Соседи Солнца
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. В ней 8 планет, многие из которых имеют спутники. В настоящее время ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5 — 5 млрд лет назад из газово-пылевого облака. Планеты делят на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.
Меркурий
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Свое название она получила в честь одного из древнеримских богов. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. Похожа на лунную и ее поверхность: те же многочисленные кратеры, горы. Слово «кратер» в переводе с греческого означает «большая чаша». Диаметры некоторых кратеров 200 км, а высота гор достигает 4 км. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400 °С. Меркурий практически лишен газовой оболочки — атмосферы. Спутников у него нет.
Венера
Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом.
По размерам Венера лишь немного меньше Земли. Она имеет плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура на Венере даже выше, чем на Меркурии, — до +500 °С!
Большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Обнаружены на планете и горные районы. В одном из таких районов возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. Спутников Венера не имеет.
Земля
Земля — это самая большая из планет земной группы. Она имеет атмосферу, образованную азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа. Более 70% поверхности Земли покрыто водой, чего не встретишь на остальных планетах. Но главное отличие Земли от других планет состоит в том, что только на ней есть жизнь.
Каково строение Земли? Как развивалась жизнь на ней? Как человек на протяжении веков осваивал и изучал Землю? Обо всем этом вы узнаете, изучив следующие разделы. А сейчас давайте познакомимся с ее спутником — Луной.
Луна — единственный естественный спутник Земли, самое близкое к ней и поэтому особенно хорошо изученное небесное тело. Среднее расстояние от Земли до Луны около 400 тыс. км. Луна практически лишена атмосферы и воды. Большую часть ее поверхности занимают обширные гористые области. Их называют материками. Высота некоторых из расположенных здесь гор достигает 9 км. Материки выглядят более светлыми. Более темные участки лунной поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой.
На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их — результат ударов метеоритов (космических камней) о поверхность Луны. Диаметр некоторых кратеров превышает 100 км.
Марс — красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе.
Поверхность Марса — пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Например, потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.
У Марса тонкая разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Они состоят из замерзшей смеси воды и углекислого газа.
Средняя температура на Марсе составляет -70 °С. Только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0 °С. На планете заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой.
Еще немного о планете Земля и ее соседях
Год на Меркурии составляет 88 земных суток. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает за 58,7 земных суток. Диаметр этой планеты 4880 км, а среднее расстояние до нее от Солнца 58 млн км.
Год на Венере длится 225 земных суток, а один оборот этой планеты вокруг собственной оси продолжается около 243 земных суток. Таким образом, сутки на Венере длиннее года! Диаметр Венеры 12 100 км. Среднее расстояние ее от Солнца 108 млн км. Атмосфера на Венере была открыта великим русским ученым М. В. Ломоносовым в 1761 г.
Год на Земле составляет 365 суток. Наша планета находится на расстоянии около 150 млн км от Солнца. Диаметр ее 12 742 км. Диаметр Луны 3476 км, она в 81 раз легче Земли. Луна — единственное пока небесное тело за пределами нашей планеты, на котором побывали люди.
Год на Марсе длится 687 суток, т. е. около двух земных лет. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает примерно за 24 часа, как и Земля. Марс находится на расстоянии 228 млн км от Солнца. Диаметр этой планеты 6790 км. Спутники Марса маленькие, они во много раз меньше Луны.
Проверьте свои знания
- Что такое Солнечная система?
- На какие две группы делят планеты?
- Какие планеты относят к планетам земной группы?
- Какая планета земной группы расположена ближе всех к Солнцу, а какая — дальше всех от него?
- Какая планета земной группы самая маленькая, а какая — самая большая?
- Назовите главное отличие Земли от других планет.
- Какие планеты земной группы имеют спутники?
Подумайте!
- Дайте сравнительную характеристику планет земной группы по плану: а) удаленность от Солнца; б) размеры; в) атмосфера; г) поверхность; д) спутники.
- Спутники планеты Марс носят названия Фобос и Деймос, что означает «страх» и «ужас». Почему именно так названы эти спутники?
- Кто и по какому поводу сказал: «Маленький шаг для человека, огромный шаг для человечества»?
В состав Солнечной системы входят 8 планет с их спутниками. Планеты делят на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиганты.
Источник
Соседи Солнца
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему
Презентация подробно рассказывает о планетах земной группы: Меркурии, Венере, Земле, Марсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sosedi_solntsa_powerpoint.pptx | 933.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы. Задачи: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
Солнечная система – это небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца: планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеорные тела и космическая пыль. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e6fc5c-0a01-022a-01f2-edd288f70cf7/view/
Планеты Солнечной системы
Планеты земной группы Меркурий Венера Земля Марс Планеты – гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун Планеты Солнечной системы
Меркурий Меркурий назван в честь древнеримского бога торговли, покровителя путешественников. Поверхность Меркурия покрыта кратерами, высота гор достигает 4 км. Температура на поверхности планеты достигает + 400 0 С. Солнечные сутки на Меркурии составляют 176 земных. Год на Меркурии составляет 88 земных суток.
Венера Венера названа в честь древнеримской богини любви и красоты. Это — самая схожая с Землёй планета по размерам, её диаметр меньше земного на 640 километров. Самая горячая планета Солнечной системы. Год на Венере длится 225 земных дней, день — 243 земных дня. Она вращается вокруг своей оси по часовой стрелке. Венеру можно видеть невооружённым глазом, она сияет ярче всех звезд. Поверхность покрыта холмистыми равнинами, есть и горные районы. Самая высокая точка Венеры вулкан Маат высотой 12км. Венера имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа, температура +500 0 С. Спутников нет.
