Черток признался, что полет в космос был его мечтой, раскрыл причины проигрыша в «лунной гонке» Советского Союза американцам, рассказал о секретном коде для Гагарина.
Академик также рассказал и о первой встрече с Королевым, произошедшей в Германии в 1945 году. Черток в то время являлся руководителем института «Рабе». Главной целью института было восстановление немецкой ракетной техники. «Однажды позвонили из Берлина: «К тебе приедет подполковник Королев». Помню, увидев его весьма потрепанный «опель-кадет», сразу подумал: «Невелика птица. «, — сказал, улыбаясь Черток. При этом он отметил, что Королев чем-то сразу его покорил. Черток, описывая характер Королева, отмечал, что тот в крепких выражениях никогда не стеснялся, но при этом очень быстро отходил.
Также Черток в интервью высказал мнение, что Советский Союз не смог отправить на Луну своих космонавтов первым, поскольку отказался от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. «Для проведения тестов необходимо было построить очень дорогой и огромный огневой стенд. Было принято решение не строить. Поэтому на пусках проявились конструктивные, проектные, технологические просчеты. Если бы проводились наземные испытания, они проявились бы еще тогда», — пояснил академик.
Точка в «Лунной программе», по его словам, была поставлена тремя людьми: Мстиславом Келдышем — президентом академии наук, Сергеем Афанасьевым — министром общего машиностроения и Дмитрием Устиновым — секретарем ЦК КПСС по оборонным делам. Они решили, что после четырех неудачных запусков продолжать «лунную гонку» нет смысла. К тому моменту Королев уже умер, и Василий Мишин занял место главного конструктора. Хотя разработчиками и предлагалось строительство на Луне базы, «троица» не согласилась с ними. Поэтому проект реализован не был.
В интервью речь также велась и о полете Юрия Гагарина. «Конечно, мы очень сильно рисковали, идя на пуск Гагарина. Правда, необходимо отметить, что и американцы вслед за нами проявили большую смелость: надежность пуска в космос человека на «Меркурии» у них была хуже», — сказал академик.
Борис Черток о причинах присвоения Гагарину секретного кода 125 рассказал следующее: «По мнению психологов, у человека, который оказался со Вселенной один на один, могла «поехать крыша». Поэтому кем-то было предложено для первого полета ввести кодовый цифровой замок. Лишь набрав «125», можно было задействовать питание системы ручного управления».
По словам Бориса Евсеевича, данный код был запечатан в конверт. «Предполагалось, что, если Гагарин сможет достать конверт и после прочтения наберет код, тогда он при своем уме и может взять на себя ручное управление. Правда, Олег Ивановский, ведущий конструктор «Востоков», после полета признался, что еще до посадки он сообщил код Гагарину», — сказал он.
Журналисты в конце интервью спросили у Бориса Евсеевича, хотелось ли ему когда-нибудь самому побывать в космосе. Он честно ответил, что хотелось, однако с иронией добавил, что в его возрасте «это был бы вполне оправданный риск».
В другом интервью, которое Борис Черток дал журналу «Российский космос» (которое было опубликовано весной этого года на сайте Роскомоса), он сожалел, что до настоящего времени земляне во Вселенной товарищей по разуму не нашли.
«Мне 99 лет и я удовлетворен тем, что оказался причастным к событиям, имевшим историческое значение. Однако грустно осознавать, что в обозримом пространстве мы одни. Телескопом «Хаббл» было обнаружено большое количество экзопланет, однако нигде нет необходимых условий для зарождения жизни. Сегодня единственная надежда на спутник Юпитера – Европу. Там под ледяной оболочкой предположительно находятся океаны воды. Возможно, там смогут найти следы жизни. Однако пока разум свойственен только обитателю планеты Земля – человеку», — сказал академик.
Борис Евсеевич Черток. Биография
Родился Борис Евсеевич в Лодзи (Польша) 1 марта 1912 г. Московский энергетический институт окончил в 1940 г. В период с 1940 по 1945 год работал в ОКБ главного конструктора Виктора Болховитинова.
Черток в составе спец. комиссии был направлен в Германию в апреле 1945 г. Там Черток до января 1947 г. являлся руководителем группы советских специалистов, изучавших ракеты «ФАУ». Борис Черток и Алексей Исаев в том же году организовали в Тюрингии (на советской оккупационной зоне) совместный советско-германский институт «Рабе». Главным направлением работ было изучение и развитие техники управления для баллистических ракет дальнего действия. На базе института создали новый институт — «Нордхаузен». Сергей Королев был назначен главным инженером данного института.
Борис Черток с этого времени тесно сотрудничал с Королевым. В 1946 году Бориса Евсеевича перевели на должность зам. главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88 (Научно-исследовательский институт N88) Минвооружения. Черток в 1950 г. был назначен заместителем начальника, а в 1951 г. и начальником отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88 (Особое конструкторское бюро N1, сегодня РКК «Энергия»). Королев был главным конструктором.
В 1974 Черток был назначен зам. генерального конструктора по системам управления НПО «Энергия». С 1946 года его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем управления для космических аппаратов и ракет.
Черток был руководителем при создании школы, которая по сей день определяет научные направления, а также уровень отечественной техники для пилотируемых космических полетов.
В 1961 г. Б. Черток получил звание Героя Социалистического Труда, избран членкором Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления в 1968 году, действительным членом РАН – в 2000 г., действительным членом Международной академии астронавтики – в 1990 г.
Работа Чертока отмечена большим количеством наград. Он получил два ордена Ленина (1956, 1961), в 1971 – орден Октябрьской Революции, в 1975 – Трудового Красного Знамени, в 1945 –Красной Звезды, в 1996 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 1992 – Золотую медаль имени Бориса Петрова РАН, в 2008 — Золотую медаль имени Сергея Королева РАН.
Кроме того, Борис Евсеевич за участие в создании первых искусственных спутников Земли был лауреатом Ленинской премии (1957), за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон» лауреатом Государственной премии СССР (1976).
Борис Черток являлся автором и соавтором более двух сотен научных трудов, среди них ряд монографий, большая часть которых была засекречена многие годы. Под его руководством в 1994-1999 гг. была подготовлена серия книг «Ракеты и люди».
В конце 2011 года академику Чертоку за выдающийся вклад в разработку и развитие ракетно-космической науки и промышленности России была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».
Источник
«Ракетный след» конструктора Мишина: как бессменный соратник Королева создал историю советской космонавтики
В 1967 году Советский Союз вывел на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый летчиком-космонавтом, Героем СССР Владимиром Комаровым. Обойдя самый сложный участок торможения в плотных слоях атмосферы, корабль начал открытие купола парашюта, но этого не произошло. Спускаемый аппарат ударился о землю на скорости в 50 метров в секунду. Комаров погиб в начавшемся пожаре.
Вину за случившееся возложили на ближайшего соратника пионера ракетной отрасли Сергея Королева — Василия Мишина, занимавшего должность главного конструктора и главы Особого конструкторского бюро ОКБ-1. Гибель Комарова стала для него началом череды трагических событий.
Королев в начале 30-х годов был членом группы изучения реактивного движения и участвовал в создании первых баллистических ракет ГИДР-09 и ГИДР-10, а впоследствии принял участие в работе Реактивного научно-исследовательского института. В рамках работы в нем Королев столкнулся с большой проблемой в лице ученого Валентина Глушко: стечением обстоятельств, они оба, обвиненные тогдашним правительством в умышленном вредительстве, фактически обвинили друг друга в допросных документах. В будущем противостояние ученых умов настигнет и Василия Мишина.
В 40-х годах он благодаря успехам в работе в конструкторском бюро в Химках допускается к изучению передовых на тот момент немецких ракет Фау-2. С обнаружения советскими солдатами полигона, на котором проводились их запуски, началась «ракетная история» Василия Мишина.