Земля – самая большая планета земной группы. Атмосфера состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Возраст Земли — около 4 540 млн. лет. Единственная планета на которой есть жизнь. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа, а вокруг Солнца – за 365 суток. Земля имеет естественный спутник – Луну. Земля
Марс Планета названа в честь древнеримского бога войны. Поверхность Марса – пустыни, горы, кратеры. Самая высокая гора – потухший вулкан Олимп, высотой 27 км. Грунт Марса богат железом. Температура — 70 0 С, на экваторе около 0 0 С. Марс имеет два спутника – Деймос и Фобос, они меньше Луны.
Список источников основного содержания https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс 5 класс. -Москва: Дрофа, 2015; А.В. Перышкин . Физика 7 класс. – Москва: Дрофа, 2017.
Список источников иллюстраций http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e6fc5c-0a01-022a-01f2-edd288f70cf7/view/ ; https://kidsvisitor.com/media/event_images/93/37/93379e8a20a4cfcf73b5d632bd25a935a763feaa.jpeg ; https://www.rusdialog.ru/images/content/8b6f7c0916a8fceeb4b7c0f447d640a8.jpg ; https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система ; https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=af009bc942b79cc7d06b78cbeccea37c-l&n=13 ; http://900igr.net/up/datas/135463/006.jpg ; http://ispaceman.ru/wp-content/uploads/2013/08/Меркурий6.jpg ; http://ours-nature.ru/new_site/img/176227414/i_027.jpg ; схема (слайд 6) выполнена автором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин.
Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия.
Уроки по теме: » Соседи Солнца» ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: «Соседи Солнца»Презентация к урокам: «Соседи Солнца».
Тест к урокам по природоведению «Соседи Солнца».
Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику «География начальный курс. 5 класс » (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И.
Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах.
Источник
Конспект урока «Соседи Солнца» (5 класс ФГОС)
Урок в соответствии с ФГОС (урок по теме «Соседи Солнца» , 5-А класс)
Косминцева Л.П., учитель географии
МБОУ «Школа №4» №4, г. Муравленко.
Базовый учебник: География, начальный курс. 5 класс (авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
План – конспект урока по теме «Соседи Солнца»
Тип учебного занятия по дидактической цели – организационно-деятельностный урок
Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный информационный материал, «Памятка» по выполнению домашнего задания, учебник, компьютер с выходом в сеть Интернета, мультимедийный проектор, интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.
Практическая работа: «Освоение метода моделирования»
обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы;
выявить особенности планет – соседей Солнца.
развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.
обучающие : углубить знания о Вселенной и её планетах;
развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
воспитательные : формирование культуры общения при работе в группе.
Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока : урок исследования
Форма работы учащихся : коллективная, работа в группах.
Данный урок является первым в череде при изучении раздела географии «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.
Структура и ход урока.
Погружение в тему урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. (Слайд 1)
«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
— Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
— Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
— А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Слайд 5)
— Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца») (Слайд 6)
Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
— Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
— Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
— Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь! Для начала посмотрите видеоролик «Планеты Солнечной системы» . (Слайд 7, ссылка)
— Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? ( Слайд 8) ( К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? М едвежонок В етчину З акусил М алиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.
-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть! Суперфизминутка (Слайд-мультфильм) (Презентация №2)
3. Проектная работа
— Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности жизни на них. (Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы)
— Ребята, а теперь, внимательно посмотрите друг на друга, ни что вам ни напоминает ваша рассадка? ( Мы сидим так, как расположены планеты, по отношению к Солнцу. Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
— У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. (Устанавливаю в центр классной комнаты модель Солнца.) Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.
Дети разделены на четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:
«координатор» — организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
«контролер» — фиксирует время работы группы ( 15 минут )
«шкипер» — представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
«оформитель» — заносит отобранную информацию в таблицу.
Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»). «Контролер» фиксирует время работы.
Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
Представьте готовый проект по планете группы (выступает «шкипер»)
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
— Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам легче было справиться с работой, предлагаю ознакомиться с алгоритмом. (Слайд 9) .Все необходимое есть у вас на столах, на стенде-информаторе и на Рабочем столе Компьютера. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца на слайде представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете. ( Слайд 10)
Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки на столах и доске с информацией о планетах соседях Солнца, а так же Рабочий стол Компьютера.
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Характеристика планет Солнечной ситемы
Удаленность от Солнца
Особенности поверхности и температура планет
Мир живой и неживой природы
Облака с различными полосами,
Не имеет мезосферы
28 спутников. Самый большой Ганимед
4880 км и по массе схожа с Луной
Кратеры, горы, до
+ 400С из-за близости к Солнцу
Практически лишена атмосферы
Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500 C
Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа
Около 150 млн.км
Самая большая из планет земной группы – 12 742 км
Более 70 % поверхности покрыто водой
Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа
Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.
В два раза меньше Земли
6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли
Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа
Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом
Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны
Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Информаторы каждой группы представляют свою работу.
5.Оценивание работы внутри группы по алгоритму.
6.Домашнее задание (Слайд 11)
§ 10, проверьте знания, подумайте, сделайте вывод, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.
Но прежде чем выполнить домашнее задание, прочитайте, пожалуйста, Памятку по его выполнению.
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений. Документ Word, шрифт 12,межстрочный интервал 1,5
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
7.Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
— Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). — Наше путешествие подходит к концу!
Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? (Слайд 12) Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты — в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!
Источник