В кратчайшие сроки он определил основные характеристики «чудо-оружия» и смог раньше всех точно начертить баллистическую ракету. Но для создания ее аналога не хватало нескольких технических данных. Чтобы восполнить пробелы, Мишин вместе со своими товарищами отправился в Прагу — на поиски немецкого эшелона с секретными документами, которые являлись ключом к будущему советского ракетостроения. Уникальный архив Мишин доставил в Москву весьма оригинальным способом: чешские друзья готовили к отправке подарок товарищу Сталину — вагон пльзенского пива и легковой автомобиль. С этим грузом тайно и отправилась папка с секретными немецкими чертежами.
Самому же конструктору пришлось задержаться для изучения трофейной техники. В это же время по личному распоряжению Сталина в Германию направили инженеров Королева и Глушко, с которых досрочно, в июле 1944 года, была снята судимость. В советско-германском институте, созданном для работы над техникой, и состоялось знакомство Королева и Мишина. Это стало и самым большим его счастьем, и самой большой его трагедией.
По возвращении в Москву в августе 1946 года Мишин на без малого 20 лет остался бессменным заместителем Королева в новом конструкторском бюро ОКБ-1. По его признаниям, ученые часто ссорились, но один был беззаветно предан другому. Под руководством Королева Мишин оказался в числе разработчиков всех советских баллистических ракет.
Вскоре конструкторы начали разработку уникальной ракеты сверхтяжелого класса Н-1, призванной обеспечить превосходство Советского Союза в космосе. Давний конфликт Королева и Глушко разросся с новой силой: ученые не находили даже малейших соприкосновений в принципиальных вопросах, в результате чего Глушко отказался делать двигатели для новой ракеты. Мишин поддерживал своего руководителя, выступая против идеи его оппонента о применении опасного токсичного ракетного топлива. Но внезапно в 1966 году скоропостижно умирает Сергей Королев, и вся «лунная программа» тяжелым грузом ложится на плечи Мишина. Советские конструкторы были в шаге от победы, но «гонку» все же проиграли, уступив американцам. Мишин переживал поражение особенно тяжело.
Когда Королев был рядом, он, чувствуя его поддержку, всегда добивался своего. Те, кто близко знал Мишина, вспоминают, что в одиночку, без Сергея Павловича, конструктору было трудно противостоять давлению сверху. Именно оно и стало причиной трагедии с космическим кораблем «Союз-1». Гибель Комарова стала личной трагедией для Василия Мишина.
Через несколько лет произошла еще одна катастрофа: 21 июня 1971 года также при спуске аппарата «Союз-11», но уже по иной причине, погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Обстановка достигла максимального накала. 21 мая 1974 года Василия Мишина освобождают от должности главного конструктора. На его место назначают Валентина Глушко.
Отчаявшись, Мишин решается поставить точку не только в своей карьере, но и в жизни, и только вовремя услышанный совет не торопиться становится для него отправной точкой в новые свершения. Скоро у гениального конструктора появляется новое дело — кафедра проектирования и конструкции летательных аппаратов и уникальная учебная лаборатория в родном ему Московском авиационном институте, которая в настоящее время носит гордое название «Центр космонавтики имени Василия Павловича Мишина».
Василий Павлович старался никогда не держать обиды: не копался в прошлом, жил настоящим и держал себя в тонусе. В свободное время просил у младшей дочери учебники по математике и физике и с удовольствием решал задачи, как сам говорил, «чтобы мозги не ржавели». А еще любил слушать классическую музыку, хорошо в ней разбирался и регулярно посещал концерты в Московской консерватории.
Но больше всего на свете Мишин любил небо и ракеты. И ему не хватало того, что когда-то составляло смысл его жизни — испытаний, бессонных ночей, споров над чертежами. Поэтому до последних дней жизни Василий Павлович был в курсе всего, что происходило в космической сфере. Несмотря ни на что, выдающийся конструктор Мишин остался человеком высокого полета и одним из первопроходцев в области создания отечественной ракетно-космической техники.
Источник